Подготовка к профессионально-трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях СКОШИ № 4 (VIII вида).
статья по теме

Тихомирова Светлана Сергеевна

 

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленных на трудовую подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихомирова Светлана Сергеевна

учитель 8-9 класса - комплекта

Муниципальное специальное

(коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными

 возможностями здоровья

Специальная (коррекционная)

 общеобразовательная

 школа – интернат №4 (VIII вида)

Подготовка к профессионально-трудовой деятельности

 обучающихся с ОВЗ в условиях СКОШИ № 4 (VIII вида).

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленных на трудовую подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Задачами трудовой подготовки обучающихся с отклонениями в развитии являются:

  1. воспитание мотивированного жизненнозаинтересованного отношения к труду;
  2. формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
  3. коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
  4. профессиональная подготовка к производственному труду.

Наиболее полно этим задачам отвечает образовательная среда нашей коррекционной школы  VIII вида. Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, её социализации и решению сопутствующих проблем: социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических.

Структура СКОШИ № 4 с профподготовкой обучающихся, воспитанников

Трудовое обучение и воспитание представляют собой систему, звенья которой тесно связаны, дополняют и взаимообусловливают друг друга. Трудовое воспитание  осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе  занятий общественно полезным и производительным  трудом, самообслуживания, во время кружковой работы.

Наряду с этим ведется коррекционная работа, которая выражается в формировании повышения уровня познавательной активности обучающихся и развития их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у наших воспитанников необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Профессиональная ориентация обучающихся школы в период общетехнической подготовки представляет собой следующий уровень трудовой подготовки, позволяющий решать проблему социально-бытовой реабилитации детей, готовить их к более правильному профессиональному определению.

Важным моментом профориентационной работы на этом уровне трудовой подготовки учеников является уточнение, конкретизация и дифференциация представлений обучающихся о профессиях. Путем различных трудовых проб на базе школьных учебных мастерских, внеклассных трудовых мероприятий и выполнения общественно полезного труда осуществляется плановая трудовая подготовка, разносторонняя информация о видах доступного труда, о требованиях рекомендуемых профессией к человеку, о социальной значимости профессий и условиях труда.

По окончании 9 класса воспитанники сдают экзамен по трудовому обучению, состоящий из 2-х этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия.

Выпускники 9 класса, успешно сдавшие экзамен по трудовому обучению, получают свидетельство государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Выпускники, имеющие глубокую умственную отсталость, по окончании школы-интерната получают свидетельство государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, квалификационный сертификат с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

Обучение в классах с углубленной трудовой подготовкой (10, 11, 12 классы) завершается аттестацией. Воспитанники сдают экзамен по полученной профессии, по результатам которого, в случае успешного усвоения программы трудового обучения, им присваивается квалификация по избранной профессии с выдачей свидетельства государственного образца. На сегодняшний день в школе профессиональная подготовка осуществляется по следующим направлениям:

№ п/п

код по перечню

профессии по ОК 016-97

срок обучения

ступень квалификации

1

16619

переплётчик

3

2

2

18874

столяр

3

2

3

19601

швея

3

2

4

17546

рабочий по уходу за животными

3

2

В нашей школе оборудованы отличные мастерские: швейная, столярная, переплётно-картонажная, для ковроткачества. Также имеется школьное подсобное хозяйство, где обучающихся готовят по профессии «Рабочий по уходу за животными». Углубленной профессиональной подготовкой наших обучающихся занимаются высококвалифицированные учителя трудового обучения.

Но над формированием профессионально-трудовых навыков у обучающихся, воспитанников работают все педагоги нашей школы на уроках и во внеурочное время. В своей работе по этому направлению я применяю цикл комплексных упражнений для коррекции и развития трудовых навыков у своих воспитанников, которые разделила на четыре типа.

  1. На развитие и коррекцию сенсомоторных процессов

Упражнение № 1

На тактильные ощущения материалов

После ознакомления с материалами визуально, учащимся предлагается с закрытыми глазами разложить материалы по группам их свойств (плотные – тонкие, массивные – лёгкие, гнутся, мнутся, упругие, жёсткие и т.д.)

Упражнение № 2

На силу воздействия инструментом или рукой на заготовку

Предложить учащимся на бросовом материале проделать работу инструментами вхолостую, а затем на результативность (строгание, ощущение хватки инструмента, посадка за рабочее место и т.д.)

Упражнение № 3

На отработку темпа и ритма работы

Под заданный ритм указки или метронома предлагается разложить палочки белого и черного цветов в разные коробки из общей кучки. Под определенные удары указкой задавать различные темпы и ритмы трудовых действий операции.

Упражнение № 4

На организацию рабочего места

В начале с открытыми, а потом закрытыми глазами разложить инструменты и заготовки на рабочем месте для удобства работы.

  1. На коррекцию речемыслительной деятельности

Упражнение № 1

Работа с карточками словаря на определённые понятия: операция, инструмент, деталь, материал. Ученикам предлагается разложить карточки и объяснить по ним значение слов-терминов.

Упражнение № 2

Составление из разрозненных фраз смыслового предложения.

Упражнение № 3

Работа с коллекцией деталей, материалов и заполнение перфокарт.

Упражнение № 4

Составление и решение словарных и текстовых кроссвордов.

Работа на компьютерном тренажере:

а) подбор слов по группам понятий

б) нахождение нужного слова и числа слов, представленных в списке

в) исключение лишних слов, не относящихся к изделию или технологической                  операции

г) устройство станков и машин

д) порядок организации работы на станках

Упражнения на проговаривание текста по плану работы, правилам и определениям

Упражнения с комментариями к прочитанному тексту инструкций и правил

  1. На развитие аналитико-синтетической деятельности.

Упражнение № 1

Работа с таблицами, где учащимся предлагается определить порядок трудовых действий операции, зарисовать схему распределения внимания при работе, отметить возможные виды брака и пути их устранения.

Упражнение № 2

Составить эскиз (чертеж) знакомого изделия и спланировать последовательность выполнения технологических операций.

 

Упражнение № 3

Заполнить предметно-технологическую карту по этапам предстоящей работы и её прокомментировать своими словами.

Упражнение № 1

Составление перфокарт, применение кодовографического метода обучения.

  1. На коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы

  1. Система мер поощрения и ответственности за нерадивое отношение к работе. В рамках нашей школы организована и успешно реализуется уже 6 лет экономическая игра «СКОШИк». Воспитанники имеют возможность за качественную работу в трудовых мастерских, на пришкольном участке, в классных кабинетах получать «СКОШИк», а затем приобретать на них различные сладости, канцелярские товары.
  2. Рассказы, беседы о людях труда и интересных работах на производстве.
  3. Организация бригадного метода работы. Много лет сотрудники ЦЗН г. Мончегорска на базе нашей школы организуют трудовые бригады.
  4. Экскурсии на производство и встречи с выпускниками и передовиками производства.
  5. Организация ежегодного конкурса «Лучший по профессии»
  6. Ежегодная организация недели труда и праздника Урожая.
  7. Воспитание чувства ответственности в работе и коллективизма труда.

В качестве методических средств повышения эффективности осознания трудовых действий использую таблицы и плакаты, фото и видеоматериалы, фиксирующие эталон рациональных приемов труда. В профориентационной работе использую методики:

  1. Методика Рокича «Ценностные ориентации». Цель: выявить ценностные ориентации воспитанников
  2. Опросник «Любите ли Вы? Нравится ли Вам?» Цель: определить ведущие интересы воспитанников.
  3. Методика Е.А.Климова «Определение типа будущей профессии» Цель: помочь воспитаннику определить предпочтительный для себя тип профессии.
  4. Проектный рисунок «Я через 10 лет», «Мои друзья через 10 лет»
  5. Опросник Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач» Цель: выявление отношения к различным видам стимулирования.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. – М., 2005. – 448с.
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М.: НЦЭНАС, 2003

Школьное образование

I –IV классы

Начальный этап обучения (образовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой)

V – IX классы

Продолжение обучения образовательным предметам. Вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность

X – XII классы

Классы-курсы с углубленной профессиональной подготовкой и минимумом часов, выделенных на школьный компонент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс.

Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Фартук», закрепление материала в форме практической работы. ...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...