Урок-экспедиция 6 класс по самопознанию "Природа бесценный дар"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Ковалёва Раиса Викторовна

Цель урока:

углубить представления учащихся о ценности и красоте природы и роли человека в сохранении богатств природы

 

Задачи:

Образовательная:  раскрытие сущности взаимосвязи человека и природы, расширение знаний о  «малой родине», природе родного края;

Развивающая: развитие  способности к эмоционально- чувственному  восприятию природы  Казахстана  как источника любви и вдохновения;

Воспитывающая: воспитание  заботливого и бережного  отношения

 к природе родной земли

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-eksped.v_6_klasse.docx68.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Пески  орта мектебi» КММ

КГУ « Пескинская  средняя школа»

Тақырыбы: Табиғат-әсемдік әлемі

(өзін-өзі тану сабағы, 6 сынып )

Тема: Природа- бесценный дар

(урок самопознания, 6 класс)

Сабақ түрі: сырттай саяхат

Вид урока: заочная экспедиция

Мұғалім / учитель: Ковалёва Раиса Викторовна

Тема урока: Природа- бесценный дар

Цель урока:

углубить представления учащихся о ценности и красоте природы и роли человека в сохранении богатств природы

Задачи:

Образовательная:  раскрытие сущности взаимосвязи человека и природы, расширение знаний о  «малой родине», природе родного края;

Развивающая: развитие  способности к эмоционально- чувственному  восприятию природы  Казахстана  как источника любви и вдохновения;

Воспитывающая: воспитание  заботливого и бережного  отношения

 к природе родной земли

Ресурсы:

презентация к уроку, карта экспедиции со станциями; видеоролик «Музей под открытым небом»; видеофильм о  посёлке Новоишимском  ;  аудиозаписи песен«С чего начинается Родина?», «Здравствуй, столица!» живые звуки леса;  слайды поля пшеницы, леса, гор, реки Ишим, городов Алматы,Астаны; обращение «Хранительницы леса»;  памятки по охране природы (раздаточный материал)

Ход урока

Мы хозяева нашей планеты,

И она для нас кладовая солнца

с великими сокровищами жизни.

И охранять природу –

значитохранять Родину

(М.Пришвин)

1.Позитивный настрой

Учитель приглашает учащихся  в Круг радости и предлагает улыбнуться друг другу.

- Ребята, а вы любите путешествовать? Представьте, что к нам в гости из дальнего зарубежья приехал друг, который никогда ещё не был в Казахстане. Вы хотите показать и раскрыть всю красоту природы Казахстана – нашей Родины.  Я предлагаю всем вместе  отправиться в заочную экспедицию в удивительный, прекрасный, загадочный мир  природы Казахстана. Вы согласны?

Тогда давайте дружно скажем:

Руку дружбы протяните

(учащиеся подают руку соседу справа и слева)

В глаза друг другу посмотрите

( повороты головы в одну и другую стороны)

Пусть любовь всегда в сердцах звучит,

( в воздухе обрисовывают сердце)

Природа всех объединит!

(все, взявшись за руки, поднимают руки вверх)

2. Беседа

-Кто догадался, какова тема урока? ( о природе Казахстана, слайд1)

 Тема урока: Природа- бесценный дар (слайд1).

Перед вами, ребята,  карта экспедиции «Природа  Казахстана»

 ( на магнитной доске карта Казахстана).Сегодня мы будем расширять знания о природе Казахстана, о взаимосвязи природы и человека, будем вновь и вновь учиться беречь природу родной земли. Мы обычно на уроках самопознания много рассуждаем, читаем. А сегодня цель нашего урока несколько иная: расширить свои знания о природе нашей Родины, мысленно побывать в различных природных зонах Казахстана,прочувствовать всю её красоту и бесценность. Давайте встретим своего друга в аэропорту города Алматы и отправимся в заочную экспедицию на север, конечная наша остановка – посёлок Новоишимский.

-А что значит заочная экспедиция?(т.е.мысленно будем двигаться по Казахстану и наблюдать за природой)

-Какой знаменитый город находится в горах? (Алматы)

-Где находится Алматы?( на юге Казахстана)

-Как переводится название этого города?(город яблок)

( слайды об Алматы)

 - Жители города Алматы считают символом своего города яблоко. Этот символ изобразили художники Владимир и Виктор Гвоздевы ( слайд).А как  бы вы изобразили  символ своего родного края? Подумайте и вернёмся к этой теме  на следующем уроке

1 остановка- Горы(учитель прикрепляет название станции на карту экспедиции близ города Алматы)

Существует видеофильм   «Музей под открытым небом», в котором рассказывается об интереснейших местах природы Казахстана

( на слайдах -Чарынский каньон, Медео)

Наша экспедиция продолжается. А куда же мы направимся? Ответьте на вопрос.

-Какая природная зона будет находиться севернее пустынь, полупустынь?

( степи)

2 остановка- Степи ( появляется на карте)

( слайды о казахстанских степях)

-Назовите главное богатство Казахстана? (хлеб)

(видеофильм о казахстанской пшенице).

В прошлом году  благодаря хорошим погодным условиям Северо-Казахстанская область засыпала в закрома Родины большой урожай  пшеницы. Этот урожай кормит хлебом всё государство. И много тонн зерна уходит на экспорт, в другие страны

- Ребята, люди каких профессий участвуют в хлебной промышленности?

( комбайнёры, трактористы, пекари, продавцы, наладчики)

- Кто знает, какое  событие Великой Отечественной войны помнят люди  нашей страны? (блокада Ленинграда)

69 годовщину  победы  встретит наша страна  9 мая2014 года. Среди всех кровопролитных битв Великой Отечественной войны  блокада Города Ленинграда занимает особое место.Ленинград оказался полностью блокированным с суши. В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постоянно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими: рабочие получали вдень 250 гр. суррогатного хлеба, а остальные жители по 125 гр. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из отрубей и целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. Блокада принесла ленинградцам  тяжелейшие испытания. В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом» есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой, бывшей в блокадные дни школьницей. «Мне запомнилось, - рассказывает Ольга Николаевна, - как в страшную зиму 1941 года стояла в уголке булочной на Социалистической маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба по 5-10 гр., а ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для нее».

Беседа учителя о бережном отношении к хлебу

Продолжим нашу экспедицию. Мы приближаемся к главному городу нашей Родины-столице Казахстана( городу Астане)

3 остановка-город Астана

Разминка

Учитель приглашает учащихся  исполнить  песню «Здравствуй, столица!» под фонограмму и посмотреть видеофильм о городах Казахстана

Минутка тишины.Закройте на минуту глаза, вслушайтесь в неповторимые звуки.Догадайтесь, где мы находимся(Фонограмма с пением птиц, звуками  леса)

- Что вы себе представили?

4 остановка -Лес

- Были ли вы в лесу?Трудно представить Землю не только без цветов, но и без лесов. Лес – чудесное творение природы.А.П.Чехов писал: «Лес учит человека понимать прекрасное и внушает ему величавое настроение».

-Какова главная польза леса и других зелёных насаждений?(они дают кислород)

- Чем богаты наши леса?( ягодами, грибами, животными)

-Какие правила необходимо помнить, находясь в лесу?

- Не разоряйте птичьи гнёзда

- Не обижайте лесных насекомых

-Не рвите полевые цветы

-Не разжигайте в лесу костёр

-Не оставляйте мусор после себя

Чтение.РедБредбери «Зелёное утро( учебник, стр.94-97)

Беседа

-Почему Бенджамин Дрискол считал своё дело самым важным на свете?

-Как изменилась жизнь планеты, когда на ней поднялись зелёные деревья?

Выводы учителя: Появление зелёных насаждений стало бесценным даром планеты Марс, и это сделало возможным жизнь на ней человека. При всей фантастичности рассказа эта мысль отражает значение природы в жизни человека и человека в облагораживании природы. И когда человек взаимодействует с природой, он не только использует богатства леса в своих целях, но и сам ответственен за состояние природы, за преумножение её богатства

Обращение «Хранительницы леса» к учащимся

- Ребята! Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветок. Не рубите деревья без нужды, не ломайте их. Убирайте мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу. Не разоряйте птичьего гнезда, не уничтожайте насекомых и зверей, а, наоборот, боритесь с браконьерами.

«Дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

Беседа

 Существуют   понятия «большая родина», «малая родина».

-Как вы  понимаете эти понятия?(ответы учащихся)

Учитель: С любви к малой родине всё начинается. Если человек любит свою малую родину, любит своих родителей, то когда он вырастет, обязательно станет настоящим защитником и патриотом своей страны.

Проверка выполнения индивидуального опережающего домашнего  задания:  сочинение «Красота природы  родного  края» (2 уч-ся  зачитают сочинения

- Какая речка протекает через нашу малую родину?

5 остановка- река Ишим

(слайд с изображением реки  Ишима)

- Отдыхали ли вы на реке, что делали? ( ответы детей)

- Какие правила поведения на реке должны соблюдаться?(ответы детей)

Учитель зачитывает сочинение-эссе ученика 7 класса Новоишимской средней школы № 1 Вагнера Артура «Природа просит о помощи», напечатанное в газете «Новости Приишимья»24 июня 2013 года

Чтение.ДукенбайДосжанов «Родник» ( учебник, стр.98-99)

6 станция- п.Новоишимский

На фоне  песни «С чего начинается Родина» видеофильм о  родном селе

Домашнее задание

Задание 2, стр.80   тетради по самопознанию

Представьте, что деревья, цветы  и птицы решили написать пожелания людям . Запишите эти пожелания

Обобщение

- Животные не могут жить без растений, чистого воздуха и воды. Растения не могут жить без почвы и чистой воды. Человек тоже не может жить без природы. Неумелое обращение с природой, неправильное поведение человека может привести к гибели природы.Человеку нужно стремиться жить в гармонии с природой

Б.Заходер

Про всех на свете

Все, все на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

- Чтобы сохранить красоту родного края, нужно его любить и беречь. Посадите дерево, очистите от мусора ближайший сквер, набережную вместе с одноклассниками, разбейте во дворе вашего дома цветочную клумбу.

Вы знакомы с разными планетами, каждая по своему прекрасна, но учёные до сих пор не нашли такую красивую и жизненную планету, как наша.

Круг «От сердца к сердцу»

- Я надеюсь, что ваши поступки будут всегда хорошими, а сердце – добрым и чутким. Ведь добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им, любит природу и сохраняет её

На память об экспедиции дарю памятки

Давайте мы будем природу беречь

 Для очень приятных у озера встреч,

Для встреч на поляне, купаний в реке,

 Для отдыха дома, а не вдалеке.

 Чтоб было природу кому охранять,

Нам нужно все четко и верно понять-

 Природы король человек и венец,

 Но все ж без нее человеку - конец!

Рефлексия

( с помощью трёх выражений лица: улыбающееся, нейтральное, грустное)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке, спасибо за урок!

ГОРЫСТЕПИ

АСТАНА          

 ЛЕС

р.ИШИМ

п.Новоишимский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: АНТАРКТИДА – МАТЕРИК МИРА И НАУКИ. (урок-экспедиция)

Целью данного урока является формирование гражданской отвественности,патриотизма и толерантности.Выбор темы урока-экспедиции обусловлен тем,что позволяет реализовать процесс развития учащихся в различ...

Урок-экспедиция

Урок проводился в рамках недели математики. Цель: использование математических навыков в нестандартных ситуациях; гуманитаризация обучения математике; развитие познавательного интереса; развитие...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

разработка открытого урока по теме "Дрожжевое тесто" (Урок- экспедиция. Нетрадиционный)

Развивая познавательный интерес, главный этап урока  поделен на маршрут экспедиции: историю, географию, биологию, химию и физику, производство, литературу и искусство....

Интегрированный урок - экспедиция в 8 классе "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия)

Интегрированный урок - экспедиция "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия),8 класс....

Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...