Доклад "Формирование у обучающихся устойчивых осознанных мотивов в трудовой деятельности"
методическая разработка по технологии (8 класс)

В докладе раскрываются пути формирования у обучающихся на уроках профессионально трудового обучения устойчивых осознанных мотивов к труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – специальная (коррекционная) школа № 9

Доклад на МО

«Формирование у обучающихся устойчивых осознанных мотивов в трудовой деятельности».

     

Автор – составитель:

Коваленко М.Ф.,

учитель трудового обучения

Мысковский городской округ

2019 год

В олигофренопедагогике разных направлений довольно рано сложилось положительное отношение к труду как к необходимому условию развития у умственно отсталых детей нравственных и эмоционально-волевых качеств личности. Как показывает опыт коррекционных школ, требуется особая, систематическая и длительная воспитательная работа, чтобы сформировать у умственно отсталых детей стойкий интерес к труду, трудовую дисциплину, уверенность в своих действиях, целеустремленность в труде и т.п.

Трудовое воспитание обучающихся предполагает формирование устойчивого положительного отношения к труду и интереса к выбранной профессии, стремление достичь высоких показателей в трудовой деятельности, бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего и общего труда, привычки к труду.

Под профессиональным интересом понимаются устойчивая социально-психологическая ориентация личности на определенный вид трудовой деятельности, которая проявляется в осознанном, эмоционально - волевом, положительном отношении к избранной профессии. А такое отношение личности к профессии выступает в диалектическом единстве и является важнейшим стимулом трудовой деятельности. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, возбуждает и аккумулирует энергию обучающегося, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности. Осознанный профессиональный интерес является гарантией добросовестного труда, в котором сливаются мотивы и цели трудовой деятельности. В конечном счете, он способствует формированию добросовестного отношения к труду. Поэтому формирование у обучающихся устойчивого интереса к избранной профессии, готовности продолжать обучение или работать после окончания школы по избранной профессии одно из важных направлений педагогического процесса. Профессиональный интерес выступает как один из глубоких внутренних мотивов трудовой деятельности. Он непосредственно влияет на успешность овладения специальностью. Обучение и воспитание обучающихся в коррекционной школе имеет свою специфику: здесь обучающиеся больше заняты физическим трудом, чем их сверстники в массовых школах. Начиная с 5 класса, они работают в учебных мастерских, непосредственно знакомятся с особенностями производства. Работа в мастерских требует выработки у обучающихся особых профессиональных качеств и развития сенсорных способностей, воспитания у них интереса и любви к технике, уважения к труду. Работа в учебных мастерских требует выработки у обучающихся высокой сознательности и особых профессиональных и волевых качеств. Формирование у обучающихс устойчивого профессионального интереса представляется важным с нескольких сторон: с воспитательной - интерес к профессии служит основной трудового воспитания, с дидактической - интерес к профессии есть один из наиболее сильных мотивов учения; с психологической - интерес к профессии вызывает моральное и эмоциональное удовлетворение учебно-производственной деятельностью. Интерес к изучаемой профессии способствует развитию способностей самостоятельно приобретать новые знания, вырабатывать профессиональные навыки и умения, что очень важно, когда быстро стареют знания, совершенствуется техника и сам технологический процесс. Во время учебы у обучающихся формируется основы профессионального интереса, включающей в себя: -понимания социальной ценности и величия труда. - интерес к  технике и стремление работать на ней; - трудолюбие, верность трудовым традициям старших поколений, потребность продолжать учебу или работать по избранной профессии.

Процесс профессионального самоопределения в ранней юности противоречив, сложен и динамичен. Вместе с тем ранний юношеский возраст - это пора активной деятельности. Для этого возраста характерна обостренная чувствительность на отношение к окружающим. В то же время подросток во многом строит свое поведение на основе самооценки и критического отношения к поступкам сверстников и взрослых. Стремление к самоутверждению себя как личности ради товарищей и взрослых - явление положительное и закономерное.

При рассмотрении наиболее эффективных методов и средств формирования интереса к профессии у обучающихся в процессе  теоретического и практического обучения целесообразно исходить в следующих положений: -при педагогически правильной организации учебного процесса интерес обучающихся к  профессии, вызывая у них удовлетворение выбором. Что в своем очередь непосредственно отражается на успешном овладении профессией. Расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональное потребности», удовлетворения которого способствует самоутверждению, укреплению уверенности в том, что избранная профессия имеет большое социальное значение. Теоретическое обучение должно вызывать у обучающихся потребность в практической реализации приобретаемых знаний, что связано с выработкой новых динамических стереотипов. Развития новых критериев по отношению к учебе, к окружающим сверстникам и взрослым. Побуждая интерес к знаниям  преподаватель дают тем самым психологический импульс для укрепления профессионального интереса. Профессионализация обучения связана с глубокими интеллектуальными и эмоциональными переживаниями обучающихся, вызываемыми изменениями, которые возникают и происходят в процессе учебно-трудовой деятельности. Трудовое обучение играет решающую роль в подготовке обучающихся к реальным условиям трудовой деятельности. Каковы же пути формирования устойчивого профессионального интереса у обучающихся в процессе учебно-трудовой деятельности? Известно, что формирование профессионального интереса протекает эффективно, если совершенная методика обучения сочетается с продуманной системой воспитания на основе комплексного подхода. Нельзя привить человеку устойчивый интерес к профессии, если не воспитывать его сознание, чувства, волю так, чтобы он ощутил себя связанным с профессией всем своим существом. Уроки профессионально-трудового обучения предоставляют широкие, и благоприятные возможности. Во-первых, при обучении профессии используется действующая техника, машины, оборудование; во-вторых, занятия в значительной степени индивидуализированы; в третьих - занятие состоит из нескольких уроков и поэтому не ограничено только учебным временем. Изучение передового опыта педагогов показывает, что процесс формирования у обучающихся профессионального интереса в ходе практического обучения включает в себя: воспитание любви к технике, бережного отношения к ней, развитие способности чувствовать технику, пони мать ее конструктивные особенности; раскрывать значимости и красоты труда; укрепление веры обучающихся в свои силы и возможности; воспитание у них чувства профессиональной гордости и рабочей чести. Характерной особенностью уроков профессионально-трудового обучения, проводимых учителями ПТО является целенаправленная учебно-практическая деятельность обучающихся на протяжении всего занятия. Для этого учитель до мельчайших подробностей продумывает весь ход урока, разрабатывает план урока, готовит необходимые приспособления, проверяет комплектность и исправность технического оборудования для проведения, определяет и конкретизирует деятельность обучающихся и свою на каждом этапе урока. Понятное и доступное объяснение педагога, четкий показ приемов выполнения рабочих операций, посильность задания - все это позволяет обучающимся успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобретать уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет важное значение для хорошего психического и эмоционального состояния воспитанника. Весьма ответственный этап в формировании профессионального интереса - переход обучающихся от теоретического обучения к результативному труду, когда ему доверяют станок или машину для самостоятельной работы. Такой педагогический подход помогает  преподавателю воспитывать интерес к профессии, опираясь на полученные обучающимися знания и его возможности.  Развитие профессиональных навыков и умений на действующей технике, делает процесс овладения профессией притягательным для подавляющего большинства обучающихся. Элемент соревнования, при выполнении обучающимися упражнений или учебно-производственных заданий педагогически разумно используемый учителем, вносит в практическую деятельность творческую радость, укрепляет и углубляет интерес к профессии.

Составной частью трудового обучения является производственная практика обучающихся. В период производственной практики обучающиеся  овладевают навыками овладения техникой, оборудованием, несут ответственность за результаты своего труда. Именно этот период является решающим этапом в формировании профессионального интереса у обучающихся.

Одним из важных условий овладения профессией является наряду с коллективными формами работы индивидуальное выполнение обучающимися  учебно-производственных заданий. Квалифицированный анализ сделанной обучающимся  работы служит для него показателем его  роста. Поэтому в воспитательных целях весьма важно, чтобы анализ был педагогически целенаправленным и доброжелательным. Деловой и тактичный разбор учителем работы обучающегося  вызывает у последнего реакцию на критические замечания в свой адрес, не озлобляет, а побуждает к настойчивому овладению трудовыми навыками и умениями. Проведение индивидуальных занятий, как известно, эффективно, когда учитель работает с двумя обучающимися. Опытные учителя стараются так подбирать обучающихся, чтобы один из них, более сильный, активно интересовался профессией. При выполнении задания слабоуспевающий, как правило, ориентируется на сильного. Испытывая затруднения при выполнении рабочих приемов и операций, такие обучающиеся стараются равняться по своему более сильному напарнику, прибегают в первую очередь к его помощи, чтобы не обнаружить своего неумения перед учителем. Таким образом, более слабые и менее интересующиеся делом обучающиеся в ходе занятий подвергаются двойному влиянию: учителя и своего товарища. Учителя непрерывно ищут и находят действенные методы и средства активизации трудовой  подготовки обучающихся на уроках трудового обучения, развития у них интереса к профессии. В этих целях разрабатываются и применяются программированные карточки на все задания . В них органически соединены теория и практика. Карточки-задания побуждают ребят проверять свои знания, приучают к самоконтролю, указывают им на пробелы, заставляют обращаться  к преподавателю, к сильным в учебе товарищам. Практический показ учителем приемов выполнения задания в рабочем и замедленном темпе сопровождается исчерпывающим объяснением. Рассказывая и показывая, учитель учит своих воспитанников правильно выполнять трудовые приемы и операции, соблюдать правила техники безопасности, прививает любовь к труду. На таких уроках трудового обучения усвоение знаний и выработка профессиональных знаний происходит продуктивно, обучающиеся проявляют подлинную заинтересованность в работе.

Заключение: Таким образом, формирование у обучающихся  устойчивого профессионального интереса к труду протекает более успешно, когда эта работа осуществляется комплексно. Именно комплексный подход к формированию профессионального интереса способствует решению задач трудового обучения и воспитания обучающихся .

Список использованной литературы

1. В. Г. Патракеев, Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. : Владос, 2003г.

2. Основы дефектологии, В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов, М.: Просвещение,1990 г.

3. Коррекционно – вспомогательное значение труда для психического развития, Б. И. Пинский, М. Педагогика, 1985 г.

4. М.Я. Любин «Воспитание интереса к профессии у учащихся « М «Высшая школа» 1985г.

5. Г.М. Дульнев, «Основы трудового обучения во вспомогательной школе», изд. «Педагогика», 1969г.

6. С.Л. Мирский, «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», М. «Просвещение», 1980г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у обучающихся

Предлагаемая работа, рассчитанная в основном на мастеров производственного обучения средних профтехучилищ, ставит перед собой цель познакомить и дать ряд практических советов о организации учебно-восп...

Изучение уровня мыслительных способностей обучающихся, творческого воображения, мотивов учебной деятельности

Анкетирование позволяет изучить уровень мыслительных способностей обучающихся: операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Изучение творческого воображения основано на критериях Гилфорда....

Развитие инновационной творческой деятельности и подготовка обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению.

Развитие инновационной творческой деятельности и подготовка обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению. Предмет «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»В этой программе систематизированы и даны в сж...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНЕТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Одним из главных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к дальнейшей общественной жизни. Эту возможность дают уроки профессионально – трудового ...

"Воспитание трудолюбия, формирование мотивов трудовой деятельности обучающихся, способствующих успешной адаптации в условиях рынка".

В докладе на тему: «Воспитание трудолюбия, формирование мотивов трудовой деятельности обучающихся, способствующих успешной адаптации в условиях рынка» освещается аспекты, сп...