О некоторых типичных ошибках при выполнении исследовательских работ студентами колледжа.
статья

Лобанова Ольга Владимировна

О типичных ошибках, встречающихся в исследовательских работах студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayl_1.docx9.05 КБ

Предварительный просмотр:

О некоторых типичных ошибках при  выполнении исследовательских работ студентами колледжа

Исследовательская деятельность позволяет студенту постоянно обеспечивать осознанное и полное усвоение учебного материала. Приобретая навыки исследовательской работы, студент, а в дальнейшем современный, конкурентоспособный и высококвалифицированный специалист, может индивидуализировать свою подготовку, формировать и воспитать такие качества, как компетентность, самостоятельность, творческий подход к делу, особенно формировать умение непрерывно обучаться, обновлять свои знания.

Исследование - вид познавательной деятельности, заключающийся в целенаправленном изучении малоизвестных или неизвестных явлений и фактов, получения новой информации о чем-либо.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, независимо, в какой области оно выполняется, имеет подобную структуру. Такой порядок является обязательной нормой проведения исследовательской деятельности.

 Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося. студента).

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) - социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно четко. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и студент должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах могут  быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Цели организации исследовательской деятельности:

  • в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности;
  •  в старшей школе – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;
  •   в профессиональном образовании – повышение культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования.

Студенты нашего колледжа  ежегодно участвуют в научно-практических конференциях и конкурсах с представлением исследовательских работ. В таблице ниже приведены наиболее часто встречающиеся недостатки по подготовке и оформлению работ.

Требования к структуре работы:

Недостатки в работах  студентов

1.Определение темы работы

Тема должна быть конкретна, интересна, решаема, иметь реальную пользу (повышение уровня знаний)

Тема излагается очень кратко

   

2.Краткая аннотация работы

Представляет собой краткое описание работы на простом языке с указанием элементов новизны проведенных исследований и полученных результатов (объем не более 10 строк)

               

             +

3. Введение

Введение является важной составной частью работы. Здесь представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень её изученности). Введение  отражает следующую логику рассмотрения текста:

  • актуальность темы работы -почему важно исследовать эту тему, чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;
  • постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие;
  • разработанность исследуемой проблемы- обзор литературы по данному вопросу;
  • цель - то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Требование к  формулированию цели: она должна быть проверяема, конечна. Цель, как правило, ставится одна (иногда две).В качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно(изучение, анализ и т.п.)
  • основные задачи отражают последовательность достижения цели. Задачи -это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.
  • методы решения основных задач -это те способы деятельности, которыми будет пользоваться обучающийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов от 1 до 3.Объем ведения составляет 1-3 страницы.

           

                +

Затрудняются в постановке проблемы.

Рассматривают мало источников.

Определяют непроверяемые цели, ставят много целей.

Поставленные задачи не отражают последовательность достижения цели.

Не всегда могут обосновать правильность выбора методов.

4.Описание работы

Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (главы) . Части текста отражают этапы работы. В конце каждой структурной части основного текста должен быть сформулирован вывод. Вывод находится  в последнем абзаце текста (выделяется только расположением)

Расположение данных в форме таблиц является одним из наиболее эффективных средств  их подготовки для сравнения и оценки. Главная цель составления таблицы -сжатое представление и систематизация данных.На одной странице не должно быть более 1-2 страниц, они не могут располагаться друг за другом, без разделяющего их текста. Таблицы большого объема переносятся в приложение. Анализ таких таблиц проводится со ссылкой на приложение.

             

Несоответствие содержания и выводов

                     

5.Заключение

Основная задача заключения –отразить, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть результат действительно получен.

Результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы и четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Не связывают цель с результатом работы.

6. Литература

Список источников информации завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.

Используют литературу старше 5 лет, неправильно оформляют список литературы.

7.Приложения

Работа может включать в себя приложения- материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К ним относятся следующие материалы:

  • различные положения, инструкции;
  • схемы, графики, диаграммы;
  • бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;
  • иллюстративный материал

Все приложения нумеруются (без знака ) и должны иметь тематические заголовки. В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.

               +

Приложения нумеруют (со знаком )

Примечание: знак «+» обозначает выполнение требований.

Следует отметить, что после изучения методических рекомендаций по оформлению работ и индивидуальных консультаций студенты свободно ориентируются в данном вопросе.

Литература и другие источники:

Харитонова С.И.: требования к содержанию и оформлению исследовательских работ школьников // Практика административной работы в школе.-2013.-1.-с.46-48

Оформление исследовательской работы -Режим доступа:

http://do.gendocs.ru/docs/indeх-91092.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типичные ошибки при выполнении заданий части С теста ЕГЭ по химии

Каждый сдающий ЕГЭ по химии должен быть готов к тому, что на выполнение экзаменационной рабо­ты, состоящей из трех частей и включающей в себя 45 заданий, отводится 3 астрономических часа, или 180 мину...

"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...

"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОБД. 02. Иностранный (английский язык)

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОБД. 02. Иностранный (английский язык). В методических рекоменда...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами колледжа по дисциплине ОГСЭ. 03. Иностранный (английский язык) для специальности 23.02.04

Данные методические рекомендации предназначены для студентов колледжа при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный (английский язык) для обучающихся по специа...

Статья: О некоторых типичных ошибках в речи учителя.

Влияние родного языка на речь учителя. Примеры типичных ошибок в речи учителя при формулировании указаний и распоряжений....