разработка урока по черчению
план-конспект урока (9 класс) по теме

раработка урока по черчению для 9 класса на тему "Сечения" с презентацией 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_chercheniyu_na_temu_secheniya.rar897.39 КБ
Office presentation icon secheniya.ppt974 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель черчения Борисова Ольга Валерьевна,

МБОУ «СОШ № 36» г.Братска,

электронный адрес: miss-iris.borisova@yandex.ru

Раздел программы

Черчение: Сечения

Тема урока:

Общие понятия о сечениях. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений, их обозначение.

Цели и задачи:

  • Изучить понятие о сечениях, как изображениях; изучить их назначение и применение; выяснить алгоритм построения сечений и применение его при построении чертежей;
  • Развивать пространственное мышление, пространственное представление; познавательный интерес;
  • Воспитывать ответственное отношение к предмету.

Тип урока:

Урок изучения нового материала с элементами:

  • Практической работы;
  • Использованием ИКТ ресурсов

Методы проведения:

  • Сравнение изображений;
  • Беседа по проблемным вопросам;
  • Устные упражнения программированного характера
  • Графические изображения

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер;
  • Опорный конспект урока;
  • Обучающая презентация;
  • Тесты;
  • Учебник.
  • Таблицы «Изображение и обозначение сечений»
  • Динамическая модель

Список литературы:

  • Методическое пособие «Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях», С.В.Титов.-Волгоград: Учитель, 2007, стр.83-84.
  • Рабочая тетрадь по черчению для 9 класса;
  • Учебник по черчению под ред. А.Д.Ботвинникова, В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского,  М.: АСТ: Астрель – 2010г, стр.128-134.

Структура урока:

1.Организационный момент

2. Домашнее задание

3. Сообщение темы, целей урока

4. Изучение нового материала

5. Закрепление изученного материала

6. Подведение итогов. Выставление оценок

Ход урока:

1.Орг.момент 

2. Д\з: параграфы 20-22, формат А4, циркуль, чертежные принадлежности

3. Сообщение темы и целей урока:

Мы начинаем изучать один из самых известных разделов графики – «Сечения и разрезы». Но сначала давайте вспомним сказку «Маленький принц». Ее написал незадолго до своей гибели (он не вернулся с боевого задания) отважный летчик и замечательный французский писатель ХХ века Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944). Он написал эту сказку и для детей, и для взрослых.

Помните, какую картинку нарисовал в детстве Эксюпери? Посмотрите на него, что там изображено? (удав, проглотивший слона) - (слайд 3). А все взрослые подумали, что это шляпа. Чтобы другие это поняли, юный художник выразился конкретнее и нарисовал еще одну картинку (слайд 3). Он был уверен, что теперь-то все поймут, т.к. он объяснил взрослым свою картинку не только снаружи, но и изнутри.

- Как же это удалось 6-летнему художнику? (он мысленно разрезал удава-шляпу и показал, что содержится внутри).

Правильно, вот и мы займемся такими изображениями, познакомимся с их назначением, применением, образованием, изображением, и обозначением сечений.

Итак, тема урока: «Сечения».

4. Изучение нового материала:

Подумайте и приведите примеры применения сечений в биологии, медицине, дизайне и т.д. (ответы учащихся).

А теперь посмотрите на слайд (4) – перед вами примеры использования изображений, раскрывающие внутреннее строение. В черчении мы будем применять сечения для изображения внутреннего контура технических деталей.

(слайд 5) рассмотрим чертеж детали:

Обратите внимание на главный вид.

- Дает ли он полное представление о форме изображенного предмета? (ответы уч-ся).

Учитывая условности мы можем проанализировать данную деталь и сделать вывод о том, что она состоит из двух усеченных конусов и двух цилиндров различного диаметра. Но мы ничего не скажем о ширине данного выступа.

- Что делать? (ответы уч-ся, один из которых может быть, что нужен вид слева).

Хорошо, предложенный вами вид (показать на слайде) не окажет существенной помощи в понимании формы. Поскольку на чертеже появляются многочисленные линии, которые затрудняют уяснение формы предмета.

Для этой цели мы должны рассечь деталь в необходимом месте секущей плоскостью и получить фигуру, которая называется сечением (показать на слайде). Посмотрите, по данной фигуре мы  сразу может определить форму выступа. Значит, мы выяснили необходимость применения сечения, которые способствуют выявлению формы предмета.

- Давайте попробуем сформулировать определение сечения. (ответы уч-ся).

(слайд 6) Сечение – это изображение фигуры, полученное при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью. (записать данное определение в тетрадь).

- Для чего нам нужно сечение? (ответы уч-ся). (слайд 7 - прочитать)

- А сейчас попробуем сформулировать этапы в образовании сечений (ответы уч-ся).

Обобщим: (слайд 8-11)

- мысленно провести секущую плоскость в том месте детали, где необходимо определить форму внутреннего контура;

- мысленно удаляем одну из частей детали

- мысленно представляем фигуру сечения

- представленную фигуру изображаем на чертеже.

(показать этапы образования и на динамической модели).

(слайд 12) ЗАПОМНИТЬ:

- На сечениях показывают только то, что находится непосредственно в секущей плоскости.

- Сечение – это не действие, а изображение.

Откройте учебники на стр.133 рис. 171-172

- Где располагаются сечения? (ответы уч-ся)

Действительно, по расположению сечения делятся на вынесенные и наложенные (слайд 13).  Запишите данную схему в тетрадь.

-Давайте найдем в учебнике определения этих сечений и прочитаем.

Сегодня мы более подробно остановимся на вынесенных сечениях.

Контур вынесенного сечения обводят сплошной толстой линией такой же толщины, как и линия, принятая для видимого контура (слайд 14). Фигуру сечения на чертеже выделяют штриховкой, которую наносят тонкими линиями под углом 45.

- Как же показывается положение секущей плоскости? (слайд 14)

Чтобы показать в каком месте проходит секущая плоскость, ее обозначают так: проводят разомкнутую линию – два утолщенных штриха (толщиной 1…1,5*s, длиной 10-12мм). Стрелки (длиной 10-12мм), указывающие направление взгляда. Их располагают у внешних концов разомкнутой линии. С внешней стороны стрелок наносят одинаковые прописные буквы русского алфавита. Над сечением пишут те же буквы через тире, например, А-А.

- Скажите, почему во втором случае сечение не обозначают? (ответы уч-ся).

Если вынесенное сечение представляет собой симметричную фигуру и расположено на продолжении линии сечения, то стрелок и букв не наносят.

Итак, закрепим пройденную информацию, ответив на вопросы:

- какое изображение называют сечением?

- для чего применяют сечения?

- какое сечение называют вынесенным?

- линиями какой толщины выделяют контур вынесенного сечения?

- как изображают сечения?

5. Закрепление изученного материала:

- фронтальные устные упражнения:

* (слайд 15) Даны два вида детали. Требуется вместо вида слева выполнить сечение А-А. А так же даны три вынесенных сечения, являющихся вариантами ответов. Укажите номер правильного ответа и объясните ошибки других.

(ответ 3)

*(слайд 16) Дан главный вид и шесть сечений. Буквы, указывающие к какому элементу детали относятся сечения, не проставлены, а заменены цифрами. Укажите, какие буквенные обозначения следует нанести над сечениями вместо цифр. (ответ: 1-Д; 2-Г; 3-Б; 4-В; 5-Е; 6-А)

- практическое выполнение упражнения:

Откройте рабочую тетрадь на стр.50 упр.46.

Задание: (заполните таблица)

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

2 урок – графическая работа «Эскиз детали с выполнением сечений»

После объяснения задания, ребята выполняют графическую работу, а также по очереди выполняют тест на компьютере.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого урока по черчению. «Проекции геометрических тел».

Комбинированный урок с применением электронных ресурсов для более эффективной наглядности. Цель: Научить школьников построению чертежей, проекций основных геометрических тел в системе прямоуголь...

методическая разработка открытого урока по черчению в 8 классе по теме: «Проекции геометрических тел».

В процессе обучения черчению главной задачей является формирование и развитие пространственных представлений, без которых невозможно научить учащихся читать и выполнять чертежи. Для успешного решения ...

Собственная методическая разработка урока по черчению "Сопряжения"

Собственная методическая разработка урока по черчению "Сопряжения". В этом кончпекте вы можете найти поэтапное построение сопряжения....

Собственная методическая разработка урока по черчению «Аксонометрические проекции окружностей"

Собственная  методическая разработка  урока по черчению «Аксонометрические проекции окружностей". В этой презентации вы можете найти поэтапное построение окружности в аксонометрии.....

Разработка урока по черчению в 8 классе по теме "Анализ геометрической формы предмета"

Разработка урока рекомендована для проведения урока в 8 классе "Анализ геометрической формы предмета" с приложением призентация к уроку.                   ...

Разработка урока по Черчению "Геометрические тела"

Изучение нового материала, геометрические тела, одновременно демонстрируется презентация - "Геометрические тела"...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЧЕРЧЕНИЮ 8 КЛАСС. Проецирование – общие сведения. Прямоугольное, косоугольное проецирование. Три проекции предмета.

В уроке используется современная образовательная технология – исследования в обучении.Урок по программе, учебник «Черчение» под редакцией А.Д.Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Выш...