Инновационная педагогическая технология
методическая разработка по теме

Байчукова Людмила Геннадьевна

Практическое применение проектной технологии на занятиях по художественной фотографии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

 образования детей дом детского творчества

Методическая разработка

« Инновационная педагогическая технология»

Разработчик педагог дополнительного образования

Байчукова Людмила Геннадьевна

1 этап

        Для конкурсной работы я взяла в разработку технологию проектной деятельности и применила её на практике для изучения темы: 

«Портретная   фотосъёмка»  (12 часов)

     

 Главная идея  данной  технологии научить детей искусству фотосъёмки художественного портрета.

В процессе проектной деятельности обучающиеся  будут развивать свои творческие способности и фотографическое видение.

Для изучения данной темы педагог выбрал проектную деятельность

№ 1 занятие

Объяснитетельно-иллюстративная технология

№ 2 занятие

Практико-ориентированная технология;

Технология проектной деятельности.

№ 3 занятие

Практико-ориентированная технология

Технология проектной деятельности.

№ 4 занятие

Практико-ориентированная технология;

Технология проектной деятельности

№ 5 занятие

Технология проектной деятельности

№ 6 занятие

Технология проектной деятельности.

Презентация проекта.

Таким образом,  при изучении темы «Портретная фотосъёмка» будет использоваться в основном технология проектной деятельности.

Главная идея технологии через разработку  проектов, научить детей  художественной фотосъёмке и обработке портретов.

Предполагается, что в результате проектной деятельности дети усвоят на практике:

  • технику  художественной фотосъёмки индивидуальных и групповых портретов;
  • приёмы  дополнительного искусственного освещения объектов съёмки;
  • технику ретуширования и художественной обработки цифровых изображений на компьютере;
  • методы  использования на практике основных выразительных средств (световых и цветовых), для успешного решения авторского замысла;
  • технику отбора и оформления выставочных авторских работ;
  • способы  представления конечного результата проектной деятельности  такие как презентация, фотовыставка;
  •  умение отстаивать своё мнение, защищать свой фотопроект.

Используя данную технологию на последнем  занятии,  будет презентация проектов «Художественный фотопортрет».

2 этап.

        На первом занятии я использовала объяснительно-иллюстративную технологию. В наглядной форме через презентацию я представила обучающимся план и структуру прохождения материала по теме «Портретная съёмка», определила сроки работы (6 занятий) и сообщила ребятам, что итоговым занятием будет презентация.

Прослушав мини-лекцию по искусству художественного фотопортрета и просмотрев видеофильм и журналы по фотоискусству,   дети познакомились с видами портретов (жанровые, постановочные, групповые и т. д.),  изучили различные техники исполнения и приёмы фотосъёмки портрета, на примере работ знаменитых фотомастеров.

   

На втором занятии мы с  детьми практиковались в портретной  фотосъёмке. Воспитанники самостоятельно производили фотосъёмку с использованием, по своему усмотрению,  основных выразительных средств фотографии (цветовых и световых решений), опираясь на свой авторский замысел и фотографическое видение.

Обучающиеся решали такие задачи как: ракурс, композиция, выбор фона, положение и выражение лица портретируемого, выбор освещения.                   Я оказывала индивидуальную помощь и консультации тем детям, кто в этом нуждался.  Анализируя результаты практической работы и допущенные ошибки, я подвела детей к тому, что для получения действительно хорошей работы необходимо разработать проект дальнейшей деятельности.    

На втором этапе занятия мы познакомились с понятием что такое «проект», с методами и структурой работы над проектом, сформулировали цели и задачи  для проекта «Художественная открытка», определили,  что  необходимо для его выполнения.

На третьем занятии обучающиеся получили комплекты дидактических материалов: пособие по технике съёмки портрета при естественном освещении, карточки с примерными схемами композиции и ракурса. Мы с воспитанниками сформировали группы по 3 - 4 человека.  Каждая группа  определила для себя тему: «Новогодняя открытка», «С днём Святого Валентина», «Сюжетный портрет»  для дальнейшей работы  по проекту «Художественная открытка». Ребята разработали план и структуру изучения темы, обосновали выбранный метод исследования. Вместе с детьми мы обсудили возможные результаты работы по теме, распределили задачи для каждого участника группы.

Практическая часть занятия прошла в форме экскурсии. Воспитанники фотографировали портреты, изменяя положение объекта съёмки по отношению к солнцу, и анализировали влияние различного освещения (рассеянный свет, резкое освещение, тень) на результат фотосъёмки.

Для четвёртого занятия я разработала для воспитанников комплект дидактических материалов: пособие по технике съёмки портрета при искусственном  освещении с применением фото-осветителей и схемы их расположения. Ребята просмотрели образцы портретов с различным применением рисующего, заполняющего, контрового и фонового освещения. Некоторые обучающиеся воспользовались предложенными схемами освещения, но более инициативные разработали свои варианты. Фотографировали постановочные портреты воспитанники в кабинете фотостудии, меняя освещение, фон, ракурс.

Пятое занятие завершало третий, организационно-исследовательский, этап проектной деятельности, поэтому мы с детьми обсудили результаты их работы, сделали выводы и сопоставили их с поставленными задачами. Обучающиеся, получив необходимую консультацию, расписали последовательность выполнения оформительской работы.

На этом этапе самостоятельной практической работы воспитанники решали такие задачи: какими воспользоваться инструментами программы «Photoshop» для ретуши и исправления ошибок, допущенных при фотосъёмке; какую выбрать фоторамку, как дополнительно оформить свой фотопортрет.

        Шестое занятие было заключительным этапом, этапом представления результатов,  т.е. презентацией. Дети представляли и защищали свои проекты художественных портретов, объясняя свой выбор композиции, освещения, оформления и т. д.  Мы вместе с жюри (методисты ДДТ) анализировали  работы, проделанные в течении проектного периода, и оценивали работу проектной группы в целом и каждого её участника.


Диагностика

Дозирование заданий

Логическая                        структура проекта

Коррек-ция

Научить  детей искусству фотосъёмки художественного портрета.

Презентация проекта

Сколько заданий на протяжении всего занятия.

План

проведения занятия

1 занятие

Цель: Познакомить детей с одним из жанров портретной съёмки

Самостоятельная работа; ответы на вопросы, самоанализ.

1. Изучить портреты известных фотомастеров

2. Сфотографировать портреты студийцев

1.Организационный момент;

2. Основная часть;

3. Рефлексия

2 занятие

Цель: Научить детей применять приёмы  композиции и ракурса при портретной съёмке

Опрос, самостоятельная работа, мини-зачёт.

1.  Изучить приёмы композиции, ракурса и перспективы;

2. произвести съёмку с учётом полученных знаний  

1.Организационный момент;

3 занятие

Цель: Научить фотосъёмке портретов при различном естественном освещении

Самостоятельная работа; ответы на вопросы.

1. Фотосъёмка портретов на ярком солнце;

2. фотосъёмка при рассеянном освещении;

3. фотосъёмка в тени.

1.Организационный момент;

2. Мини-лекция педагога;

3. Экскурсия

4 занятие

Цель: Изучить приёмы и схемы освещения портрета фотоосветителями

Наблюдение, тест, самостоятельная работа.

1. фотосъёмка портретов с применением 3-х источников освещения: фонового, рисующего и заполняющего;

2. фотосъёмка с примене нием 4-го контрового источника освещения.

1.Организацион- ный момент;

2. Основная часть:

  а) видео-урок;

  б) практическая работа;

3. Рефлексия.

5 занятие

Цель: Подготовить презентацию, исправив ошибки, допущенные при съёмке и офор мить выставочные работы.

Самостоятельная работа, зачёт.

1. Художественная ретушь портретов;

2. Оформление выставочных работ;

3. Подготовка презентации

1.Организацион- ный момент;

2. Основная часть;

3. Рефлексия

увеличить

6 занятие

Цель: Оценить уровень знаний обучающихся по теме «Портретная фотосъёмка»

Презентация проекта

1. Представление работы и защита своего проекта

1.Организацион- ный момент;

2. Публичная презентация проектной работы;

3. Анализ работы проделанной в течение проект- ного периода

Проектная работа позволила мне провести комплексную оценку знаний и умений в отношении каждого воспитанника. Оценка  опиралась на основные элементы проектной работы по художественному портрету и учитывалась актуальность выбранной темы, качество основного продукта, и качество процесса работы. Оценку за проектную работу, которую я выставила обучающимся, я   использовала в качестве итоговой оценки по пройденному материалу.

При выставлении оценки я учитываю следующие параметры

Оценки за проектную работу выставляю группе в целом. На основании общей групповой оценки выставляется индивидуальная оценка каждому члену группы в соответствии со степенью его реального участия в общей работе.

В качестве критериев оценки я использую:

Критерии оценки

Уровень знаний обучаю щегося

Степень ответствен ности за выполнение работы

Самостоятель ность, собранность и способность углубить тему изучения

Способность выработать новую идею    и найти новые оригинальные

Инициатив ность и заинтересо ванность

Четкость и аккурат ность подгото вки, отчет

Способно сть работать в коллективе отношения с другими

Точность, своевременность выполне ния работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "

Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...

инновационная педагогическая технология "Лекция-гипертекст"

Основные достоинства лекции-гипертекста: Экономит внеурочное время и учеников, и преподавателей, так как работа с новым материалом выстраивается прямо на уроке, под руководством учителя.Обеспечив...

«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».

Обобщение опыта работы на ежегодной августовской педагогической конференции по теме "Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной деятельности учащихся"....

Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании (технология кейс-метода)

В методическом пособии рассмотрены проблемы применения кейс-метода как инновационной педагогической технологии.Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ: Акцент обучения переносится на ...

Статья "Урок технологии с использованием современных инновационных педагогических технологий, как неотъемлемая часть современного образования"

Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняютс...

Современные инновационные педагогические технологии на уроках технологии

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены  и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, до...