Подготовка к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Цуцкиридзе Варвара Владимировна

В 2002 г. в общеобразовательных учреждениях России впервые была апробирована новая форма государственной (итоговой) аттестации по математике выпускников основной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_podgotovka_k_gia.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 

Подготовка к ГИА

Выполнила Бывшева В.В.

Нижний Новгород

2012 г.


Содержание:

1. Что такое ГИА

2. Подготовка к ГИА 

3. Литература


1. Что такое ГИА

В 2002 г. в общеобразовательных учреждениях России впервые была апробирована новая форма государственной (итоговой) аттестации по математике выпускников основной школы.

Целями государственной итоговой аттестации являлись оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по математике и дифференциация их по готовности к обучению в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы проводится на основе системы контрольных измерительных материалов, принципиально новых по сравнению с теми материалами, которые использовались для оценки учебных достижений выпускников при традиционных формах экзамена.

Экзаменационные материалы разрабатывается на основе следующих документов:

- Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»);

- Государственный стандарт основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

В соответствии с этими документами одной из важнейших задач обучения математике в основной школе является усвоение каждым обучающимся той совокупности знаний, которая предусмотрена требованиями к уровню подготовки выпускников.

По подходам к определению содержания экзаменационной работы новая форма государственной (итоговой) аттестации по математике выпускников основной школы является аналогичной единому государственному экзамену.

Варианты состоят из трёх модулей: «Алгебра», «Геометрия» «Реальная математика».

Следует заметить, что трудность для выпускников обусловлена не только особенностями проверяемого учебного материала, но и спецификой умений, которыми необходимо овладеть для выполнения этих заданий,

Проведение государственной (итоговой) аттестации в новой форме позволило выявить определенные пробелы в знаниях выпускников по некоторым разделам курса математики основной школы, поэтому на каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы: с выбором ответа, на установление соответствия, с развернутым ответом. Важно подчеркнуть, что предлагаемые задания должны предполагать различные виды деятельности учащихся,  следовательно, и различные уровни их сложности.

     


2. Подготовка к ГИА

        Подготовка к ГИА должна быть направлена на формирование умения работать с различными видами тестовых заданий, рационально планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы ее оценивания.

        Систематическая работа учителя при подготовке учащихся к ГИА требует большой подготовки.

        Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче выпускного экзамена по математике в форме ГИА  выделяют следующие компоненты:

  • Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.).
  • Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету,  умение решать тестовые задания).
  • Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности  для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Основываясь на  выделенных  компонентах, отнесем к актуальным вопросам подготовки к ГИА следующие:

  • Организация   информационной работы по подготовке выпускников к ГИА.
  • Мониторинг качества.
  • Психологическая подготовка учащихся к ГИА.

Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА  обеспечивает повышение эффективности и качества результатов  экзамена. Под комплексным подходом понимают целенаправленное сотрудничество администрации, психолога, учителя-предметника, учащихся и их родителей.

Содержание информационной деятельности по вопросам ГИА

В информационной деятельности по подготовке к ГИА выделяют три направления:

  1. Информационная работа с педагогами.
  2. Информационная работа с учениками.
  3. Информационная работа с родителями.

Содержание информационной работы с педагогами.

Эту работу в образовательном учреждении проводят Директор, заместители директора, руководители методических  объединений.

  1. Информирование учителей на производственных совещаниях:
  1. Нормативно-правовыми документами по ГИА
  2. О ходе подготовки к ГИА в школе, районе, городе и области.
  1. Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
  1. Проведение пробных экзаменов по ГИА, обсуждение результатов пробных экзаменов.
  2. Творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА (на методическом  совещании или конференции в школе)
  3. Выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся).
  4. Психологические особенности девятиклассников.
  1. Педагогический совет  по теме: «Подготовка к государственной итоговой аттестации  учащихся 9 классов».
  2. Направление учителей на районные, городские и областные семинары и курсы по вопросам ГИА.

Содержание информационной работы с учащимися

  1. Организация информационной работы (в  форме инструктажа учащихся):

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

- расписание работы кабинетов информатики (часы свободного доступа к ресурсам   сети  Интернет).

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ГИА.

3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

4) Пробные внутришкольные экзамены ГИА.

5) У заместителя директора по УВР:

-      папка с материалами по ГИА (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы  сети Интернет по вопросам ГИА, рекомендации по подготовке к экзаменам).

- информационный стенд с пособиями по подготовке к ГИА.

Содержание информационной работы с родителями учащихся

  1. Родительские собрания:

- информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи выпускных экзаменов, информирование о ресурсах сети Интернет;

- ознакомление родителей с нормативными документами по подготовке к ГИА;

- информирование о результатах пробных  внутришкольных экзаменов ГИА;

- о пункте проведения экзамена и о подготовке к пробным внутришкольным экзаменам ГИА в школе.

2) Индивидуальное консультирование родителей (учителями-предметниками, классным руководителем, педагогом-психологом).

Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА

№ п/п

Название

Электронный адрес

1.

МО и Н РФ

www.mon.gov.ru

2.

Российский образовательный портал

www.school.edu.ru

3.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

www.fipi.ru

4.

Московский институт открытого образования (МИОО)

www.mioo.ru

5.

Открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий

www.mathgia.ru

6.

Федеральный портал «Российское образование»

www.edu.ru

7.

Портал о пособиях по подготовке к КИА, об  экзаменационных билетах

www.alleng.ru

Система мероприятий по повышению качества подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА включает следующие направления деятельности:

  • Посещение администрацией уроков учителей-предметников, осуществление методической помощи.
  • Включение в планы работы деятельности ШМО вопросов по подготовке к ГИА, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации.
  • Индивидуальные и групповые  консультации учителями-предметниками для учащихся.
  • Привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов сети Интернет   по подготовке к ГИА.
  • Широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу школьного курса математики.
  • Психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных образовательных маршрутов по подготовке к ГИА.

Мониторинг качества образования

Особое внимание в процессе деятельности образовательного учреждения по подготовке к ГИ А занимает мониторинг качества  обученности по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по материалам ГИА. Мониторинг качества образования – это комплекс  информационно-оценочных средств и  структуированных процессов по поводу состояния качества системы образования (В.И. Воротилов, В.А. Исаев). Мониторинг качества образования должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ГИА,  отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, отметок пробных внутришкольных экзаменов ГИА. Работа проводится заместителем директора по УВР, руководителем ШМО и учителями-предметниками. Заместитель директора по УВР, ответственный за подготовку и проведение ЕГЭ и ГИА,  анализирует отметки параллели 9 классов, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит  сведения об отметках родителей учеников 9 классов.  Такая работа проводится  совместно с учителями-предметниками, классными руководителями. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования будущих отметок  на экзамене.

Работа ШМО учителей естественно-математических дисциплин по подготовке к ГИА

Подготовка к итоговой аттестации – это комплекс приобретенных знаний, умений и навыков учащимися. Работа ШМО направлена на то, чтобы  учителя и учащиеся были готовы к этому испытанию.

- Работа учителей-предметников начинается с обсуждения и анализа итогов предыдущей  ГИА  и разработке плана работы в новом учебном году.

- Обобщается опыт учителей школы успешно подготовивших учащихся в предыдущей итоговой аттестации.

- Разрабатываются планы  элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий, направленных на подготовку учащихся 9 классов к ГИА.

- В ходе подготовки к ГИА проводятся пробные работы с дальнейшим обсуждением их результатов.

- Вырабатываются рекомендации учителям-предметникам по подготовке учащихся к ГИА.

- Обсуждаются вопросы с курсов повышения квалификации ГОУ ДПО ЧИППКРО и районных, городских  и областных семинаров по подготовке к ГИА в 2011-2012 учебном году.

- Изучаются и обсуждаются приказы и методические письма МО и Н РФ, МО и Н Челябинской области, методические рекомендации разработчиков КИМ ГИА, опубликованных на сайте Федерального института педагогических измерений.

-   Готовятся, обсуждаются и утверждаются экзаменационные билеты.

- Постоянно  включаются  вопросы по контролю текущих отметок по предметам, отметок за контрольные работы, отметки промежуточных аттестаций, результатов пробных экзаменов.

Работа с классным руководителем

Классный руководитель является связующим звеном цепочки: учитель-предметник – ученик – родители ученика. Именно классный руководитель осуществляет следующие важные функции:

  • Сводит воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к ГИА.
  • Сделать все необходимое для создания у родителей учеников положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса.
  • Продумать социально-психологическое сопровождение ребенка.
  • Постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя защищенным.

         Действия, направленные на подготовку   учащихся к ГИА, должны быть согласованными, требования к  ученикам – едиными.

Очень важно  организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы  педагогического коллектива по подготовке  обучающихся и их родителей к ГИА.   Все педагоги , работающие в выпускных классах, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.      

Каждый педагог заинтересован в результатах  своей деятельности, в частности в успешной сдаче его учениками выпускных экзаменов. Без совместной деятельности с классными руководителями 9 классов   это  невозможно выполнить.    

Работа с родителями  учеников

Необходимо шире использовать возможности родительского комитета. Родительский комитет планирует, готовит и проводит всю совместную работу      по установлению контактов с родителями учеников данного класса.

Одно из направлений совместной работы родительского комитета и учителей-предметников, ведущих учебные занятия в данном классе – информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги школы, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов и ГИА как новой форме аттестации их детейи критериях оценивания и т.д.

        Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

К сожалению, научно-методические службы не обеспечивают школы новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.

В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.

Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе.

  1. Изменение тематического планирования. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
  2. Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
  3. В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
  4. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
  5. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Остановимся подробнее на 4 и 5 пунктах.

Изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя к качеству  контроля, является необходимым условием повышения качества обучения.

Не секрет, что в настоящее время контроль  ослаб, стал формальным, поэлементный анализ контрольных работ практически исключён из практики учителей. К тому же, использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое.

Проверочные работы учитель составляет в соответствии с обязательными требованиями к уровню знаний по данной теме.
Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне.


Литература:

1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.

2.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит “уметь учиться”. М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2006.

3.  Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Рослова Л.О. Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки // газета “Математика”, издательский дом “Первое сентября”, № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 2010 год.

4.  Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.

5.  Лысенко Ф.Ф. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2010. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион – М., 2009.

6.  Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.

7.  http://ege2012.mioo.ru – сайт Московского института открытого образования “Статград”.

8.  http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX  классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации  в 2012 году (в новой форме) по математике.

9.  http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы  для проведения к государственной итоговой аттестации  выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2012 году (в новой форме) по математике (алгебре)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...