Использование интеллект - карт для развития критического мышления обучающихся
материал на тему

Всех нас объединяет то, что мы имеем дело с человеческим интеллектом, всем нам хочется найти ту волшебную палочку, которая гарантирует качество нашей работы. У каждого ребёнка есть потребность в  деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными.В данной статье вашему вниманию  представлен один из приёмов  работы по развитию критического мышления и творческих способностей учащихся на уроках. Это интеллект - карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интеллект-карта103 КБ

Предварительный просмотр:

Больше и чаще всего образованию ставится в вину, что оно отстает и не следует за тенденциями в обществе, что оно закрыто, инертно и неэффективно и что работает оно со старой технологией. Выход из такого состояния можно найти только в нововведениях.

К. Ангеловски

 Использование  интеллект - карт

для развития критического мышления  обучающихся

Каждый из нас видит в работе учителя что-то своё. Всех нас объединяет то, что мы имеем дело с человеческим интеллектом, всем нам хочется найти ту волшебную палочку, которая гарантирует качество нашей работы.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Как же развить креативное  мышление у учащихся? Как научить ребёнка творить самому, а не подражать, копировать?

Сегодня вашему вниманию я представляю один из приёмов моей работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках. Именно в рамках урока в первую очередь решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу у обучающихся.

Интеллект-карта – это графическое, многомерное представление информации.

В чём я вижу достоинства использования интеллект-карт?

Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

  • развивать креативность школьников;
  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
  • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;
  • улучшать все виды памяти учащихся;
  • ускорять процесс обучения;
  • формировать организационно -  деятельностные умения;
  • учить учащихся решать проблемы.

Сбалансированная работа полушарий дает возможность школьнику открыть в себе неисчерпаемые творческие силы.

Как применять этот метод?

В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления. Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным.

Методика довольно проста.

  1. Берем лист бумаги формата А4, рисуем и пишем в центре анализируемое

понятие или проблему.

  1. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее.
  2. Детализируем отростки - каждый делится на несколько веточек, которые ведут к связанным понятиям.
  3. Наводим красоту (можно и даже рекомендуется делать это параллельно

остальному): подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно.

Давайте составим интеллект-карту к слову «дом». 

Первый этап.  Вводное упражнение на воображение и ассоциации.

Прочитайте слово, напечатанное заглавными буквами, затем закройте глаза и 30 секунд. Думайте о нем.

ДОМ. Что вы увидели сразу же после того, как прочли слово и закрыли глаза? Перед вашим мысленным взором сразу же возникла картинка, а на ней могли быть изображены двери вашего подъезда или ваша пятиэтажка. Возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши. Длинная сторона листа должна располагаться по горизонтали. В центре листа изобразите рисунок, который обозначает дом вообще. Раскрасьте рисунок и напишите на нем «дом».

Второй этап. Теперь нарисуйте толстые изогнутые линии, расходящиеся в стороны от центрального рисунка. Закрасьте линии различными цветами. Изогнутые линии или ответвления — это те мысли, которые возникают у вас при слове «дом». Таких линий может быть сколько угодно, но для данного упражнения сократим их количество до пяти. На каждой линии четко, заглавными буквами напишите 5 первых ключевых слова, которые пришли вам в голову при мысли о доме. В настоящий момент наша карта состоит из линий и слов.

Как ее разнообразить? ВООБРАЖЕНИЕ поможет создать рисунки, а мы знаем, что в одном рисунке можно выразить тысячи слов, сэкономив, таким образом, время и силы, которые потребовались бы, чтобы записать эти слова. Более того, рисунки и запоминаются лучше, чем слова. Возле каждого слова нарисуйте предмет, который это слово обозначает. Раскрасьте рисунки.

Работа не обязательно должна быть очень аккуратной и красивой — это просто интеллект-карта, а не экзамен в художественной школе!

Третий этап. АССОЦИАЦИИ помогут расширить умственную карту, перейти к следующему этапу. Посмотрите на пять ключевых слов, и подумайте, какие ассоциации они у вас вызывают. Нарисуйте несколько тонких ответвлений от каждой основной ветки. Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек идей у вас возникает  бесконечно много. Для нашего упражнения сократим количество до трех ассоциаций.

На тонких ответвлениях снова четко, заглавными буквами пишем ключевые слова. Каждое из них, в свою очередь, может вызвать у вас дальнейшие ассоциации. Не забудьте раскрасить веточки и добавить рисунки.

Поздравляю! Вы составили свою первую умственную карту. Посмотрите на нее: она переливается красками, на ней есть символы и коды, линии и слова, а также рисунки. В ней есть все необходимое, чтобы ваш мозг заработал с полной отдачей и без напряжения. Сегодня вы познакомились  с  методом интеллект-карт и можете их применять на работе и в личной жизни.

В процессе работы над интеллект-картой все способности ученика к креативному мышлению активизируются автоматически, увеличивается вероятность рождения подлинно творческих идей, в этом преимущества интеллект-карт. В каждом ученике скрыты очень большие творческие способности, творческий потенциал, данная технология позволяет эти способности раскрыть и развить.

Данная технология является здоровьесберегающей, поскольку позволяет значительно сократить время подготовки к урокам, запоминания информации, планирования и организации деятельности, позволяет ребенку избавиться от стресса, возникающего из-за невозможности справиться с большими объемами информации. Сам процесс создания интеллект-карт помогает снять стресс, отдохнуть, получить удовольствие и наслаждение и при этом изучить собственные возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В  статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...