Математический кружок "Соображайка". 5 класс.
материал (5 класс) на тему

Ставцева Галина Борисовна

Внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Одной из форм индивидуализации и дифференциации обучения является внеклассная работа.

Внеклассной работой называются различные воспитательно - образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые во внеурочное время.

Внеклассная работа – широкое и неоднозначное , которое включает в себя разные, неоднородные по содержанию, значению, методике проведения, формам и способам руководства занятия.

В чем же ценность внеклассной работы? При правильном сочетании с учебной работой обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно- воспитательной деятельности в целом, несомненна роль в организации свободного времени обучающихся, формируются  разнообразные интересы учащихся.

Занятия математического кружка  являются частью внеклассной работы.

Основная цель- развитие у обучающихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе.

У большинства обучающихся в 5 классе еще неустойчивый интерес к предмету. Именно с занятий кружка этот интерес может и должен начать формироваться.

Математическая одаренность или способности развиваются только при благоприятных условиях- это уроки в сочетании с кружковыми занятиями.

Невозможно не указать на то, что внеклассная работа по математике в 5-х классах – сильнодействующее педагогическое средство.

Организационные формы.

Предлагаются  34 занятий.

На каждом занятии идет рубрика «Из истории математики», решение задач вычислительного характера, на логику, сообразительность, развитие речи и игры, математические сказки, их постановка, выпуск математических газет, организация и проведение КВМ-ов.

Результаты занятий математического кружка показать в форме творческого отчета.

Планирование занятий математического кружка

«Соображайка»

Занятие 1.1) Счет у первобытных людей.

                   2) Решение задач.

                   3) Игра «Состав чисел».

Занятие 2.1) Возникновение письменной нумерации.

                    2) Решение задач.

                    3) Игра «Кто вернее, кто быстрее?»

Занятие 3.1)Из истории математики: «О нуле».

                    2) Решение задач.

                    3) Игра «Шары».

Занятие 4. 1)Психологический тест.

                    2) Решение задач.

                     3) Чтение математической сказки «Плюсы и минусы».

Занятие 5.  1)Арабские цифры.

                      2) Решение задач

                      3) Репетиция. Сказка «Плюсы и минусы».

Занятие 6. 1) Римская нумерация.

                     2) Решение задач.

                     3) Репетиция. Сказка «Плюсы и минусы».

Занятие 7. 1) Развитие математических знаний на Руси.

                      2) Решение задач.

                      3) Репетиция. Сказка «Плюсы и минусы».

Занятие 8.  1) Счеты и их происхождение.

                      2) Решение задач.

                      3) Выступление со сказкой «Плюсы и минусы».

Занятие 9. 1) Как нашли единицы для измерения длины.

                     2) Решение задач.

                     3) Оформление математического уголка.

Занятие 10. 1) Для чего и как была установлена метрическая система мер.

                       2) Решение задач.

                       3) Оформление математического уголка.

Занятие 11. 1) Меры времени.

                      2) Решение задач.

                      3) Подготовка к КВМ-у.

Занятие 12. 1) Нумерология.

                       2) Решение задач.

                       3) Подготовка к КВМ-у.

Занятие 13. 1) Магия чисел рождения (число личности).

                       2) Решение задач.

                       3) КВМ среди 5-х классов.

Занятие 14. 1) Магия имени (число развития).

                       2) Решение задач.

                       3) Чтение математической сказки «Как родилась линия».

Занятие 15. 1) Ваш генетический код.

                       2) Решение задач.

                       3) Игра «Рыбки».

Занятие 16. 1) Пророчество.

                       2) Решение задач.

                       3) Репетиция. Сказка «Как родилась линия».

Занятие 17. 1) Психологический тест.

                       2) Решение задач.

                       3) Репетиция. Сказка «Как родилась линия»

Занятие 18. 1) Математический тест.

                      2) Решение задач.

                      3) Репетиция. Сказка «Как родилась линия».

Занятие 19. 1) Графический тест.

                       2) Решение задач.

                       3) Показ сказки «Как родилась линия».

Занятие 20. 1) Психологический практикум.

                       2) Решение задач.

                       3) Выпуск математической газеты.

Занятие 21. 1) Игры- самоделки.

                       2) Решение задач.

                       3) Чтение сказки «Сказка об отрезке».

Занятие 22. 1) Восстановление целого из частей.

                       2) Решение задач.

                       3) Репетиция. « Сказка об отрезке».

Занятие 23. 1) Деление на части.

                      2) Решение задач.

                      3) Репетиция. «Сказка об отрезке».

Занятие 24.  1) Магические квадраты.

                        2) Решение задач.

                          3) Показ сказки «Сказка об отрезке».

Занятие 25. 1) Решение задач.

                       2) Путешествие по стране геометрии.

Занятие  26.  Математические состязания. «Игротека математического кружка».

Занятие  27. Математические лабиринты. «Игротека математического кружка».

Занятие  28. Математические следопыты. «Игротека математического кружка».

Занятие  29. Математический поезд. «Игротека математического кружка».

Занятие  30. Математический кросс. «Игротека математического кружка».

Занятие  31. Настольные и подвижные игры. «Игротека математического кружка».

Занятие  32. 1)Настольные и подвижные игры. «Игротека математического кружка».

                        2) Подготовка к творческому отчету.

Занятие  33. 1) Настольные и подвижные игры. «Игротека математического кружка».

                        2) Подведение итогов занятий математического кружка.

Занятие  34. Творческий отчет математического кружка «Соображайка».

 



Предварительный просмотр:

Уроки-конкурсы

Конкурс- краток. Может быть веселым и серьезным.

Конкурс- действенное средство индивидуального развития детей, обогащает личность, развивает и выявляет способности.

«Рыцарский турнир»- знание правил этикета, умение вежливо пригласить на танец, красиво танцевать, знание современной поэзии, умение выполнять разные трудные задания, связанные с бытом, например: составить букет цветов.

«Конкурс праздничных сюрпризов» -перед большим школьным /классным/ праздником группы разрабатывают свой сюрприз в тайне и обнародуют его в ходе праздника.

«Конкурс любителей поэзии»- лучшее знание стихов, на большее знание стихов одного поэта, выбранной темы, сочинения стихов.

«Конкурс поэтических чувств»- стихи, в которых ярко выражаются какие- либо чувства. Например: гордость, радость, ненависть, печаль.

«Конкурс теневых картин»- участники располагаются за белым экраном, сильный источник света освещает исполнителей, создавая теневое изображение на экране. Можно разыгрывать сценки, сказки, читать стихи, петь песни.

«Конкурс рисования фильмов»- рисуется фильм по принципу мультфильмов на карточках- кадрах или бумажной ленте, разделенной на кадры по какому-то сюжету, избранному детьми. Эти фильмы демонстрируются проектор. Авторы могут их «озвучивать» сами или через записи на диск.

Уроки  фантазии

Дети великие фантазеры. Придумывать, выдумывать, воображать, мечтать- привилегия. Все неправдоподобное, несбыточное- это их волшебный мир.

«День фантазера»- группы, в которых блондины, брюнеты, шатены, русые, серобуромалиновые. Компании Оль и Тань, Юриев и Олегов. На турнире соревновались личности с гречискими носами против курносых.

На концертах выступали хоры холериков, меланхоликов, на футбольном поле шел матч «худые против упитанных», в волейбол сражались кудрявые против прямоволосых.

«Рыцарский турнир»- костюмы эпохи Робин Гуда и Айвенго. Рыцари завоевывали сердца дам, бились подушками на турнире, стреляли из луков в мишени на расстоянии 10 шагов, танцевали, пели серенады. Рыцари быстро рисовали портрет дамы, сочиняли стихи, вытаскивали из коробки имя дамы и говорили ей как можно больше нежных слов. А «прекрасные дамы» сооружали из ярких лоскутков материала, лент, марли, сосновых шишек, гусиных перьев и канцелярских скрепок вечерние платья.

Жюри: барон Мюнхаузен, тульский Левша, Данила- мастер, капитан Врунгель и Самоделкин.

Уроки фантазии: это «рекорды Гиннеса», «Разгаданные и неразгаданные тайны», вечер «иллюзиона», «факт- проекты», «город- будущего», «Съезд мечтателей», «театр теней и масок».

Уроки праздников. Праздники любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность себя показать и других посмотреть.

«Всемирный день влюбленных»- праздник Валентины и Валентина.

В этот день все пишут друг другу и родным открытки, которые начинаются словами «Я тебя люблю», дарят лично выращенные цветы и сделанные своими руками сердца, на которых должны быть интересные афоризмы, изречения о любви, читают стихи о любви и поют песни.

Школьные праздники: «Первый звонок», «Твой букварь», «День учителя», «Праздник знаний», «Праздник книги, цветов, игры и игрушек, букинистов, Нового года, 8-е марта и т.п.»

«Досуг- ребенку друг»

Досуг- мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование и развитие.

Он пронизан, переполнен образами жизни.

Организация настоящей, полнокровной, творческой жизни детей- вот генеральная задача современной школы, и тогда она станет «магнитом», домом радости, школой- досугом.

Уроки детского досуга

«Разнобой»- родоначальник КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес».

«Разнобой»- состязание экспромтного характера (на знание какого- то вопроса, явления, проблемы), кино, политика, литература, экология, история родного края и т.д.

Школьники отбирают тему, защищают ее публично, голосуют за выбор.

«Саморазвивающийся спектакль»- дети без подготовки (по типу «разнобоя») делятся на «актерские группы», «сценарные группы», выбирают жанры будущего спектакля, выбирают его сквозную тему, сочиняют пьесу, распределяют роли, ставят спектакль, снимают «кинофильм».

«Слово»-используем слово (понятие, поэтика, мысль, забава). Пирамида из слов, в которых есть гласная «о», женские имена начинающиеся с буквы «А», «прощай людям их грехи» и т.д.

Формами «Уроков творчества» могут быть агитбригада, бюро вопросов и ответов, день интервью, инсценированная политинформация, устный журнал, аукцион, игра- путешествие, конкурс эрудитов, авторский вечер, литературный суд, рисованный фильм, театр литературных импровизаций, запуск бумажных змеев, вечер аттракционов, взятие снежного городка, клуб выходного дня, пир- бал именинников, ярмарка забав и развлечений.

Названные уроки требуют: обстановки совместного творческого содружества, постоянно новой необычной информации о жизни, разрешение сомнений, ошибок- без раздражения, весело, играючи; задания необычные по форме, тесты, игровые анкеты.

Уроки «Возвращение к истокам»

(О приобщении детей к народному, национальному.)

Возрождение национального достоинства, традиций прадедов, любовь к народному искусству, мастерству, культу родной природы, милосердие.

В дни каникул можно совершить «экскурсию» в прошлое города, села, отчего дома.

Вспомнить то, что нельзя забывать.

Почему так названа деревня, село, город? Откуда пришли названия улиц? Какие легенды лежат в основе подворных фамилий? Откуда пошел род семьи? Можно сделать выставку старинных фотографий из семейных альбомов, провести со старожилами встречи, провести экскурсии, небольшие походы по родному краю.

Можно собрать местные обрядовые песни, сказки, былины, частушки, поговорки, загадки, игры.

В школе можно провести смотры народных жанров. На сцене или в классе выступят ложкари, рожечники, исполнители мелодий на бересте, шумовые оркестры, балалаечники, частушечники, фольклорные ансамбли, чтецы- исполнители сказок, притчей, былин, басен, своих стихов о родном крае.

Большинство русских праздников и обрядов связано с природой, с ними необходимо познакомить детей.

Рождество и Масленица, веселый праздник «Сороки», конкурс на самый красивый и удачный для скворцов дом. Март весновей, протальщик, капельщик- самое время для строительства птичьего жилья.

«Живи, Родник»- найти родник, расчистить и обложить камушками все родники в округе.

Заодно помочь муравейникам, малым речушкам, русскому лесу.

Достаточно «нырнуть» в лес, выйти к речке, и станет понятным, что надо сделать для родной Российской природы.

«Делай так, как я!»- изготовление кукол, игрушек из природного материала: глины, перьев, пуговиц, соломки, проволоки, тряпочек, семян и т.д.

Проведите День русской самодеятельной игрушки. Дети поучаствуют в конкурсе «Дочки- матери», сошьют куклам одежду, покажут умение правильно обращаться с куклой, уложить ее спать, спеть народную колыбельную песню. В каникулы можно провести конкурс русских  хозяюшек  и вспомнить искусство народной кухни (сбитень, кулебяка, кулич).

«Удаль молодецкая!»- русские народные игры (борьба на кулаках, бег на ходулях, выталкивание друг друга из круга, перетягивание каната, сбить кнутами городки, соревнования со скакалкой, веревочкой), не забыть и такие игры: «горелки», «чижи», «вышибалы», «бить- бежать», «лапта».

Уроки юмора

Дети умеют смеяться лучше всех.

Их смех- признак душевного здоровья, верная примета живого восприятия жизни.

«Парнас»- вечер встречи с поэтами, бардами, сатириками. Ребята читают стихи, пародии, поют песни.

«Буриме»- написать стихотворение на заданную рифму, сочинить стихи, мини- рассказы: «По реке плыла кастрюля», «Подари мне рубль на память», «Шел в городе слушок про мыльный порошок», «Жизнь хороша, как скумбрия в томате». Стихи, состоящие из трех букв, например: «Мой нос год рос», «Тот дуб, кто не туп»

«Бестолковый словарь»- ребята обожают давать другое толкование совам.

Например, автоген- персональный автомобиль генерала.

«Конкурс актерского мастерства»- (Как экзамен в театральный институт, балетную школу, цирковое училище).

Можно использовать: художественное чтение, театральный этюд, имитацию, пантомиму, мимику, исполнительское мастерство.

«Юморина»-конкурсы: «Гласность гласностью, а молчание- золото», «Не морочьте нам голову!», «Было бы смешно, остальному научимся». На вечере можно заявить «Декларацию» ассоциации самых рыжих ребят. Провести карнавал смешных масок, турнир «Крикунов», «Смехачей», Мюнхаузенов, частушечников, пародистов, карикатуристов, шаржистов, клоунов; конкурс гримас.

«Юморина»- это арнаваьное шествие, непредсказуемое выступление пиратов, индейцев, бродячих акробатов, куплетистов, цыганских таборов, фокусников.

НАГРАДЫ: Орден Золотого, Серебряного, Медного вруна, премия «сюрприз»,  медаль «Золотая, Серебряная улыбка», «Крапивный веник».

Темы классных часов по программе «Возрождение»

  1. Путешествие в страну «Гардарика».(Имеется книга)
  2. 2. Путешествие по «Золотому кольцу России».
  3. Адреса народных художественных промыслов.
  4. «Песни, которые нельзя забыть»- истоки русской песни.
  5. «Традиции русского народа»- обычаи, обряды, быт.
  6. Судьба России в творчестве русских поэтов, композиторов.
  7. «Золотые лики Руси».
  8. «И.Тальков- певец России»
  9. «Русский народный календарь.
  10. «Игры, забавы, потехи».
  11. «На веселых струнах»- рассказ о русских струнных инструментах.
  12. «От  тальяна до баяна»- рассказ о гармони и баяне.
  13. «Образ русской женщины в творчестве русских художников.
  14. «Голосок частушки звонкой».
  15. «Воспитание девочки в семье»
  16. «Знатоки фольклора»-пословицы, загадки, былины, заговоры и т.д.
  17. «Русский национальный костюм».
  18. «Русские имена на карте нашей Родины».
  19. «Что я могу сделать для России»-круглый стол.
  20. «Русская кухня»-история и традиции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" для учащихся 5 классов

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" содержит увлекательные задания на каждом этапе игры. Вы остановитесь на станциях: "Разминочная", "Вычислительная", "Кроссвордная", "Историч...

Математическое соревнование для 7 класса "Математическая регата"

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов. Форма проведения - соревнование команд, "гонки". Кроме сценария представлены материалы, готовые к распечатке, которые необходимы для орг...

Задачи по теме "Математический язык.Математическая модель" 7 класс.

Задачи для 7 класса по теме "Математичекая модель. Математический язык" 7 класс Мордкович А.Г....

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Математическое соревнование между 8-ми классами Игра "Что? Где? Когда?" (математический брейн-ринг)

Внеклассное мероприятие в рамках школьной недели математики. Математическое соревнование между 8-ми классами  Игра "Что? Где? Когда?" (математический брейн-ринг)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» КЛАСС 11

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...