Коммуникативная компетентность как один из важных компонентов профессионализма будущего учителя
статья по теме

Никифорова Наталья Александровна

Статья посвящена проблеме изучения коммуникативной компетентности будущего учителя. Разработка данной проблемы имеет важное значение в повышении уровня успешности  педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kom_kompet_v_komitet_obr_chita_may_2013.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова Н.А.

преподаватель педагогики

ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж

Имени Базара Ринчино»

Коммуникативная компетентность как один из важных компонентов профессионализма будущего учителя

В обществе постоянно происходят изменения: меняются взгляды, мнения, ценности. Динамично развивающееся общество, меняющаяся система образования предъявляет на сегодняшний день к учителю совершенно иные требования, чем несколько лет назад. Каким же должен быть современный учитель? Современный учитель должен быть культурной, интеллигентной, духовной, конкурентоспособной, творческой, саморазвивающейся  личностью. Мы можем перечислить множество качеств, которыми должен обладать учитель. Но подробнее мне бы хотелось остановиться на таких наиболее значимых, на мой взгляд, способностях педагога как коммуникабельность и компетентность.

Как известно, педагогическое образование объявлено приоритетным направлением всей системы российского образования, которое должно обеспечивать формирование профессионально-компетентной личности педагога. Наряду с этим, в соответствии с Концепцией модернизации российского образования к уровню подготовки специалистов со средним педагогическим профессиональным образованием предъявляются новые требования – формирование профессиональных, социальных, базисных компетенций. Это предполагает умение находить продуктивное разрешение конфликта, переговорные умения, владение техникой аргументации, самопрезинтации средствами эффективной коммуникации.  

 Безусловно, что каждый учитель должен уметь общаться. Достаточно ли одного умения? Нет. Потому, что учитель должен знать, как необходимо целенаправленно использовать речевые средства для реализации педагогического общения. На этот счет ученые предлагают пользоваться термином «коммуникативная компетентность».

Многие ученые занимались и занимаются проблемой изучения, формирования и развития коммуникативной компетентности. Проблему коммуникативной компетентности в деятельности учителя выделяют Н.В. Бордовская, Л.М. Митина, А.К. Михальская, Н.Н. Обозов, А.А. Реан, Л.А. Шипилина, Е.А. Юнина, В.А. Якунин. Эти и другие авторы оперируют при характеристике профессиональной деятельности учителя такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие (Л.А. Шипилина), коммуникативные умения (А.Н. Леонтьев, И.П. Раченко, В.А. Якунин), коммуникативность (Н.Н. Обозов, Р.А. Парошина), коммуникативные качества, свойства личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Канн-калик, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская), коммуникативные процессы (Г.М. Дридзе, А.А. Леонтьев, В.А. Якунин).

Что же следует понимать под коммуникативной компетентностью?

Коммуникативная компетентность – это, прежде всего знание учителя о способах целенаправленного использования речевых средств для решения задач педагогического общения. Педагогическая компетентность отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями.

Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Если взять на примере Агинского педагогического колледжа, то это, безусловно, актуально. Так как в нашем учебном заведении обучаются, в основном студенты из периферии и у большинства наблюдается речевой барьер. Эту проблему необходимо решать, так как от умения общаться зависит успешность работы с учащимися.  Наша задача развивать и совершенствовать коммуникативную компетентность у студентов.

Была проведена экспериментальная работа по выявлению уровня коммуникативной компетентности у студентов АПК с помощью различных методик.

Во-первых, был применен  тест В.Ф. Ряховского с целью определения степени общительности студентов. Так как высокая степень развития общительности является доминирующим признаком педагогической коммуникабельности.

Проведенная работа показала следующие результаты: студенты педколледжа с удовольствием идут на контакты со сверстниками, проявляют терпение и такт в общении; у них имеется благоприятное условие для формирования коммуникативной компетентности – не высокий, но значительный уровень общительности.

Затем, студентам было предложено составить список умений, навыков и качеств личности, по которым можно судить об уровне развития компетентности в общении и которыми необходимо обладать будущему педагогу для эффективной профессиональной деятельности.

Проводилось это с целью изучения представлений студентов педагогических специальностей о коммуникативной компетентности педагога.

Для исследования преставлений студентов о коммуникативной компетентности использовался метод фокус-группы: студентам нужно было продолжить перечень, состоящий из 10 пунктов, используя опыт, полученный и используемый на занятиях, и жизненный опыт.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представления студентов о коммуникативной компетентности достаточно разнообразны и отражают все стороны общения.

Также студентам был предложен опросник «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)» с целью выявления уровня проявления коммуникативных склонностей.

Можно сказать, что большинство студентов со средним уровнем проявления коммуникативных склонностей, которые нуждаются в планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей, которые, несомненно, влияют на формирование коммуникативной компетентности.

В целом экспериментальная работа показала недостаточно высокий уровень коммуникативной компетентности у студентов Агинского педагогического колледжа. Это есть основание для дальнейшего формирования коммуникативной компетентности у студентов с целью повышения уровня их коммуникативных умений.

В связи с этим начали использовать и применять на практике технологию обучения  в сотрудничестве. Так как данная технология способствует развитию коммуникативных умений, умению общаться друг с другом, выражать свои мысли, высказывать мнения, доказывать, обобщать, анализировать. Все это способствует профессиональному росту, развитию и самосовершенствованию будущих учителей.  

Обнаружена связь низкой оценки своей компетентности с социальной тревожностью, неуверенности в себе, переживанием дискомфорта в присутствии других.

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность.

Имеются и другие термины, характеризующие профессионально-личностное качество учителя, от которого зависит уровень общения с учащимися. Так, В.А. Кан-Калик называет его профессионально-педагогической общительностью (Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1986. – с.46) поскольку каждому человеку приходится вступать в контакты с окружающими. Кроме того, нередко неумение учителя наладить общение с учащимися оправдывают особенностями его характера, необщительностью, интерактивностью. Между тем,  учителю необходимы не общительность  и не экстравертность, которые проявляются в склонности к расширению контактов, а способность к продуктивному взаимодействию с обучающимися. Общительность можно рассматривать как благоприятное условие для формирования педагогической коммуникабельности.

Общительность, возникающая на основе потребности в общении, формируется прижизненно как результат взаимодействия личности с окружающими. Но ее проявление зависит от индивидуальных и психофизиологических особенностей, в частности, от типа нервной системы.

В общительности различают содержательную (объект, направленность) и формально-динамическую стороны. Последняя характеризуется широтой или узкостью, легкостью или напряженностью, активностью или пассивностью, самостоятельностью или зависимостью.

Также различают степени проявления общительности:

  1. сверхнизкая (замкнутость)
  2. низкая
  3. умеренная
  4. высокая
  5. сверхвысокая

Принято считать, что высокая степень развития общительности является доминирующим признаком педагогической коммуникабельности. Однако исследования психологов вносят существенные коррективы в это предложение. Доказано отсутствие прямой зависимости между общительностью и способностью к управленческой деятельности. Ни высокая, ни низкая общительность личности сами по себе не оказывают решающего влияния на установление продуктивных контактов. Более того, высокая общительность может отвлекать, блокировать ответную вербальную активность в связи с неумением выслушать других.

Из вышесказанного следует, что коммуникативная компетентность является важнейшим компонентам профессионализма учителя.

Проблема изучения коммуникативной компетентности будущего учителя является важной для дальнейшего формирования его профессионально-значимых качеств. Разработка данной проблемы имеет важное значение в повышении уровня успешности  педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.

Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....

Сочинение-миниатюра как один из приемов формирования коммуникативной компетентности

Презентация раскрывает понятие коммуникативной компетентности и ее компоненты, содержит темы сочинений-миниатюр и творческие работы учащихся....

аннотация статьи: «Коммуникативность как важнейший компонент процесса обучения иностранным языкам», диплом Лауреата

2012-2013 учебный год , я приняла участие и стала  Лауреатом конкурса в номинации «Инновации в образовательном процессе» (29 сентября 2012 г., г. Москва), Всероссийский конкурс рефератов «Ин...

Конспект урока по аккомпанементу по теме «Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его практической деятельности»

1.Цель урока 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки,  формирование навыков самоконтроля;2. Развиваю...

Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики

Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...

Дистанционное обучение как один из важнейших компонентов успешного изучения иностранного языка

Статья, посвященная роли дистанционного обучения и его элементов в успешном освоении курса иностранного языка...

"Членство в Ассоциации - один из важнейших моментов оценивания педагогической деятельности учителя".

В марте 2015 года была создана Ассоциация учителей физической культуры Московской области "Лидер" для объединения учителей физической культуры, для содействия улучшению качества преподавания...