«Способы эффективного использования электронных меда продуктов в учебно-воспитательном процессе»
статья по теме

Мастерова Наталья Генадьевна

     Относительно функций современных медиа в обществе существует множество мнений. Представление о функциях средств массовой информации и коммуникации менялось потому, что менялся сам предмет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Способы эффективного использования электронных меда продуктов в учебно-воспитательном процессе»

Под термином «медиа» понимаются технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором сообщения) и объектом (массовой аудиторией). При этом медиа рассматривается как комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах).

     Для того чтобы определить возможности, способы и особенности использования медиа и медиапродуктов в учебно-воспитательном процессе школы, необходимо знать, какие виды средств массовой информации и коммуникации существуют, чем они отличаются друг от друга, что понимается под «электронными медиа», каковы их функции и особенности воздействия на аудиторию.

     Если мы рассмотрим современные медиа в рамках классификации по каналу восприятия, то под ними в узком смысле понимаются те цифровые / электронные медиа, которые делают возможным мультимедийность – интеграцию различных медиа в некоторое компьютерное представление - гипертекстовую структуру, нелинейный текст; интерактивность и моделирование. Сегодня к электронным медиа мы относим радио, эфирное, кабельное, спутниковое телевидение, видео, компьютерные сети, компьютерные игры.

     Относительно функций современных медиа в обществе существует множество мнений. Представление о функциях средств массовой информации и коммуникации менялось потому, что менялся сам предмет.

     Рассматривая электронные медиа с точки зрения реализации их образовательных функций, важное значение приобретает классификация соответствующих медиапродуктов и способов их применения в учебно-воспитательном процессе. В этом контексте необходимым представляется знакомство с современной информационной технологией обучения и существующими программными средствами.

     В зарубежной практике принята следующая классификация программного обеспечения, использующегося в сфере образования:

  • обучающие, контролирующие и тренировочные системы,
  • системы для поиска информации,
  • моделирующие программы,
  • микромиры,
  • инструментальные средства познавательного характера,
  • инструментальные средства универсального характера,
  • инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

     Если в зарубежной науке речь идет, прежде всего, об информационных технологиях обучения и соответствующем им программном обеспечении, то в отечественной дидактике важная роль отводится таким понятиям как «электронные издания» и «электронные ресурсы».

     Сегодня под электронными изданиями и ресурсами обычно понимают информационные продукты, для воспроизведения которых нужен компьютер. Как правило, «изданиями» называют продукты, размещаемые на материальных носителях: дискетах, дисках CD-ROM, DVD. Термин «ресурсы» широко применяют в области телекоммуникаций, добавляя определение «информационные» (компьютеры, объединенные в сеть, легко обмениваются различной информацией).

     Согласно ГОСТу к образовательным электронным изданиям относятся: учебное электронное издание, научное электронное издание, научно-популярное электронное издание, справочное электронное издание, художественное электронное издание.

     Однако если мы исходим из такого понимания медиапродуктов учебного назначения, при котором термин электронные издания и информационные ресурсы (ЭИР) объединяет локальные, сетевые и комбинированные продукты, то тогда мы имеем дело с более широким числом многофункциональных образовательных изданий и ресурсов. Основные направления структуризации этого множества следующие: образовательные ЭИР делят на: информационно-справочные, учебные и общекультурного характера. Учебные ЭИР в свою очередь подразделяют на средства получения информации, средства для практических занятий и осуществления аттестации.

     Анализ работ российских и зарубежных исследователей в области изучения новых медиа, их роли и функций в образовании позволяет сделать вывод, что большинство авторов рассматривают средства массовой информации и коммуникации, прежде всего, как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе. Современные электронные медиа (прежде всего, телевидение, персональные компьютеры и Интернет) и соответствующие им медиапродукты, объединяя в себе возможности всех существовавших до этого средств массовой информации и коммуникации, как правило, реализуют целый комплекс функций, воздействий на свою аудиторию. С одной стороны, эта многофункциональность, действительно, открывает широкий диапазон возможностей для совершенствования учебно-воспитательного процесса. С другой стороны, такая ситуация требует от педагогов, использующих электронные медиа, издания и ресурсы в своей работе, тщательного планирования и четкого понимания целей и задач своих занятий. Это позволит избежать негативных последствий различных девиаций функций медиа. Кроме того, учителю необходимо обладать актуальной информацией о множестве существующих медиапродуктов учебного назначения, уметь эффективно их использовать и создавать собственные издания и ресурсы. Для этого важно знать также, что, собственно, несут нам электронные медиа, какие новые возможности они предоставляют для учебно-воспитательного процесса, и в чем состоят психолого-педагогические особенности их использования.

     Некоторые особенности электронных медиа можно вывести уже на основе самого понимания их сущности. По существу электронные медиа дают нам: интерактивность (взаимодействие в широком смысле – от выдачи информации до произведенного действия); мультимедиальность (представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах); моделирование (моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования); коммуникативность (возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса); производительность (автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени).

     На основе анализа ряда отечественных и зарубежных исследований мы выделили также следующие психолого-педагогические особенности использования медиа в учебно-воспитательном процессе школы:

  • электронные медиа позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам;
  • использование медиа в обучении ориентировано на индивидуализацию обучения;
  • медиа обладают богатыми воспитательными возможностями;
  • использование электронных медиа в обучении ориентировано на воздействие на познавательные мотивы обучаемого.

     Исследователи отмечают, что новые информационные технологии позволяют организовывать учебные знания и сведения в различной форме, с разной степенью сложности, с быстрым доступом к нужному модулю, с возможностью многократных повторений при необходимости в удобном темпе. Активное вовлечение в процесс обучения, наглядность, иногда недостижимая в естественных или традиционных лабораторных условиях, повышают мотивацию, способствуют лучшему усвоению материала.

     Различают следующие способы использования медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы:

  • как инструмент, с помощью которого традиционные задания обрабатываются в специальной форме;
  • как помощник в учении, если соответствующее программирование обеспечивает обогащение уровня знаний или учебного материала;
  • как средство коммуникации (чаще всего в форме электронных писем, либо в форме видеоконференций);
  • как инструмент моделирования действительности (посредством конструирования искусственных миров возникает новый масштаб исследования).

     Таким образом, современные средства массовой информации и коммуникации обладают разнообразными возможностями использования в учебно-воспитательном процессе, так как несут в себе достаточно большой дидактический потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

Статья "Использование зджоровье сберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в школе VIII вида!

процесс современной школы.Здоровьесберегающие технологии в  образовании в школе 8 вида технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддер...

Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса

Важнейшим показателем благополучия общества и государства является состояние здоровья подрастающего поколения. Следовательно, необходимо формировать особую, щадящую среду, где учитываются все трудност...

Использование ресурсов школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

В данной работе рассматривается широкая возможность проведения интерактивных занятий, экскурсий, уроков в музее школы....

Эффективное использование электронной интерактивной доски «SMART Вoаrd» в процессе формирования осмысленного чтения у младших школьников с дислексией.

Успешное овладение навыком чтения предполагает активное формирование как технически правильного, беглого чтения, так и осознанного, точного понимания читаемого. Понимание читаемого является целью проц...