Главные вкладки

    Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках гуманитарного цикла
    материал на тему

    Попова Александра Валерьевна

    Выступление на методическом объединении, представляет собой обобщение теоретических подходов к понятию "педагогическая технология" и описание используемых в собственной практике технологий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Попова Александра Валерьевна

    Учитель русского языка, литературы и истории

    МБОУ СОШ п. Солидарность

    Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках гуманитарного цикла

    Стремительное развитие общества определяет главную тенденцию современного образования – «в просвещении быть с веком наравне». Образование должно соответствовать мировому уровню общей и профессиональной культуры. В основе этой тенденции лежат четыре принципа:

    - научить познавать;

    - научить делать, работать, приобретать компетентность;

    - научить жить вместе, сосуществовать;

    -  воспитывать личность.

    Изменение вектора развития общества диктует и необходимость модернизации процесса образования, которая невозможна без инноваций. «На современном уровне инновационности» «не столько важно передать обучаемому определенный объем знаний, сколько помочь ему освоить виды деятельности, владея которыми, он сам в любой ситуации сможет получать необходимую информацию»  [Олешков М.Ю. Образовательная технология как педагогический феномен]. Одно из направлений инновационной деятельности – педагогические (образовательные) технологии.

    Под технологией понимается  совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Понятие «педагогическая технология» в дидактике имеет несколько (около 15) толкований. Остановимся на определении В.А. Сластенина и Н.Г. Руденко, которые под педагогической технологией понимают «упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса»  [Олешков М.Ю.] Любая педагогическая технология универсальна, воспроизводима и тиражируема. Остановимся  на классификации современных образовательных технологий. Здесь, также как к содержанию понятия, нет однозначного подхода, но с определенной долей терминологической вариации можно назвать следующие современные педагогические технологии:

    -  МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

    проблемное обучение

    модульное обучение

    разноуровневое обучение

    - ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

     «погружение»  

    цикловая или «конвейерная» система преподавания

    - ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

    групповая работа как технология активного обучения

    игровые технологии  

    - ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    - ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТОВОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

    - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    - СИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО»

    - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

    Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий позволяет учителю:

    •        отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

    •        развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

    •        воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

    Выбор той или иной образовательной технологии зависит от ряда критериев: целесообразность, возможность воспроизведения в конкретном учебном заведении на определенном контингенте обучающихся, учебная нагрузка, результативность и т.д. Возможно также использование не всей технологии в полном объеме, а отдельных элементов, что сокращает временные затраты, позволяет акцентировать внимание на наиболее значимых результатах деятельности и сокращает нагрузку обучающихся.

    Проблемное обучение подразумевает создание в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной (или в содружестве с учителем) деятельности обучающихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемное обучение основывается на трех принципах:

    §   общности целеполагания (цели преподавателя и учащихся);

    §   бинарности (взаимодействие обучающего и обучаемых);

    §   проблемности (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения).

    Доказано влияние проблемного обучения на активизацию мыслительной деятельности школьников, на формирование у них нестандартных подходов к решению проблем и, наконец, на развитие их творческого мышления. Это влияние обеспечивается созданием в образовательном процессе специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций – и их разрешения. В деятельности ученика учебная проблема служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения – способом превращения знаний в убеждения. Если говорить о месте проблемы в структуре учебного занятия, то целесообразно начать урок с ее формулировки, которая может быть как вербальной, так и связанной с символическим изображением. Например, на уроке литературы в 10 классе при рассмотрении романа И.А. Гончарова «Обломов» ряд тем формулируются в форме вопроса: «Андрей Штольц - двойник или антипод Обломова?», «Обломов – герой или антигерой своего времени?» Изначальная двойственность заставляет обучающихся выбрать какую-либо одну точку зрения, что соответственно требует доказательной базы. Таким образом, проблемная ситуация формирует мотивационную сферу личности школьника,  становится стимулирующим звеном, повышает эффективность усвоения учебного материала.

    Интерпретация литературного произведения – процесс творческий, зависящий от личностных качеств интерпретатора,  целей, уровня образованности и общей культуры. Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение, особенной применяемое в системе, позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед обучающимися духовно-нравственные возможности литературы. Так, большим интересом пользуется тема по роману М.Ю. Лермонтова «Григорий Печорин – причина страданий других или жертва?» В классе всегда находится ученик, которому Печорин симпатичен, который находит в нем привлекательные для себя черты, ищет оправдание его не всегда привлекательным поступкам. В качестве предварительного задания по этой теме я предлагаю идею, подсказанную некогда И.Б. Меренковой, - попробуйте в цвете изобразить портрет души Печорина. И ребята всегда с удовольствием берутся за это задание, с интересом объясняют свою трактовку. Необходимо также оговориться, что не все проблемы, выдвигаемые на уроках литературы,  имеет однозначное решение. Авторская трактовка может не совпадать с мнением критиков, позиция учеников с позицией учителя. Поэтому здесь я считаю особенно важно, что проблемная ситуация заставляет ученика выдвинуть свою позицию, научиться ее аргументировано презентовать, что как известно, не только положительно сказывается на процессе формирования личности подростка, но и является одним из элементов подготовки к итоговой аттестации. (слайд – примеры формулировки проблем)

    Почему Иван Грозный является одним из главных героев «Песни про …купца Калашникова?», урок милосердия по стихотворению И.С. Тургенева «Нищий»,  Кто виноват в трагедии Катерины?)

    Групповая работа как технология активного обучения. В числе основных факторов, побуждающих обучающихся к активности, можно назвать:

    1) познавательный и профессиональный интерес;

    2) творческий характер учебно-познавательной деятельности;

    3) состязательность;

    4) игровой характер проведения занятий;

    5) эмоциональное воздействие вышеназванных факторов.

    Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Однако в учебном процессе она отнюдь не сводится к соревнованию за лучшие оценки. Никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими товарищами, каждый стремится показать, что и он «чего-то стоит: он готов поделиться опытом, продемонстрировать свои способности аналитического мышления, знание проблем и т.д. В наибольшей степени она проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Формирование умений и навыков целесообразнее реализовать путем:

    §   анализа и обсуждения конкретных ситуаций;

    §   решения ситуационных задач;

    §   рассмотрения инцидентов (конфликтов, событий);

    §   разбора документации и др.

    Совершенствование навыков и умений более эффективно осуществляется посредством:

    §   разыгрывания ролей (инсценировки);

    §   имитационных игр;

           §   игрового проектирования и других игровых форм занятий.

    Доказано, что работа в условиях кооперации – весьма эффективный режим учебной деятельности. Как показывают многочисленные эксперименты, учение в условиях кооперации демонстрирует и другие важные преимущества по сравнению с обучением в условиях конкуренции.

    1. Повышение уровня осмысления материала.

    2. Рост числа нестандартных решений.

    3. Перенос. Знаменитое высказывание Л. С. Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» – хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников.

    4. Позитивное отношение к изучаемому материалу.

    5. Готовность не отвлекаться от решаемой задачи.

    Одно из главных условий эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп.

    Технологии групповой работы имеют широкий спектр применения, могут сочетаться с другими методами, например, достаточно высокий результат они дают при использовании проектно-исследовательских и игровых технологий. Интеллектуально-творческие игры основаны на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений.

    Наиболее целесообразно использование так называемых игр-путешествий, которые носят характер исторических, краеведческих и литературных экспедиций. Так, методическое пособие Ф.Е. Соловьевой к учебникам литературы Г. Меркина для 5-8 классов предлагает ряд заданий, отражающих разные точки зрения: историка и литературоведа. (на слайде - примеры заданий:

    1. Подготовить сообщение «историка» о времени, нашедшем отражение в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
    2. Подготовить сообщение-путешествие по географическим местам, упоминаемым  в былине.
    3. Подготовить сообщение «фольклориста» об обряде колядования (свадебном обряде).
    4. Подготовить сообщение «историка» о князе Олеге, восстании декабристов, Полтавском сражении и т.п.
    5. Подготовить сообщение «литературоведа» о саге о викинге Орваре Одде, на тему «Пушкин и декабристы»
    6.  Подготовить сообщение «искусствоведа» об оформлении древнерусских книг.)

    Данные задания являются индивидуальными, предлагаются хорошо подготовленным, ответственным ученикам, умеющим работать с информацией. На уроке организуется виртуальная экскурсия,  заочное путешествие, историческая экспедиция. Так, в 6 классе при изучении творчества А.С. Пушкина обучающимся предлагается экскурсия по Царскосельскому лицею, поскольку эта тема проходится в начале курса и школьники еще недостаточно владеют информационно-коммуникационными технологиями, они участвуют в инсценировке вступительного экзамена Пушкина, а презентацию готовит учитель.  Далее я использую подобные формы работы при изучении кратких сведений о Тургеневе, Толстом, Есенине и т.д. Обучающиеся с удовольствием участвуют в реализации подобных заданий, отличительная черта которых – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

    Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др. таким образом, проектно-исследовательская технология в определенных условиях ставится синтезом ряда современных образовательных технологий, что позволяет добиться достаточно высокого результата. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

    Метод проектов получил широкое освещение в педагогической литературе, поэтому я не буду подробно останавливаться на его научных основах. Необходимо отметить однако, что часто он реализуется в конкретных условиях конкретного класса, поэтому воспроизводится не вся структура, а отдельные компоненты, увеличивается доля учительского участия, учитель из координатора часто становится соучастником, представляя результаты и своей исследовательской деятельности. Увлечение проектной работой часто выходит за рамки урока и становится одной из форм внеклассной работы. Так, обучающаяся 9а класса Голубева Маргарита в рамках конкурса «Мой Пушкин» выполнила проект «Дом Пушкина», где рассмотрела историю родового гнезда поэта, архитектуру пушкинских усадеб, интерьер его столичных квартир, отношение поэта к дому и его представления о домашнем очаге. использование проектных технологий тесно связано с ИКТ технологиями. обучающиеся получают возможность формировать метапредметные компетентности.

    Любой проект в продуктивном обучении личностно-ориентирован, в то время как традиционная школа все еще работает на среднего ученика.

    При использовании метода проекта учащиеся приобретают:

    1. Умения, связанные с развитием интереса:

    §   анализировать свои интересы;

    §   определять новые интересы на основе развития прежних;

    §   сопоставлять свои возможности и интересы;

    2. Умение находить практические, интересные виды деятельности:

    3. Умение выбрать практический вид деятельности для себя.

    4. Умение подготовиться к деятельности на практике:

    §   определить и обосновать свою работу на практике в контексте собственных интересов;

    §   чётко определить цели своей деятельности;

    §   определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике.

    5. Умение осуществить деятельность на практике:

    6. Умение оценить результаты практики:

    §   уметь представить результаты практической деятельности;

    §   уметь оценить результаты, исходя из первоначальных целей.

    7. Умение делать выводы из результатов практической деятельности:

    8. Умение установить личностное отношение к практической деятельности.

    Таким образом, учащиеся, выполняя проект, приобретают не только необходимые знания, умения, навыки (в том числе и социальные), но развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни. (Проект «Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства», «Классицизм в русской живописи, архитектуре, музыке», ««Говорящие» фамилии в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»»)

    Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников. Деятельностный подход лежит в основе всех перечисленных образовательных технологий. И каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

    Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова? По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.

    Литература.

    1. Современные образовательные технологии  //http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
    2. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.

    http://www.pedlib.ru/Books/6/0194/6_0194-1.shtml

    1. Любицкая Т.В. Тематический педсовет "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе"

    http://www.pedlib.ru/Books/1/0194/1_0194-21.shtml#book_page_top

    1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    ©Попова А.В.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"

    Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий....

    Использование современных образовательных технологий и методик на уроках английского языка.

    По-прежнему основными из трудностей преподавания являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. ...

    Современные образовательные технологии (кейс - метод) на уроках химии (из опыта проведения мастер - класса)

    Опыт проведения мастер - класса по одной из современных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации учителей химии  Курской области...

    Использование технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла

    Возможность использовать технологию педагогических мастерских на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования....

    Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках русского языка и литературы

    выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы...

    Современные образовательные технологии. Способы применения на уроках истории.

    Современные образовательные технологии. Способы применения на уроках истории....