Проектно-ориентированное обучение как механизм повышения качества образования
статья по теме

Полупанова Надежда Васильевна

Материал для выступления на заседании методического объединения, педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-orientirovannoe_obuchenie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-ориентированное обучение как механизм повышения качества образования

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые он  может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии.  Современная школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада.

Возможность реализации поставленных задач в  развитии новых форм работы, которые повысили бы мотивацию обучения, вовлекли учеников в активное самостоятельное познание. Учебный процесс необходимо сделать более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и научить их практическому применению в жизни. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.

Ведущее место среди инновационных методов, на мой взгляд, принадлежит сегодня методу проектов, основоположником которого является американский философ-прагматик, педагог Джон Дьюи. Он считал, что опыт и знание ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов.  Российские психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов пришли к выводу, что в подростковом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.

Метод проектов положен в основу проектно – ориентированного обучения, где проектная деятельность направлена на развитие исследовательских, проблемных и поисковых методов обучения, творческих по своей сути. Способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.  

Проектно-ориентированное обучение соответствует подходам к модернизации образования в целом и компетентностному подходу в частности,  решает задачи современных стандартов образования и нацелена на социальный заказ общества.

        По мнению Е.С. Полат, применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики обосновывается следующим образом:

- в условиях существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Для того чтобы эффективно использовать идеи проектно-ориентированного обучения на своих занятиях,  необходимо хорошо представлять себе его принципиальные отличия от традиционного обучения, его основные цели и общую технологическую модель.

        Проектно-ориентированное обучение – это обучение, в центре которого находится ученик. Он, ученик, является субъектом деятельности и, как таковой, должен уметь работать самостоятельно. Для участия в проектной работе учащиеся должны владеть определенными умениями самостоятельной работы, помогающими им организовывать свою деятельность: умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью, работать со справочными материалами, пользоваться компьютером, планировать свою деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументированно отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать, документировать результаты работы и т.д.  Следует отметить, что во время работы над проектами эти умения и навыки существенно развиваются.

Важной составляющей методической организации проектной деятельности является целостное обучение, т.е. включение всей психической сферы личности: когнитивной, творческой, эмоциональной, социальной, моторно-двигательной, волевой.

Актуальным остается вопрос о типологии проектов. Одна из самых распространенных классификаций проектов основана на области знаний: в рамках одного предмета – монопредметные,  межпредметные предполагают использование знаний по 2 и более предметам. По времени осуществления проектов различают краткосрочные и долгосрочные.  По количеству участников проекта:  индивидуальные,  парные,  групповые. И ещё одна классификация основана на приоритетном виде деятельности: исследовательские, информационные, прикладные, ролевые, игровые, творческие.

        Рассмотрим основные этапы проектирования.

1.Представление проблемной ситуации:

  • вербально;
  • с помощью видеоряда;
  • с помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8.Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.

Важным моментом успешной организации проектной деятельности являются разнообразные формы уроков. Так мною были проведены нестандартные уроки: урок-семинар, урок-защита идей, урок - зачет, урок - ролевая игра,  уроки «Мой поэт», «Мой герой».  Учащиеся принимали участие в школьных научно-практических конференциях.

Темы наших проектов:

 «Роль дуэли в раскрытии характера главного героя»,

«Честь дороже жизни»,  

«Словарь диалектных слов»,

 «Слова из нашего меню откуда к нам пришли?»,

 «Лицейские годы Пушкина»,

 «Поиск золотого сечения в композиции рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»»

Проект ориентирован главным образом на результат, т.е. на продукт деятельности.

Именно в продукте продукта реализуется весь процесс проектной деятельности, его целенаправленность, социальная и практическая значимость, самостоятельность, целостность. В то время как традиционный урок довольствуется более скромным результатом. Проведенные мною уроки с использованием проектной методики всегда завершались презентацией созданного продукта (стенгазета, мини-спектакль, праздник). Ориентация на продукт дисциплинирует учащихся: никто не хочет ударить в грязь лицом перед зрителем (одноклассниками, родителями, учителями-предметниками, сотрудниками библиотек), и поэтому все работают с полной отдачей.

Я считаю, что обязательным продуктом проектного урока должен стать диск, где будут собраны проекты всех творческих групп. Такой диск вполне может служить мультимедийным пособием в качестве приложения к учебнику, уроку.

В результате моей работы над проблемой «Проектно-ориентированное обучение как механизм повышения качества образования» я пришла к выводу, что важным компонентом является и подведение итогов, т.е. фаза рефлексии.  Хочу отметить, что обсуждение итогов проекта теряет всякий смысл, если функцию оценки результатов учебной деятельности берет на себя учитель. Очень важно, чтобы учащиеся делали это самостоятельно с помощью учителя. Я использую в своей практике следующие вопросы:

• Что мы сделали? (вопрос помогает ученикам вспомнить ход всего проекта от начала и до конца)

• Как мы это сделали? (учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки)

• Почему мы это сделали? (вопрос побуждает учеников оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом)

• Какие умения и навыки мы использовали? (вопрос помогает оценить умения, приобретенные в результате проекта)

• Какие роли мы взяли на себя в проектной работе? (в процессе обсуждения учащиеся отмечают, что выполнение проекта потребовало от них использования различных ролей)

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся активно участвуют в деятельности школьных, межшкольных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ. В кабинете русского языка и литературы собрана папка достижений и портфолио творческих исследовательских работ учащихся, составлена картотека рефератов и проектов,  медиатека с электронным приложением к уроку.

Использование метода проектов позволило мне как учителю:

  • построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося;

создать условия для самостоятельной организации учения;

  • дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

активизировать творческую деятельность учеников;

  • раскрывать их творческий потенциал;

организовать учебную деятельность школьников средствами компьютерных телекоммуникаций;

  • повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;
  • повысить качество обученности по русскому языку и литературе.

Таким образом, применение метода проектных технологий, как мне кажется, значительно повысит качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...

Работа с одарёнными детьми как один из механизмов повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

Материал был подготовлен к педсовету на тему: "Совершенствование качества образования в условиях реализации  ФГОС НОО и введения ФГОС ООО"...

Педагогический проект «Индивидуализация учебного процесса как механизм повышения качества образования»

Индивидуализация учебного процесса  является  в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.Информатика, как учебный предмет, в рамках нового ФГОС, предоставляет особенно ...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...

Социальное партнерство как эффективный механизм повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования.

Актуальность социального партнерства обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. В основе организации совместной образовательной деятельности и построения модел...