ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Тычкова Валентина Сергеевна

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sheveleva_elektivnye_kursy_v.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ

В. С. Шевелева

Учитель математики

МАОУ СОШ№2 УИИЯ

 г. Ноябрьск

В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. указывается на «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития»… «в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества» [1].

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация этого направления возможна при осуществлении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей старшей школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Но эту работу необходимо начинать ещё в основной школе. Для этого и  разрабатывается система предпрофильной подготовки как основа функционирования профильных классов, ведущей составной частью которой являются элективные курсы (лат. electus – избранный, избирательный)* или курсы по выбору.  

Как следует из рекомендаций Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России  «элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся IX (VIII-IX) классов из компонента общеобразовательного учреждения[1] (в учебном плане расположены за пределами обязательной учебной нагрузки), … которые обеспечивают успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся» [2]. Они  по своему определению являются индивидуальными образовательными программами и рассчитаны на конкретного ученика.

Элективные курсы предоставляют широкие возможности как в организации профильного, так и предпрофильного обучения (углубление знаний и умений по профильному предмету, поддержание базового учебного предмета, ориентация в выборе жизненного пути и др.).

Сложность и многоплановость задач элективных курсов диктуют необходимость создания системы их программно-методического обеспечения на строго выверенной концептуальной основе. Ее разработка должна осуществляться в логике личностно-ориентированной парадигмы, которая рассматривает ученика как активного субъекта, наделенного способностью к самоорганизации, к непрерывному личностному саморазвитию.

Виды элективных курсов определяются в зависимости от целей обучения, поставленных авторами. Поэтому изначально важно правильно выбрать вид курса.

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России  (4 марта 2010 г.   №   03-413)   рекомендует на ступени основного общего образования могут быть организованы элективные учебные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные (предметно-ориентированные) и ориентационные (межпредметные).

Пробные элективные курсы.

Задачи курсов данного типа:

  • дать ученику возможность реализовать свой интерес к  выбранному предмету;
  • уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
  • создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, подобные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане, повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля. 
         Содержание курсов:

Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая её целостности. Удобно то, что многие существующие факультативные курсы по общеобразовательным предметам построены, как правило, по модульному принципу. Их программы могут быть модифицированы, дополнены элементами подготовки к экзаменам по выбору.

Для предметно ориентированных курсов могут использоваться в качестве учебных пособий существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов; части учебных пособий для подготовки в вузы, классы с углубленным изучением предметов.

Продолжительность курсов. Поскольку курсы данного типа не являются ознакомительными, оптимальной продолжительностью одного курса может быть  четверть или полугодие. Это позволяет ученику за год освоить минимум 2-4 курса по разным предметам.

Перечень предметно ориентированных пробных курсов будет определяться набором предметов, наиболее часто встречающихся  в различных вариантах профилей.

Ориентационные курсы.

Задачи курсов данного типа:

  • создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий;
  • познакомить учеников на практике со спецификой  типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;
  • поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.

Таким образом, данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10-11-х классов.

Содержание курсов.

Программы курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

В качестве учебных материалов для  межпредметных  курсов для предпрофильной подготовки используется научно-популярная литература, информация СМИ, интернет и т.п.

  1. Перечень подобных курсов может включать курсы, ориентированные на разные профессии, например,  такие, как «Математические основы информатики»,  «Математика в литературе», «Математика в экономике и банковском деле» и др.

Продолжительность курсов. Курсы данного типа являются ознакомительными, краткосрочными и часто сменяемыми. Оптимальная продолжительность одного курса – одна четверть. 

Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов двух предложенных типов. Для организации предметно -ориентированных курсов основная школа имеет достаточный внутренний ресурс.  Межпредметные курсы могут разрабатываться и проводиться за счёт привлечения ресурсов иных образовательных учреждений, а также специалистов предприятий и учреждений. 

При разработке предпрофильного курса необходимо, прежде всего, определить основную цель. Целью предпрофильных образовательных программ является ориентация на создание конкретного профильного класса [3]. Это предусматривает увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в том числе профессионально направленных. А для теоретического предметного курса одной из целей является повышение уровня изучения учебного предмета и применение полученных знаний как на базовом, так и на профильном уровне.

Использование элективных курсов по математике позволяет усилить линию алгоритмического мышления, перейти на более высокий уровень знаний, превысить государственный стандарт за счет активизации обучения.

Библиографический список:

  1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р)
  2. Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России  «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»           (от    4 марта 2010 г.   №   03-413)
  3. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя / Г.А.Воронина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.


[1] В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения понятие «компонент образовательного учреждения» утрачивает свою силу, в связи с чем элективные курсы становятся элементом вариативной части учебного плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"

Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по алгебре

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен формированию статистических знаний и знаний по теории вероятности. Для нашего времени весьма актуален вопрос о введении в шк...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

Элективный курс для предпрофильной подготовки

Являюсь автором-составителем элективного курса для 9-го класса по теме "Мы занимаемся спортом"....

Элективный курс для предпрофильной подготовки "Тайны воды"

Элективный курс «Тайны воды» предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки.При изучении данного курса реализуются межпредметные связи химия – экология – биология -  геог...

Технология построения, разработки и организации элективных курсов по предпрофильной подготовке

Введение.1.         Теоретические основы построения, разработки и организации элективных курсов по предпрофильной подготовке.1.1....

Элективный курс по предпрофильной подготовке.

Элективный курс по предпрофильной подготовке по английскому языку для обучающихся 7х классов "English World"....