Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе
статья на тему

Стативо Татьяна Сергеевна

Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловлены переосмыслением задач специального образования, интегративными тенденциями в образовании, реализацией принципов гуманизации, гуманитаризации и демократизации в современной школе.

Ребенку с особенностями психофизического развития необходима такая система сопровождения, которая помогла бы ему преодолеть существующие ограничения жизнедеятельности (эффективного взаимодействия, общения с окружающими) и помогла, научила самостоятельно принимать решения, отвечать за них, а также приобретать трудовые или профессионально-трудовые навыки. Одним из эффективных направлений в условиях коррекционной школы является интегрированное обучение школьников.

Интеграция в обучении позволяет перейти от локального рассмотрения различных явлений деятельности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом особенностей школьников с ограниченными возможностями при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его психических процессов.

Интегрированные уроки требуют глубокого методического осмысления и обобщения имеющегося опыта. Непонимание психологических особенностей детей, имеющих те или иные нарушения развития, приводит к тому, что учителя, в погоне за повышением успеваемости в классе, назначают им дополнительные занятия, которые только усиливают переутомление и, как следствие, закрепляют единожды возникшие ошибки.

Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой, когда ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение практических задач по трудовому обучению требует математических навыков, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, видно, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Мы отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

В настоящее время не создана и не отработана технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство педагога. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.

Предметные программы коррекционных школ, к сожалению, составлены таким образом, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку.

Умственно отсталые дети трудно усваивают учебный материал, у них наблюдается низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстрая утомляемость, неусидчивость, слабое развитие памяти и мышления. У таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде.

Для повышения интереса детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни методические объединения ГКОУ « СКОШ № 3 VIII вида» решили изучить и использовать на уроках адаптированную форму интегрированного обучения в коррекционной школе, которые будут способствовать снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.

Потребность преодолеть эти противоречия привела учителей методических объединений школы к попытке разработать систему интегрированных уроков в коррекционной школе.

Практическая значимость данной работы заключалась в создании серии интегрированных уроков в коррекционной школе как эффективной формы обучения, развития и воспитания.

Мы считаем, что за методикой интегрированного преподавания в коррекционной школе будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интегрированные уроки в коррекционной школе предлагается проводить как одному учителю, так и нескольким учителям, при условии, если они работают на данном классе.

Все школьные дисциплины в коррекционной школе обладают своеобразным интегрированным потенциалом. Однако, эффективность интегрированных уроков зависит от многих условий.

Урок является важнейшим звеном всей работы, через которую реализуются главные задачи интегрированного урока и приводят в итоге к успеху или неудаче. Однако, организовать одновременную работу на уроке в коррекционной школе нескольких учителей труднее из-за жесткого расписания, из-за несовпадения по времени прохождения сходных тем различных предметов. Еще одна причина затруднений – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в коррекционных школах по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах.

Для того чтобы не увеличивать количество часов,  необходимо тщательнее отбирать содержание материала, четко формулировать вопросы, придумывать задания и проблемы, интегрирующие материал нескольких предметов.

Осуществление интегрированного подхода в коррекционной школе начинается:

1. С четкого определения для себя цели проведения интегрированных уроков. На наш взгляд, общепредметной целью интеграции является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, место человека в нем, определенного стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе, начиная с младшего школьного возраста, умения видеть природу во всем ее многообразии. В то же время каждый урок имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования.

2. С пересмотра содержания изучаемого материала. Мы предлагаем строить интегрированные уроки на базе имеющихся учебных предметов и того материала, который предлагается учащимся и учителю в ныне действующей программе В.В. Воронковой. Для проведения интегрированных уроков мы проанализировали программу коррекционной школы по различным учебным предметам, выявили одинаковые темы и объединили их с позиции ведущей идеи и ведущих положений. Так, например, тема «Весна» изучается в развитии речи, чтении, естествознании, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление учащимися воспринималось целостно, комплексно, то есть необходимо учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии.

Для того, чтобы интегрированные уроки перестали быть чем-то необычным, редким в коррекционной школе, учителя методических объединений школы проводят работу над созданием системы интегрированных уроков. Первым этапом данной работы явилось согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем рассматривали, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений в разных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планируются темы уроков и составляются конспекты интегрированных уроков.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность и требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Анкетирование учащихся показало, что они считают интегрированные уроки интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортнее.

Детям нравятся интегрированные уроки, которые проводят два учителя. В нашей школе проведен цикл интегрированных уроков учителями русского языка Елбакшиновой Л.К., географии и биологии Стативо Т.С., математики Тимониной Г.М., музыки Поляковой Н.В., технологии Колмаковой Т.Н. Тематика уроков была разнообразной: «Древесина в строительстве», «Время снега и льда», «Чистая вода. Обыкновенные дроби. Проценты», «Прекрасен осени убор», «Сложение и вычитание десятичных дробей» и т.д.

На данных уроках в комплексе решались как образовательная и коррекционно-развивающая, так и воспитательная цели: воспитание бережного отношения к природе, воспитание экологической культуры, умение работать в группах, прислушиваться к мнению других. Образовательная цель их работы заключалась в систематизации знаний, развитии познавательного интереса учащихся через активное их включение в учебный процесс.

Ученики пришли к выводу, что знания, полученные на интегрированных уроках по разным предметам и темам тесно взаимосвязаны. Дети на протяжении всех уроков работали с интересом и легко справлялись с обширным по объему материалом.

Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, но в любом случае необходимо их моделирование, поэтому учителя методических объединений школы стараются творчески осуществлять самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей интегрированных уроков, для чего профессионально овладевают теоретическими вопросами и осознанно применяют методические рекомендации с учётом современных программ и требований коррекционных школ.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая группа имеет своего консультанта. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.

Урок с элементами творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и высокий уровень самостоятельности.

Для повышения устойчивого интереса к процессу обучения учителями практикуются уроки-игры, уроки-практикумы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, которые стимулируют активность ребенка.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся. Интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

На интегрированных уроках умственно отсталые дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят умственно отсталых  детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.

С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей, так как помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, логопедов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей с ограниченными возможностями, их способности и интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уровень обученности детей в коррекционной школе VIII вида.

Уровень обученности детей в  специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида  по программе В.В. Воронковой.  по В. Вп    ппо  ппо...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

В работе описаны особенности использования  интегрированного обучения в коррекционной школе...

Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Кузьмин Константин Михайлович, учитель историиГБОУ школы-интерната №6 г. Санкт-ПетербургаТрадиционное  обу...

Выступление на ШМО на тему: «Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе»

В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков  в коррекционной педагогической практике, поэтому  преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствов...

Эффективные формы обучения детей Правилам дорожного движения

Эффективные формы обучения детей Правилам дорожного движения...