Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении
методическая разработка по теме

Зверева Ирина Геннадиевна

В данной статье описаны цель, задачи методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образоваельном учреждении.
Разработанная нами модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении состоит из четырёх основных блоков: «Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения», «Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО», «Методическое сопровождение разработки ООП ООО», «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО». 

Скачать:

Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении

Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО создана с учетом запросов педагогов и определяет взаимодействие и взаимосвязь ее структурных компонентов: целевого, функционального, содержательного и результативного. В данной модели нашли отражение вопросы планирования методической работы МБОУ «СОШ №2» г. Сосногорска по обеспечению условий введения ФГОС ООО в пилотном режиме.

Цель методического сопровождения: обеспечение необходимых условий введения ФГОС ООО в пилотном режиме с сентября 2013 года и в штатном режиме с сентября 2014 года.

Задачи:

  • создание нормативно-правовой и методической базы для введения  ФГОС  ООО;
  • создание условий для освоения и принятия педагогами школы идеологии ФГОС ОО и концептуальных подходов к его построению;
  • создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагогов ОУ и решения задач реализации ФГОС ОО;
  • развитие компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО;
  • апробация и внедрение педагогами новой технологии ведения урока с учётом требований ФГОС ОО и концептуальных подходов к его построению;
  • разработка и внедрение системы оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего  и основного общего образования;
  • создание условий для разработки основной образовательной программы основного общего образования;
  • создание условий для информационно-методической поддержки процесса подготовки условий введения ФГОС ООО; мониторинга и фиксации хода и результатов подготовки условий введения ФГОС ООО;
  • создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, их  родителей (законных представителей),  педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности).

Рис. 5. Схема методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении

В основе модели методического сопровождения введения ФГОС ООО лежат следующие  принципы:

  • личностно-ориентированный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • активность и самостоятельность основных субъектов процесса внедрения ФГОС ООО;
  • проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия;
  •  систематичность и целенаправленность деятельности;
  • осознанность педагогами содержания, способов деятельности и собственных изменений и др.

Разработанная нами модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении состоит из четырёх основных блоков: «Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения», «Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО», «Методическое сопровождение разработки ООП ООО», «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО». Модель имеет описание содержания деятельности, форм деятельности, планируемых результатов, а также информацию об ответственном исполнителе и/или ответственном организаторе.

Реализация мероприятий, содержащихся в блоке «Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ФГОС ООО» позволит обеспечить введение стандарта в образовательном учреждении необходимой нормативно-правовой базой на первом этапе.

Следующий блок предложенной нами модели («Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО») направлен на решение задач повышения профессиональной компетентности педагогов школы в условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО.

Блок «Методическое сопровождение разработки ООП ООО» направлен на решение задач, связанных с созданием основных компонентов программы и соблюдения преемственности с программой начальной ступени образования.

Реализация мероприятий блока «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО» осуществляется через системное взаимодействие всех субъектов реализации ФГОС ООО, в т.ч. родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов дополнительного образования, органов управления и общественности. Реализация мероприятий данного блока обеспечивает соблюдение законодательства в области доступности и открытости информации по вопросам введения и реализации ФГОС ООО.

Более подробное описание модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении представлено нами в таблице «Дорожная карта методического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО в образовательном учреждении» (Приложение).

Мы считаем, что реализация данной модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении позволит повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения ФГОС ООО в образовательном учреждении, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.

Представленная модель методического сопровождения внедрения ФГОС  ООО в образовательном учреждении не требует особых  ресурсных затрат. Методические службы  любого образовательного учреждения, внеся коррективы с учетом особенностей своего ОУ,  смогут использовать данную модель для  работы в указанном направлении.


Приложение

Дорожная карта

методического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО в образовательном учреждении

Содержание

деятельности

Форма

деятельности

Планируемый результат

Ответственный исполнитель, организатор

1. Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ФГОС OОО

Создание рабочей группы для подготовки нормативно-правового обеспечения введения ФГОС ООО

Собеседование с руководителями МО, педагогами, подготовка проекта приказа

Наличие рабочей группы

Зам. директора по МР

Разработка и утверждение плана-графика мероприятий, обеспечивающих введение ФГОС ООО

Аналитическая деятельность, направленная на определение изменений и дополнений в образовательную систему школы

Наличие плана-графика мероприятий, обеспечивающих введение ФГОС ООО

Директор, зам. директора по МР, рабочая группа

Организация повышения квалификации по вопросам введения ФГОС общего образования администрации школы

Повышение профессиональной компетентности администрации ОУ

Наличие плана-графика повышения квалификации администрации школы по вопросам введения ФГОС общего образования

 Зам. директора по МР

Предварительный анализ ресурсного обеспечения школы на соответствие требованиями ФГОС ООО

Анализ имеющегося ресурсного обеспечения ОУ на соответствие требованиям ФГОС ООО

Наличие объективной информации о степени готовности ОУ к ведению ФГОС ООО

Администрация

Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности общеобразовательного учреждения обеспечивающих введение ФГОС ООО

Работа с нормативно-правовой базой ОУ

Дополнения в документы, регламентирующие деятельность школы по внедрению и реализации ФГОС ООО

Директор, зам. директора по МР

Подготовка отчетной документации о ходе введения и реализации ФГОС ООО

Аналитическая деятельность

Наличие отчетности о ходе введения и реализации ФГОС ООО

Зам. директора по МР

2. Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО

Анализ кадрового обеспечения ОУ на соответствие требованиям ФГОС ООО

Анализ возможностей педагогического коллектива

Наличие объективной информации о соответствии кадрового обеспечения требованиям ФГОС ООО

Зам. директора по МР

Разработка плана методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО

Собеседование с руководителями МО, подготовка плана методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов

Наличие плана методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО

Зам. директора по МР, рук-ли МО

Организация изучения педагогами ОУ нормативно-правовых документов ФГОС ОО

Самообразование и обсуждение

Освоение и принятие педагогами школы идеологии ФГОС ОО

Зам. директора по МР, руководители МО

Создание условий  для прохождения курсов повышения квалификации для учителей по вопросам введения ФГОС ОО

Собеседование с педагогами

Составления плана-графика курсовой подготовки

Директор, зам. директора по МР

Проведение заседаний педагогического совета по по обсуждению актуальных вопросов введения ФГОС ООО

Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом, обсуждению проблем и поиску их решения

Принятие решений об изменениях, которые нужно осуществить  системе образовательного учреждения в связи с введение ФГОС ООО

Директор, зам. директора по МР, зам. директора по ВР

Организация участия педагогов школы в проблемных семинарах по введению ФГОС ООО

Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом, обсуждению проблем и поиску их решения

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам введения ФГОС ООО

Зам. директора по МР, руководители МО

Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ООО  

Обсуждение актуальных вопросов введения ФГОС ООО, диспуты, методические игры

Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогов

Зам. директора по МР, руководители МО

Внесение дополнений в индивидуальные планы по самообразованию с целью повышения профессиональной компетентности

Самодиагностика, консультирование

Обновленные индивидуальные планы по самообразованию

Руководители МО

Консультирование педагогов школы по вопросам введения ФГОС ООО, особенностей системно-деятельностного подхода и др.

Обсуждение актуальных вопросов введения ФГОС ООО, диспуты, методические игры, мастер-классы, консультирование

Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогов

Зам. директора по МР, руководители МО

Организация посещения уроков учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО учителями основной и старшей школы, с последующим обсуждением

Обсуждение актуальных вопросов внедрения системно-деятельностного подхода в образование, мастер-классы

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ОО

Зам. директора по МР, руководители МО

Посещение уроков учителей старшей школы администрацией совместно с учителями начальных классов

Обсуждение актуальных вопросов внедрения системно-деятельностного подхода в образование, мастер-классы

Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ОО

Зам. директора по МР, руководители МО

Рассмотрение актуальных вопросов введения ФГОС ООО на заседаниях МО

Обсуждение актуальных вопросов введения ФГОС ОО, диспуты, методические игры, мастер-классы

Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ОО

Руководители МО

Создание творческих групп учителей по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ООО

Активное профессиональное взаимодействие по решению методических проблем

Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ОО

Зам. директора по МР

Организация участия педагогов школы в конференциях, связанных  с вопросами введения и реализации ФГОС ОО

Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам введения ФГОС ОО, распространение передового педагогического опыта

Зам. директора по МР

Диагностика кадрового обеспечения ОУ на соответствие требованиям ФГОС ООО

Собеседование с педагогами, анализ работы по данному направлению

Наличие объективной информации о соответствии кадрового обеспечения требованиям ФГОС ООО

Зам. директора по МР

3. Методическое сопровождение разработки ООП ООО

Знакомство со структурой и требованиями к содержанию основной образовательной программы основного общего образования ОУ

Анализ и обсуждение  примерной основной образовательной программы основного общего образования

Представление педагогов о структуре и требованиях к содержанию ООП ООО ОУ

Зам. директора по МР, руководители МО

Определение списка УМК и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО

Знакомство с концептуальными положениями УМК, анализ учебников

Представление педагогов об УМК, соответствующих ФГОС ООО

Зам. директора по МР

Анализ и выбор УМК на следующий учебный год

Анализ предложенных УМК, аргументация выбора

Перечень УМК на следующий учебный год

Зам. директора по МР

Разработка структуры и определение особенностей  ООП ООО

Работа рабочей группы

Наличие рабочего варианта ООП ООО

Зам. директора по МР, руководители МО

Определение оптимальной модели интеграции урочной и внеурочной деятельности

Анализ возможностей ОУ для организации внеурочной деятельности, возможностей социального партнерства

Наличие примерного перечня программ внеурочной деятельности, реализуемых ОУ и УДОД

Зам. директора по ВР, рабочая группа

Распределение планируемых результатов на базовый и повышенный уровни

Анализ ПООП, примерных РПУП, авторских программ, УМК

Наличие компонента ОПП «Планируемые результаты освоения ООП ООО»

Зам. директора по МР, рабочая группа

Анализ возможностей и способностей обучающихся 4х классов

Заполнение карты индивидуального развития

Банк данных возможностей и способностей обучающихся 4х классов

Зам. директора по ВР, классный руководитель

Анализ социального запроса родителей (законных представителей) и детей на сопровождение индивидуального развития

Анкетирование, карта индивидуального образовательного маршрута ребенка

Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся

Зам. директора по ВР, классный руководитель

Разработка и апробация мониторинга сформированности УУД обучающихся

Работа рабочей группы

Наличие мониторинга сформированности УУД обучающихся

Зам. директора по МР, руководители МО

Разработка программы развития УУД

Работа рабочей группы

Наличие программы развития УУД

Зам. директора по МР, рабочая группа

Разработка системы оценки планируемых результатов

Работа рабочей группы

Наличие компонента ООП ООО «Система оценки планируемых результатов»

Зам. директора по МР, рабочая группа

Разработка  и утверждение учебного плана общеобразовательного учреждения

Работа административного совета школы

Наличие учебного плана ОУ на следующий учебный год

Директор, зам. директора по МР

Разработка программы воспитания и социализации обучающихся образовательного учреждения

Работа рабочей группы

Наличие программы воспитания и социализации обучающихся

Зам. директора по  ВР, рабочая группа

Разработка  программ внеурочной деятельности

Работа педагогов

Наличие программы внеурочной деятельности

Зам. директора по  ВР, учителя

Разработка рабочих программ учебных предметов, курсов

Работа педагогов

Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов

Зам. директора по МР, учителя

Разработка программы коррекционной работы

Работа рабочей группы

Наличие программы коррекционной работы

Зам. директора по  ВР, соц. педагог

Сбор ООП ООО и утверждение

Работа рабочей группы

Наличие ООП ООО

Директор, зам. директора по МР

4. Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО

Сбор, систематизация, размещение на официальном сайте школы информации о ходе введения и реализации ФГОС ООО

Работа рабочей группы

Информированность всех участников образовательного процесса о ходе введения и реализации ФГОС ООО

Зам. директора по МР, зам. директора по УВР

Информирование общественности через СМИ о ходе введения и реализации ФГОС ООО

Работа рабочей группы

Обеспечение условий открытости и доступности информации о ходе изменений в образовательном процессе в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Директор, зам. директора по МР

Обеспечение публичной отчетности школы о ходе и результатах введения и реализации ФГОС ООО

Работа административного совета школы

Информированность общественности о ходе и результатах введения и реализации ФГОС ООО

Администрация школы

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План методической работы по сопровождению введения ФГОС нового поколения в НОШ № 279

Представлен план методической работы по сопровождению введения ФГОС НОО....

Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду

Представлен проект " Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду"...

Методическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования в МОУ СОШ №7 п. Углегорск

Данная презентация содержит тезисы выступления по теме "Методическое сопровождениевведения ФГОС начального общего образования в МОУ СОШ №7 п. Углегорск " на  Августовской конференцииЗападного обр...

Презентация к методическому объединению учителей школьного образовательного округа№1 по теме "Психолого -педагогическое сопровождение введения ФГОС"

ФГОС в качестве основных  образовательных  результатов выделяет  4 группы УУД: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.  Необходимость измерения  компетенций...

Организация методического сопровождения введения ФГОС ООО через организацию работы школьных творческих групп педагогов

Прежде чем на практике реализовывать план введения ФГОС ООО, включиться в инновационный процесс,  необходимо  приобрести определённый багаж теоретических знаний.На современном этапе развития...

методическое сопровождение введения ФГОС

В связи со вступлением в эксперимент , возникла потребность внесение изменений в образовательную систему в соответствии с требованиями. В статтье описан опыт работы МБОУ " Кыринская СОШ"...