Тема : «Воздух – волшебник» занятие по исследовательской деятельности
план-конспект занятия по теме

Бурякова Наталья Витальевна

Вид деятельности : познавательно-исследовательский

Интеграция :  познание, социализация, коммуникация, здоровье, физическая культура.

Цель : дать понятие, что такое воздух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  : «Воздух – волшебник»

Вид деятельности : познавательно-исследовательский

Интеграция :  познание, социализация, коммуникация, здоровье, физическая культура.

Цель : дать понятие, что такое воздух.

Задачи :

  1. Познакомить детей  со свойствами воздуха и способами его обнаружения
  2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  3. Активизировать речь и обогащать словарь детей : невидимый, легкий, воздушный, движется.
  4. Помогать  детям  устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  5. Прививать чувство заботы, желание помочь.

Предварительная работа :

  1. Игровая деятельность «Чей ветерок сильнее», «Пузырь» «Не урони облако», «Поддувалочки».
  2. Чтение художественной литературы : «Ветер-ветерок» О. Дриз, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Видел я, как ветерок» Г.Лагздынь.
  3. Изобразительная деятельность : рисование красками деревьев в ветреную погоду.
  4. Коммуникация : беседы о воздухе.
  5. Наблюдение на прогулке  за направлением и силой ветра
  6. Конструирование : изготовление бумажных самолетов, вертушек.

Материал и оборудование : листы бумаги, трубочки для коктейлей, стаканы с водой, косыночки  - все по количеству детей, баночки с  чесноком, апельсином, яблоком, луком, тазик с водой, пустой стакан, кусочки цветной бумаги,  ширма для кукольного театра настольная, кукла зайца, символы свойств воздуха.

Ход занятия :

  1. Вводная часть. Создание мотивации и эмоционального настроя на дальнейшую  деятельность.

Воспитатель : Сегодня к нам на занятие должен прийти Степашка, но что-то он задерживается!

Появляется грустный Степашка.

Воспитатель : Что случилось ? Почему ты такой грустный?

Степашка : Я собирал фантики и накопил уже очень большую коллекцию, но началась буря, подул сильный ветер и унес все фантики.

Воспитатель : Не расстраивайся Степашка!. Ребятки обязательно тебе помогут!

Степашка : А интересно, откуда прилетел ветер?

Воспитатель : Ребята, а вы не знаете, откуда прилетел ветер?

(ответы детей)

Воспитатель : Степашка, ты оставайся с нами  и мы вместе узнаем и выясним, откуда налетел ветер.

  1. Основная часть

Воспитатель : Ребята, а что находится вокруг нас ?

(Ответы детей : столы, игрушки и т.д. воздух)

Давайте вспомним, что мы с вами знаем о воздухе?

Кому нужен воздух ?

( Дети называют объекты живой природы : человек, животные, растения, насекомые, птицы)

( проводим опыт № 1.)

Воспитатель : А зачем нам нужен воздух?

Дети : чтобы дышать.

Степашка : А я вот могу вообще не дышать, я могу обойтись без воздуха.

Воспитатель : Дети, давайте покажем Степашке, что мы не можем жить без воздуха. Давайте вместе закроем ротик и зажмем носик пальчиками.

Воспитатель : Ребята, что скажите? Прав ли Степашка?

Ответы детей.

Воспитатель : Какой мы можем сделать вывод ?

Ответ детей : Без воздуха мы не можем дышать.( вывешивает символ на доску)

Опыт № 2.

Воспитатель : А мы воздух видим?

Дети : Нет,

Воспитатель. Как нам его обнаружить?

 Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали ?

Ответы детей : ветерок, воздух.

Воспитатель : А теперь возьмите трубочки, подуйте в нее, подставьте ладонь. Что вы почувствовали ?

Ответы детей : Струю воздуха.

Выдохните эту струйку воздуха в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

Ответы детей : Выходят пузырьки. ( это воздух).

Воспитатель :  Можно сделать вывод, что воздух невидим, прозрачен. ( вывешивает символ на доску)

 Степашка : А  если он невидим, может быть он одел шапочку – неведимку? А, я понял. Он волшебник. А как его можно увидеть?

Воспитатель : А вы ребята хотите увидеть воздух ? Давайте пройдемся по группе, может быть,  мы где-нибудь увидим его.

Степашка : Я знаю, где может быть воздух, в стакане!

 Воспитатель : А как вы думаете, ребята? Есть ли воздух в стакане?

( Дает детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух)

Опыт № 3.

 Воспитатель : Я беру в руку  стакан. Как вы думаете, в нем что-нибудь есть ?

Дети : Ничего нет, он пустой.

Воспитатель : Давайте проверим: Перевернем стакан  вверх дном и опустим их в тазик с водой. Вода попадает в стаканчик?

Дети : Нет!

Воспитатель : Почему ? Что мешает воде? Что ее не пускает?

 Степашка : В стакане находится воздух, который не дает воде занять место.

Воспитатель : Когда мы опускаем стакан в воде, что появляется?  

Дети : Пузырьки.

Воспитатель : Эти пузырьки и есть воздух. Какие вы у меня молодцы!

Как мы с вами уже поняли,  воздух есть везде, вокруг нас. Помните, у нашего гостя Степашки унес ветерок всю коллекцию фантиков. Я предлагаю вам на некоторое время стать ветром. Возьмите цветную бумагу и нарвите ее на мелкие кусочки. Теперь положите ее на ладошку, давайте вместе глубоко вдохнем воздух через нос и выдохнем на ладошку через рот. Что произошло?

( ответы детей)

Воспитатель : А что помогло бумаге разлететься?

(Ответы детей)

Воспитатель : Вот видите, ребята! Какой у нас волшебный воздух, он может двигаться. Двигаться воздух может по разному. Медленно и тогда появляется тихий ветерок, быстро – появляется сильный ветер, и даже ураган. Как в случае, который случился со Степашкиной коллекцией фантиков.

Воспитатель : А хотите поиграть с нашим волшебником воздухом?

Ответы детей.

Физкультминутка:

Каждому ребенку дать косынку. Со звуком «У-у-у» бегут, раскинув руки с косынкой в разные стороны.

Воспитатель :

Ветер, ветер, ты шуми,

Вместе с нами  ты беги.

Распустив косынку смело,

Парус из нее я сделал.

Воспитатель :А как вы думаете, воздух имеет запах и вкус?

Ответы детей

Воспитатель : Сейчас я хочу вас познакомить с еще одним свойством воздуха.

Опыт № 4.

На столе стоят баночки с продуктами ( апельсином, луком, чесноком, яблоком) закрытые  плотными крышками. Воспитатель берет баночки, выкладывает содержимое и закрывает крышки. Поочередно открывает крышки и передает детям.

Воспитатель : Что вы почувствовали? Какие запахи?

Ответы детей : Пахнет чесноком, луком, яблоком, апельсином.

Воспитатель : Запах продуктов  смешался с воздухом. Каким стал воздух?

Ответы детей : Чесночным, апельсиновым, яблочным, луковым.

Воспитатель : Значит можно сделать вывод, что запах продуктов передается по воздуху. Скажите еще раз : воздух имеет запах?

Ответы детей : нет.

Воспитатель : Как же мы чувствуем запахи ?

Ответы детей : Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.( Вывешивает символ на доску)

  1. Заключительная часть. Итог деятельности.

Воспитатель :  С чем мы сегодня познакомились ?

Ответы детей : С воздухом.

Воспитатель : Давайте вспомним, какой воздух ?

Дети смотрят на вывешенные символы свойств воздуха и отвечают.

Ответы детей :  Он невидимый,  не имеет запаха и вкуса, движется.

 Воспитатель : А что вам понравилось  больше всего  на нашем занятии ?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте угостим Степашку конфетами, и у него опять будет своя новая коллекция фантиков. И вы тоже угощайтесь.

Степашка благодарит, прощается и уходит.

Конспект

открытого занятия по

познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе

по теме  : «Воздух – волшебник»

 

Воспитатель :

Никитина С.Е.

с.Сотниково

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресоциализация несовершеннолетних осужденных средствами факультативных, кружковых занятий и исследовательской деятельности

Решение задач ресоциализации, т.е. процесса становления человека (осужденного) социально активной личностью через обучение и приобщение к тем культурным и социально-правовым ценностям и отношени...

Занятия проектно-исследовательской деятельностью с группой учащихся.

Цель данной работы  - представить одну из методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов, основанную одновременно  на групповой работе и  инд...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Презентация к занятию по исследовательской деятельности в 5 классе по теме "Парадоксы"

В переводе с греческого слово «парадокс» переводится как неожиданное явление. Ответ должен противоречить здравому смыслу и расходиться с общепринятым мнением, являясь, тем не менее, верным....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода  в методике преподавания английского  языка важную роль играет проек...

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности «Электричество» для детей подготовительной группы

Цель: формирование у детей представлений об электричестве, в том числе статическом.Задачи: познакомить детей с понятием электризация и её возникновением при помощи трения; дать понятие...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Вода"

Конспект по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе. Дети проводят эксперименты с водой, исследуют ее свойства, очищают с помощью подручных материалов....