Разработка кружка "Юный журналист"
материал по теме
разработка содержит материал для работы кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_zhurnalist.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кокинская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Заместитель директора по учебно –
воспитательной работе МБОУ
«Кокинская основная общеобразо-
Вательная школа»
_______________
«___»_________________ 2012 г.
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
Руководитель
Балобанова С.В.
2012год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИзменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа социально-педагогического направления и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся 6-9 классов.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет;
- экскурсии;
- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет;
- подготовка статей.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность занятий – 1 час. Занятия проводятся по расписанию.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры
Тематический план занятий:
№ п/п | Название темы | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Кол-во часов всего | Примечания |
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | |
2. | История российской журналистики. | 1 | - | 1 | |
3. | Журналистика как профессия. | 2 | - | 2 | |
4. | Функции журналистики. | 1 | - | 1 | |
5. | Требования к журналисту. | 1 | - | 1 | |
6. | Формирование жанров журналистики. | 1 | - | 1 | |
7. | Знакомство с оформительским делом. | 2 | 4 | 6 | |
8. | Экскурсии. | 1 | 3 | 4 | |
9. | Написание статей. | 1 | 4 | 5 | |
10. | Анализ материалов периодической печати (нравственные, патриотические, эстетические проблемы журналистики) | - | 2 | 2 | |
11. | Выпуск газет. | - | 6 | 6 | |
12. | Клубный день. | - | 2 | 2 | |
13. | Итоговое занятие. | - | 2 | 2 | |
11 | 23 | 34 |
Содержание образовательной программы
1-2. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
3-4. История российской журналистики. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
5-6. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста.
7-8. Журналистика как профессия. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
9-10. Журналистика как профессия.
Экскурсия в редакцию газеты «Вперед». Знакомство с этапами выпуска газеты.
11-12. Функции журналистики:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определенных групп;
- формирование общественного мнения.
13-14. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
15-16. Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокое знание в области литературы, философии и др.
- владение литературным языком.
17-20. Формирование жанров журналистики:
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
21-22. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру.
23-24. Написание публикаций выбранного жанра.
25-26. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
27-28. Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
29-30. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Попробовать самостоятельно подобрать на выбранную тему иллюстрации для оформления газеты
31-32. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
33-34. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
35-36. Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.
37-38. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
39-40. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.
41-44. Обучение работы на ПК, печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
45-46. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.
47-52. Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
53-54. Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
55-56. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.
57-58. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов.
59-60. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
61-62. Школьный сайт. Эстетика и дизайн. Просмотр материалов школьного сайта.
63-66. Оформление пробного сайта на выбранную тему.
67-68. Экскурсия.
69-72. Написание статьи по итогам экскурсии.
73-74. Обсуждение материалов периодической печати. Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Подбор различных статей по теме, их обсуждение.
75-76. Экскурсия в районный краеведческий музей.
77-80. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина».
81-82. Обсуждение материалов периодической печати. Нравственные вопросы в прессе. Обзор газет. Чему надо уделять внимание.
83-86. Написание статьи на заданную тему.
87-88. Клубный день. Приглашение на занятие всех желающих учеников, родителей. Знакомство с творческими успехами членов объединения «Юный журналист».
89-90. Экскурсия в ТРК г. Н. Оскол. Беседа с корреспондентами. Различия и сходства в работе журналистов и корреспондентов.
91-92. Анализ материалов периодической печати. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи.
93-96. Написание статьи освещающей успехи новооскольских учеников на областных и международных конкурсах.
97-98. Клубный день. «Газета – это новости жизни». Как корреспонденты добывают материал. Как определить актуальность темы. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты.
99-102. Итоговое занятие. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.
103-104. Презентация «Портфеля творческих достижений».
Методическая литература для педагога.
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
- Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
- Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
- В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Методическая литература для детей.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Информационные ресурсы.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;
стулья: 16 штук.
Технические средства: компьютеры, фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.
Документы и материалы,
с учётом которых составлена программа:
- Закон РФ «Об образовании» от 1992 г.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 7 марта 1995 г. №233.
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
- Инструкция по технике безопасности.
- Устав МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа».
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | дата | Тема урока | примечание | минимум |
1 | Вводное занятие. | Знакомство с планом работы кружка. | Знать о правилах работы в кружке | |
2 | История российской журналистики. | Выпуск первой газеты в России. | Знать о влиянии газеты на общество. | |
3-4 | Журналистика как профессия. | Беседа об особенностях труда журналиста. | Иметь представление о профессии журналиста. | |
5 | Функции журналистики. | Знать о функциях. | ||
6 | Требования к журналисту. | Знать о требованиях. | ||
7 | Формирование жанров журналистики. | Знать о жанрах, уметь распознавать. | ||
8-9 | Знакомство с оформительским делом. | Изучение шрифта. | Знать о видах шрифта, уметь оформлять | |
10 | Изучение шрифта. | |||
11 | Упражнения в написании современным шрифтом. | |||
12-13 | Иллюстрированное оформление газет. | |||
14 | Экскурсии. | Уметь писать статьи по итогам экскурсии. | ||
15-16 | Написание статьи по итогам экскурсии. | |||
17 | Обзор газет. Чему надо уделять внимание. | |||
18-19 | Написание статей на заданную тему. | Уметь грамотно оформлять статьи | ||
20-22 | Редактирование статей. Выпуск статей. | |||
23-24 | Анализ материалов периодической печати. | Нравственные, патриотические, эстетические проблемы журналистики. | Умети видеть проблемы журналистики | |
25-26 | Подготовка газет к печати. | |||
27-28 | Редактирование газет. Оформление. | |||
29-30 | Выпуск газет. | |||
31-32 | Клубный день. | Как корреспонденты добывают материал. | ||
33-34 | Итоговое занятие «Мои успехи в журналистике». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Мастерская школьного журналиста"
Школьная газета – это чудо и обыденность…Информационная роль газеты велика, но ещё больше образовательная и воспитательная! Современные информационные технологии должны стать инстру...
Методическая разработка занятия-игры «Мы журналисты»
Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования обществе...
Посвящение в журналисты
Посвящение в журналисты - это внеклассное мероприятие, проведенное специально для ребят, вступающих в ряды журналистов школьной газеты. Здесь вы найдете не только сценарий мероприятия, но и приложения...
Разработка профориентационного мероприятия по теме «Профессия - журналист »
Цели:Популяризация объединения «Журналист» социально-педагогической направленности центра дополнительного образования.Задачи:- формирование представления о профессии журн...
Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся"
ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в ва...
Методическая разработка урока истории в 8 классе по теме "Самодержавная Фелица- журналист".
Педагогическая технология «Технология личностно - ориентированного обучения».Тип урока- открытие новых знаний.Раздел программы- Российская империя при Екатерине II (урок29), та...