Урок-экспедиция 6 класс по самопознанию "Природа бесценный дар"
план-конспект урока (6 класс) по теме
Цель урока:
углубить представления учащихся о ценности и красоте природы и роли человека в сохранении богатств природы
Задачи:
Образовательная: раскрытие сущности взаимосвязи человека и природы, расширение знаний о «малой родине», природе родного края;
Развивающая: развитие способности к эмоционально- чувственному восприятию природы Казахстана как источника любви и вдохновения;
Воспитывающая: воспитание заботливого и бережного отношения
к природе родной земли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пески орта мектебi» КММ
КГУ « Пескинская средняя школа»
Тақырыбы: Табиғат-әсемдік әлемі
(өзін-өзі тану сабағы, 6 сынып )
Тема: Природа- бесценный дар
(урок самопознания, 6 класс)
Сабақ түрі: сырттай саяхат
Вид урока: заочная экспедиция
Мұғалім / учитель: Ковалёва Раиса Викторовна
Тема урока: Природа- бесценный дар
Цель урока:
углубить представления учащихся о ценности и красоте природы и роли человека в сохранении богатств природы
Задачи:
Образовательная: раскрытие сущности взаимосвязи человека и природы, расширение знаний о «малой родине», природе родного края;
Развивающая: развитие способности к эмоционально- чувственному восприятию природы Казахстана как источника любви и вдохновения;
Воспитывающая: воспитание заботливого и бережного отношения
к природе родной земли
Ресурсы:
презентация к уроку, карта экспедиции со станциями; видеоролик «Музей под открытым небом»; видеофильм о посёлке Новоишимском ; аудиозаписи песен«С чего начинается Родина?», «Здравствуй, столица!» живые звуки леса; слайды поля пшеницы, леса, гор, реки Ишим, городов Алматы,Астаны; обращение «Хранительницы леса»; памятки по охране природы (раздаточный материал)
Ход урока
Мы хозяева нашей планеты,
И она для нас кладовая солнца
с великими сокровищами жизни.
И охранять природу –
значитохранять Родину
(М.Пришвин)
1.Позитивный настрой
Учитель приглашает учащихся в Круг радости и предлагает улыбнуться друг другу.
- Ребята, а вы любите путешествовать? Представьте, что к нам в гости из дальнего зарубежья приехал друг, который никогда ещё не был в Казахстане. Вы хотите показать и раскрыть всю красоту природы Казахстана – нашей Родины. Я предлагаю всем вместе отправиться в заочную экспедицию в удивительный, прекрасный, загадочный мир природы Казахстана. Вы согласны?
Тогда давайте дружно скажем:
Руку дружбы протяните
(учащиеся подают руку соседу справа и слева)
В глаза друг другу посмотрите
( повороты головы в одну и другую стороны)
Пусть любовь всегда в сердцах звучит,
( в воздухе обрисовывают сердце)
Природа всех объединит!
(все, взявшись за руки, поднимают руки вверх)
2. Беседа
-Кто догадался, какова тема урока? ( о природе Казахстана, слайд1)
Тема урока: Природа- бесценный дар (слайд1).
Перед вами, ребята, карта экспедиции «Природа Казахстана»
( на магнитной доске карта Казахстана).Сегодня мы будем расширять знания о природе Казахстана, о взаимосвязи природы и человека, будем вновь и вновь учиться беречь природу родной земли. Мы обычно на уроках самопознания много рассуждаем, читаем. А сегодня цель нашего урока несколько иная: расширить свои знания о природе нашей Родины, мысленно побывать в различных природных зонах Казахстана,прочувствовать всю её красоту и бесценность. Давайте встретим своего друга в аэропорту города Алматы и отправимся в заочную экспедицию на север, конечная наша остановка – посёлок Новоишимский.
-А что значит заочная экспедиция?(т.е.мысленно будем двигаться по Казахстану и наблюдать за природой)
-Какой знаменитый город находится в горах? (Алматы)
-Где находится Алматы?( на юге Казахстана)
-Как переводится название этого города?(город яблок)
( слайды об Алматы)
- Жители города Алматы считают символом своего города яблоко. Этот символ изобразили художники Владимир и Виктор Гвоздевы ( слайд).А как бы вы изобразили символ своего родного края? Подумайте и вернёмся к этой теме на следующем уроке
1 остановка- Горы(учитель прикрепляет название станции на карту экспедиции близ города Алматы)
Существует видеофильм «Музей под открытым небом», в котором рассказывается об интереснейших местах природы Казахстана
( на слайдах -Чарынский каньон, Медео)
Наша экспедиция продолжается. А куда же мы направимся? Ответьте на вопрос.
-Какая природная зона будет находиться севернее пустынь, полупустынь?
( степи)
2 остановка- Степи ( появляется на карте)
( слайды о казахстанских степях)
-Назовите главное богатство Казахстана? (хлеб)
(видеофильм о казахстанской пшенице).
В прошлом году благодаря хорошим погодным условиям Северо-Казахстанская область засыпала в закрома Родины большой урожай пшеницы. Этот урожай кормит хлебом всё государство. И много тонн зерна уходит на экспорт, в другие страны
- Ребята, люди каких профессий участвуют в хлебной промышленности?
( комбайнёры, трактористы, пекари, продавцы, наладчики)
- Кто знает, какое событие Великой Отечественной войны помнят люди нашей страны? (блокада Ленинграда)
69 годовщину победы встретит наша страна 9 мая2014 года. Среди всех кровопролитных битв Великой Отечественной войны блокада Города Ленинграда занимает особое место.Ленинград оказался полностью блокированным с суши. В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постоянно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими: рабочие получали вдень 250 гр. суррогатного хлеба, а остальные жители по 125 гр. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из отрубей и целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. Блокада принесла ленинградцам тяжелейшие испытания. В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом» есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой, бывшей в блокадные дни школьницей. «Мне запомнилось, - рассказывает Ольга Николаевна, - как в страшную зиму 1941 года стояла в уголке булочной на Социалистической маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба по 5-10 гр., а ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для нее».
Беседа учителя о бережном отношении к хлебу
Продолжим нашу экспедицию. Мы приближаемся к главному городу нашей Родины-столице Казахстана( городу Астане)
3 остановка-город Астана
Разминка
Учитель приглашает учащихся исполнить песню «Здравствуй, столица!» под фонограмму и посмотреть видеофильм о городах Казахстана
Минутка тишины.Закройте на минуту глаза, вслушайтесь в неповторимые звуки.Догадайтесь, где мы находимся(Фонограмма с пением птиц, звуками леса)
- Что вы себе представили?
4 остановка -Лес
- Были ли вы в лесу?Трудно представить Землю не только без цветов, но и без лесов. Лес – чудесное творение природы.А.П.Чехов писал: «Лес учит человека понимать прекрасное и внушает ему величавое настроение».
-Какова главная польза леса и других зелёных насаждений?(они дают кислород)
- Чем богаты наши леса?( ягодами, грибами, животными)
-Какие правила необходимо помнить, находясь в лесу?
- Не разоряйте птичьи гнёзда
- Не обижайте лесных насекомых
-Не рвите полевые цветы
-Не разжигайте в лесу костёр
-Не оставляйте мусор после себя
Чтение.РедБредбери «Зелёное утро( учебник, стр.94-97)
Беседа
-Почему Бенджамин Дрискол считал своё дело самым важным на свете?
-Как изменилась жизнь планеты, когда на ней поднялись зелёные деревья?
Выводы учителя: Появление зелёных насаждений стало бесценным даром планеты Марс, и это сделало возможным жизнь на ней человека. При всей фантастичности рассказа эта мысль отражает значение природы в жизни человека и человека в облагораживании природы. И когда человек взаимодействует с природой, он не только использует богатства леса в своих целях, но и сам ответственен за состояние природы, за преумножение её богатства
Обращение «Хранительницы леса» к учащимся
- Ребята! Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветок. Не рубите деревья без нужды, не ломайте их. Убирайте мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу. Не разоряйте птичьего гнезда, не уничтожайте насекомых и зверей, а, наоборот, боритесь с браконьерами.
«Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Беседа
Существуют понятия «большая родина», «малая родина».
-Как вы понимаете эти понятия?(ответы учащихся)
Учитель: С любви к малой родине всё начинается. Если человек любит свою малую родину, любит своих родителей, то когда он вырастет, обязательно станет настоящим защитником и патриотом своей страны.
Проверка выполнения индивидуального опережающего домашнего задания: сочинение «Красота природы родного края» (2 уч-ся зачитают сочинения
- Какая речка протекает через нашу малую родину?
5 остановка- река Ишим
(слайд с изображением реки Ишима)
- Отдыхали ли вы на реке, что делали? ( ответы детей)
- Какие правила поведения на реке должны соблюдаться?(ответы детей)
Учитель зачитывает сочинение-эссе ученика 7 класса Новоишимской средней школы № 1 Вагнера Артура «Природа просит о помощи», напечатанное в газете «Новости Приишимья»24 июня 2013 года
Чтение.ДукенбайДосжанов «Родник» ( учебник, стр.98-99)
6 станция- п.Новоишимский
На фоне песни «С чего начинается Родина» видеофильм о родном селе
Домашнее задание
Задание 2, стр.80 тетради по самопознанию
Представьте, что деревья, цветы и птицы решили написать пожелания людям . Запишите эти пожелания
Обобщение
- Животные не могут жить без растений, чистого воздуха и воды. Растения не могут жить без почвы и чистой воды. Человек тоже не может жить без природы. Неумелое обращение с природой, неправильное поведение человека может привести к гибели природы.Человеку нужно стремиться жить в гармонии с природой
Б.Заходер
Про всех на свете
Все, все на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
- Чтобы сохранить красоту родного края, нужно его любить и беречь. Посадите дерево, очистите от мусора ближайший сквер, набережную вместе с одноклассниками, разбейте во дворе вашего дома цветочную клумбу.
Вы знакомы с разными планетами, каждая по своему прекрасна, но учёные до сих пор не нашли такую красивую и жизненную планету, как наша.
Круг «От сердца к сердцу»
- Я надеюсь, что ваши поступки будут всегда хорошими, а сердце – добрым и чутким. Ведь добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им, любит природу и сохраняет её
На память об экспедиции дарю памятки
Давайте мы будем природу беречь Для очень приятных у озера встреч, Для встреч на поляне, купаний в реке, Для отдыха дома, а не вдалеке. Чтоб было природу кому охранять, Нам нужно все четко и верно понять- Природы король человек и венец, Но все ж без нее человеку - конец! |
Рефлексия
( с помощью трёх выражений лица: улыбающееся, нейтральное, грустное)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке, спасибо за урок!
ГОРЫСТЕПИ
АСТАНА
ЛЕС
р.ИШИМ
п.Новоишимский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: АНТАРКТИДА – МАТЕРИК МИРА И НАУКИ. (урок-экспедиция)
Целью данного урока является формирование гражданской отвественности,патриотизма и толерантности.Выбор темы урока-экспедиции обусловлен тем,что позволяет реализовать процесс развития учащихся в различ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/25/picture-51687.jpg)
Урок-экспедиция
Урок проводился в рамках недели математики. Цель: использование математических навыков в нестандартных ситуациях; гуманитаризация обучения математике; развитие познавательного интереса; развитие...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-14337-1370182474.jpg)
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...
разработка открытого урока по теме "Дрожжевое тесто" (Урок- экспедиция. Нетрадиционный)
Развивая познавательный интерес, главный этап урока поделен на маршрут экспедиции: историю, географию, биологию, химию и физику, производство, литературу и искусство....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-187328-1414926984.jpg)
Интегрированный урок - экспедиция в 8 классе "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия)
Интегрированный урок - экспедиция "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия),8 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/20/picture-100971.jpg)
Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).
Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...