ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ. Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров
рабочая программа на тему

Кладова Наталья Ивановна

Программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_02.01.docx93.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                         

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров

2013 г

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 100801  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров  и примерной программы ПМ. 02, рекомендованной Советом Министерства образования и науки Челябинской области по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования (заключение Совета № 3 от 31 мая  2011 г.)

Организация-разработчик: государственное  бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное  учебное  заведение) «Челябинский  государственный колледж индустрии питания и торговли».

Разработчик Кладова Н.И.,  преподаватель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный колледж  индустрии питания и торговли»

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                   стр.

1.

паспорт  ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

4

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3.

СТРУКТУРА и  содержание  профессионального модуля 

9

4.

УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

20

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

27


1. паспорт ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):  Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Идентифицировать  товары по ассортиментной принадлежности

ПК 2.2 Организовывать и проводить оценку качества  товаров

ПК 2.3 Выполнять задания эксперта  более высокой квалификации при

    проведении товароведной экспертизы.

Программа профессионального модуля может быть использована: в дополнительном профессиональном  образовании  и профессиональной подготовки работников для предприятий торговли при наличие среднего (полного) общего образования по направлению товароведение, торговое дело.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • Идентификации товаров однородных групп определенного класса;
  • Оценки качества товаров;
  • Диагностирования  дефектов;
  • Участия в экспертизе товаров.

уметь:         

  • Расшифровывать маркировку товара и входящие в её состав информационные знаки;
  • Выбирать номенклатуру показателей, необходимых для оценки качества;
  • Определять их действительные значения и соответствие установленным требованиям;
  • Отбирать пробы и выборки из товарных  партий;
  • Проводить оценку качества различными методами (органолептически  и инструментально);
  • Определять градации качества;
  • Оценивать качество тары и упаковки;
  • Диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;
  • Определять причины возникновения дефектов

знать:

  • Виды, формы и средства информации о товарах;
  • Правила маркировки товаров;
  • Правила отбора проб и выборок из товарных партий;
  • Факторы, обеспечивающие качество, оценку качества;
  • Требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп определенного класса;
  • Органолептические и инструментальные методы оценки качества;
  • Градации качества;
  • Требования к таре и упаковке;
  • Виды дефектов, причины их возникновения

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего  210  час, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 174 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –126 часов;

самостоятельной работы обучающегося  –48 часов;

 производственной практики (по профилю специальности) – 36 часов

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Оценки качества и основы экспертизы, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Идентификация   товаров  по ассортиментной принадлежности

ПК 2.2

Организация  и проведение оценки качества.

ПК 2.3

Выполнение задания эксперта  более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы  и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, Необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК  9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля:  Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производствен-ная

(по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы

ПК  2.2 – 2.3

Раздел 1:  Организация и проведение оценки качества. Выполнение задания эксперта  более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.

144

102

50

42

ПК 2.1

Раздел 2:  Идентификация  товаров  по ассортиментной принадлежности

30

24

10

6

Производственная практика (по профилю специальности), часов

36

36

Всего:

210

126

60

48

36

 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ):

Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем                часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Организация  и проведение  оценки качества. Выполнение задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы

144

Тема 1.1

 Основные понятия и структура экспертной деятельности.

Содержание

6

1

Основные понятия: экспертиза, эксперт, экспертная оценка, экспертные исследования, товарная экспертиза, товарная политика.

Структура экспертной деятельности. Принципы экспертизы. Особенность и отличия экспертиза от других видов оценочной деятельности: контроля качества, сертификации соответствия.

Значение экспертизы потребительских товаров для коммерческой деятельности.

2

2

2

Классификация экспертиз на группы: товарная, технологическая,, судебная, медицинская, аудиторская, экологическая, сертификационная. .  

2

3

Виды товарной экспертизы: товароведная, санитарно-эпидемиологическая, фитосанитарная, ветеринарно-санитарная, экологическая, их понятия. Разновидности экспертизы: первичная, повторная, дополнительная, комплексная, контрольная, их назначение.

2

Самостоятельная работа

Оформить  сообщение : «Экологическая экспертиза товаров»

2

Тема 1.2

Объекты и субъекты товарной экспертизы. Потребительские товары, их градации.

Содержание

2

1

Критерии выбора потребительских свойств и показателей при проведении экспертизы.  Особенности товара, как объекта товарной экспертизы.

2

2

Субъекты экспертизы: их классификация.  Требования, предъявляемые к  экспертам. Прав и обязанности экспертов.  Основания для отвода экспертов. Экспертные комиссии и группы, порядок формирования.  Организации, осуществляющие экспертизу отечественных и импортных товаров

Практическое занятие № 1

2

1

Оформление  документов по  экспертизе продовольственных товаров (по заданию преподавателя)

Самостоятельная работа

4

1

Оформить презентацию : «Классификация  потребительских товаров»

2

2

Сообщение: Экспертные комиссии и группы, порядок формирования.  Организации, осуществляющие экспертизу отечественных и импортных товаров., Посетите магазин по месту жительства, изучите документальное оформление приемки товаров по количеству и качеству, сроки приемки (составить отчет)

2

Тема 1.3

Средства товарной экспертизы

Содержание

4

1

Классификация средств товарной экспертизы: признаки, группы.   Средства контроля режима хранения: виды, простейшие приемы проверки правильности показаний.

2

2

Средства измерений: весоизмерительное оборудование, проверка наличия поверочных клейм и свидетельств; проверка правильности установки и показаний.

Средства информационного обеспечения: литература, нормативные и технические документы и др.

3

Виды, формы и средства информации о товарах.

4

Маркировка: структура, виды, правила маркировки товаров.   Товарные знаки. Требования, предъявляемые к маркировке: достоверность, доступность, достаточность.

Практическое занятие № 2-3

4

1

Изучение  и применение средств измерений, для экспертной оценки качества в торговле

2

2

Идентификация товара по маркировке.  Расшифровка маркировки  товаров и входящих в её состав информационных знаков.

2

Самостоятельная работа

4

Оформить  ролик : «Идентификация продовольственных товаров»,

2

Посетите магазин по месту жительства и дайте характеристику нормативных документов,  применяемых в торговле   (составить отчет)

2

Тема 1.4

Оценка качества товаров.

Содержание

8

1

Оценка качества: понятие. Факторы, обеспечивающие качество, оценку качества.

Структура и результаты оценочной деятельности

2

2

Градации товаров по соответствию и несоответствию установленным требованиям: стандартные, нестандартные, брак и отход. Градации качества стандартной продукции: сорта, классы и группы сложности, марки, номера, размерные категории, классы качества.

3

Сортамент: природный и товарный. Принципы деления товаров на сорта. Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения.

4

Ответственность за умышленную и неумышленную пересортицу товаров.

5

Требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп определенного класса.

6

Дефекты товаров: понятие, классификация. Допустимые, недопустимые дефекты. Отличия дефектов от допустимых отклонений. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения

7

Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции.

Практическое занятие №  4-6  

6

1

Решение ситуационных задач по определению градаций качества (стандартные, нестандартные, брак и отход)

2

2

Диагностика дефектов товаров по внешним признакам (по натуральным образцам). Определение причин возникновения дефектов.

2

3

Изучение  и применение  стандартов по качеству товаров  однородных групп (по заданию преподавателя)

2

Самостоятельная работа

4

1

Составить кроссворд по теме: Оценка качества товаров

2

2

Оформить презентацию : «Дефекты продовольственных товаров»

2

               Тема 1.5

Методы товарной экспертизы

Содержание

6

1

Классификация методов товарной экспертиз:. объективные и эвристические, их виды и разновидности. Преимущества и недостатки различных методов.  .

2

Органолептические методы. Показатели качества, определяемые  этими методами. Разновидности органолептических методов.  

3

Физиолого-психологические основы органолептической оценки.  Условия проведения органолептических методов.  Оценка пригодности экспертов для органолептических испытаний. Дегустационные комиссии, их состав, принципы формирования.

4

Измерительные методы. Показатели качества, определяемые  этими методами. Разновидности измерительных методов:  классические (физические, химические) и современные (хромотографические, фотоколориметрические, спектрографические, поляриметрические, рефрактометрические). Общие представления об этих методах. Их возможности и применимость для целей экспертизы.

2

5

Экспертные методы оценки качества товаров. Обоснование целесообразности применения экспертных методов оценки: их применимость, ситуации целесообразного применения. Классификацию методов экспертной оценки.

6

Экспертные методы оценки качества и отбора экспертов, методы оценки экспертами показателей качества и методы опроса экспертов.

7

Преимущества и недостатки разных методов, область их применения. Определение коэффициента весомости.

Практическое занятие    № 7-9

6

1

Органолептическая оценка качества товара по натуральным образцам в соответствии с  ГОСТ. оформление дегустационных листов

2

2

Лабораторная оценка качества товара.  Оформление протокола испытаний.

2

 3

Фотоколориметрическая оценка качества товара.  Оформление протокола испытаний

2

Самостоятельная работа

4

1

Оформлении  презентации: «Классификация методов  экспертной оценки качество товаров »

2

2

Посетите магазин по месту жительства, укажите, как используются измерительный  и экспертный методы в торговле (составить отчет).

2

Тема 1.6

Организация проведения товарной экспертизы

Содержание

6

1

2

Этапы проведения экспертизы.  Подготовительный этап: основания и документы для назначения экспертизы; назначение и инструктаж эксперта, взаимоотношения эксперта и заказчика экспертизы.

2

Технические документы, используемые при товар ной экспертизе: товарно-сопроводительные и эксплуатационные.  Назначение этих документов.

Анализ и оценка товарно-сопроводительные документов.  Сопоставление их с другими средствами товарной информации.

33

Проверка подлинности документов, наличия  необходимых реквизитов.  Перекрестная проверка разных документов.

Основной этап: общие правила проведения экспертизы.  Отбор образцов, оформление акта отбора проб, проведение экспертной оценки объектов,

4

Типичные ошибки  при  проведение экспертизы.

55

. Заключительный этап.. Заключения экспертов: назначение, правовой статус, виды  и  форма заключений при разных видах экспертиз

6

Рекомендации по составлению акта экспертиз по количеству и качеству.

Практическое занятие № 10-11

4

1

Изучение  и применение этапов проведения товарной экспертизы

2

2

Организация проведения экспертизы товарной партии  (по заданию преподавателя).

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1

 Посетите магазин по месту жительства и проанализируйте  использование средств контроля режима хранения в торговле  (составить отчет).

2

2

Посетите магазин по месту жительства и проанализируйте, как используются:  визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой, аудио-методы   в практике торгового работника (составить отчет).

2

            Тема  1.7

Организация проведения товароведной  экспертизы

Содержание

4

1

Виды товароведной экспертизы: количественная, квалиметрическая (качества), идентификационная, документальная, комплексная. Назначение, сфера применения результатов.

2

2

 Правовая база для проведения экспертиз разных видов.Контроль качества и количества товарных партий. Виды. Правила отбора проб и выборок из товарных партий

3

Экспертиза товаров по количеству. Понятие о массе брутто и нетто.  Методы измерений количества товаров: прямые (перевешиванием, обмериванием и др.) и косвенные (расчетным путем).  Допустимые погрешности и нормы точности.                     Количественная экспертиза товаров с нарушенной упаковкой.  Правила проведения экспертиза  по количеству при приемке товаров.

4

Квалиметрическая (качественная) экспертиза товаров по качеству и комплектности.  Показатели потребительских свойств и критерии их отбора для целей экспертизы.  Комплексность товаров, ее проверка..

5

Снижение качества товаров при эксплуатации и хранении.  Причины, методы их выявления. Документальное оформление снижения качества и/или возникновения качественных потерь (отходов). Экспертиза  по качеству при приемке товаров.

6

Экспертиза новых товаров по качеству: этапы, показатели, методы

 Практическое  занятие  № 12-14

6

1

Оценка качества тары и упаковки.  Определение градаций качества товаров (по натуральным образцам).

2

2

Выбор номенклатуры  показателей, необходимых для оценки  качества конкретных товаров. Определение их действительных значений и соответствие установленным требованиям (решение ситуационных задач).  

2

3

Анализ сертификатов соответствия и  деклараций о соответствии, применяемых в розничной торговой сети.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

6

1

Посетите магазин по месту жительства и  дайте характеристику нормативных документов,  применяемых в торговле (составить отчет).

2

2

Посетите магазин по месту жительства, изучите документальное оформление приемки товаров по количеству и качеству, сроки приемки (составить отчет)

2

3

Составить кроссворд по теме: Товарная экспертиза.

2

Тема 1.8

Организация проведения санитарно-эпидемиологичес-

кой   экспертизы

Содержание

4

2

1

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза: понятие, цель и задачи, основание для проведения, объекты. Нормативно-правовая база проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз.

2

Перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизеЭкспертиза условий и сроков хранения товаров.

3

Экспертиза медицинского обследования персонала торговых организаций. Проверка наличия медицинских книжек, сроков прохождения обследований, соблюдение правил личной гигиены. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям  розничной торговли..

Практическое занятие № 15-17

6

1

Анализ санитарно-эпидемиологических требований в организациях  розничной торговли  совместно с Роспотребнадзором

2

2

Изучение   и применение документов  по  санитарно-эпидемиологической экспертизе. кисломолочных товаров и    

2

3

Составление  заключение по  санитарно-эпидемиологической экспертизе мясной продукции    

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1

Составить отчет по анализу санитарно-эпидемиологических требований в организациях  розничной торговли.

2

2

Оформить   реферат  : «Правовая база санитарно-эпидемиологического надзора.»

2

Тема 1.9

Организация проведения фитосанитарной  экспертизы

Содержание

2

1

Фитосанитарная экспертиза: понятие, цель, объекты и их классификация, сфера применения, нормативно-правовая база, способы обеспечения карантина растений.

2

Виды вредителей, повреждаемые ими товары, степень наносимого вреда.

Фитосанитарные сертификаты: порядок их выдачи.

Практическое занятии №  18-19

4

1

Изучение и применение  нормативно-правовой базы фитосанитарной экспертизы. /О карантине растений: Федеральный закон  от 25.07.2002г. № 116-ФЗ/

2

2

Заполнение фитосанитарных  сертификатов  

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1

Оформить презентацию: «Фитосанитарная экспертиза»  

2

2

Изучение  материалов по фитосанитарной экспертизе

2

Тема 1.10

Организация проведения ветеринарно-санитарной  экспертизы

Содержание

4

1

Ветеринарно-санитарная экспертиза: понятие, объекты, сфера применения. Цели, задачи, объекты, субъекты.  

2

Федеральная ветеринарно-санитарная служба, ведомственная ветеринарно-санитарная и производственная службы, их задачи, функции, подчиненность, возможность привлечения для целей экспертизы..

3

Ветеринарные  требования по обеспечению безопасности отечественного и импортного сырья и продукции животного происхождения. Ветеринарные свидетельства и сертификаты, их формы и порядок выдачи, сфера распространения.

4

Государственный ветеринарный и ведомственный ветеринарно-санитарный надзор: понятие, цели и задачи.

5

Ветеринарные правила. Ветеринарная и товароведная маркировка мясных туш. Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства

Практическое занятие № 20-22

6

1

Изучение  и применение нормативно-правовой базы ветеринарно-санитарной экспертизы./ О ветеринарии: Федеральный Закон от 14.05.1993 №4979/

2

2

Составление  заключение по  санитарно-эпидемиологической экспертизе кисломолочных товаров Анализ     ветеринарной  и товароведной маркировки  мясных туш.  

2

3

Составление  заключение по  санитарно-эпидемиологической экспертизе мясной продукции    

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1

Оформить  сообщение : Значение ветеринарно-санитарной  экспертизы

2

Тема 1.11

Организация     проведения экологической  экспертизы  товаров

Содержание

6

1

Экологическая  экспертиза: понятие, назначение.

Основные положения, термины и определения в области охраны окружающей среды. Цели, задачи, объекты. Необходимость и экономическая целесообразность проведения экологических экспертиз товаров.  Последствие и прогнозирование экологических загрязнений.

2

2

Средства экологической экспертизы – нормативные документы, устанавливающие нормативы  качества  окружающей среды.

 Экологические  свойства и показатели продовольственных товаров, их оценка. Факторы, влияющие на экологические  свойства продовольственных товаров. Физическая, физико-химическая и биологическая природа воздействия  товаров на окружающую среду

3

Экологическая  экспертиза традиционных и новых технологий производства и хранения отдельных продовольственных товаров. Экологическая цепочка превращения сырья в товар и товара в сырье и связанные с этим последствия для окружающей среды.

4

Понятие о повторном использовании и уничтожении недоброкачественных товаров.  Основания для повторного использования условно пригодной продукции или уничтожения опасной продукции. Способы повторного использования условно пригодной продукции разных видов в зависимости от видов дефектов.

5

Способы уничтожения (утилизации) продукции и упаковки Органы, определяющие и контролирующие порядок утилизации. Документальное подтверждение повторного использования или уничтожения недоброкачественной продукции

6

Ответственность за нарушения порядка повторного использования или уничтожения товаров и/или упаковки.

Практическое занятие № 23-25

6

1

Изучение  и применение нормативно-правовой базы экологической экспертизы

/Об экологической экспертизе: Федеральный закон  от 23.11.1995г. № 174-ФЗ/

2

2

Изучение и применение экологической   экспертизы  традиционной технологии  производства и хранения отдельных продовольственных товаров. ( по заданию преподавателя)

2

3

Изучение  и применение экологической   экспертизы  новых технологий производства продовольственных товаров

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1

Изучение  справочного и  информационного   материала  по экологической экспертизы

2

2

Оформить  презентацию : «Роль экологической экспертизы в настоящее время»

Доклад: Экспертиза импортно-экспортных товаров.   Особенности режима таможенного уничтожения         недоброкачественных импортно-экспортных товаров.

2

Раздел 2 Идентификация   товаров по ассортиментной принадлежности

40

          Тема 2.1

Организация проведения идентификации продовольственных товаров

Содержание

8

2

1

Понятия об  идентификации  товаров, цели, задачи, функции,  объекты, субъекты

 2

Виды  идентификации: потребительская  товарно-  партионная, ассортиментная

( видовая),  качественная, сортовая.  специальная

3

Средства, , методы, идентификации   : органолептические, . измерительные,  тестовые критерии идентификации Способы  идентификации: микробиологические, физико- химические,  органолептические, их  характеристика способы подтверждения соответствия

4

Идентификационная экспертиза: понятие, назначение, разновидности (групповая и видовая, экспертиза подлинности торговой марки и страны происхождения Сертификаты, декларации о соответствии. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил  сертификации. Порядок выдачи предписаний и штрафов

Практическое  занятие  №  26-28

6

1

 Изучение и применение  идентификации потребительских товаров(зерномучные товары)

2

2

Изучение  и проведения товарно-партионной    идентификации мясных  консервов

2

3

Проведение сортовой  идентификации градации качества товара ( по заданию преподавателя)

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Оформление  презентации: «Тестовые методы  идентификации»

Тема 2.2

Организация проведения фальсификации       потребительских

товаров

Содержание

6

1

Фальсификация товаров. Понятие, виды. Средства , методы фальсификации

2

Фальсификация  напитков , зерномучной продукции и меры по её предупреждению.

3

Фальсификация    мясной , молочных и кисломолочных  продуктов и меры по её предупреждению

Практическое занятие № 29-30

4

1

Изучение  и применение методов обнаружения фальсификации  мясной продукции (по заданию преподавателя)

2

2

Изучение и применение  методов обнаружения фальсификации потребительских товаров(по заданию преподавателя)

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Оформление презентации : «Фальсификация  продовольственных товаров»

2

2

Оформить  сообщение: «Фальсификация   сыров  »

2

Производственная практика по профилю специальности 

                                                                                                                                 Виды работ:

36

1

Оценка качества товаров, реализуемых в магазине, по органолептическим показателям.  Установление соответствия фактических значений показателей качества  с установленными требованиями (стандартов, ТУ). Ознакомление со стандартами, ТУ и техническими документами, регламентирующими качество

6

2

Посетите магазин по месту жительства и проанализируйте  использование средств измерений в магазине, проверьте  наличие клейм и свидетельств, проверить правильность установки  (составить отчет)

6

3

Участие в отборе объединенных проб или средних образцов.  Определение градаций качества товаров (сортов, номеров, марок), стандартной,  нестандартной продукции и отхода. Ознакомится с порядком уценки товаров при изменении градации качества

6

4

Определение приемочных и браковочных чисел при приемке товаров отдельных групп. Фактическое применение этих показателей в практике работы торговых организаций

6

5

Диагностирование (распознавание)  дефектов товаров и установление причины их возникновения.  Разработка мер по предотвращению реализации дефектных товаров

6

6

Изучение обеспечение безопасности потребительских товаров в магазине, отделе (секции). Анализ наличия и правильности заполнения сертификатов или деклараций соответствия на товары, а также удостоверений качества., Участие в экспертизе конкретного товара  совместно с экспертом более высокой квалификации

6

Всего по модулю

210 час



4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ:

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета и          

лабораторий:  Товароведения и экспертизы продовольственных товаров;

                          Товароведения и экспертизы непродовольственных товаров;

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: рабочие места студентов и преподавателя, доска, комплекты учебно-методической документации, наглядные пособия.

Технические средства обучения: персональный  компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор,  аудиовизуальная и телекоммуникационная техника.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

рабочие места студентов и преподавателя, доска, комплекты учебно-методической документации, наглядные пособия, штативы, реактивы, прибор Журавлева, микроскопы.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая производится в торговых организациях города (в сбытовых организациях социальных партнеров  образовательного учреждения)

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Балаева С,И Товароведение и экспертиза  непродовольственных товаров  : учеб. пособие -  М., Дашков и К, 2010. – 262 с.
  2. Голубенко О,А,  Конин Н.В  Экспертиза  и  сертификация  кондитерских  товаров     Учебное пособие . АЛЬФА_М; ИНФРА_М: 2011. – 281 с.
  3. Дубцов Г,Г Товароведение продовольственных товаров  учебник ИЦ

»Академия» 2012

  1. Куликова Н, Р. Новопоплавская В.П, Носова Н.С Основы товароведения  учебное пособие АЛЬФА_М; ИНФРА_М: 2012. – 281 с.

5. Ляшко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: учебник -/Ходыкин, А.П., Волошко, Н.И./ М., Дашков и К, 2010. – 46

  1.  Никифоров Н,С  Товароведение продовольственных товаров:

Практикум ,  Учебное пособие    ИЦ»Академия» 2008

Дополнительные источники:

  1. Валицкий С.П. Экспертиза потребительских свойств новых  товаров: учеб. пособие -  М. Экономика, 1981. – 121с.
  2. Вилкова С.А. Экспертиза потребительских  товаров. Учеб. Пособие. Волжск, 2003. – 248с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации:  с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ )// Консультант
  4. Криштафович  В.И, Жебелева И,А  товароведение и экспертиза продовольственных  товаров.  Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы –М 2009
  5. О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству/ 25.04.66 №П-7 с изменениями и дополнениями от 14.11.74 №98
  6. Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли пищевыми продуктами.- М.: ИНФРА- М, 2002.
  7. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции. /Утв. Приказоми Минздрава РФ от 15.08.2001 № 325
  8. СП 2.3.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли пищевыми продуктами [Текст]: утв. Минздравом РФ 06.09.01.- М.: Изд-во стандартов, 2001. - 34с.
  9. Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов: СанПиН 4222-123-4117-86.- М.: Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России, 1991.- 64с.

  1. О ветеринарии: Федеральный Закон от 14.05.1993 №4979/1-1)// Консультант Плюс [электронный ресурс] :
  2. О защите прав потребителей : Федеральный закон  от 17 дек.1999г. № 212-ФЗ: принят Гос. Думой  (в ред. Федеральных законов, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)// Консультант
  3. О качестве и безопасности пищевых продуктов : Федеральный закон от 02.01.2000 №299-ФЗ)// Консультант Плюс [ электронный ресурс] : Высшая школа для студентов юридических, финансовых и экономических специальностей.
  4. О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству /15.06.65 № П-6
  5. О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству/ 25.04.66 №П-7 с изменениями и дополнениями от 14.11.74 №98
  6. О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон  № ФЗ-52 от 30.03.1999 )// Консультант  Плюс
  7. О техническом регулировании: федеральный закон  от 27.12.2002 184-ФЗ)// Консультант Плюс [электронный ресурс]: Высшая школа для студентов юридических, финансовых и экономических специальностей. Вып. 15.- Электрон. дан. прогр.- М.: Консультант Плюс, 2011.
  8. Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли пищевыми продуктами.- М.: ИНФРА- М, 2002.
  9. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции. /Утв. Приказоми Минздрава РФ от 15.08.2001 № 325

19.Экспертные методы в оценке качества товаров. /Азгальдов Г.Г. /  М.: Экономика. 1974г. -109с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://safety24.narod.ru/canteen.htm
  2. Стандарты из классификатора государственных стандартов из разделов для пищевой                      промышленности http://www.dbfood.ru/

1. www.stq.ru/ Официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал

«Стандарты и качество» [Электронный ресурс].

2http://www.znaytovar.ru/ На сайте представлена подборка статей, посвященных

характеристике потребительских свойств товаров, вопросам экспертизы и

идентификации, обнаружения фальсификации товаров.

3. http://www.falshivkam.net/ На сайте представлено большое количество статей и

иллюстраций к ним, посвященных способам фальсификации товаров, методам

борьбы с ними.

3 Общие требования к организации образовательного процесса  

Продолжительность учебной недели 6 дней. Учебные занятия проходят парами с уроками по 45 минут с перерывами по 5 минут между уроками и по 10 минут между парами. Текущий контроль предусматривает тестирование, устный опрос, контрольные работы. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена.

Консультация проводится согласно графика проведения консультаций, как групповые, так и индивидуальные.

Дисциплины, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля:

  • Основы коммерческой деятельности;
  • Теоретические основы товароведения
  • Документационное обеспечение управления
  • Метрология и стандартизация  
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • ПМ.01 Управление ассортиментом товаров

Обязательным условием допуска к производственной практике является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков и содержания  разделов профессионального модуля.

  1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):  наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Мастера: наличие профессионального образования, соответствующего профилю модуля, дипломированные специалисты общепрофессиональных дисциплин. Наличие квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.


5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты  

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Организация  и проведение  оценки качества

Расшифровывание  маркировки товара и входящие в её состав информационные знаки в соответствии с Гостом

Выбор номенклатуры показателей, необходимых для оценки качества;

Определение  их действительных значений и соответствие установленным требованиям;

Осуществление отбора проб и выборки из товарных  партий;

Проведение оценки качества различными методами (органолептически и инструментально)  в соответствии с Гостом

Оценка выполнения практического занятия

Проверка отчетов по вопросам самостоятельной работы

Наблюдение на  практической   работе

№ 1-11

 

Выполнение задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы

Определение  градаций качества;

Оценивание  качество тары и упаковки;

Диагностирование  дефектов  товаров по внешним признакам;

Определение  причин возникновения дефектов, согласно Госта

Оценка выполнения практического занятия

Проверка отчетов по вопросам самостоятельной работы

Наблюдение на  практической работе

 № 12-25

Идентификация товаров по ассортиментной принадлежности

Проведение идентификации товаров по ассортиментной принадлежности,

 согласно Госта

Определение  идентификации товаров по  органолептическим. физико- химическим  показателям, согласно  Госта

Оценка защиты  практической работы

Зачет по производственной практике

Наблюдение на  практической работе

 № 26-30

Экзамен квалификационный


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей специальности

через участие в конкурсах профессионального мастерства, тематических днях, выставок.

Наблюдение и оценка достижений на практических занятиях, на производственной практике.

портфолио

 

ОК 2  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- выбор и применение методов решения  профессиональных задач в области организации коммерческой деятельности;

- оценка эффективности и качества выполнения работ

-

Наблюдение и оценка достижений на практических занятиях, на производственной практике.

ОК 3   Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- демонстрация способности принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях для выполнения профессиональных задач в области оценка качества товаров и основы экспертизы ;  способности анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы ;

Наблюдение и оценка достижений на практических занятиях, на при производственной практике.

ОК 4  Осуществлять поиск и  использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные

Наблюдение и оценка достижений на практических занятиях, на производственной практике.

ОК 5   Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

- демонстрация навыков использования информационно- коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Наблюдение и оценка достижений на практических занятиях, на производственной практике.

ОК 6  Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами, руководителями практик от предприятий социальных партнеров в ходе обучения

Наблюдение и оценка достижений на практических занятиях, на производственной практике.

ОК 7    Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Демонстрация ответственности за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Наблюдение и оценка достижений на практических занятиях, на производственной практике.

ОК 8  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, уметь заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося 

ОК 9   Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Наблюдение и оценка достижений на практических занятиях, на производственной практике.

ОК 10   Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Соблюдение действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а так же требований стандартов, технических условий

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося 

Разработчики:

ГБОУ СПО  «Челябинский  государственный колледж индустрии питания и торговли»

Преподаватель

Н. И  Кладова

Эксперты: