Методическая разработка открытого урока. Обобщающее занятие по теме "Неопределенный интеграл. Спобы вычисления"
методическая разработка (11 класс) по теме

Мудренко Галина Александровна

 Открытый урок "Неопределенный интеграл. Спобы вычисления" разработан для студентов 2 курса, учитывая основные положения коллективного способа обучения, объяснительно-иллюстративной технологии, технологии взаимного обучения и ИКТ. На данном уроке студенты подводят итоги изучения темы. Здесь они повторяют, обобщают  основные теоретические положения, закрепляют и систематизируют основные методы и приёмы вычисления неопределённого интеграла, учатся применять знания при решении конкретных практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_neopredelennyy_integral.doc578 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

образовательное учреждение  

среднего профессионального образования

 «Навашинский судомеханический техникум»

Методическая разработка открытого урока 

Обобщающее занятие по теме:

       

                                                                           Преподаватель

Мудренко Г.А.

2013г.

Пояснительная записка

        

        Новое образование состоит в постоянном поиске методов и приёмов созвучных времени, которые так организуют жизнь обучающегося, что в дальнейшем он сможет спокойно, самостоятельно строить свою жизнь. Чем бы наши студенты ни занимались в будущем, хотелось бы видеть их свободными этичными и интеллектуальными личностями. В соответствии с этим желанием   стараюсь строить и стиль диалоговой работы на уроке, и использование математических способностей и достижений студентов при изучении математики. Студенту должно быть интересно на уроке, интерес – это синоним мотивации.

        Данный открытый урок разработан для студентов 2 курса, учитывая основные положения коллективного способа обучения, объяснительно-иллюстративной технологии, технологии взаимного обучения и ИКТ. Раздел «Теория интегрального исчисления» является одним из самых сложных для восприятия разделов математики. Это обусловлено сложностью самого материала, слабо сформированной школьной базой по данному вопросу и ограниченным количеством времени на его изучение на первом и, особенно на втором курсах. На данном уроке студенты подводят итоги изучения темы. Здесь они повторяют, обобщают  основные теоретические положения, закрепляют и систематизируют основные методы и приёмы вычисления неопределённого интеграла, учатся применять знания при решении конкретных практических задач. Целепологание урока проводится через цитирование  высказываний великих людей. Ход занятия сопровождается демонстрацией слайдов по каждому этапному моменту урока. В конце урока предлагается тестирование с самооценкой. Ребята имеют возможность высказать свои впечатления об уроке короткими фразами и пожелания на будущее. Открытый урок рассчитан на 90 минут с дальнейшим его обсуждением.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МАТЕМАТИКА

Курс, специальность :  2 курс, гр. С-212  специальность 150415                     

Тема урока        

Обобщающее  занятие по теме «Неопределённый интеграл. Способы вычисления».

Цель урока        

Повторение, систематизация и применение  знаний по теме «Неопределённый интеграл».

Задачи урока

Обучающие:

Повторить, углубить и систематизировать знания,  полученные ранее на  занятиях по данной теме.        

Развивающие:

Развивать умения и навыки решать задачи.        

Воспитательные:

Стремиться к воспитанию навыков  вычислительной культуры при решении задач, внимательности,  аккуратности и трудолюбия.

Технические средства обучения        

Компьютер, презентация, таблица интегралов, комплекты заданий для студентов.

Вид учебного занятия        

Обобщающий урок

Применяемые технологии        

Коллективный способ обучения, объяснительно-иллюстративная технология, технология взаимного обучения, ИКТ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        1. Организационный момент (2мин.)

        Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Откройте тетради, запишите дату и тему занятия. Тема: «Неопределённый интеграл. Способы вычисления». Отметим отсутствующих.

        2. Мотивация учебной деятельности (Целевая установка). (8мин.) 

        Деятельность преподавателя: Организовывает целеполагание через цитаты, обосновывает межпредметные связи данной темы с теплотехникой и физикой, формирует алгоритм проведения занятия.

        Неопределённый интеграл имеет большое практическое  применение. С его помощью можно вычислить: путь, пройденный точкой, работу переменной силы, силу давления жидкости и газа, координаты центра тяжести, массу стержня.

        Таким образом, интеграл принадлежит к числу математических понятий, происхождение и развитие которых тесно связано с решением прикладных задач.

 

        Как вы думаете, какое из высказываний, которые вы видите на экране(слайд 2),  более всего подходит к теме нашего занятия?

 «Недостаточно только получить знания, надо их систематизировать и найти им достойное приложение». Гёте И. (Немецкий поэт и мыслитель18 века.)

«Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.» Дистервег А.(Немецкий педагог и политик 19 века.)

«Повторение – мать учения». (Русская народная пословица.

- Кто бы из вас и выбрал 1 высказывание?                      Почему?

- Кто бы из вас и выбрал 2 высказывание?                      Почему?

- Кто бы из вас и выбрал 3 высказывание?                      Почему?

1-й студент: Мне понравилась пословица. Я считаю, что одной из целей занятия должно быть повторение пройденного материала.

2-й студент: Мне больше понравилось первое высказывание И.Гёте. Я считаю, что нам нужно кроме повторения ещё всё разложить по полочкам, т.е. систематизировать знания и умения.

3-й студент: А я считаю, что все три высказывания подходят к теме нашего занятия, и мы должны сегодня повторять, систематизировать и применять

знания на практике.

Вы выбрали все три? И правильно! Значит целью нашего занятия будет: Повторение, систематизация и применение  знаний по теме

 «Неопределённый интеграл».

Задачи урока: (слайд 3)

Обучающие:

Повторить, углубить и систематизировать знания,  полученные на ранее проведенных   занятиях по данной теме.        

Развивающие:

Развивать умения и навыки решать задачи        

Воспитательные:

Стремиться к воспитанию навыков  вычислительной культуры при решении задач, внимательности,  аккуратности и трудолюбия.

Технические средства обучения:        

Компьютер, презентация, таблица интегралов, комплекты заданий для студентов.

Вид учебного занятия        

Обобщающий урок

Применяемые технологии        

Коллективный способ обучения, объяснительно-иллюстративная технология, технология взаимного обучения, ИКТ.

3. Немного истории (сообщения студентов об интегральном исчислении), (слайд 4-9) (7мин.)

4. Актуализация опорных знаний  (12мин.)

Деятельность студентов

Повторение темы: Фронтальный опрос (слайд 11-13)

Основные методы интегрирования

  1. Табличный.
  2. Сведение к табличному преобразованием подынтегрального выражения в сумму или разность.
  3. Интегрирование с помощью замены переменной (подстановкой).
  4. Интегрирование по частям.

5. Обобщение и систематизация знаний (решение задач) (слайд 14-17, 19) (27мин.)

Деятельность студентов        

Поочерёдно выходят к доске решать задачи. Решения учащиеся записывают в тетрадях, работающий у доски комментирует выполняемые действия.

Деятельность преподавателя        

  1. Какие  свойства  неопределенного  интеграла  следует  применить, решая  следующие  задачи?

        Следит за правильностью решения задач, отвечает на  возникшие вопросы.

        Проверка поэтапного решения задач производится с помощью слайдов.

        Все способы интегрирования имеют целью свести интеграл к табличному.

        Способ подстановки заключается в следующем: заменяют новой переменной такую часть подынтегральной функции, при дифференцировании которой получается оставшаяся часть подынтегрального выражения.

Совместно разбирается пример.(слайд 18)

6. Применение знаний и умений, в новой ситуации (слайд 21) (8 мин.)

Деятельность студентов        

Самостоятельная работа (решение задач)

Деятельность преподавателя        

Контролирует правильность  выполнения  задания

7. Интеграл принадлежит к числу математических понятий, происхождение и развитие которых тесно связано с решением прикладных задач. (слайд 22-24) (8 мин.)

Деятельность преподавателя

Разобрать решение задачи: Из эксперимента известно, что скорость размножения бактерий пропорциональна их количеству. За какое время количество бактерий увеличится в m раз по сравнению с начальным? 

8. Контроль усвоения темы (тестирование) (слайд 25)  (9 мин.)

Деятельность студентов        

Выполняют тест, оценивают их и выставляют самооценку.

Деятельность преподавателя        

Поясняет, как пользоваться тестами, в конце даёт ключи к правильным ответам.

9. Домашнее задание (слайд 26) (2 мин)

Содержание домашнего задания (карточки с опережающим заданием на применение определенного интеграла в физике)        

10. Рефлексия (4 мин.) (слайд 27)

Деятельность студентов        

Отвечают на вопросы преподавателя по достижению целей, делятся впечатлениями об уроке.

Деятельность преподавателя        

Задаёт вопросы  о достижении целей урока, о трудностях, возникших на уроке у студентов.

11. Подведение итогов занятия (3 мин.) (слайд 28-30)

Деятельность преподавателя

(Слайд 28)          А в заключении урока ещё одна загадка:

  • «Что есть больше всего на свете? – Пространство.
  • Что быстрее всего? – Пространство.
  • Что мудрее всего? – Время.
  • Что приятнее всего? – Достичь желаемого!»

Автор: Фалес ( ок.625-547 г. до н.э.).

        Фалес Милетский имел титул одного из семи мудрецов Греции, он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и, вообще первым по всем наукам в Греции. Он был тоже для Греции, что Ломоносов для России.

         Я желаю вам, ребята, всегда достигать желаемого. И чтобы на уроках математики наши желания совпадали: решённые задачи и хорошие оценки.

Выясняет распределение оценок среди студентов за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Основные формулы интегрирования (таблица интегралов):

  1. ;
  2. , (n);
  3. ;
  4. ;
  5. ;

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Раздаточный материал

Непосредственное интегрирование.

Интегрирование методом замены переменной.

Интегрирование

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МАТЕМАТИКА

Курс, специальность :  2 курс, гр.С-212  специальность:  150415                       

Тема урока        

Обобщающее  занятие по теме «Неопределённый интеграл. Способы вычисления».

Цель урока        

Повторение, систематизация и применение  знаний по теме «Неопределённый интеграл».

Задачи урока

Обучающие:

Повторить, углубить и систематизировать знания,  полученные ранее на  занятиях по данной теме.        

Развивающие:

Развивать умения и навыки решать задачи.        

Воспитательные:

Стремиться к воспитанию навыков  вычислительной культуры при решении задач, внимательности,  аккуратности и трудолюбия.

Технические средства обучения        

Компьютер, презентация, таблица интегралов, комплекты заданий для студентов.

Вид учебного занятия        

Обобщающий урок

Применяемые технологии        

Коллективный способ обучения, объяснительно-иллюстративная технология, технология взаимного обучения, ИКТ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент (2мин.)

2. Мотивация учебной деятельности (Целевая установка) (8мин.)

3. Немного истории (сообщения студентов об интегральном исчислении) (7мин.)

4. Актуализация опорных знаний  (12мин.)

Повторение темы: Фронтальный опрос

5. Обобщение и систематизация знаний (решение задач) (27 мин.)

6. Применение знаний и умений, в новой ситуации (разноуровневое задание) (8 мин.)

Деятельность студентов        

Самостоятельная работа (решение задач)

7. Решением прикладных задач (8 мин.)

Разобрать решение задачи: Из эксперимента известно, что скорость размножения бактерий пропорциональна их количеству. За какое время количество бактерий увеличится в m раз по сравнению с начальным? 

8. Контроль усвоения темы (9 мин.)

9. Домашнее задание (2 мин.)

Содержание домашнего задания (карточки с опережающим заданием на применение определенного интеграла в физике)        

10. Рефлексия (4 мин.)

11. Подведение итогов занятия (3 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Методическая разработка для урока-практикума по решению задач по химии «Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей»

Задачи на вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей,- традиционный компонент самостоятельных, контрольных работ по химии в 8-11-х ...

Методическая разработка открытого урока по теме "Обработка материалов индивидуальной фотографии рабочего дня "практическое занятие

При индивидуальной фотографии рабочего дня наблюдатель изучает использование времени одним рабочим в течение рабочего дня или другого календарного периода....

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные  в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА. Тема занятия: "Правила обращения с плёнками и фотобумагой".

Как вы знаете, до появления цифровой фотографии фотоаппараты были только с пленкой. И чтобы получить снимок, надо было проявить пленку, а потом ее напечатать. Происходило это в фотолаборатории. Н...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА. Тема занятия: Изменение акцентов снимка при помощи кадрирования и формата, гаммы и других средств.

Изменения  в снимке служат улучшению фотографии, переносят главное внимание с неважного элемента на важный (переносят акцент), тогда снимок становится ярче, выразительнее. В какой из программ, им...

Методическая разработка открытого урока «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»

laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...