"Тропинка к истокам русской культуры"
проект по теме
социальный проект, направленный на знакомство с русским народным творчкеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
«Тропинка к истокам русской культуры».
(цикл концертов для детей 4-7 лет)
Цель: знакомство с русским народным творчеством.
Обоснование проекта:
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к труду, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до конца.
Настоящий проект – это цикл концертов, основанных на русских народных традициях. Концерт - один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение сразу несколько видов искусств: музыка, литература, хореография, театр. И, тем не менее, он обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него.
Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.
Особенно важным является увлечение детей народным творчеством, ведь оно формирует определенные нравственные каноны, мировоззрение, бережное отношение к национальным традициям, а значит и к своей Родине, к своим истокам.
В настоящее время активно возрождаются национальные культурные традиции как средство воспитания подрастающего поколения, привития художественного вкуса, этических, эстетических норм, издревле заложенных в народном творчестве. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, традициями, но и осваивает их красоту, приобщается к культуре своего народа. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством социализации. Поэтому данный проект актуален в работе с детьми.
Цикл концертов «Тропинка к истокам русской культуры» поможет на примере выступлений воспитанников детского сада, познакомить аудиторию с народным творчеством.
Реализация проекта также обеспечит взаимосотрудничество с учреждениями поселения.
Паспорт проекта
Информация об авторе | Полянских Анна Александровна |
Цель | Сохранение и развитие русского народного творчества. |
Задачи | 1.Познакомить детей с различными видами народного творчества (вокал, хореография, коллективное музицирование) на примере выступлений воспитанников детского сада. 2. Вызвать интерес к традициям русского народа. 3. Способствовать организации досуга для детей, обеспечению их эмоциональной разгрузки. |
Организатор | НРМ ДОБУ Детский сад «Морошка» |
Целевая аудитория | Дети дошкольного возраста. |
Основные мероприятия | Цикл концертов, основанный на русских народных песнях и танцах, знакомит детей с миром народного творчества на примере творческих достижений. |
Период реализации | Январь 2017г. – январь 2018г. |
Ожидаемый итог | Повышение интереса к народному творчеству, к видам искусства среди детей дошкольного возраста. Последующая ежегодная реализация данного проекта. |
Этапы реализации проекта
Проект рассчитан на реализацию в течение года и предполагает разделение на 2 этапа.
Этап планирования – это основа всего проекта. Чтобы обеспечить быстрое продвижение на последующих стадиях, прорабатываются все вопросы, связанные с планированием и организацией, определяется объем работ, распределяются ресурсы, подробно планируется деятельность, выверяется технология проведения концертов (подбираются сценарии концертов, производится отбор концертных номеров).
Этот этап должен быть полностью завершен перед переходом к этапу реализации.
2. Этап реализации.
- проведение репетиций концерта;
- подготовка ведущих концерта;
- проведение концертов в учреждениях поселения.
Ожидаемые итоги проекта:
Привлечение внимания детей и их родителей к деятельности НРМ ДОБУ Детский сад «Морошка». Предполагается, что мероприятия, реализуемые в ходе проекта, будут способствовать конструктивному взаимодействию детского сада с учреждениями поселения. Конечным итогом проекта является создание постоянно действующего (ежегодного) проекта «Тропинка к истокам русской культуры».
Приложение
(сценарии мероприятий).
Концерт «Русские забавы»
Вед. 1
Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы окунуться в мир русского народного творчества, познакомиться с некоторыми его видами и увидеть, насколько разнообразна культура нашего народа. А помогут нам в этом воспитанники детского сада «Морошка».
Вед. 2
Сегодня вы сможете посмотреть хореографические номера, послушать песни в исполнении солистов и целого ансамбля.
Вед. 1
Отдых - это не безделки - время игр и новостей.
Начинаем посиделки! Для друзей и для гостей!
Встречайте гостей со всех волостей!
Вед. 2
На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Ансамбль «Хорошечки» исполнит песни «Вася –утеночек»
«Жил у бабушки коток»
Вед. 1
Веселье – от всех бед спасенье.
Всякая душа празднику рада. Продолжаем веселиться.
Исполняется р.н.п . «Тетерка»
Вед 1.
Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, тотчас.
Вед.
Собрались мы с вами для беседушки!
Собрались мы с вами для забавушки!
Вед 2.
Как когда-то наши прадедушки,
Как когда-то наши прабабушки.
Вед 1.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!
Ахмерова Дарья познакомит вас с еще одной очень красивой народной песней. «Млада -младенька».
Вед. 2
Обратите внимание, дорогие друзья, что песни мы сегодня слушаем разные по характеру. У каждой их них свое назначение – под исполнение некоторых песен люди танцевали, напевая другие собирали урожай, качая ребенка мама всегда пела колыбельную.
Предлагаю познакомиться с песней, под которую водили хоровод «со вьюном я хожу».
Вед.
Ребята, сегодня мы познакомились только с маленькой частицей творчества русского народа. Мы надеемся, что вам понравился наш концерт и вы узнали для себя много нового .Спасибо, вам, за внимание. И в заключении концерта мы дарим вам этот номер.
«Чеботуха»
Кот, Петух и Лиса.
(музыкальная сказка на основе русского фольклора)
Вед. 1
Здравствуйте, дорогие ребята. Мы вновь пришли к вам в гости, что бы продолжить наше знакомство с творчеством русского народа. Все вы знаете разные загадки, потешки, прибаутки. Во дворе все играете в игры, выбираете водящего с помощью считалочки. А ведь все это придумано уже давно и передается из поколения в поколение, а значит это тоже народное творчество.
Велика наша огромная страна Россия, и так же велико ее культурное наследие. Не в каждой стране мира так чтят свои традиции и истоки, как в нашей. И мы с вами должны любить и хранить знания наших дедов, с уважением относиться к культуре русского народа, ведь это наши с вами корни.
Вед. 2
Сегодня мы приготовили для вас музыкальную сказку, в которой вы обязательно услышите знакомые песни, поговорки, потешки, небылицы. Эта сказка основана на материале народного творчества. Услышите такие русские народные инструменты как баян, балалайка, ложки. А исполнят эту музыкальную сказку воспитанники «Детской школы искусств».
Звучит гармошечный наигрыш, на сцену выходят дети, играют. На первый план выбегает девочка:
- Дед Егор едет!
Песня «Из-за леса, из-за гор»
Дети окружают деда, не дают ему пройти.
Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из - под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике!
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез!
Дед Егор. Вот я вас сейчас! (машет кнутом, выходит на первый план, садится на пенек)
девочка. Дед, а дед!
Дед Егор. Чаво тебе?
девочка. Расскажи сказку, пожалуйста!
Дед Егор. Ну ладно, слушайте!
Дети рассаживаются вокруг деда.
Дед Егор. Жили-были на краю леса в одной избушке Кот да Петух.
дети. Кот?
Дед Егор. Ну да, кот!
ребенок надевает маску кота.
Как у Котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Выйдет Котя из ворот, всполошится весь народ,
И Петух и Курица с деревенской улицы.
Песня «жил у бабушки Коток»
ребенок. А с ним петух?
Дед Егор. И петух.
Маша надевает маску петуха.
ИдетПетушок, красный гребешок.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Двойная бородка, частая походка,
Утром рано встает, звонко песни поет.
Дед Егор. Славно жили, не тужили,
Не ругались, а дружили.
Все друг другу помогали,
Да на ложечках играли.
Песня « Солнышко» и наигрыш на ложках.
Дети переходят на авансцену
девочка. И Кота любили дети, нет его добрей на свете.
Днем на теплой печке спал, ночью байки распевал.
Песня. «Котя, котенька, коток»
Дед Егор. Вот однажды, пошел Кот в лес дрова рубить.
девочка. Я топор возьму, по дрова пойду.
Коли нечем печь топить, как тогда обед варить?
Песня «Я на камушке сижу».
Дед Егор. Проведала Лиса, что Кота дома нет.
ребенок надевает маску Лисы.
Рыжая Лисица, бегать мастерица.
По лесу бежала, зайца догоняла –
Девочка 2. В ямку бух!
Все. Да здесь Петух!
Петушок, Петушок, красный гребешок,
Масляна головушка, шолкова бородушка,
Выгляни в окошко, дам тебе горошка!
Нет, Лиса, не обманешь ты меня .Да вон, девки идут, уноси ноги!
Танец «Русский пляс»
Девки проходили, просо обронили,
Куры клюют, петухам не дают.
Нет, Лиса, не обманешь! Да вон парни идут, уходи покуда цела.
Песня «А мы просо сеяли»
Хоровод перестраивается парами и встает в полукруг. На втором плане Лиса
Парни проходили, орехов просили.
Девок угощали, Петушка зазывали:
Пойдем с нами играть, будем песни распевать.
Песня – игра «Селезень и утица»
Петух выходит их избушки, начинает играть с ребятами, Лиса его ловит и уводит за кулису.
Дети. Дедушка, а дальше что было?
Неужели Лиса его съела?
Дед Егор. А дальше вот что….
Лиса тащит Петуха из кулисы в кулису Петух упирается
Петух. Несет меня Лиса за дальние леса,
За высокие горы, за быстрые реки.
Ку-ка-ре-ку!
кот Выходит на первый план.
Никак мой дружок – Петушок в беду попал.
Возьму-ка я гусельки, золотые струночки, да побегу скорей на выручку!
Дед Егор. А вы что сидите, на подмогу друзьям не спешите?
Песня «трень – брень».
Лиса Выйду, выйду, посмотрю, кто во двор ко мне идет,
Кто во гусельки бьет, кто так сладко поет!
Песня «Чижичок» Кот танцует с Лисой.
Лиса устала, падает без сил. Выходит Петух.
Вот спасибо вам, друзья,
От Лисы спасли меня.
Буду снова по утрам
Песни петь на радость вам!
Вед. 1
Ребята, сегодня вы посмотрели музыкальную сказку на основе русского фольклора. На этом наше знакомство с национальными традициями России не заканчивается, мы не прощаемся, а говорим вам: «До скорой встречи».
О тебе, моя Россия
(концерт).
Вед. 1
Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте! Мы встречаемся с вами уже не в первый раз для того, что бы продолжить знакомство с многообразием культуры нашей страны. На предыдущих встречах мы знакомились с творчеством русского народа, его традициями, а сегодня мы послушаем песни о самой стране, о нашей России.
Вед.2
Ты откуда русская зародилась музыка,
Толе в чистом поле, толе в лесе мшистом,
В радости ли в боле, или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась, где ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки,
Пролетели гуси – уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились,
Ну а с песней…. С песней на Руси родились.
Песня «Родина»
Вед. 2
Ребята, какие замечательные слова у этой песни, а как поэты пишут о нашей огромной стране! Наша Россия очень красивая, и конечно, о ней написано много песен и стихов, нарисовано огромное количество картин с изображением природы, которая покоряет своим многообразием и красотой.
И, конечно, не могли и мы не могли обойти эту тему стороной. Ведь очень много замечательных песен о родном крае, о его красоте.
«Ой, да во лесочке» исполняет ансамбль «Хорошечки»
«Рощица»
Вед. 1
Россия, как из песни слово, березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки, озера – русская душа.
«Русские просторы»
«ой, да ты, Россия»
«Русский перепляс»
Вед. 2
Росси мать, тебе хвала,
В веках ты видела не мало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Строевая песня «рано утром, весной».
Вед. 1
Рощи березовой стать белоствольная,
поле широкое, небо без края –
Русь моя вольная.
Вед. 2
Мы очень любим нашу родину, нашу страну. И в заключении концерта воспитанники детскго сада «Морошка» исполнят еще одну песню о России.
Заключительный номер «Моя Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей....
Совместный проект по приобщению детей к истокам русской культуры "ЭХ, МАСЛЕНИЦА!"
Тема проекта: «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!».Руководители проекта: Данилова Ю.В., Егорова С.Н.Участники: воспитанницы старшего школьного возраста (группа №3)Тип проекта: творческий. Классификация проекта:...
Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"
Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям....
Программа дополнительного образования "Истоки русской культуры"
Модульная образовательная программа имеет культурологическую направленность. Программа предполагает не только изучение родного края, языка и культуры русского народа, но и практическое освоение различ...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»
В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...
Оберегая истоки русской культуры.
Мастер-класс по изготовлению обережной куклы «Берегини»....
Анкета для родителей "Приобщение детей к истокам русской культуры"
Анкета для родителейПриобщение детей к истокам русской культуры1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:1) как жили наши предки?2) какими ...