Конспект подгруппового занятия в младшей группе для детей с ЗПР и ОНР
план-конспект занятия по теме

Дудина Татьяна Дмитриевна

Занятие в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ подгруппового занятия в младшей группе для детей с ЗПР, ОНР

ГБДОУ ДСКВ № 24

Учитель-дефектолог  Дудина Т.Д.

ТЕМА:   Поездка в деревню ( на материале знаний о домашних животных.)

ЦЕЛИ:

1. Логопедические: 

а) Развитие неречевых психических функций:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • развитие общей и ручной моторики;
  • развитие оптико-пространственных представлений
  • ориентировка в пространстве /;
  • развитие физиологического дыхания;
  • развитие мышления;

    б) Развитие речевых психических функций:

  •  развитие речевого дыхания;
  • развитие силы голоса, выразительности голоса и интонации;
  • формирование правильного звукопроизношения (гласные, звуки и наиболее простые

      согласные)

  • развитие звукоподражания;
  • развитие активного словаря (обогащение глагольного словаря: мычит, лает, мяукает,

хрюкает, ржет; закрепление знаний о домашних животных)

2. Педагогические: 

- развитие воображения, творчества;

-         развитие подражательности.

Оборудование:   1. Игрушки: кошка с котенком, коза с козленком, кошка с мышкой,

коза, корова, кошка, собака;

мелкие игрушки: лошадь, свинья, коза, кошка, собака, корова.

2.        На тарелочках: молоко, косточка, сено

3.        Прочее: металлофон, колокольчик, разноцветные бруски;

6 картинок с изображением наложенных контуров домашних животных; кошка в корзине. непокрытой платком, шапочка лошади.

I. Организационный момент:

- Сегодня к нам пришли гости... Мы покажем, как умеем играть, заниматься.

II. Сообщение темы занятия:

  • Сегодня мы поедем в гости к лошадке и ее друзьям, к домашним животным
  • Мне нужен помощник.
  • Саша мне будет помогать. Он будет лошадкой (даю ему лошадку)

III. Развитие слухового внимания:

  • (Выставляю сюжетную картинку - лошадь запряженная в сани)

-  Представьте, что мы поедем на такой лошадке.

  • У лошадки под дугой колокольчик (показываю колокольчик)
  • Готовимся. Мы сейчас поедем. Сели на стулья (садимся на стулья)
  • Вели колокольчик зазвенит тихо - вы поедете медленно, лошадка в горку поднимается медленно.
  • Если колокольчик зазвенит громко - вы поедете быстро, лошадка едет под горку быстро, (показываю детям).
  • Едем с вами с горки (быстоо)

                под горку (медленно) -  5-6 раз

IV. Развитие звукоподражания. силы голоса и плавного длительного выдоха.

  • Едем через лес .
  • Послушаем как ветер гудит в вершинах деревьев.
  • Ветер слабо дует - деревья тихо гудят - ууу (сидя - руки вверх или

  машем/.

  • Ветер сильно подул - деревья громко загудели - ууу.
  • Лес все реже и реже, деревьев меньше - они тихо гудят - ууу.
  • Выехали из леса и подъехали, к деревне.

V. Развитие слухового внимания и памяти:

  • Вышли из саней и пошли с лошадкой к ее друзьям (дети встают со стульчиков и подходят к столу, на котором стоят кошка с котенком, коза с козленком, металлофон)
  • Смотрите, дети, нас встречают друзья лошадки.
  • Нас встречает кошка (ударяю по низким тонам): мяу-мяу - низким, голосом)
  • И котенок нас встречает (ударяю по высоким тонам): мяу -мяу - высоким голосом.
  • А теперь я проверю, как вы запомнили приветствие кошки (ударяю по низким тонам)   мяу-мяу (дети)
  • И котенка (ударяю по высоким тонам) - мяу-мяу (дети)
  • Хорошо вы запомнили, что кошка и котенок встречают нас разными голосами.
  • А еще нас встречает коза с козленком.
  • Коза нас встречает (ударяю по низким тонам) - мее-мее
  • Козленок нас встречает (ударяю по высоким тонам) - мее-мее
  • Ну-ка как, вы запомнили приветствие козы (ударяю по низким тонам) –(дети низкими голосами - мее-мее)
  • Козленка (ударяю по высоким тонам) – (дети высокими голосами -мее-мее)
  • Молодцы. Коза и козленок нас встречают тоже разными голосами.

VI. Развитие зрительного внимания и памяти: ( Идем дальше)

  • Повела нас лошадка дальше. (Останавливаемся у другого стола. На столе игрушки: кошка, корова, коза, собака)
  • Привела нас лошадка к своим друзьям.
  • Это кошка, (дети повторяют - это кошка)
  • Это корова. (дети повторяют - это корова)
  • Это коза. (дети повторяют - это коза)
  • Это собака. (дети повторяют - это собака)
  • Давайте покормим домашних животных.
  • Возьмите для каждого животного его пищу. (Дети подходят к другому столу, на котором лежит сено, косточка, молоко, а я в это время убираю козу
  • (Дети подходят к логопеду)
  • Вы готовы кормить животных ? (Да)
  • А кто же у нас ушел, не дождавшись угощения ? (Ушла коза)
  • Раз коза ушла, Ваня и Наташа будут вдвоем кормить корову сеном.

7. Развитие ручной и общей моторики: ( идем дальше)

  • Покормили животных и пошли, дальше за лошадкой налево (веду налево рукой; обходим круг и подходим к другому столу. На столе кошка, а перед нею мышка.
  • Посмотрите, дети, кошка хочет поймать мышку.
  • давайте покажем, как она ловит мышку.

        Кошка мышку цап   (кошка крадется; руки вперед и сжать в кулак)

        Подержала, отпустила  (руки сжат в кулак, а затем расслабляются, падают вниз)

Мышка побежала   (на носочках легко бежим на месте; руки вперед, перебираем пальцами)    Хвостиком махнула  (двигаем мизинцами вытянутых рук).

До свиданья, кошка!   (машем кистями рук)

Кошка облизнулась   (языком облизать верхнюю губу)

И сказала "Мяу-мяу"

  • Не удалось кошке поймать мышку. Убежала мышка.
  • А лошадка ведет нас дальше (дети проходят круг и подходят к стульчикам)
  • Долго ходили. Замерзли, давайте погреемся (каждый у своего стула)

3. Развитие диафрагмального дыхания и длительного выдоха:

  • Погреем правую руку (дуем в трубочку)
  • Погреем левую руку (дуем в трубочку)
  • Погреем обе ручки вместе (дуем)
  • Согрелись ручки (бросили их вниз)
  • Сели.

9. Развитие мышления, оформления короткой фразы:

-        А к лошадке собрались все ее друзья, домашние животные (Логопед выставляет игрушки перед собой: лошадь, коза, кошка, собака, корова, свинья)

  • Кто же друзья у лошадки, отгадайте?  Му-му. Молока кому ?
  • Это кто ? (Это корова - берет игрушку и ставит посередине стола)
  • Правильно
  • Послушайте, кто еще друг у лошадки. Мур-мур, пугаю кур. Мяу-мяу !

- Это кто? (Это кошка - берет  игрушку и ставит на середину стола)

- Правильно. Отгадайте еще друга лошадки.

Гладишь - ласкается.

Дразнишь - кусается.  Гав-гав !

  • Это кто ? (Это собака)
  • Правильно. Поставь собаку на середину стола)
  • Послушайте еще загадку:

   Идет, идет, бородой трясет,

   Травки просит: мее-мее !

  • Это кто ? (Это коза)
  • Молодец. ! Верно угадал. Поставь козу на середину стола
  • Вот еще один друг у лошадки, послушайте про него загадку:

   Спереди пятачок, сзади крючок.

   Посередине спинка, а на ней щетинка. Хрю-хрю !

  • Кто это? (Это свинья)
  • Правильно. Поставь свинью на середину стола.
  • Отгадайте последнего друта:

   Копытом бьет, и-го-го ржет.

  • Кто это ? (Это лошадь)
  • Верно. Поставь лошадь рядом с другими животными.
  • Вот сколько друзей, домашних животных, у лошадки

- Давайте построим для них домики (Даю детям по 4 бруска)

10. Воспитание подражательности и развитие ручной моторики.

-        Я вам буду помогать.

-        Когда я скажу "Теперь вы", вы сделаете так же, как сделала я.

-        Взяла 2 бруска. Положила ровно. Теперь вы.

-        Взяла еще 2 бруска. Положила сверху. Теперь вы.

-        Вот и построили мы домики для животных.

-        Давайте посчитаем, сколько брусков нужно на постройку одного домика.

Сначала посчитаю я.

-        Один, два, три, четыре. У меня четыре бруска.

-        Сейчас будем считать бруски у ваших домиков.

-        Подняли правую руку. Этой рукой вы все делаете: держите ложку, карандаш, бросаете мяч.

-        Показали указательный палец.

-        Начали, считаем (дотрагиваемся до брусков)

-        Еще раз посчитаем.

-        Ира, сколько у тебя брусков ? (Четыре бруска)

-        А у тебя Ваня ? (У меня 4 бруска) (Спросить всех)

-        У всех по 4 бруска. Одинаковые домики.

-        Посмотрите, какого цвета домики вы построили для домашних животных

11. Развитие зрительного восприятия:

-        Наташа, какого цвета у тебя домик? (У меня домик желтый) (Спрашиваю всех детей)

-        Ваня, какого цвета домик ты построил ? (Я построил красный домик)

и т.д.

12. Закрепление глагольного словаря:

-        Красивые домики построили для домашних животных.

-        У меня в домике живет свинья (Ставлю в домик).

-         Свинья хрюкает: хрю-хрю.

-        Ира, кто у тебя в домике живет ? (У меня живет собака) (берет и ставит в домик)

-        Дети, как лает собака :(гав-гав)

-        Ира, что делает собака? (Собака лает)

-        Ваня, кто у тебя живет? (У меня живет кошка)

-        Как мяукает кошка? Скажем все вместе. (Мяу-мяу)

-        Ваня, что делает кошка? (Кошка мяукает)

-        Саша, кто у тебя живет? (У маня живет корова)

-        Как мычит корова? Все вместе. (Му-му)

-        Саша, что делает корова? (Корова мычит)

-        Наташа, кто у тебя в домике живет? (У меня живет коза)

-        Как блеет коза? Скажем все. (Мее-мее)

-        Аня, а кто у тебя живет ? (У меня живет лошадь)

-        Как ржет лошадь? Все вместе. ( И-го-го)

-        Аня, что делает лошадь ? (лошадь ржет)

13. Развитие зрительного восприятия:

-        Домики для домашних животных построили и пора нам возвращаться домой. (В это время воспитатель убирает со стола)

-        Встали.

-        Нас повезет домой лошадка.

-        На горку едем медленно, колокольчик звенит тихо.

-        С горки едем быстро, колокольчик громко звенит, едем с горки на горку (3-4 раза)

Снимаю шапочку лошадки. Приехали домой. (Садимся за стол)

-        Сейчас я проверю, как вы запомнили домашних животных, которых мы видели в деревне.

(Логопед раздает контурные, наложенные изображения). Приготовили правую ручку и указательный пальчик. Поставили указательный пальчик и обвели того домашнего животного, которого вы узнали

-        Ты кого узнал ? (Свинью)  (спросить всех)

-        Теперь поставили пальчик правой руки на изображение и обвели.

-        Теперь поставили указательный пальчик правой руки да изображение второго животного и обвели его.

-        Ты еще кого узнала? (Кошку) и т.д. (опросить у всех). А теперь каждый из вас назовет обоих домашних животных, которых он узнал.

-        Аня, кто у тебя ? (У меня коза и лошадь) и т.д.

14. Развитие воображения, творчества.

-        Молодцы, дети.

-        А теперь вас ожидает сюрприз, который привезла вам из деревни лошадка. (Логопед уходит за дверь и приносит корзину с кошкой)

-        Как вы думаете, кого нам прислала лошадка? (Логопед выслушивает все возможные ответы детей)

-        Подумайте, то можно прислать из деревни? /динамично/

-        А на самом деле, ребята, там кошка !

-        Красивая, ласковая кошка.

-        Какого цвета кошка ? (Кошка белая)

-         Спасибо лошадке за такой сюрприз (Логопед уносит кошку)

15. Организация окончания занятия:

-        Куда мы ездили ? (Мы ездили в деревню)

-        Кто нас возил в деревню ? (Нас возила лошадка)

-        Каких домашних животных мы видели в деревне ? (Я видела кошку. Я видел свинью и корову и т.д.)

16. Оценка поведения детей:

-        Вы хорошо занимались,

-        Познакомились с домашними животными. Мне понравилось, как вы хорошо с ними обращались. Вы заботились о них, кормили их. Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в младшей группе детского сада для детей с ЗПР и ОНР "Путешествие в страну А"

Занятие для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи с использованием метода песочной терапии...

"В гости в весенний лес"- конспект открытого занятия в младшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий.

Данный конспект содержит материал для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. Конспект составлен с использованием здоровьесберегающих те...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....

Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Различение звучания барабана и бубна. Воспроизведение звукоподражаний»

Цели занятия:- Формировать у ребенка потребность в устном общении.- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.- Расширять представления ребенка о звучащих игрушках.- Эмоциональное разв...