программа "Школа лидера"
методическая разработка на тему
Программа профильной смены районного лагеря актива "Школа лидера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»,
районное детское общественное движение «РОССИЧ»
г.Узловая Тульской обл.
ПРОГРАММА
«Школа лидера»
направленность образовательной программы –
социально-педагогическая
Уровень освоения - основной
Возраст обучающихся -10-15 лет
Срок реализации - июнь 2013 г.
Авторы- составители: Федорова Л.В., руководитель ДОД «РОССИЧ», педагог-организатор МОУ ДОД «ДДЮТ»;
Зябкина О.В., методист МОУ ДОД «ДДЮТ»
Введение.
Программа разработана для проведения профильной смены лагеря актива в июне месяце, рассчитана для детей в возрасте 11-15 лет.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Предлагаемая программа «Школа лидера» во временном детском объединении создает благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированная на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках общественно полезной деятельности.
Данная программа составлена на основе методических разработок, авторских программ ВДЦ «Орленок».
Цель программы - создание условий для реализации лидерского потенциала члена детского общественного движения «РОССИЧ» через активное включение его в общественно полезную деятельность в рамках программы «Школа лидера».
Задачи:
• выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;
• создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;
• организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
• организовать совместно с подростком работу по разработке и проведению мастер - класса;
• определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала.
Концептуальные основы программы опираются на такие идеи гуманистической педагогики и психологии, как:
• личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека в качестве высшей социальной ценности, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;
• природосообразность воспитания: обязательный учет половозрастных особенностей детей;
• культуросообразность воспитания, когда за основу берутся национальные, культурные и этнические особенности народа;
• гуманизация межличностных отношений: отношения между педагогами и детьми на основе уважения, терпимости к мнению детей, создание ситуаций успеха;
• деятельностный подход в воспитании: организация жизнедеятельности в период работы по программе «Школа лидера» как основа воспитательного процесса;
• дифференциация воспитания: подбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
• средовой подход в воспитании: педагогически целесообразная организация среды, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной и архитектурной) среды;
• непрерывность процесса воспитания: преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.
Содержание деятельности по направлениям
Организаторское – разработка и проведение досуговых программ, спортивных конкурсов и соревнований, организация и участие в общелагерных мероприятиях.
Теория: Основы организаторской деятельности: целеполагание, методика организации мероприятия. Планирование: понятие, значение, виды планов, стрелка планирования. Игра, как инструмент лидера: понятие игры, как инструмента лидера. Типология игр, методика проведения игровых мероприятий.
Практика: Деловая игра «Без права голоса». Игры на контактность: «Орех», «Найти значок». Игры на командную работу: «Осминожки», «Узел». КТД «По горячим следам…»,КТД «День милосердия», игры с залом и в плохую погоду, веселые старты: «Путешествие в Спортландию», линейка памяти: «Чтоб не забылась та война, конкурс «У лукоморья». Конкурсно – игровая программа «Летняя фиеста».
Экологическое - участие в походах и экскурсиях, знакомство с достопримечательностями Тульского края, благоустройство территории лагеря, работа на экотропе, облагораживание экотропы, посильная природоохранная деятельность. Различные способы сохранения и укрепления здоровья, правила поведения на природе.
Теория: экозанятие «Сохраним и сбережем родную природу», работа лектория по темам: «Экология леса», «Легкие Земли», «Береги лес от пожаров»; час здоровья, экобеседа «Флора и фауна Тульского края».
Практика: экодесант по уборке территории «Бунт», работа на экотропе, конкурс «Природа и фантазия», эковикторина, эковыстовка «Природа в наших рисунках», экорейд «Лесная аптека», экопатрулирование, экооперация «Муравейник», игра по станциям «Охота на мамонта», различные комплексы упражнений утренней гимнастики.
Орлятское - Разучивание игр, орлятских песен, проведение конкурсных программ без включения участников в предварительную подготовку, знакомство с традициями
ВДЦ «Орленок» и детского общественного движения «РОССИЧ»
Теория:
«Орлятские законы», «орлятские традиции», «орлятский круг», «огонек». История возникновения легенд «Орленка». Легенды «Орленка»: о законе поднятой руки, «Синий краб», о солнце и луне, о шуме моря, о добре и зле, о мудрости, «Почему море соленое?»
«символ», «символическое изображение», «эмблема», «атрибут».Число употребляемых красок в символах и атрибутах. Обозначение красок по цветам.
Истолкование цвета с природными явлениями и объектами.
Символы детского общественного объединения.
Атрибуты детского общественного движения.
Практика: разучивание орлятских песен, легенд, традиций, игры на знакомство, игры с залом. соц.опрос «Что ты знаешь о «РОССИЧ»е?
защита символики своего детского объединения, игра «Наш адрес – Россия». Вечер орлятской песни. Работа со сборником песен ДОД «РОССИЧ» «И звенит гитарная струна».
Пресс-центр – сбор информации о жизни лагеря актива. Заполнение бортового журнала, выпуск тематической стенгазеты, проведение соц.опросов.
Теория: социологическое исследование, методы и приемы социологических исследований, методы выявления лидера в коллективе.
«стенная печать».
Правила подборки материала печатного издания.
Фото- зрительный ряд в печатном издании.
Газета – коллаж.
Практика: Игра –исследование «Кто такой журналист?»
«Мозговой штурм» «Рубрики наших газет». Выпуск стенной газеты «Вести из лагеря»
Механизм реализации программы
Лагерь делится на 4 мастер - класса по следующим направлениям деятельности:
- организаторское;
-экологическое;
- орлятское;
- пресс-центр
Каждые 5 дней меняется направление деятельности мастер - класса. Во главе мастер - класса стоит помощник комиссара (лидер группы, проводник по направлению деятельности), который осуществляет функции контроля и «запевалы» всех дел. С изменением направления деятельности помощник не меняется.
В конце каждой пятидневки проходит вечерняя зорька, на которой ребята сами обсуждают и ставят оценки каждому члену мастер - класса. Работа оценивается по четырех бальной системе: удовлетворительно, хорошо, отлично, суперотлично. Результаты заносятся в зачетную книжку участника программы «Школа лидера» лагеря-актива ДОД «РОССИЧ».
Ежедневно проводится утренняя общелагерная линейка, на которой сдается рапорт о проделанной работе, и участники смены знакомятся с планом работы на новый день. Каждый вечер по мастер – классам проводится свечка (подведение итогов дня). На ней ребята дают самооценку своей работе и передают галстуки ДОД «Россич» тем, кто отличился в течении дня, обсуждают проблемы прошедшего дня.
В конце смены активисты, у которых 4 оценки суперотлично, посвящаются в члены городского штаба ДОД «Россич».
Ожидаемые результаты:
- члены объединений должны владеть знаниями, которые необходимы при подготовке и реализации социальных проектов, уметь применять свои знания и умения при работе с лидерами детских и молодежных общественных объединений;
-увеличение количества обучающихся, ставших членами ДОД «РОССИЧ»;
- наличие эффективной самодеятельной деятельности членов ДОО;
-повышение уровня гражданской культуры;
- активизация социально значимой деятельности;
- появление незапланированных инициатив, проектов;
- формирование партнерских отношений, проявление навыков гражданского поведения.
Литература:
- Алиев В.Г. Теория организации. М. 2003.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. 1993.
- Должностная инструкция педагога-организатора.
- Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М. 1994.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М. 1998.
- Крикунова Т.К. Практическая педагогика: воспитательная работа в среднем социальном учебном заведении. М. 2001.
- Кричевский Р.Л., Маршине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев. 1991.
- Лузина Л.Н. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков. 2000.
- Маркова А.Н. Психология труда учителя. М. 1993.
- Немов Р.С. Психология М. 1995.
- Омаров А.М. Управление: искусство общения. М. 1983.
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М. 1990.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л. 1981.
- Попова М.П. Теория и практика воспитания. Великий Новгород. 2002.
- Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. М. 2002.
- Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1996.
- Селевко П.К. Современные преподавательские технологии. М. 1998.
- Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-97159-1389881333.jpg)
Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»
Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию у ребят творческих способност...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-220472-1363173065.jpg)
статья на тему «Лидером становятся или лидером рождаются?».
Есть множество точек зрения и теорий, которые вращаются вокруг темы лидерства. При этом на сегодняшний день нельзя с уверенностью полагаться и принимать за истину, какую бы то ни было из них....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/16/picture-226060-1405495385.jpg)
сценарий проведения зонального этапа районного конкурса лидеров детских общественных объединений "Лидер XXI века"
СЦЕНАРИЙпроведения отборочного тура районного конкурса «ЛИДЕР XXI ВЕКА». Цели и задачи конкурсаДать возможность юным организаторам показать свои знания, умения и таланты влидерстве;Повышение прес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-217256-1362563407.jpg)
Конкурс лидеров детских общественных объединений "Я - лидер!"
Сценарий школьного конкурса "Я - лидер!" для учащихся 6 - 11 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-376012-1388850408.jpg)
Кто такой лидер? Качества лидера
Цель данного занятия: дать основные понятия лидерства и выявить лидеров занятия ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-580048-1424933512.jpg)
Классный час "Лидерами не рождаются - лидерами становятся".
Классный час "Лидерами не рождаются - лидерами становятся" проводится форме диспут,откровенного разговора с элементами треннинга со старшими вице-сержантами ивице-сержантами сержантами ,це...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849656-1479051878.jpg)
Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"
Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...