Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1
статья по теме

 

в ГОУ НПО ПУ№1

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка­чества учебного процесса является активизация учения учащихся.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм и методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, ко­торые трудно достигаются в традиционном обучении. Формируются не  только познавательные, но и профессиональные мотивы и  интересы, воспитывается системное мышление специалиста, формируются социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуальное и совместное принятие решений, воспитывается ответственное отношение к делу

Цель создания творческих групп в ПУ№1 –  это решение задач повышения эффективности и ка­чества учебного процесса, активизации учения учащихся, применение здоровье сберегающих технологий. Здоровье сберегающие образовательные технологии – одна из самых перспективных об­разовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организа­ции обучения, без ущерба для здоровья учащихся и педагогов.

В 2008 – 2009 учебном году коллектив творческой группы училища освоил проектный метод обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_primeneniya.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт применения инновационных методов обучения

в ГОУ НПО ПУ№1

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка чества учебного процесса является активизация учения учащихся.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм и методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, ко торые трудно достигаются в традиционном обучении. Формируются не  только познавательные, но и профессиональные мотивы и  интересы, воспитывается системное мышление специалиста, формируются социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуальное и совместное принятие решений, воспитывается ответственное отношение к делу

Цель создания творческих групп в ПУ№1 –  это решение задач повышения эффективности и ка чества учебного процесса, активизации учения учащихся, применение здоровье сберегающих технологий. Здоровье сберегающие образовательные технологии – одна из самых перспективных об разовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организа ции обучения, без ущерба для здоровья учащихся и педагогов.

В 2008 – 2009 учебном году коллектив творческой группы училища освоил проектный метод обучения.

Метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий стро ить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях. При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельно сти.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Обучение строится на активной основе. Чрезвычайно важно показать учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для учащегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

  Цели проектной технологии:

Обучающие:

  1. отработать навыки и умения самостоятельной работы;
  2. отработать навык поиска и систематизации информации;
  3. умение ставить проблему и приобрести навык ее разрешения

Воспитательные:

  1. воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
  2. воспитание аккуратности

Развивающие:

  1. формирование умений выделить существенные признаки и свойства;
  2. развитие умений поисковой деятельности – постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение;
  3. развитие коммуникативно-технических умений – нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач;
  4. развитие инициативы, уверенности в своих силах;
  5. развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченных целей;
  6. развитие умений действовать самостоятельно

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть  понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, при влекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать ре зультаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения уста навливать причинно-следственные связи.

Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использова ние совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, пред полагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми":

  1. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение,
  2. если практическая проблема - конкретный результат, готовый к использова нию (на уроке,  в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов.

1.  Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о какой-либо глобальной проблеме человечества; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских, предусматривающих определенную последовательность действий:

  1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  2. выдвижение гипотез их решения;
  3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  4. обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов.

  1. В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,– можно выделить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, ролево-игровые, практико-ориентированные проекты
  2. В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
  3. В зависимости от количества участников проекта – личностные, парные и групповые.
  4. По продолжительности проектной деятельности – от краткосрочных, которые могут быть реализованы в рамках одного урока, до долгосрочных, рассчитанных, например, на реализацию в течение всего учебного года.

Главным же отличием метода проектов является то, что в результате со вместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания,

а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда. Результаты выполненных групповых проектов должны быть «осязае мыми», т. е. если решалась теоретическая проблема, то должно последовать ее конкретное решение, если ставилась практическая задача — то конкретный ре зультат, готовый к внедрению.

Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

В 2009 – 2010 учебном году коллектив творческой группы училища стал осваивать модульный метод обучения.

Основные  факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся – это  авторитар ный стиль преподавания и  отсутствие индивидуального подхода к учащимся, слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни.

 В образовании в последние годы появилось понятие "здоровьесберегающая технология".

Здоровьесберегающие образовательные технологии – одна из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организа ции обучения, без ущерба для здоровья учащихся и педагогов.

На российском рынке образовательных услуг модульное обучение является инновацией. Модульная система обладает определёнными преимуществами:

 1) гибкостью с учётом индивидуальных способностей обучаемых и их особенностей;

 2) ориентированностью на четкую конечную цель.

Образовательный  процесс при модульном обучении  заключается   в  том, что  ученик   должен    учиться  сам,  а   учитель   осуществляет   управление  его   учебной   деятельностью.  

Модуль - это  целевой  функциональный  узел,  в   который   объединены  учебное   содержание   и  технология    овладения  им.  Сущность  заключается  в  том,  что  ученик  самостоятельно  (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной  деятельности    в   процессе  работы   с   модулем.

Сущность   технологии  модульного   обучения

Сердцевиной   модульного  обучения   является  учебный  модуль. Он  состоит  из  трех  компонентов:

Первый компонент – информационный  блок.

Второй  компонент – целевая  программа  действия.

Третий   компонент – советы  учителя.

Тип учебного элемента:

  1. Текстовый
  2. Табличный
  3. Словесный
  4. Картографический
  5. Иллюстративный
  6. Компьютерный
  7. Аудио-видео
  8. Натурный

Формы  работы  с  модулем:

  1. Индивидуальная   работа  учащегося.
  2. Работа  в  парах.
  3. Групповая.
  4. Коллективная.

Чаще  используют  формы  контроля:

  1. Самоконтроль.
  2. Взаимоконтроль.
  3. Контроль  учителя

        Самоконтроль – осуществляет  сам  ученик. Он  сравнивает результат  с  эталоном и сам  себя  оценивает.

Взаимоконтроль – когда  учащийся  проверяет  работу  партнера  и  оценивает.

Контроль  учителя – входной, текущий, выходной.

Модули помогают также решить проблему дифференциации учебного процесса, т.к. в модуль можно включить учебные элементы, соответствующие обязательному минимуму знаний (учебной программе) и дополнительные углубленного и творческого уровня. Каждый элемент модульного занятия – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого, цель не будет достигнута. УЭ (учебных элементов) не должно быть много, максимальное количество 7, но среди них обязательно УЭ – 0 – направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения. УЭ – 1 включает задание по выявлению уровня знаний по пройденной теме или части ее. Задания УЭ – 2 и т.д., направленные на овладение новым материалом и отработку учебного материала. УЭ – n (где n номер последнего элемента) включает выходной контроль, подведение итогов занятия, рефлексию. Здесь есть также возможность осуществлять проблемное обучение. Модуль дает возможность обучающимся для повторения основного содержания темы через учебный элемент. Лучше всего обобщение делать в форме сравнительных таблиц, графиков, диаграмм, тестов, ситуационных задач. Наблюдения и результаты работы показывают, что для обучающихся главное то, что каждый работает самостоятельно, в своём темпе. При этом есть возможность получить консультацию преподавателя, использовать помощь товарищей, можно всё время себя контролировать, знать, сколько ещё необходимо усилий для достижения конечной цели. Учащиеся значительно глубже осознают учебное содержание, имеют

возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения.

Виды  контроля:

  1. Тестирование. Здесь  есть  свои   плюсы  и  минусы. Плюс – снимает  внутренний  барьер. Минус – не  исключена  возможность  случайного совпадения.
  2. Зачет (в  виде  билетов – с  ответом  на “5”, “4”, “3”)
  3. Контрольная  работа.
  4. Семинар.
  5. Конференция

Задания  исследовательского  характера  могут   быть  оформлены  в  виде  рефератов, сообщений, докладов.

В  модульной  технологии оценивается  выполнение  каждого  УЭ. Оценки  накапливаются  в  ведомости,  на  основании  которой  выставляется  итоговая  оценка за  работу  с  модулем. Получить  хорошую  оценку – одна  из  главных  мотиваций  при  модульной  технологии. Ученик  четко  знает, что  его  труд  оценивается   на  каждом  этапе  и  оценка  объективно  отражает  его  усилия  и  способности.

Модуль обеспечивает развитие у обучающегося интеллекта, самостоятельно сти, коллек тивизма,  умения управлять учебно-познавательной деятельностью. Раз витие всех этих качеств осуществляется в неразрывной связи друг с другом. Модульное обучение формирует у обучающихся эмоциональную устойчивость. Индивидуальный темп прохождения темы позволяет способным обу чаю щимся повы шать уровень своих знаний, умений и навыков в ходе учёбы.

При использовании модульной технологии все участники педагогического про цесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегули рования, а также по вышается результативность, сокращается время обучения.

Обеспечение психического здоровья учащихся, предупреждение гиподинамии, предотвращение усталости и утомляемости, повышение мотивации к учебной дея тельности достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание че ловека).  Достижению этих целей способствует создание благоприятного психологи ческого фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и со хранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности. Поэтому в  ПУ№1 приме няются такие образовательные технологии, как Личностно-ориентированные и Пе дагогика сотрудничества.

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность учащегося, обеспечение комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проектный метод и модульная технология в обучении являются комплексными психолого-педагогическими технологиями, учитывающими личностные особенности обучаемых.

В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, кото рые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают ин дивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда.

Модульные программы обучения формируются как совокупность мо дулей.

Изменения в современном производстве требуют новых  подходов к подготовке квалифицированных кадров. Система начального профессионального образования обязана выстраивать учебный процесс в тесной взаимосвязи с работодателем, формировать у выпускников адаптационные способности к решению практических задач в условиях рынка, готовить учащихся к самостоятельному обучению и поиску новых информации по избранной профессии.

Возрастающие требования к выпускникам в связи с конкуренцией на рынке диктует новые подходы к подготовке специалистов, внедрение инновационных технологий. Образовательный процесс, как совокупность ряда целенаправленных составляющих, должен способствовать повышению уровня образования и воспитания, их свободному развитию. Это ставит перед преподавателем задачу непрерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей, заставляет учиться, преподносить учащимся академические знания в доступной форме, меняться самим  по отношению к делу и передавать  этот импульс развития учащимся. Всему этому способствует одна из личностно-ориентированных технологий – технология модульного обучения.

Модульная система обучения обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, предоставляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения  по программе и саморегуляции  своих учебных достижений. Модульное обучение характеризуется следующими критериями: обучение осуществляется в виде модульных программ, обладающих гибкий структурой; разбивка специальности на модули и элементы, имеющие самостоятельное значение, каждый модуль структурируется на результаты деятельности, ориентирующиеся на формирование практических умений, выполнение, демонстрацию освоенного результата; целенаправленная система самостоятельной работы учащихся, в соответствии с потребностями и возможностями обучаемых; организационное обучение парами, малыми группами и индивидуально, способствует овладению обучаемыми коммуникативными  способностями; максимальная индивидуализация продвижения учащегося в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения технологии проектной деятельности

За последние пять лет разработала и успешно реализовала серию уроков по теме "Применение метода проектов на уроках английского языка"....

Современные технологии обучения: опыт применения, результаты, эффективность.

Опыт применения новой технологии РКМЧП на уроках литературы: находки, пути решения, использование. Опубликована в сборнике КГПУ ....

Опыт применения ИКТ и проектирования на уроках английского языка

Я считаю, что необходимо обязательно ставить перед собой конечные цели урока. В английском языке - это прежде всего речевая активность учащихся, их умение и стремление как можно больше говорить на анг...

Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках гуманитарного цикла

Выступление на методическом объединении, представляет собой обобщение теоретических подходов к понятию "педагогическая технология" и описание используемых в собственной практике технологий....

Опыт применения педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе

Из опыта практического применения педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе, на уроках «Художественная графика костюма», «Моделирование и декорати...

Мой опыт применения конструктивистских образовательных идей на практике

Рассказ о небольшом образовательном эксперименте, проведенном учителем. Две равноценные по способностям группы учеников по-разному подошли к изучению книги. Какая из них покажет лучшие результаты на т...

«Опыт применения технических средств при обучении с применением дистанционных технологий на уроках английского языка»

На уроках английского языка активно используются и успешно применяются два режима обучения, которые являются необходимыми для сохранения, формирования и дальнейшего развития необходимых иноязычных ком...