ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: Типичный ошибки при выполнении задания 27
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Шувалова Ольга Олеговна

Рекомендиции по выполнению задания 27

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания С5

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный долг»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном долге.
  2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребность»? Составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.
  3.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «законодательная власть»? Составьте два предложения, содержащие информацию о законодательной власти.
  4. Имущественные отношения могут возникнуть в результате заключения какой-либо сделки. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «сделка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о сделках.


Предварительный просмотр:

Политика

Власть – это волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти.

              -  это способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой               стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя  к сотрудничеству или нет.

              - это механизм организации и регулирования совместной деятельности.

Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Государственная власть – это один из видов власти в обществе. Где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить его стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти.

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленных конституцией.

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Унитарное государство – это единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Федеративное государство – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.

Конфедеративное государство - это постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

Политическая система общества – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.



Предварительный просмотр:

Социальные отношения

Социальная дифференциация – (от лат. differetia – разница) – это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают разное положение в обществе.

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования, престижа – между различными стратами и слоями населения.

Страта – (от лат.stratum – слой, настил) – реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).

Социальная стратификация – это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Класс – это большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов.

Социальная мобильность (фр. Mobile -  подвижный) – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Маргиналы (лат. marginalis – находящийся на краю) – индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.

Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Социальная структура общества – это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей.

Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Род – группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Социальный контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Санкции – любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Девиантное поведение (лат. deviation – отклонение) – социальное поведение несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Делинквентное поведение (лат. delinques – совершивший проступок) – нарушение норм, попадающее под категорию противоправного действия.

Социальный статус (лат. status – положение, состояние) личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Семья – социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

 



Предварительный просмотр:

ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: Типичный ошибки при выполнении задания 27

Задание-задача № 27: сложности подготовки и выполнения
Задания второй части являются самыми сложными в экзамене по обществознанию и потому требуют не только специальной теоретической подготовки, но и практической, в ходе которой необходимо научиться правильно записывать ответ.
Задание 27 представляет из себя задание-задачу высокого уровня сложности, в котором проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. При выполнении задания требуется уметь анализировать представленную информацию, объяснять связи социальных объектов и процессов, формулировать и аргументировать самостоятельные суждения, оценочные и прогностические, делать выводы.
В зависимости от содержания можно выделить следующие варианты задания 27: задачи, содержащие проблемное высказывание; задачи, в которых смоделирована ситуация экономического, правового, бытового или иного характера; задачи, представляющие конкретный социальный факт или явление.
Следует внимательно отнестись к вопросам задания-задачи 27 и увидеть сколько элементов должно быть в ответе. Несмотря на то, что максимальный балл за это задание не изменился и даёт 3 балла, последние годы демонстрируют, что задание усложняется, вопросов в задании становится больше (больше трех), только выполнение всех элементов позволит получить максимальный балл.
Пример. В государстве происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества. В ходе социологических опросов было установлено, что в стране в период с по г. ежегодно на росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников. Социологические опросы показали, что в стране преобладают семьи демократического типа. Государство включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество?
Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные?
Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)
Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что унитарное государство?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. ответ на первый вопрос: к обществам постиндустриального/информационного типа;
2. ответ на второй вопрос: гуманизация образования;
3. ответ на третий вопрос, например: муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами); все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку); решения по семейным вопрос там принимаются совместно; (Могут быть приведены другие характеристики.) (Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух или более характеристик.)
4. ответ на четвёртый вопрос: государство включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью.

К сожалению, в КИМ вопросы не выделяются с красной строки, а значит по невнимательности или в спешке ученик может не заметить все элементы и, не выполнив по этим причинам задание полностью, не получит максимальный балл. Таким образом, помимо теоретических знаний следует уделить время отработке навыков по внимательности, чтобы исключить подобные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типичные ошибки при выполнении заданий части С теста ЕГЭ по химии

Каждый сдающий ЕГЭ по химии должен быть готов к тому, что на выполнение экзаменационной рабо­ты, состоящей из трех частей и включающей в себя 45 заданий, отводится 3 астрономических часа, или 180 мину...

Типичные ошибки в решении задания С1(потеря корней, появление «посторонних» корней)

В презентации для подготовки к ЕГЭ по математике представлены решения двух заданий (тригонометрических уравнений), где подробно рассмотрены возможности появления посторонних корней и  потери корн...

О некоторых типичных ошибках при выполнении исследовательских работ студентами колледжа.

О типичных ошибках, встречающихся в исследовательских работах студентов....

Тема: «Анализ выполнения заданий части С и типичные ошибки, допускаемые обучающимися в процессе выполнения задания С8. Методические рекомендации по их устранению»

Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для сам...

статья "Характерные ошибки при выполнении заданий ГИА"

В  данной статье рассматриваются характерные ошибки, которые могут быть допущены при выполнении заданий ЕГЭ и ОГЭ.-...

Доклад на районном семинаре учителей иностранных языков на тему «Типичные ошибки при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку»

Типичные ошибка при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку и меры, приминяемые на уроках английского языка для  их предотвращения....