Развитие танцевальных навыков на уроке ритмика на отделении раннего эстетического развития
методическая разработка по теме

Гусева Мария Петровна

описание творческого подхода на уроке ритмика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_gusevoy_m._p.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого»

                                               

Развитие танцевальных навыков на уроке ритмика

на отделении раннего эстетического развития

                                                                                         Подготовила: Гусева Мария Петровна

                                                                                                   преподаватель  отделения

хореографического искусства

МБОУДОД ДШИ №2 им. И.Я. Паницкого

Саратовская обл.

г. Балаково

2013 год

    Бесконечны и разнообразны пути искусства, неисчерпаемы пути его познания. Как разобраться в нем, постичь его тайны язык, особенности развития? Какую роль играет этот мир в воспитании наших детей? Эти и другие вопросы волнуют нас, педагогов. Не каждый наш выпускник в будущем станет поэтом,  танцором, художником или музыкантом, но каждый может быть слушателем, читателем, тем зрителем – человеком, для которого создаются великие произведения искусства.  В настоящее время образовательная область «искусство» представлена многочисленными дисциплинами. Одной из них является хореография.   

Танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в ребенке. Танцующий стремиться в эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, где проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.

   Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, дети глубже чувствуют прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.
    Древнегреческий философ Демокрит утверждал: «
Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда», «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться», а Ян Амос Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво  то, что впитывает он  себя в юном возрасте. 

Занятия танцами, музыкой не только улучшают моторику ребенка, но и помогают ему заглянуть в себя и познать новые способы выражения мысли и эмоций. Это, в свою очередь, служит мощным толчком для развития творческих и мыслительных способностей. Помимо прочего, такие занятия приятны и самому ребенку, которому становится легче переживать трудности и выражать эмоции радости.

В нашей Детской школе искусств в 2012 году открылось отделение раннего эстетического развития. Обучения проходят  учащиеся с 4 до 6 лет  по двум направлениям «Хореографическое искусство» и «Инструментальное  исполнительство». Основным из предметов  эмоционального, физического развития детей  является  предмет ритмика. Занятия ритмикой развивают практически все способности малыша – внимание, память, воображение, зрительное и слуховое восприятие. Ребенок проходит своеобразную «тренировку» всех вышеперечисленных качеств. А применение игровой формы превращает тренировочный процесс в игру и тем самым снимает сложность в получении навыков. Постепенно занятия ритмикой прививают ребенку определенную культуру восприятия, и способствует более гармоничному развитию растущего человека.

Такие занятия несут пользу физическому развиваю растущего организма ребенка, ловкость, гибкость, пластичность, укрепляет скелетно-мышечный аппарат, а также  это профилактика сколиоза и плоскостопия.

Учитывая при работе с детьми дошкольного возраста  тот факт, что  такие качества как настойчивость, целеустремленность, упорство, дисциплинированность не неразвиты в этом возрасте занятия выстраиваются последовательно: следует от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Начиная  занятия, учащиеся раннего эстетического развития заходят в зал движением "Паровоз", затем следуют движения требующих разогрев отдельных групп мышц - это движения головой "Тик-так", "Гуси", "Шамаханская принцесса"; плечами "Незнайка", "Горб верблюда", "Качели"; упражнение для рук "Стрелки часов" "Поймай комарика", "Куколки", "Ветряные мельницы"; кистей - "Зайка",  пальцев "Веер"; корпус - "Чайник",  "Неваляшка", " Волна"; ног  -  " Петушок", "Цапля"; стопы - "Елочка", носок и  пяточка - "Пингвин". В конце разминки включаются движения, вызывающие единовременную нагрузку на все группы мышц – это прыжки "Воробушки",  "Обезьянки", "Зайчики", "Буратино", после каждого исполненного прыжка исполняется восстановление дыхания  в виде упражнения "Одуванчик". Далее следуют шаги по кругу "на полупальцах", "пяточках", на внешней стороне стопы "Мишка-папа", на внутренней стопе "Мишка  - малыш", движение "Лошадка", восстановление дыхания.

Занимаясь на уроке "Ритмика"  с  учащимися не просто развиваем танцевальные навыки, но и образное мышление, которые позволяют получить представление о соединении музыки и жеста. и заучиваем определенное количество исполняемых движений, а познаем на каждом занятии и получаем представление о переплетении  музыки и жеста. Первоначально ритмические упражнения с детьми сводятся на прохлопывание долей такта, затем задание усложняется, изменяя ритмический рисунок хлопков. Выполняя танцевально - ритмические движения с добавлением элементов игры, мы исполняем движения сначала медленно на счет "1и2и3и4и", затем на "1и2и"  и "3и4и", в последующем на "1и" и "2и" и "3и" и  "4и",  где чередуются девочки с мальчиками, первая линия со второй и т.д. Затем к хлопкам добавляются движения: прыжки, притопы, повороты корпусом, движения рук, головы, плеч. Как правило, все элементы ритмических упражнений соединяются в небольшие танцевально-ритмические этюды дети проявляют  заметную активность. 

Связь музыки и жеста, музыки и  танца органична для природы ребенка. Восприятие музыки через танец активно, оно вызывает действительно танцевальное развитие, организованной во времени и пространстве.    

 Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер движения и является основой музыкально – ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры ребенка.  

Следующим этапом занятия следует курс партерной гимнастики.

Описание  нескольких элементов:

Упражнение " Лягушка" (партерная гимнастика).

Движение занимает четыре такта по 4/4.

Исходное положение: сидя на ягодицах, две ноги соединены стопами, колени раскрыты в стороны, руки согнуты в локтях, кисти и пальцы рук чуть напряжены. Музыкальный размер: 4/4.

Первый такт:

На счет "1и" - сидя на ягодицах, руки и голова наклоняются в правую сторону,  дети произносят «ква».

на  счет "2и"  - руки и голова наклоняются в левую сторону, дети произносят «ква».

 На счет  "3и"  - руки и голова наклоняются в правую сторону, произнося «ква»

 на счет  "4и" -  руки и голова наклоняются в левую сторону, дети произносят «ква».

Второй такт: на счет "1и""2и" "3и" "4и"  - дети исполняют движения первого такта. 

Третий такт:

На счет "1и" – дети совершают хлопок двумя руками.

На счет "2и" – ложатся на свои ноги согнутые впереди в виде «Лягушонка».

Н счет "3и" "4и"   - пауза.

Четвертый такт

На счет "1и","2и"  – выпрямляют корпус, руки поднимают в исходное положение.

На счет "3и", "4и" – пауза.

Повторение всего комплекса «Лягушка» исполняется детьми  до 4 раз.

Прыжок «Воробушки»

Движение занимает четыре такта по 4/4.

Исходное положение: ноги вместе,VI позиция,  корпус ровный, руки вытянуты вдоль корпуса, голова прямо.

Первый такт:

На счет "1и" – прыжок в правую сторону, ноги вместе, голова поворачивается в правую сторону.

На счет "2"– голова остается, повернута вправо, руки  приоткрываются в стороны

 На счет "и" – руки приходят в исходное положение, вдоль корпуса.

 На счет "3и" "4и" – повторение движение на раскрытие и закрытие рук.

Второй такт:

На счет "1и" – прыжок в левую сторону, ноги вместе, голова поворачивается в левую сторону.

На счет "2"– голова остается, повернута влево, руки  приоткрываются в стороны

 На счет "и" – руки приходят в исходное положение, вдоль корпуса.

 На счет "3и" "4и" – повторение движение на раскрытие и закрытие рук.

 Третий такт:

 На счет "1" – прыжок в правую сторону, ноги вместе, голова поворачивается правую сторону.

 На счет "и"– голова остается, повернута вправо, руки  приоткрываются в стороны.

 На счет "2" – руки приходят в исходное положение, вдоль корпуса.

 На счет "3" - прыжок в левую сторону, ноги вместе, голова поворачивается в левую сторону.

 На счет "и"  - голова остается, повернута лево, руки  приоткрываются в стороны

На счет "4и" – повторение движение на раскрытие и закрытие рук.

Четвертый такт:

На счет  "1и" -   прыжок вправо и с одновременными движениями на раскрытие и закрытие рук.

На счет"2и" -  прыжок влево и с одновременными движениями на раскрытие и закрытие рук.

На счет  "3и"  -   прыжок вправо и с одновременными движениями на раскрытие и закрытие рук. На счет  "4и" прыжок влево и с одновременными движениями на раскрытие и закрытие рук.

 На этом прыжок «воробушки» закончен, следом идет комплекс на восстановление дыхания.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по изобразительному искусству отделения раннего эстетического развития

Программа расчитана на детей от 4 до 7 лет.Данная программа направлена на обогащение кругозора, эстетического вкуса обучающихся....

рабочая программа Отделения раннего эстетического развития по направлению "Народный вокал"

рабочая программа  раннего эстетического развития детей по направлению "Народный вокал". для детей 5-6 лет. Расчитана на один год обучения....

Общеразвивающая образовательная программа для отделения раннего эстетического развития по специализации "Музыкальный инструмент" (скрипка). Составитель: преподаватель по классу скрипки Кондратьева И.В.

Программа предназначена для детей отделения раннего эстетического развития, которые на следующий год поступают в 1 класс. Целью программы является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, расш...

открытое занятие по ритмике в школе раннего эстетического развитя "Первые шаги"

открытое занятие проводится  в середине учебного года с целью:показать родителям чему научились дети, занимаясь ритмикой два раза в неделю.PS извините графический рисунок в материале не закачался...

«Юные художники. Отделение раннего эстетического развития»

Сообщение на тему«Юные художники. Отделение раннего эстетического развития» Преподавателя отделения раннего эстетического развития МАОУ ДОД «ДШИ № 23 им В.В.Ковалева» г. Саратов,Зацепилиной ...

Контрольный урок- сказка по предмету развитие музыкальных способностей на отделении раннего эстетического развития на тему Нганасанской сказки "Старик и птичка"

Мне очень хотелось поставить с ребятами 4-5 лет музыкальную сказку. Основой для нее я решила взять нганасанскую народную сказку " Старик и птичка" Я разработала сценарий. Дети играли на баргане, скри...