Применение образовательных технологий – результат создания условий по формированию навыков исследовательской деятельности обучающихся.
статья на тему

Шерстюкова Вера Юрьевна

Предварительный просмотр:

28 марта 2014г.

Применение образовательных технологий – результат создания условий по формированию навыков исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовать значит видеть то, что видели все и думать так, как не думал никто.

Альберт Сент –Дьёрдьи.

Школьные программы так перегружены фактологическим материалом, что не хватает учебного времени для активной поисковой деятельности учащихся, требующей больших временных затрат. На уроках учитель чаще всего сам ставит цели и задачи, сам объясняет предметный материал, сам показывает, как решаются конкретно-практические задачи. Ученик должен либо запомнить и воспроизвести услышанное, либо использовать его в знакомой ситуации. Но есть такие виды деятельности, в которых индивидуальность школьников, их интеллектуальный, творческий потенциал раскрываются с максимальной полнотой: в первую очередь, проектная и исследовательская деятельность.

По оценкам преподавателей, школьники, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.

В исследовательской деятельности подростки вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации; испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у ребят формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов.

Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную ёмкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере.

Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Как выбрать тему исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы решить. Ученые утверждают, что умение найти проблему ценится выше, чем способность ее решить.

Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Куда летит пчела?

Почему бывают землетрясения?

Где зимуют раки?

Как тает снег?

Исследование и проектирование

Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект – это всегда решение какой-то практической задачи.

Формы организации исследовательской деятельности обучающихся:

  • элементы исследований в рамках учебных предметов;
  • элективные курсы;
  • группы дополнительного образования;
  • экскурсии, походы, экспедиции;
  • конференции и конкурсы;
  • клубы и молодежные объединения.

Ученические компетентности для исследовательской работы:

  • Умение работать с рекомендованной литературой,
  • Умение критически осмысливать материал, представленный в книге
  • Умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Требования к личности педагога, занимающегося НИР:

  • Педагог должен сам быть творческой личностью
  • Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
  • Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
  • Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
  • Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.

Этапы исследовательской деятельности

Этап 1. Подготовительный

Учащиеся:

  • изучают литературу,
  • занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения,
  • подбирают методики и необходимое оборудование,
  • заводят дневники.

Этап 2. Экспериментальный

В процессе  исследований, экспедиций, практик и других видов деятельности учащиеся:

  • проводят системные наблюдения,
  • занимаются сбором информации,
  • закладывают опытные ключевые участки, делают их описание.

     Этап 3. Камеральный

Осуществляется обработка образцов экспедиционных материалов:

  • определяется видовой состав,
  • создаются коллекции, гербарии и т.д.
  • составляются таблицы,
  • проводится математическая обработка результатов, построение диаграмм, карт, графиков.

Этап 4. Аналитический

Проводится работа по выявлению :

  • причинно-следственных связей,
  • закономерностей,
  • практических проблем;

Составляются рекомендации и предложения

Этап 5. Отчетный

Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:

  • введение (актуальность темы);
  • цель и задачи исследования;
  • план исследования;
  • литературный обзор;
  • экспериментальная часть (описание методик исследования, постановки эксперимента, изложение результатов, использование  комментариев,  чертежей, диаграмм, таблиц, фотографий);
  • выводы и предложения по работе;
  • список литературы.

          Этап 6. Информационный

Этот этап деятельности предусматривает ознакомление коллектива школы, населения микрорайона, органов власти, ведомств, служб, печати с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.

       Этап 7. Практический

Личное участие школьников в практической работе :

  • участие в реализации высказанных в работе предложений и рекомендаций;
  • участие с докладами на научно-практических конференциях, в конкурсах, выставках;
  • пропаганда  знаний (подготовка лекций, бесед, устных журналов, проведение экскурсий, разработка листовок, издание стенных и печатных газет, оформление выставок, проведение тематических вечеров, праздников);
  • участие в практических делах ( озеленение улиц, парков, забота о ветеранах, помощь  в составлении Книг памяти).

Формы представления исследования:

  • Публичный доклад или сообщение
  • Обсуждение результатов
  • Дискуссия
  • Публичная защита в форме лицензирования
  • Беседа и спор с оппонентами и коллегами.

Разделы содержательной части отчета по НИР:

  • Введение
  • Объект исследования (обзор литературы)
  • Методика исследования
  • Результаты исследования и их интерпретация
  • Выводы и предложения.

Проблемы исследовательской работы в школе:

  • Практическое использование полученных результатов
  • Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело
  • Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.

Критерии оценки:

  • Значимость проблемы, на решение которой направлен проект
  • Комплексность, полнота и объем проведенных исследований
  • Соответствие проекта заявленной теме и выбранной номинации, глубина проработки темы
  • Ступень творчества участия школьников в проведении исследований и в реализации программы практических действий

Как пробудить у школьника интерес к поисковой деятельности?

Основное общение ученика с учителем происходит на уроке. Как должен быть построен урок, пробуждающий интерес к поисковой деятельности? Среди технологий, позволяющих организовать такие уроки, особое место занимают открытые образовательные технологии. Их цель — научить школьников использовать приобретённые ими знания и умения в разнообразных ситуациях, вырабатывать умения принимать решения в проблемных ситуациях, развивать готовность к самообразованию.

Технологии открытого образования обладают рядом характеристик, позволяющих их отличать от остальных существующих способов обучения. Эти характеристики определяют особенности реализации этих технологий в учебно-воспи­тательном процессе школы.

К отличительным характеристикам открытых образовательных технологий можно отнести деятельностный характер обучения, интерактивную позицию учащихся, рефлексию в процессе обучения (и по окончании), самоопределение и выстраивание индивидуальной образовательной траектории, толерантное отношение ко всем участникам процесса.

К открытым образовательным технологиям сегодня относят следующие методы, стратегии и технологии обучения: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»; «Метод проектов»; «Дебаты»; «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащихся»; «Дидактический цикл»; «Технологию педагогических мастерских»; «Креативное письмо»; «Кейс-технология»; «Портфолио» и другие.

Названные технологии обладают общими чертами. Они:

• универсальны в применении: на занятиях по любому учебному предмету, для любого возраста, не только в обучении, не только в школе;

• личностно-ориентированы, гуманитарны, задают процессу обучения диалогичность, субъектность, смыслотворчество, создают условия для моделирования собственного мира;

• открыты к обсуждению путей и средств реализации образовательных потребностей, к их оформлению.

образовательны:

• способствуют созданию, поддержанию и развитию образовательной мотивации;

• формируют читательскую грамотность, умение концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию, взаимообучаться; воспитывают умение формировать и отстаивать свою позицию, умение вести диалог; самостоятельно осмысливать и систематизировать знаниевый ресурс;

• развивают готовность к самообразованию, осмыслению образовательных потребностей, по­строению индивидуальной образовательной траектории; способствуют образовательной ре­флексии, саморегуляции и самоорганизации ученика.

Эти образовательные технологии востребованы современным обществом. В условиях дестабилизации человек попадает в жизненные ситуации, которые развиваются «сами по себе». Заготовить алгоритмы решений всех возможных ситуаций невозможно, поэтому важно не давать ученику шаблоны решений, а готовить его к самостоятельной выработке решений в любой проблемной ситуации.

«Включение» проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательное пространство школы — актуальное, перспективное, результативное, но очень непростое направление в достижении образовательных целей. Оно требует системного создания специальных условий для работы начинающих исследователей, делает проблему повышения методологической, дидактической и технологической подготовки учителей ещё более актуальной.

Сайты на которых можно получить информацию об исследовательской работе в школе:

http://www.researcher.ru/ - «Исследователь.ru» Портал Исследовательской деятельности учащихся разработан совместно специалистами ФИЗТЕХА-ЦЕНТРА

http://irsh.redu.ru/— сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты.

http://www.future4you.ru  - Юность. Наука. Культура.

 "Общественная Малая академия наук "Интеллект будущего".