Развитие танцевальных навыков на уроке ритмика на отделении раннего эстетического развития
методическая разработка по теме
описание творческого подхода на уроке ритмика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого»
Развитие танцевальных навыков на уроке ритмика
на отделении раннего эстетического развития
Подготовила: Гусева Мария Петровна
преподаватель отделения
хореографического искусства
МБОУДОД ДШИ №2 им. И.Я. Паницкого
Саратовская обл.
г. Балаково
2013 год
Бесконечны и разнообразны пути искусства, неисчерпаемы пути его познания. Как разобраться в нем, постичь его тайны язык, особенности развития? Какую роль играет этот мир в воспитании наших детей? Эти и другие вопросы волнуют нас, педагогов. Не каждый наш выпускник в будущем станет поэтом, танцором, художником или музыкантом, но каждый может быть слушателем, читателем, тем зрителем – человеком, для которого создаются великие произведения искусства. В настоящее время образовательная область «искусство» представлена многочисленными дисциплинами. Одной из них является хореография.
Танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в ребенке. Танцующий стремиться в эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, где проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, дети глубже чувствуют прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.
Древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда», «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться», а Ян Амос Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он себя в юном возрасте.
Занятия танцами, музыкой не только улучшают моторику ребенка, но и помогают ему заглянуть в себя и познать новые способы выражения мысли и эмоций. Это, в свою очередь, служит мощным толчком для развития творческих и мыслительных способностей. Помимо прочего, такие занятия приятны и самому ребенку, которому становится легче переживать трудности и выражать эмоции радости.
В нашей Детской школе искусств в 2012 году открылось отделение раннего эстетического развития. Обучения проходят учащиеся с 4 до 6 лет по двум направлениям «Хореографическое искусство» и «Инструментальное исполнительство». Основным из предметов эмоционального, физического развития детей является предмет ритмика. Занятия ритмикой развивают практически все способности малыша – внимание, память, воображение, зрительное и слуховое восприятие. Ребенок проходит своеобразную «тренировку» всех вышеперечисленных качеств. А применение игровой формы превращает тренировочный процесс в игру и тем самым снимает сложность в получении навыков. Постепенно занятия ритмикой прививают ребенку определенную культуру восприятия, и способствует более гармоничному развитию растущего человека.
Такие занятия несут пользу физическому развиваю растущего организма ребенка, ловкость, гибкость, пластичность, укрепляет скелетно-мышечный аппарат, а также это профилактика сколиоза и плоскостопия.
Учитывая при работе с детьми дошкольного возраста тот факт, что такие качества как настойчивость, целеустремленность, упорство, дисциплинированность не неразвиты в этом возрасте занятия выстраиваются последовательно: следует от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Начиная занятия, учащиеся раннего эстетического развития заходят в зал движением "Паровоз", затем следуют движения требующих разогрев отдельных групп мышц - это движения головой "Тик-так", "Гуси", "Шамаханская принцесса"; плечами "Незнайка", "Горб верблюда", "Качели"; упражнение для рук "Стрелки часов" "Поймай комарика", "Куколки", "Ветряные мельницы"; кистей - "Зайка", пальцев "Веер"; корпус - "Чайник", "Неваляшка", " Волна"; ног - " Петушок", "Цапля"; стопы - "Елочка", носок и пяточка - "Пингвин". В конце разминки включаются движения, вызывающие единовременную нагрузку на все группы мышц – это прыжки "Воробушки", "Обезьянки", "Зайчики", "Буратино", после каждого исполненного прыжка исполняется восстановление дыхания в виде упражнения "Одуванчик". Далее следуют шаги по кругу "на полупальцах", "пяточках", на внешней стороне стопы "Мишка-папа", на внутренней стопе "Мишка - малыш", движение "Лошадка", восстановление дыхания.
Занимаясь на уроке "Ритмика" с учащимися не просто развиваем танцевальные навыки, но и образное мышление, которые позволяют получить представление о соединении музыки и жеста. и заучиваем определенное количество исполняемых движений, а познаем на каждом занятии и получаем представление о переплетении музыки и жеста. Первоначально ритмические упражнения с детьми сводятся на прохлопывание долей такта, затем задание усложняется, изменяя ритмический рисунок хлопков. Выполняя танцевально - ритмические движения с добавлением элементов игры, мы исполняем движения сначала медленно на счет "1и2и3и4и", затем на "1и2и" и "3и4и", в последующем на "1и" и "2и" и "3и" и "4и", где чередуются девочки с мальчиками, первая линия со второй и т.д. Затем к хлопкам добавляются движения: прыжки, притопы, повороты корпусом, движения рук, головы, плеч. Как правило, все элементы ритмических упражнений соединяются в небольшие танцевально-ритмические этюды дети проявляют заметную активность.
Связь музыки и жеста, музыки и танца органична для природы ребенка. Восприятие музыки через танец активно, оно вызывает действительно танцевальное развитие, организованной во времени и пространстве.
Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер движения и является основой музыкально – ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры ребенка.
Следующим этапом занятия следует курс партерной гимнастики.
Описание нескольких элементов:
Упражнение " Лягушка" (партерная гимнастика).
Движение занимает четыре такта по 4/4.
Исходное положение: сидя на ягодицах, две ноги соединены стопами, колени раскрыты в стороны, руки согнуты в локтях, кисти и пальцы рук чуть напряжены. Музыкальный размер: 4/4.
Первый такт:
На счет "1и" - сидя на ягодицах, руки и голова наклоняются в правую сторону, дети произносят «ква».
на счет "2и" - руки и голова наклоняются в левую сторону, дети произносят «ква».
На счет "3и" - руки и голова наклоняются в правую сторону, произнося «ква»
на счет "4и" - руки и голова наклоняются в левую сторону, дети произносят «ква».
Второй такт: на счет "1и""2и" "3и" "4и" - дети исполняют движения первого такта.
Третий такт:
На счет "1и" – дети совершают хлопок двумя руками.
На счет "2и" – ложатся на свои ноги согнутые впереди в виде «Лягушонка».
Н счет "3и" "4и" - пауза.
Четвертый такт
На счет "1и","2и" – выпрямляют корпус, руки поднимают в исходное положение.
На счет "3и", "4и" – пауза.
Повторение всего комплекса «Лягушка» исполняется детьми до 4 раз.
Прыжок «Воробушки»
Движение занимает четыре такта по 4/4.
Исходное положение: ноги вместе,VI позиция, корпус ровный, руки вытянуты вдоль корпуса, голова прямо.
Первый такт:
На счет "1и" – прыжок в правую сторону, ноги вместе, голова поворачивается в правую сторону.
На счет "2"– голова остается, повернута вправо, руки приоткрываются в стороны
На счет "и" – руки приходят в исходное положение, вдоль корпуса.
На счет "3и" "4и" – повторение движение на раскрытие и закрытие рук.
Второй такт:
На счет "1и" – прыжок в левую сторону, ноги вместе, голова поворачивается в левую сторону.
На счет "2"– голова остается, повернута влево, руки приоткрываются в стороны
На счет "и" – руки приходят в исходное положение, вдоль корпуса.
На счет "3и" "4и" – повторение движение на раскрытие и закрытие рук.
Третий такт:
На счет "1" – прыжок в правую сторону, ноги вместе, голова поворачивается правую сторону.
На счет "и"– голова остается, повернута вправо, руки приоткрываются в стороны.
На счет "2" – руки приходят в исходное положение, вдоль корпуса.
На счет "3" - прыжок в левую сторону, ноги вместе, голова поворачивается в левую сторону.
На счет "и" - голова остается, повернута лево, руки приоткрываются в стороны
На счет "4и" – повторение движение на раскрытие и закрытие рук.
Четвертый такт:
На счет "1и" - прыжок вправо и с одновременными движениями на раскрытие и закрытие рук.
На счет"2и" - прыжок влево и с одновременными движениями на раскрытие и закрытие рук.
На счет "3и" - прыжок вправо и с одновременными движениями на раскрытие и закрытие рук. На счет "4и" прыжок влево и с одновременными движениями на раскрытие и закрытие рук.
На этом прыжок «воробушки» закончен, следом идет комплекс на восстановление дыхания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по изобразительному искусству отделения раннего эстетического развития
Программа расчитана на детей от 4 до 7 лет.Данная программа направлена на обогащение кругозора, эстетического вкуса обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-419069-1394734722.jpg)
рабочая программа Отделения раннего эстетического развития по направлению "Народный вокал"
рабочая программа раннего эстетического развития детей по направлению "Народный вокал". для детей 5-6 лет. Расчитана на один год обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-486192-1412419866.jpg)
"Русская" - видео-партитура для детского оркестра учащихся отделения раннего эстетического развития ДМШ, для детей старшего дошкольного возраста.
Ссылка видео-проекта "Русская" http://www.musical-sad.ru/load/publikacii_avtorov/video/russkaja_video_partitura/24-1-0-1599...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-483687-1411211501.jpg)
Общеразвивающая образовательная программа для отделения раннего эстетического развития по специализации "Музыкальный инструмент" (скрипка). Составитель: преподаватель по классу скрипки Кондратьева И.В.
Программа предназначена для детей отделения раннего эстетического развития, которые на следующий год поступают в 1 класс. Целью программы является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, расш...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-708199-1447844629.jpg)
открытое занятие по ритмике в школе раннего эстетического развитя "Первые шаги"
открытое занятие проводится в середине учебного года с целью:показать родителям чему научились дети, занимаясь ритмикой два раза в неделю.PS извините графический рисунок в материале не закачался...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-109718-1455467481.jpg)
«Юные художники. Отделение раннего эстетического развития»
Сообщение на тему«Юные художники. Отделение раннего эстетического развития» Преподавателя отделения раннего эстетического развития МАОУ ДОД «ДШИ № 23 им В.В.Ковалева» г. Саратов,Зацепилиной ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/01/picture-938332-1656646440.jpg)
Контрольный урок- сказка по предмету развитие музыкальных способностей на отделении раннего эстетического развития на тему Нганасанской сказки "Старик и птичка"
Мне очень хотелось поставить с ребятами 4-5 лет музыкальную сказку. Основой для нее я решила взять нганасанскую народную сказку " Старик и птичка" Я разработала сценарий. Дети играли на баргане, скри...