Профессиональная компетентность учителя малокомплектной школы
статья по теме

Билдуева Зоя Доржеевна

Учитель РВО должен обладать рядом специфических способностей и навыков: проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие учащихся РВГ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Билдуева Зоя Доржеевна, учитель математики МОУ «Северная СОШ»

Профессиональная компетентность учителя малокомплектной школы

В условиях нашей малокомплектной школы уже несколько лет назад возникла необходимость проведения занятий, на которых объединяются два и три класса. На таких  занятиях дети занимались независимо друг от друга, и практически отсутствовала совместная деятельность учащихся разного возраста, не реализовывался воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия. Но в связи с переходом на разновозрастное обучение все эти проблемы отпадают.

     О преимуществах разновозрастных детских коллективов рассуждают часто. Только, к сожалению, о них говорят лишь в связи с воспитанием детей, а не с их обучением. В кружках Дома творчества не ставят детям отметок, нет обязательных программ. Однако дети продолжают заниматься с завидным (для учителей из системы обязательного образования) упорством.

Что заставляет детей и через много лет после окончания школы вспоминать свои секции, студии, кружки как самые главные места учебы? Может быть, ощущение свободы собственного выбора, занятия не тем, что нужно кому-то, а тем, что необходимо тебе? А может, это включение в общее дело, успех которого зависит от вклада каждого из участников? Или это разновозрастная группа, развивающаяся по естественным законам, не умирающая во время выпускного вечера, открытая для общения с внешним миром, ждущая новых сподвижников?

Несмотря на все усилия различных реформаторов образования, для большинства педагогов, учеников и их родителей знаниями считается некоторая информация, накопленная в головах детей и сохраняющаяся там длительное время. А учебой соответственно – процесс накопления этих знаний. Знания не наживают, не развивают, их получают. Это убеждение в обществе настолько сильно, что многие воспринимают общение с младшими как ситуацию, отнимающую время, силы и знания у старших, которые якобы, вместо того чтобы потратить это все на себя, то есть получить новые знания, вынуждены работать на несмышленых.

Противостоять сложившимся в обществе устоям очень трудно. И начинать нужно, конечно же, с себя. Учитель, которому мешают различия его учеников, не сможет показать детям преимущества учебы в разновозрастной группе. Это можно сделать,  если  учитель убежден, что одинаковых детей не существует, и принимать своих учеников такими, какие они есть, и не пытаться сделать всех совершенно одинаковыми

Но учителю необходимы не только способы работы, при которых используется существующая разноуровневость ребят. Учитель, работающий должен понимать, что он не учит в разновозрастной группе других, а учится вместе со всеми

Разновозрастная модель создает широкое поле для творчества учителя. Во-первых, он должен хорошо владеть программным материалом всего школьного курса по преподаваемому предмету, во-вторых, уметь грамотно компоновать материал, чтобы например, шестиклассники не отстали от программы шестого класса, а пятиклассники не скучали от слишком сложных заданий. Подготовка таких заданий дает колоссальный профессиональный рост учителю.

Учитель РВО должен обладать рядом специфических способностей и навыков: проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие учащихся РВГ.

Учитель должен знать:

  • Основные психологические характеристики возрастов (ведущие деятельности, особенности мировосприятия); культуру диалога, психологию общения, особенности проектирования в учебной деятельности;
  • Коллективные способы обучения; методики коллективных учебных занятий.

Нужно отметить, что каждая методика соответствует определенной задаче:

  • для изучения сложных текстов  - методика Ривина;
  • для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках – обратная методика Ривина;
  • для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;
  • для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;
  • для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.д.) можно использовать методику доводящей карточки.

Что должен уметь учитель РВО:

  • отказаться от фронтальной работы; включать в учебный процесс разные виды и приемы парного и группового взаимодействия учащихся;
  • организовывать учебную деятельность учащихся; использовать способы межвозрастного взаимодействия;
  • создавать условия для учения школьников в процессе самообразования и взаимообучения;
  • создавать атмосферу, способствующую интеллектуальной активности учащихся;
  • действовать внутри учебной группы наравне с учащимися; учить школьников работать самостоятельно, в паре, в группе, переходить из одной оргформы в другую;
  • организовывать индивидуальную работу; планировать работу РВГ на неделю;

  • учитывать возможности, способности, особенности каждого ребенка; подбирать индивидуальные способы освоения учебного материала, планировать очередность изучения тем.  
  • Что же изменяет  новая организация учебного и воспитательного процесса, т. е. РВО?
  • 1. Исчезает проблема с дисциплиной. Старшим не хочется выглядеть недостойно перед младшими, а младшие не могут позволить себе плохое поведение при старших.
  • 2. Большинство детей реализовывают себя, помогая другим, находя в этом внутреннее удовлетворение. Следовательно, общее настроение будет приподнятым, не будет скуки и вялости на уроках.
  • 3. Хорошо известно, что учебный материал усваивается и запоминается лучше, если его кому-то несколько раз объяснишь. Работа в РВГ как раз и предполагает взаимообучение.
  • 4. Непринужденная раскованная работа в маленьком коллективе, когда дети непосредственно общаются, глядя друг другу в глаза, а не в затылки, помогая друг другу, снимает нервное напряжение. Учителю не нужно кого-то заставлять, так как в работу включены все. Вообще класс похож на муравейник, в котором каждый что-то делает. Правда, есть небольшой рабочий шум, но он никому не мешает.
  • 5. О внеклассной работе в разновозрастном коллективе. Здесь нет зависти, нездоровой конкуренции, которая, как правило, присутствует в одновозрастных группах.

Из выше сказанного следует, что перспективу развития РВО в малокомплектных школах видим:

  • в повышении мастерства и профессионального уровня учителя;
  • в перестройке взглядов не только учителей, учащихся, родителей, но и общественности на существующий учебно-воспитательный процесс;
  • на постепенный выход из классно-урочной системы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях школы VI вида.

Из опыта работы. Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях школы VI вида....

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций

Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки  к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...

Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"

Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"...

педагогическая лекция «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»

Выступление на педсовете по теме  «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя современной школы

Профессионально-педагогическая компетентность учителя – понятие емкое и масштабное, как и само звание – Учитель. Способности любого профессионала определяются не только его профессионально...

Аналитический отчет по результатам проведения мониторинга оценки профессиональной компетентности учителей математики и достижений обучающихся 8-х классов по математике в Салемальской школе-интернат

В конце 2016-2017 учебного года в школе-интернат    проведен региональный мониторинг по оценке профессиональной компетентности учителей математики и достижений учащихся 8 классов по мат...

Постоянное совершенствование профессиональной компетентности учителя как основной компонент достижения успеха в развитии как отдельно взятой школы, так и образования страны в целом

Профессиональная компетентность учителя физической культуры в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) кардинально отличается от компетентности предста...