Здоровьесберегающие методики,как одно из средств формирования активного словаря детей дошкольного возраста.
статья

Макшаева Марина Александровна

В статье говориться о том, что логопедия - важное звено ком­плекса здоровьесберегающих тех­нологий. Все систематически про­водимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздей­ствуют на коррекцию устной речи, на психофизическое развитие де­тей, имеющих нарушения речи. Выделены пять основных мето­дических приёмов и форм развития активного словаря с помощью дви­жения:

•    Логоритмика, как «терапия движением»

•    Артикуляционная гимнастика

•    Развитие мелкой моторики

•    Физкультурные минутки

•    Физическая культура

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_opyta_raboty.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДИКИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Кризисные явления в нашем обществе, загрязнение воздуха и воды, радиация в биосфере, неблагоприятная наследственность обуславливают повышение заболеваемости дошкольников, способствуют снижению их творческой активности, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении.

Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий её уровень - гипокинезия - один из серьёзнейших «факторов риска». В современном обществе становится всё меньше стимулов для естественных движений. Наши дети буквально «приросли» к телевизорам, компьютерам. Большую часть времени они проводят за уроками в школе и дома. В результате гипокинезия - лишний вес, снижение функций организма, различные заболевания.

Нарушение устной речи является распространённой патологией у современных дошкольников. Речевые расстройства напрямую связаны с психофизическим развитием. Задача - на логопедических занятиях подобрать такие формы и методы обучения детей-логопатов, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность дошкольников, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь.

Логопедия - важное звено комплекса здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздействуют на коррекцию устной речи, на психофизическое развитие детей, имеющих нарушения речи.

Выделяют пять основных методических приёмов и форм развития активного словаря с помощью движения:

  • Логоритмика, как «терапия движением»
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие мелкой моторики
  • Физкультурные минутки
  • Физическая культура

Главная задача логопедической ритмики - это содействие логопедической работе по коррекции речи детей путём использования различных упражнений, предусматривающих сочетание музыки, движения и речи. Система логоритмической работы имеет большое значение: для развития темпа и ритма речевого дыхания, орального праксиса, укрепления мимической мускулатуры, формирования фонематической системы, развития темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи,активного словаря.

Ритмическая способность - одна из базовых способностей человека. Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений - ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных .

Коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает формирование подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движений, воспроизведение движений по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

При формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звуков надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, другие, наоборот, с расслаблением.

Мышечная и эмоциональная раскованность - главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

На логопедических занятиях проводятся такие упражнения, которые способствуют развитию регуляции мышечного тонуса, например: упражнения «Волны» руками, «Волны» туловищем; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Умное эхо», «Тихо-громко»; упражнения для совершенствования навыков движений и действий в коллективе - игра «Сцепка вагонов»; игры «Осенние листочки», «Барабанщик» формируют у детей представление о темпе, понятиях «быстро» и «медленно»; игры «Паровоз», «Карусели» развивают умения соотносить темп речи и движений, темп речи и движений с темпом музыки.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. При отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Например, «Сказка о Весёлом Язычке», «Храбрый комар», «Прекрасная Обжора».

Для развития артикуляционной моторики на логопедических занятиях проводятся различные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например: «Прятки» - чередование плотно сжатых губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов; «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам; «Теннис» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки и др.

Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития и совершенствования основных речевых движений. Необходимо следить за качеством выполняемых движений, за точностью и правильностью, достаточным объёмом движения, техникой выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием мимики. Развитие мимических» мышц лица строится на использовании естественных мимических движений: «Плакса» - зажмуривание глаз; «Тигрёнок» - оскаливание зубов; «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг; «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба; и др. Важны упражнения для пальцев рук и кистей. Происходит развитие статической координации, развивается динамическая координация, двигательная память. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующими влияниями на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры гол. мозга.

  Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев полезна для подготовки руки к письму.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что влияние «импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области»

Среди дошкольников, нуждающихся в коррекционном обучении, чётко выделяются группы детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Каждая из этих групп детей имеет свои особенности речевых нарушений, часто сопровождающихся напряжениями тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Работа по формированию координации, силы и произвольности мелких движений пальцев рук на логопедических занятиях может осуществляться на четырёх уровнях:

  1. Уровень слухового восприятия звука, слова, фразы, текста.
  2. Уровень произношения изолированного звука, слова, звукосочетания (в форме звукоподражаний).
  3. Уровень произношения слова, фразы, стихотворного текста.
  4. Уровень произношения связных текстов и самостоятельной правильной речи детей.

Вначале дошкольники обучаются несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их. Так же дети обучаются элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Самомассаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Дети обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

У дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, поэтому содержание и ритм стихотворных текстов максимально приближен к характеру самого движения. Судя по тому, с каким интересом и удовольствием они выполняют, казалось бы, скучные двигательные упражнения, видно, что в воображении детей возникает конкретный образ, а значит, увеличивается объем слов активного словаря.

Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях нужно применять такую форму обучения, как рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь, увеличивает активный словарь и готовит руку к письму.

Поскольку дети данного возраста не могут длительное время сосредотачивать внимание, подвержены быстрому утомлению, то особенно актуальна такая форма работы, как физкультурные минутки.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно- психическое состояние.

Физкультурные паузы - главная форма физического воспитания детей с нарушениями речи. Цели проведения игровых упражнений: развитие ориентировки в пространстве и координации движений, улучшение осанки, развитие лексического строя речи, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, обучение самомассажу,увеличение объема активного словаря.

Физическая культура - это коррекционно-комплексная, лечебно-профилактическая форма воздействия на двигательную недостаточность, которую имеют дети- логопаты.

Физическое воспитание детей с нарушением устной речи играет зна- чительную роль в процессе коррек ционной работы и является одним из средств развития нарушенных функций. Дети любят подвижные игры, поэтому всегда с удовольствием выполняют задания логопеда и воспитателя. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, их настроения и от состояния здоровья. Для дошкольников это просто игра, а в результате - радостное настроение и хорошая мышечная нагрузка. На занятиях применяются такие игры, как «Узнай цветок по запаху» (цель: развитие обоняния и глубокого вдоха), «Четыре слова» (цель: расширение запаса имён существительных в активном словаре детей), «Найди себе пару» (цель: учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения, развитие зрительно- пространственной ориентировки), «Космодром» (формирует навыки ориентировки в пространстве и во времени).

Для формирования коррекции правильного звукопроизношения подходят игры «Космонавты», «Запятнай пару». Игры «Весёлая пчёлка», «Остров плакс», «Шарик» включают в себя элементы психогимнастики. Они учат детей направлять дыхание и внимание на определённые участки своего тела, напрягать и расслаблять мышцы. Обучение самомассажу происходит в упражнениях «Заводим машину», «Лепим красивое лицо», «Лебединая шея».

Таким образом, развитие двигательной и речевой активности детей с нарушением устной речи влечёт за собой развитие всей речевой системы, активизацию мыслительной деятельности, лучшее усвоение коррекционной программы. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них активного словаря при помощи здоровьесберегающих методик. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими активным словарем. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи, а это недостижимо, если ребенок не владеет активным словарём.


Литература

1. Лопухина И.Н. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.

М.:Аквариум, 1996-384 с.

2.  Нишева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. С-П. : «Дество-пресс.» 2004 г.

3.Потапчук А.А, Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников.

СПб.: Сфера,2009 г.

4. Подольская О.А . Сдоровьесберегающие методики в логопедической работе // Логопед в детском саду. 2009г. №4.

5.Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. Москва «Гном-Пресс»

1999 г.  

6.Ткаченко Т.А.  Учим говорить правильно. Система коррекциии общего недоразвития речи у детей 6лет. М.:  « Гном и Д»,2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевальная терапия как средство коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Данный материал рассматривает проблему тревожности детей дошкольного возраста, а также выделяет танцевальную терапию как эффективный способ коррекции....

Методическая разработка "Игры для развития активного словаря ребенка дошкольного возраста".

Если вы не знаете, чем развлечь ребенка на прогулке, в очереди, в поликлинике, да еще и с пользой для малыша, то эти игры для вас, родители! Они не требуют подготовки и дополнительного времени, но спо...

"Благотворительная ярмарка как одна из форм формирования моральных качеств детей дошкольного возраста"

«Благотворительная ярмарка «У добра нет границ »как одна из форм формирования моральных качеств у детей».И.О.ДашутинаМБДОУ №142 г.Иркутск воспитательБлаготворительность стала заметной частью совр...

Семинар-практикум "Сказко - и музыкотерапия как средство формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста".

Полная версия семинара. Представлены когнитивный и практический блоки. Целевая аудитория: педагоги ДОУ....

Развитие активной речи детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей развития их речи и речевых возможностей. Ведь ребёнок рождается, не умея говорить. А в процессе своего развития он должен овладе...