"Воспитание трудолюбия, формирование мотивов трудовой деятельности обучающихся, способствующих успешной адаптации в условиях рынка".
методическая разработка

Булдакова Вероника Юрьевна

В докладе на тему: «Воспитание трудолюбия, формирование мотивов трудовой деятельности обучающихся, способствующих успешной адаптации в условиях рынка» освещается аспекты, способствующие выработке у обучающихся направленности на трудовую деятельность, развитию личностных качеств, способствующих успешной адаптации детей к условиям и требованиям производственной среды, способностью выбрать верную профессию, уметь общаться в трудовом коллективе, иметь желание и умение трудиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества».

Доклад на тему:

«Воспитание трудолюбия, формирование мотивов трудовой деятельности обучающихся, способствующих успешной адаптации в условиях рынка»

                                                 Подготовила педагог

дополнительного образования

Булдакова В.Ю.

 

           Идея воспитания трудолюбия сама по себе не нова в истории русской педагогики. Начиная с «Поучения детям» Владимира Мономаха и кончая сочинениями просветителя Н.И. Новикова, современника А.Н. Радищева, воспитание в детях трудолюбия было постоянной темой «рассуждений», «трактатов», литературных и педагогических рассуждений.

         Радищев подошел к изучению данной проблемы с общественно-политической и философской позиции. Он считал, что «свободный человек», будучи истинным сыном Отечества не может быть свободным от своих обязанностей по отношению к обществу, членом которого он является. Общество, в свою очередь, не может никому предоставить права быть бесполезным, так как от бесполезного человека к человеку вредному для общества не более одного шага.

        Социальную ценность человеческой личности мыслитель ставил в прямую зависимость от того, насколько человек своим личным трудом преумножает богатство общества, что никакой вид труда не должен быть презираем, если он полезен для общества, что никогда не бывает столь опасен человек, как тогда, когда он находится без дела.

        Необходимым психологическим условием воспитания трудолюбия я считаю добровольность труда, так как всё, что обучающиеся моих объединений (а это объединения «Макраме» и «Плетение из лозы»), делают без принуждения, они делают с прилежанием, рвением и очень качественно. И ещё, я стараюсь на свих занятиях сочетать труд с отдыхом, который также не должен быть бездейственным. «Труд должен выступать в качестве лучшей приправы к обеду воспитанника». Но какие бы методы я не применяла в деле воспитания трудолюбия у детей, чтобы добиться успеха, я считаю, что личный пример педагога – незаменим. Именно от педагога и окружающих взрослых. От нас ребёнок воспринимает привычки и манеры, добросовестное отношение к трудовой деятельности. Педагог дополнительного образования должен быть не только знающим и умеющим работать человеком, владеть практическими навыками, но и уметь ясно и четко объяснить тонкости ремесла. Ибо тот, кто сам умеет мастерить, сумеет увлечь другого, а также будет снисходителен к погрешностям, зная все трудности исполнения.

         Чтобы воспитать человека выносливого и трудолюбивого, нужно постоянно приучать его к трудовым требованиям, серьёзности трудовых отношений, так как лень ослабляет не только тело, но и крепость духа. Воспитывая физически крепких, трудолюбивых людей, нельзя забывать о чрезмерной физической и умственной нагрузке, так, как только умеренные упражнения и занятия укрепляют тело и служат «ко здравию и долгой жизни». Воспитывая в детях трудолюбие, мы формируем в них как мотивы трудовой деятельности, так и личностные качества, способствующие успешной адаптации обучающихся в условиях рынка. Поэтому труд воспитанников должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и самих детей, выступать источником познания и радости. Для этого надо не только вооружить учеников соответствующими знаниями и умениями, но и сформировать у них положительное отношение, действенные мотивы трудовой деятельности как основы их дальнейшего профессионального самоопределения. Это и составляет ядро психологической готовности к труду.

         Компонентами психологической готовности к труду является наличие обще трудовых и профессиональных знаний, умений и навыков. Личностные компоненты включают наличие положительного отношения к труду, потребности в нём, мотивы, выступающие в виде интересов; а также привычки, связанные с трудовой деятельностью, особенности эмоций, волевые усилия, которые обучающиеся прилагают как для преодоления сложностей, возникающих в процессе работы, так и для воспитания у себя требуемых качеств: самостоятельности, активности, аккуратности, умения работать в коллективе.

         Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Я считаю, что ученик может в полной мере применять свои знания, способности и умения в труде только тогда, когда ему интересно работать, когда труд вызывает у него положительные эмоции, позволяет проявить творческий подход к делу. В этом случае мы можем говорить о внутреннем принятии трудовой деятельности, о наличии мотивов труда, о том, что трудовые задания выполняются им не формально, не по принуждению, а в соответствии с потребностью трудиться, заинтересованностью в результатах своего труда. Кабинет для работы должен быть наполнен не только удобным рабочим местом и необходимыми инструментами, и приспособлениями, но и быть эстетически привлекательным. Для примера должны быть образцы различной сложности, а еще образцы, сделанные руками обучающихся и обязательно педагога. Это дает толчок и мотивацию для будущих достижений ученикам!

        

         От ведущих мотивов зависит направленность личности. Если ведущие мотивы связанны с трудовой деятельностью, то только в этом случае мы можем говорить о направленности обучающегося на труд. В поведении это выражается в том, что ученики любят трудиться, они способны сами спланировать свою деятельность и достичь в ней нужного результата. Кроме того, все эти характеристики сопровождаются ярко выраженным положительными эмоциями: удовлетворением от труда, радостью достижения намеченного результата.

         Результаты наблюдения показывают, что не у всех детей сформирована направленность на социально-необходимую трудовую деятельность. Для усиления такой мотивации необходимо наиболее активно вовлекать подростков в общественно-полезный, производительный труд, так как именно такой труд позволяет выполнять общественно-значимую деятельность, само утвердиться как личность, отвечает стремлению к освоению принципов и норм взаимоотношений в обществе.

        

         Для оптимизации процесса воспитания у детей осознанных и действительных мотивов социально необходимого труда, и в конечном счёте, психологической готовности к нему целесообразно использовать рекомендации, разработанные в психологии и которые я применяю в своей работе.

         Прежде всего, это воздействие на мотивационную сферу личности через разъяснения, убеждения и личный пример.

        Обучающиеся усваивают как бы в готовой форме вид, идеалы, побуждения к деятельности. Однако нельзя переоценивать значение такого пути, так как мотивация только через убеждение и разъяснение может привести к формальному знанию своих обязанностей. Другой путь, который я применяю на практике воспитания мотиваций – «взаимная проверка». Систематическая взаимная проверка ребятами качества выполняемой работы способствует воспитанию таких мотивов труда, как стремление выполнять дело добросовестно, заинтересованность в качестве выполняемой работы. Этот путь воспитания мотивации труда направлен, главным образом, на эмоциональную сферу, предполагает удовлетворение от результатов работы и является более эффективным.

         Воспитывая мотивацию трудовой деятельности, я использую комплекс бесед, мастер-классы, экскурсии на городские выставки, ярмарки, организую выставки работ внутри объединения. Цель подобных психологических воздействий в разъяснении особенностей производства, в ознакомлении воспитанников с его экономическими законами, с взаимоотношениями работников в процессе труда, взаимоотношениями с людьми творческого характера.

         Подростков, особенно младших, в труде привлекает возможность общения с товарищами и педагогом, перспектива совместного выполнения трудовых заданий. Поэтому для развития направленности на труд, я максимально использую межличностные взаимоотношения обучающихся. Наиболее полно эти взаимоотношения проявляются в коллективных работах. Это не только труд в группе, но и общие коллективные творческие работы. Поэтому при организации комплексного труда групп я учитываю личные симпатии и антипатии детей. Для их изучения я применяю методику социометрии, сущность которой – свободный выбор товарищей по группе для выполнения совместной деятельности.

         Кроме того, я считаю, что необходимо расширять возможности самоуправления в коллективе. Если младших учеников в группе привлекает общение, то старших – возможность самосовершенствования, применение своего характера и личностных качеств. Совместно со мной они сами оценивают, насколько самостоятельна была их работа на том или ином занятии, уровень своей дисциплинированности, инициативности.

         Немаловажным также является придание труду обучающихся творческого характера, что также должно совпадать с их желаниями, проверить свои способности, умения и знания в работе.

         Всё это способствует к выработке у обучающихся направленности на трудовую деятельность, развитию личностных качеств, способствующих успешной адаптации детей к условиям и требованиям производственной среды, способностью выбрать верную профессию, уметь общаться в трудовом коллективе, иметь желание и умение трудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...

Подготовка к профессионально-трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях СКОШИ № 4 (VIII вида).

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения т...

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Итоговая работа по блоку ИБ «Основные направления региональной образовательной политики" в Формирование социально – трудовых компетенций обучающихся при изучении раздела «Домашняя экономика"

Вданной работе представлена модель разработки урока-практикума « День святого Валентина». Данная разработка поможет формированию социально-трудовых компетенций у учеников 8х классов при прохождении ра...

Методы и приемы, используемые педагогом, способствующие успешной адаптации в образовательном процессе детей с множественными нарушениями развития

Используя термин "адаптация" применительно к образовательному процессу, чаще всего подразумевают временной период поступления детей в первый класс образовательного учреждения, который несомн...