История страны-история жизни и творчества А.Н.Пахмутовой
материал по теме

Савина Нина Семеновна

Жизнь и творчество А.Н.Пахмутовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandra_pakhmutova_rodilas_v_1929_godu_v_stalingrade.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

        «История страны – история жизни и творчества А.Н.Пахмутовой.»

Вед.1. Александра Пахмутова родилась в 1929 году в Сталинграде, в семье старого большевика Николая Андриановича Пахмутова. Всю жизнь музыка была его самым любимым досугом. Да и не только досугом: в трудные 20-е годы во времена «немых» фильмов, музыка служила для Николая Андриановича-главы большого семейства, дополнительным источником заработка. Частенько вечером после работы на заводе, отправлялся он в кинотеатр и садился за рояль. Публика, слушая игру пианиста-импровизатора, и не подозревала, что перед нею самоучка. Из воспоминаний Александры Пахмутовой: «У нас была большая, хорошая семья. В семье не было профессиональных музыкантов, но у меня был очень талантливый отец. Он играл на всех инструментах, но, к сожалению, был самоучкой. Гражданская война, годы строительства, Отечественная война - не было возможности получить музыкальное образование. Именно отец был моим первым учителем, слушателем, наставником, когда я была совсем маленькая. Но что ребенок может в три года наиграть отцу? Этакое звуковое «каля-маля». Но отец не отмахивался от меня, не отговаривался делами и работой -внимал, хвалил,  утешал, учил. Мама тоже находила время для дочери и с «усиленным напряженным постоянством» возила меня на занятия т.е. я была окружена родительским вниманием и теплом. Поэтому неудивительно, что я рано стала играть на фортепиано, примерно с трех половиной лет. В пять лет сочинила свою первую пьеску «Петухи поют». Она была названа потому, что раннее детство прошло не в городе, а за городом. У нас был свой дом, куры, две собаки. Я дружила со всеми соседскими мальчишками и девчонками. Мы вместе гуляли, играли в мяч и слушали по радио музыку. Поэтому я с детства помню такие произведения, как песенка Герцога из «Риголетто», «Танец маленьких лебедей», увертюры к русским операм,  русскую балетную музыку».

Вед.2 Заметив у дочери больше музыкальные способности, отец с особенной настойчивостью стремился дать ей профессиональное образование. В 1943 году, с трудом уговорив жену, Николай Андриановича отвез четырнадцатилетнюю Алю в Москву. В Караганде, куда эвакуировалась семья, возможностей для настоящей учебы не было. К этому времени девочка уже имела девятилетний «композиторский стаж». От первых детских пьесок, сочиненных в пятилетнем возрасте, она перешла к более серьезным произведениям. В ее призвании- близкие не сомневались!

Вед.1 И вот Аля Пахмутова в Москве. Одна, без родных. Ее принимаю в Центральную музыкальную школу, лучшую

стране. Принимают, предупредив: «Заниматься придется много, надо наверстать упущенное.»

Через два года после поступления Али в школу, на экраны Москвы вышел  документальный фильм «Юные музыканты», поставленный режиссером Верой Строевой. Здесь впервые встретилась  Пахмутова с широкой слушательской  аудиторией. Большелобая девочка со смешными косичками, сурово нахмурясь,  играла «Скерцино»( средняя часть из сонатины для фортепиано).

Вед.2 А еще несколько лет спустя в студенческие годы, Александре Пахмутовой  посчастливилось написать сочинение, о котором заговорила печать. В консерватории был объявлен конкурс на лучшую песню ко Дню Советской Армии. Первую премию получила песня «Кавалерийская» на слова Юлии Дружининой, написанная студенткой пятого курса Александрой Пахмутовой.

В Московской консерватории Аля училась композиции (точнее шлифовала свой талант; научиться композиции нельзя) у Шебалина. Тот, в свою очередь - у Мясковского, а Мясковский - у Римского-Корсакова. Николай Андреевич Римский-Корсаков не учился ни у кого, кроме русской песни. Похоже, он был ниспослан как вечный образец строжайшего вкуса и чистейшей совершенной мелодии. Пахмутова - музыкальная правнучка Римского-Корсакова. Она строга, изящна и прекрасна. Но строга , как требовательный к себе музыкант. Как человек - она мягкий,  снисходительный, трепетный.  Какие же уникальные условия нужны для того, чтобы вызрел одновременно музыкальный гений и превосходный человек? А условия был - это прежде всего прекрасная семья, где любили и уважали музыку.

Вед.1Александра Николаева Пахмутова  входит в чрезвычайно малый круг людей, которые определили своими деяниями лицо и смысл огромной эпохи. Есть поэты, которые дали своей эпохе имя - Пушкин, Блок, Есенин. Они дали ей классический слог, без которого их эпоха не представима. Но есть и композиторы, не назвавшие эпоху, не описавшие ее, а - пропевшие.

Многие ее произведения посвящены советской молодежи ; ее жизни, трудовым подвигам и героическим делам. Эпиграфом к ее сочинениям могли бы служить строчки из «Песни о тревожной молодости»:

«Меня мое сердце

В тревожную даль зовет!»…..

Впервые эта песня прозвучала в 1956 году в кинофильме «По ту сторону».Она рассказывает о героях Гражданской войны, но вместе с тем ее содержание шире. Это обобщенный образ советской молодежи, поэтическое олицетворение подвига. Тревожная барабанная дробь, суровая маршевая поступь, романтический зов трубы - все это содействует рождению своеобразного символа отваги и беззаветной преданности.
       Звучит «Песня о тревожной молодости» в  исп.ансамбля девушек.

Примерно в это же время,  т.е. в 60-ые годы, была написана песня «Девчонки танцуют на палубе».

      Песня звучит в исполнении ансамбля девушек.

Вед.2 В 1962 году Александра Пахмутова  и поэты С.Гребенников и Н.Добронравов побывали на линии электропередач Братск-Тулун. В результате этой поездки родилась песня «ЛЭП-500». Авторы принесли песню в редакцию. Они рассказали о людях, которые в жесточайшие сибирские морозы в непроходимой тайге вырубают просеки, ставят могучие стальные опоры, тянут провода, чтобы энергия гидростанций пришла в города и села, чтобы зажглись электрические лампочки в далеких таежных поселках. Позже поэты написали новый текст, в котором рассказали что такое ЛЭП.

В песнях Пахмутовой ощутим голос молодого советского человека -борца, романтика, строителя. Некоторые ее произведения написаны для солдат и офицеров Советской Армии. Это «Песня разведчиков» на слова Б.Яроцкого, «Письмо пограничника» на слова Д.Голубкова.

После поездки на ударные комсомольские стройки Сибири появился песенный цикл, в который вошли такие произведения как «Письмо на Усть-Илим», «Главное ребята сердцем не стареть».

В исполнении ансамбля девушек звучит песня «Письмо на Усть-Илим».

Вед.1 В песнях А.Пахмутовой отражена космическая тема. Вокальный цикл «Созвездие Гагарина» на слова Н.Добронравова – это прекрасное музыкальное произведение воссоздающее образ современника 60-ых годов.

Пахмутова создала целую музыкальную галерею героев 20 века.

В вокальных циклах «Таежные звезды», «Обнимая небо» рассказывают  о геологах - первопроходцах, космонавтах, спортсменах, таежниках, строителях. Сами названия песен говорят о том, что композитор хочет раскрыть внутренний мир людей разного призвания: «Геологи», «Звезда рыбака», «Машинист».

Песня «Звезда рыбака» звучит в записи.

Вед2 Александра  Пахмутова  создала немало произведений о Великой Отечественной войне : «Если отец герой», «Песня-сказ о Мамаевом кургане», «Малая земля», «Поклонимся великим тем годам» и др.

Песни «Поклонимся великим тем годам», «Малая земля»  звучат в записи.

Вед.2 Вспомним дни московской олимпиады 1980 года. Огромный Мишка плывет, держась в воздухе за воздушные шары. И такая неповторимая, грустная мелодия А.Пахмутовой на слова Н.Добронравова:

«До свиданья, Москва, до свиданья!

Олимпийская сказка, прощай!

Пожелай исполненья желаний

Новой встречи друзьям пожелай!»

Пахмутова обращается к спортивной теме. Ее песни о спорте мгновенно охватываются и поются «Мне с детства снилась высота», «Богатырская наша сила»,  «Темп», «Команда молодости нашей», «Мяч и шайба», «Трус не играет в хоккей» и др.  

                   Попурри песен  о спорте звучат  в записи.

Вед 1. Пахмутова  - гениальна. Ее гений не в тяжести  поднятых глыб – араторий (как, например, у Свиридова), а в уникальности естественной мелодии. Именно она сочинила гимн мелодии, понимаемой, как звуковое выражение любви.

                «Мелодия» звучит в  исполнении М.Магомаева (запись).

  Жалко, что вслед за Муслимом Магомаевым некому спеть эту песню. Голоса, может, и есть – не вызрело соразмерной душе композитора.

«Старый  клен», «Нежность» и много других песен рассказывают о любви, дружбе, верности. В них поется о встречах и разлуках, о разочарованиях, о грусти, о невозвратимом прошумевшем времени.

Песня « Нежность» пропитана поэтическим вдохновением. Как тонко и целомудренно выражено здесь музыкальными средствами переживание разлуки, которое несет в себе и ощущение томительной пустоты и предвкушении встречи? Спокойно и пластично развертывается здесь мелодический рисунок :  поднимаясь вверх, мелодия передает состояние обнаженного душевного страдания, глубоко прочувствованной нежности. «Старый клен» ничем не удивляет: нотки уютно расположены рядышком, следуют друг за другом по привычным  сочетаниям . На тех же белых клавишах сочинены и спеты, миллионы песен, песенок и мгновенно забывшихся «хитов». А «Старый клен» - живет. Почему? Мы долго искали ответ на этот вопрос, но так и не нашли. Единственно знаем, что мелодика у Пахмутовой  абсолютно естественна и органична. Это – дар! Ей просто дано (природой, Богом) складывать ноты таким образом, что они сопрягаются в неразрывную нить и кажется, что песни эти жили всегда.

         Звучит песня «Старый клен» в исполнении дуэта девушек.

Вед.2 Пахмутова - классический пример человека позитива.  Ее песни, даже когда они написаны о трагедии, переживаемой нашей страной в последнее двадцатилетие («Госпожа нищета», «Остаюсь с обманутым народом», «Горькая моя Родина»-зовут к борьбе, но не к небытию, не к умиранию.

Нашу встречу мы бы хотели закончить высказыванием одного из корреспондентов Ивана Вишневского: «Власть ли породила нас таких, или мы  породили ее такую? Вижу с болью, что нас «пахмутовцев»-а ведь в ваших песнях целая жизненная философия  с кредо «верность, нежность, страсть» -все меньше и меньше. Я просто хочу признаться Вам в любви; мне легче от того что Вы есть, то Вы насыщаете мир прекрасными мелодиями, а значит - добром. Вы хрупкая, женственная, такая вроде бы слабая – великий боец, великая поддержка. Вот уже и мы сороколетние, гнемся и хрустим, а Вы - бесстрашно несете свое служение Отечеству!»

            Песня «Надежда» звучит в исполнении девушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка и спорт в творчестве А.Н. Пахмутовой

Цель: ·                   познакомить детей с творчеством А. Пахмутовой;·...

"Я не могла иначе" О жизни и творчестве композитора А.Н.Пахмутовой.

Сценарий к музыкальной гостиной "Я не могла иначе". О жизн и творчестве композитора А.Н.Пахмутовой....

Творчество А. Н. Пахмутовой

Творчество А. Н. Пахмутовой...

Клубное занятие по творчеству А.Н.Пахмутовой

Музыкальная гостиная для всех любителей творчества А.Н.Пахмутовой. На занятии была освучена биография композитора, интересные факты из жизни и творчества. Обучающиеся объединений и педагоги центра пел...

Конкурс сочинений "История страны-история символов"

Как матрёшка стала символом России...

Конкурс сочинений "История страны-история символов"

Имеет флаг, и гимн, и гербРоссийская держава.Как и все символы, ониЖизнь нашу отражают....