Применение словесных методов обучения в объединении "Юннатский"
методическая разработка по теме

Васильева Ираида Аркадьевна

...Данный метод является стержневым в проведении занятий и на нем строятся все остальные методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Балезинский Центр детского творчества»

Обобщение опыта на тему:

Применение словесных методов обучения

в объединении «Юннатский»

Выполнил: педагог Васильева И.А.

п.Балезино

2013год

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, лекция, работа над учебником.

Вот уже 2-й год я работаю над этой темой. И тема меня очень заинтересовала.

     Раньше, когда я проводила занятия, я не задумывалась  применяю ли  какой – либо метод. А, оказывается, лишь на первый  взгляд кажется, что педагог выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели:

-объективные и субъективные причины;

-имеющиеся возможности ( на базе школы или в ЦДТ)

-случайности (пришел новенький)

cужают диапазон выбора, оставляя педагогу считанные способы эффективной работы.

       На определение выбора метода обучения влияют:

-цель и задачи занятия;

-содержание темы;

-соответствие возрастным особенностям;

-уровень подготовки обучающихся;

-возможности самого педагога.

     Нет занятия, на котором метод применялся бы один, без подкрепления и сочетания в нем методических приемов. Методические приемы это элементы того или иного метода. Они применяются с целью усиления возможностей основного метода.

     Сегодня, например, на занятии мы использовали методы рассказ и беседу. В процессе беседы ставились вопросы, демонстрировались фотографии и рисунки, сравнивали( жизнь брошенных и домашних животных.)

     В объединении «Юннатский» разработана программа на 2 года обучения детей. Программа модифицированная, по уровню освоения- специализированная, по целям обучения- познавательная, по уровню реализации- основная, общего образования.

     В 1-й год мы изучаем такие разделы:

     -Домашний зоопарк

    - Мир растений.

    -Домашние животные.

    -Явления в природе.

    -Редкие и исчезающие виды животных и растений Удмуртии и района.

    -Тайны живого мира.

    -Рассказы о животных.

     На 2-ом году обучения изучаем эти разделы более углубленно

   -Связь животных со средой обитания. Условия содержания живого уголка.

   -Животный и растительный мир Удмуртии.

   -Охрана природы, заповедники. Зоопарки. Красная книга.

   -Особенности животного мира,

   -Исследовательская работа.

   Изучая программу любого объединения просто невозможно обойтись без словесных методов обучения. Очень часто применяю рассказ. Рассказ применяю, когда детям материал неизвестен, большой по объему и немного времени... Например, раздел «Связь животных со средой обитания» , где характеризуется вз.связь и развитие природы. Раздел с большим объемом материала. Обязательно во время рассказа демонстрирую наглядные пособия.

      В разделе «Явления в природе» в программе запланированы экскурсии на природу. Во время проведения экскурсии обязательно применяю рассказ и связываю жизнь животных и сезонные изменения в природе.

      По теме « Зима в природе» рассказываю как помочь зимующим птицам в период морозов и зимней бескормицы.

      В разделе «Домашние животные» дети выполняют рисунки в защиту бездомных животных и рассказывают что бы они сделали в их защиту, если бы смогли. Некоторые рассказывают от имени брошенных животных.  Очень трогательные рассказы получаются. Эти занятия помогают формировать бережное отношение к животным, выработать чувство ответственности, обязанности..  

       Рассказ должен быть доступен  для понимания детей, т.к. в группе дети разного возраста.

      У детей заведены тетради,куда они записывают важные моменты,свои наблюдения.

 Объяснение это вид рассказа. На первом году обучения в начале раздела «Домашний зоопарк» объясняю как вести наблюдения. Здесь же показываю результаты наблюдений и опытов детей ранних лет обучения. Объясняю, как проводить практические работы в живом уголке. При объяснении обязательно даю инструктаж о предстоящей работе с животными, даю установку, как следует выполнять, в каком порядке будем оформлять записи.

      По теме»Звериная дача» объясняю почему нельзя разорять муравейники, ловить божьих коровок.

      Беседу это диалог педагога с учащимися. Применяю очень широко. Главным условием для проведения беседы является наличие определенных знаний у детей, чаще из предыдущей темы, знания, полученные из книг, кино, экскурсий, рассказа родителей или предыдущих классов.

      Дети живо включаются в беседу. У них появляется заинтересованность, им обязательно хочется высказать свое мнение.

       Вводную беседу провожу в начале учмебного года. В процессе такой беседы знакомлю со структурой учебной программы, целями и задачами по курсу. Провожу инструктаж по ТБ при работе с ножами и знакомлю с правилами поведения в живом уголке.

      Раздел «Домашний зоопарк» очень объемный, поэтому здесь применяется не только рассказ, но и беседа. Беседу провожу на основе наблюдений, выполненных практических работ, где выясняются результаты работы.

     В разделе «Мир растений» по теме « Лекарственные травы Удмуртии и нашего района» вопросы формулирую так, чтобы ребята отвечали не одной фразой, а могли дать подробное объяснение: например, для лечения каких заболеваний применяется то или иное растение, какую именно часть применяют для лечения, и где растет данное растение.

       В разделе «Времена года» после очередной экскурсии в ходе беседы осенью, например, ставлю такие вопросы:

  -чем характеризуется погода осенью;

  -когда начали желтеть и опадать листья;

  -какие животные встречаются осенью;

  -какие птицы улетают в теплые края.

       Основная цель экскурсии – формирование представлений о процессах и явлениях природы в реальной обстановке, а также в искусственно созданных ( Ст. Юннатов в г. Глазове). Экскурсии также конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся.

       В разделе «Домашние животные» при проведении беседы был поставлен проблемный вопрос: можно ли делать живые подарки?  Чтобы ответить на этот вопрос, дети применили имеющиеся знания,; сравнивая и сопоставляя возможную жизнь в будущем высказали свое мнение.(сообщение)

       Далеко не всякий материал можно излагать с помощью беседы. Школьная лекция обычно применяется в средних и старших классах. Но исключения бывают всегда. Например, тему «Редкие и исчезающие виды животных» я излагаю методом лекции т. к. у детей нет запаса ранее накопленных представлений. На втором году обучения раздел дополняется темами: заповедники, зоопарки. Дети не только должны знать, что природу надо беречь, но и понимать, почему необходимо бережно относиться к ней; что нельзя ломать ветви деревьев, вырывать с корнями цветущие растения, портить кору деревьев, сбивать ногами грибы, т.к. многими из них питаются животные.Учащиеся должны понимать, почему нельзя шуметь в лесу в период гнездования птиц. Для доступности подбираю иллюстрации, использую средства наглядности.

 

      Самостоятельная работа над учебником начинается с младших классов. Приобретаемые при этом знания являются более осмысленными и глубокими.

       К определенной теме я даю задание подготовить сообщение. Для этого ставлю цель, указываю вопросы, на которые должны быть ответы, определяю порядок ответов.

       Дети младших классов обычно работают с одним учебником и с той книгой, которую я предлагаю. Сообщения соответственно получаются краткие, неполные, требующие дополнения.

       Дети постарше сами просят какую – либо тему. Идут в библиотеку, ищут в интернете, вообщем, с интересом работают над заданной темой. И, конечно, сообщения получаются большего объема, интересные и полные. Много сообщений дети подготовили по разделам: домашние животные, домашний зоопарк, связь животных со средой обитания. Сообщения в дальнейшем очень помогают при работе над проектом. А в этом году запланировала исследовательскую работу.

       Чем чаще дети получают задания для самостоятельного выполнения, тем больше возможностей выработать у них привычку и потребность к самостоятельному овладению знаниями.

         Словесные методы применяю не только в учебно – познавательном процессе, но и в воспитательных целях. Разработаны беседы, рассказы. Эти мероприятия расширяют кругозор, развивают любознательность ребенка.

       Изучая газеты и журналы по данной теме, конечно я повысила самообразование. В ходе занятия применяя свои знания стараюсь повысить познавательный интерес детей, поддерживаю их заинтересованность. Возможно это является одной из причин того,что улучшилась сохранность контингента  в группах; увеличилось количество желающих заниматься на кружке. И я думаю, что моя исследовательская работа поможет лучше организовать исследовательскую работу учащихся в этом учебном году.

         Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учащихся и роста их знаний, умений и навыков. И это делается только ради ребенка, чтобы он развивался и самореализовался в жизни.

       Труд  не из легких – быть сегодня педагогом.

Другая жизнь, другие в ней кумиры,

Но детям я даю поддержку и участие,

Веду к вершинам. Как сказал поэт

Слагается учительское счастье

Из малых ученических побед.

Талант плюс трудолюбие плюс творчество –

Вот формула успеха педагога.

И с ней, мне в это верить хочется,

К вершинам приведет всех нас дорога.

Учитель, сам не уставай учиться,

Ведь в жизни совершенству нет предела

Иду вперед, покой мне только  снится.

Лишь только бы душа не оскудела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний

В статье представлен анализ опыта работы по предложенной теме....

Применение интерактивных методов обучения,

В работе дан анализ актуальности и значимости данной темы для плодотворной педагогической деятельности...

Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1

в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка­чества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...

Применение активных методов обучения на уроках обществознания.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...

Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"

Изучение географии в школе - интернате  VIII  имеет большое коррекционное  значение. Географический материал  в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...

Средства информационных технологий, используемые для реализации словесных методов обучения.

Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии колледжа по теме: «Средства информационных технологий, используемые для реализации словесных методов обучения»...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...