Гении рождаются в глубинке
материал по теме

Савина Нина Семеновна

Жизнь и творчество композитора,педагога Н.В.Кошелевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ved.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Гении рождаются в глубинке».

«Был объявлен конкурс на создание Гимна Республики Мордовия. Создание гимна – это очень трудный и многоэтапный процесс. Гимну предъявляются особые требования, которых не бывает для других произведений.  Поэт Сергей Васильевич Кинякин написал текст гимна…- рассказывает Нина Кошелева. Конкурс шел три года. На суд жюри было выставлено девять вариантов. После каждого прослушивания оставалось все меньше и меньше, потому что действовали по методу исключения. Компетентная комиссия тайным голосованием выбрала вариант Нины Васильевны Кошелевой – зашифрованный. Фамилию автора еще не знал никто. Когда объявили имя победителя, она не смогла сдержать слез.

Да, все слышнее и слышнее ее голос. Все больше музыки. Она у композитора доверительна, гуманна, искренна. Слушая эту музыку, хочется быть доброй уважительной, лиричной. Нина Васильевна всю свою жизнь посвятила композиторской и педагогической деятельности. Ею создано более 200 произведений различных жанров: балет, оратория, кантаты, сюиты для симфонического и камерного оркестров, вокальные, инструментальные, хоровые сочинения, музыка к театральным спектаклям, произведения для детей и песни. Ее сочинения широко исполняются профессиональными самодеятельными артистами, горячо любимы слушателям.

 А начиналось все так.

 Нина Васильевна Кошелева  родилась 1 июля 1952г. в глубинке  Мордовии, в селе  Вертелим  Старошайговского  района. По национальности - мордовка. В семье было шестеро детей; Нина была пятым ребенком. С первых дней жизни она была окружена богатейшей народной музыкальной средой. Ее мама Евгения Гурьяновна, была выдающейся носительницей певческой мокшанской традиции. У нее был грудной, матовый низкий голос. Она могла петь, варьировать, знала фольклор, обычаи, традиции. Знала очень много народных песен. Удивительно, что она помнила все тексты длинных песен до конца. Нина  вместе с мамой часто пели в два голоса. Вертелим пятидесятых годов 20в.  можно назвать незамутненным источником народной культуры с сохранением крестьянского быта, наполненным языческим духом земли. Вот в такой среде росла Нина Кошелева.

Как музыкально- одаренную девочку, родители устроили ее учится в музыкальную школу – интернат г. Саранска, который ей стал вторым домом, где она постигла не только мир музыки, но и училась вышивать, вязать. И вот, хотя  неожиданно, в школе-интернате преподаватели разглядели в маленькой девочке способности композитора. И происходит то, что должно было произойти – она сочиняет! Постепенно делает для себя открытия, начинает осмысливать происходящее по – другому и радоваться этому. Она ищет свой путь самовыражения. Как бы само – собой предполагалось, что Нина должна была продолжить в училище им Л.П.Кирюкова. Она и поступила на теоретическое отделение. Училась легко и с удовольствием. И там она продолжала  сочинять. Не систематически, а больше для души, по вдохновению. Она уже тогда понимала, что для подлинной свободы и воплощения творческого замысла необходимо профессиональное мастерство, владение техникой композиции.

 И вот новое испытание – консерватория. Целый пласт жизни – насыщенный, трудный, но запоминающийся. Для нее открылся мир большой музыки. Именно здесь сложился профессиональный стержень композитора, определилась авторская индивидуальность. Ей поистине повезло. Судьба свела ее с большим, самого высокого профессионального уровня педагогом – Борисом Николаевичем Трубиным. Месяц за месяцем овладевала Нина с его помощью музыкальными науками, техникой композиторского письма. Был момент, когда музыка не шла, не писалась. Но Борис Николаевич уже поверил в незаурядные способности своей ученицы. Ему импонировало, что у нее свой взгляд на мир, индивидуальный образный строй, своя манера сочинения. Он знал, что если все это есть, то налицо рождение таланта.

И он был прав. Мучительно, не скоро, но музыка пришла. Не все гладко шло во время учебы. Но сколько было за это время написано!  Четыре пьесы для флейты и фортепиано, три обработки мордовских народных песен для голоса и фортепиано, струнный квартет в двух частях, цикл «Мокшанские песни» для голоса и струнного квартета, кантата «Мордовские песни для  голоса смешанного хора и симфонического оркестра в пяти частях, и, наконец, дипломная работа  - балетная сюита «Алена Арзамасская» в четырех частях.  Известность пришла внезапно. Просто однажды, о ней заговорили, стали прислушиваться ко всему, что ею было уже написано. Много позже композитор Борис Трубин, анализируя музыку своей ученицы, напишет: «Для ее сочинений  характерны  глубокая, национальная почвенность, трепетный лиризм. Своим творчеством она возвращает народу им же  созданное, но обработанное руками не только мастера, но и большого художника». Она будто принесла в своих нотных тетрадях, в своих звуках, в своих мелодиях  восходы и закаты родины, запахи ветра и шум пшеничного поля, плеск воды и безмолвие неба над крышей ее родного дома.

Музыковеды отмечают национальную самобытность ее сочинений, а проще говоря – любовь к родному народу, а каждый народ неповторим во вселенной. Музыка хорошего композитора продлевает жизнь народа, и в истории, и в реальном времени. Во всяком случае музыкальные сказки  Нины Кошелевой  «Серебряное озеро», «Козни Ведявы» и многие другие ее произведения,  связанные с национальной тематикой, оберегают мордовский народ. Нина Кошелева музыкой бережет свой народ, давший ей жизнь, язык, свое неповторимое многоголосие, свою открытость земле и небу, свою душевность. Счастлив тот народ, о котором судят – созерцая скульптуры Степана Эрьзи, картины Федота Сычкова, слушая песни Михаила Яушева и  музыку Нины Кошелевой. Песня Мокши, напевы лесов, мелодии земляничных полян – все это в музыке Нины Кошелевой, в музыке волнительной, как сама Мокша, могучей – как божественный мордовский лес, солнечной и сочной – как июльская земляника.

Особое место в творчестве Нины Кошелевой занимает музыка для детей. Круг образов детских песен и хоров наполнен темами родины, природы, материнской любви. В них много задора, смешных эпизодов из детской жизни. В 1994 году выходит сборник избранных сочинений Нины Кошелевой, куда вошли двадцать детских песен и хоров.  Осенью  2006г. вышел  второй сборник  «Сембодонга  мазыняй» (32 детских песен на мокшанском, эрьзянском и русском языках, созданных в содружестве с поэтами В. Мишаниной, И. Девиным, А.Дорониным, А. Ежовым и др.

И вот, наконец, авторский сборник избранных сочинений Нины Васильевны «Услышь мою песню». В этом сборнике обработки мордовских народных песен, песен для детей, песни – откровения, песни – молитвы и лирические песни. В каждой из них  глубокая любовь к родному краю, к его лесам, лугам, дубравам. В них щемящая грусть и беззаботная радость. Эта музыка, которая идет от сердца, от души, музыка полная любви.

 За создание высоко -  художественных произведений, вошедших в сборник, Нина Кошелева удостоена Государственной премией РМ.

Композитор активно сотрудничает с драматическим театром. Среди ее работ: музыка к спектаклю Мордовского государственного театра драмы «Лес шуметь не перестал» (по одноименному роману К.Абрамова), «Кудатя» Н. Голенкова – Национальный театр, «Козни Ведявы» А. Пудина, музыкальная сказка «Серебряное озеро», балет «Алена Арзамасская».

С творчеством Н.В. Кошелевой  знакомы  не только в Мордовии, но и далеко за ее пределами. Произведения Кошелевой звучат в концертных залах Москвы, Санкт – Петербурга, Омска, Казани, Нижнего Новгорода и  в других городах. Она является постоянным участником фестивалей музыки композиторов Поволжья. Неоднократно участвовала в фестивалях «Композиторы России – детям», Международном фестивале «Московская осень», «Волга – река мира». Нина Васильевна представляла музыкальное искусство Мордовии за рубежом на международных фестивалях в Венгрии, Финляндии, Эстонии, Латвии.

Она с трепетом и тревогой ждет встреч со слушателями, которым бережно несет свое новое, только что созданное произведение. Иногда долгими часами не отходит от инструмента, будоража соседей многоэтажки звуками нарождающейся музыки. Пишет, пишет, пишет; одну мелодию лиричнее другой. Бьется над достижением глубины, выразительности и художественного совершенства произведения.

В настоящее время Нина Васильевна живет и трудится в г.Саранске. У нее прекрасная семья: муж –Николай Васильевич Немечкин ( по профессии – хирург) и двое детей Василий и Ольга. Она преподаватель музыкального училища им. Л.П.Кирюкова, председатель Союза композиторов  Мордовии, член Союза композиторов России, Лауреат премии комсомола Мордовии, Лауреат премии им. Д.Шостаковича Союза композиторов России, Заслуженный деятель искусств РМ, Лауреат Государственной премии РМ, Народная артистка РМ, Лауреат премии Главы РМ.

В мероприятии прозвучали следующие произведения:  Государственный  гимн Республики Мордовия, «Кафта Ежуфт»  сл. В.Мишанина, «Нармоннятне лиеда»   сл. В. Корчеганова, «Сембодонга  мазыняй» сл.  С. Кинякина,  «Панжи лайме порась» сл.М.Безбородова,  «Маень  вальс» сл. И.Кудашкина, «Вирь» сл. М.Безбородова,  «Кода кельгонькшнень» сл. П. Черняева,  «Минь масторсонк».

Министерство образования Республики Мордовия ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Внеклассное мероприятие « Гении рождаются в глубинке» (о творчестве Н.В.Кошелевой)

                                                         Подготовила: Савина Н.С.

Зубово-Поляна, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы "Гениями не рождаются" работа с одаренными детьми

Выступление на ГМО учителей гуманитарного цикла с темой "Гениями не рождаются" по системе работы с одаренными детьми...

Интеллектуальный калейдоскоп « Поволжская глубинка»

Внеклассное мероприятие о родном крае...

стихотворение собственного сочинения "Родная глубинка" (Автор - Курганов В.В.)

Данное стихотворение можно использовать на различных тематических конференциях, утренниках, классных часах. Оно призвано воспитывать у детей чувство патриотизма, необходимости возрождать деревни и сёл...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Мастер-класс "Гениями не рождаются".

Данный  мастер -класс можно использовать при изучении темы "Периодический закон Д.И.Менделеева", а также во внеурочной работе. Суть данного мастер-класса в том, что периодический закон рассматрив...

Мастер - класс "Гениями не рождаются" презентация.

Данная презентация сопровождает мастер -класс "Гениями не рождаются", посвященный  изучению периодического закона Д.И.Менделеева....

Проявления генов в развитии. Плейотропное действие гена.

Проявление одного и того же гена может очень сильно изменяться у разных организмов. Это обусловлено, главным образом, влиянием генотипа данного организма и условиями внешней среды в которой протекает ...