Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках русского языка и литературы
материал

Морозова Юлия Александровна

выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ» пст. Первомайский

Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках русского языка, литературы и МХК (слайд)

 (слайд)   Профессиональная компетентность педагога  невозможна без использования  современных образовательных технологий.  Поэтому мне, как молодому учителю, необходимо осваивать и использовать их  в своей деятельности. Любая педагогическая технология универсальна и воспроизводима.    Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий позволяет учителю:

 - организовать деятельность учащихся;

- сформировать у учащихся универсальные учебные действия, лежащие в основе ФГОС;

 - отработать глубину и прочность знаний;

 - воспитывать привычки четкого следования требованиям учебных занятий

      (слайд) При проектировании и проведении уроков, направленных на формирование предметных,  метапредметных, личностных  результатов,  использую   групповую, парную, индивидуальную формы работы и различные педагогические технологии.  

        (слайд) Технология критического мышления, которую   использую на уроках,  способствует формированию универсальных умений и навыков, учит самостоятельной работе с информацией, умению осмысливать и оценивать ее достоверность.  Использую различные приемы этой технологии.  Например,  (слайд) на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы «Имя существительное» учащиеся заполняли таблицу «Знаю» - «Хочу узнать» - «Узнал»; (слайд)при изучении темы «Фонетический разбор слова» ребята составили кластер. (слайд)На уроках литературы  в 6 классе при изучении биографии А.С. Пушкина  мною использовался прием «Инсерт».

В последние годы наши школьники занимают низкие позиции по способности к анализу жизненных ситуаций, выявлению и формулированию проблем.  Поэтому  становится актуальным    использование технологии проблемного обучения. (слайд)  Данная технология  подразумевает создание в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организацию активной самостоятельной  деятельности обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Например, на уроке литературы   ряд тем  я формулирую в форме вопроса: «Остап и Андрий – братья или враги?», «Чувство Желткова -  любовь или сумасшествие?», «Герасим – раб или борец против крепостного права?».  Изначальная двойственность заставляет обучающихся выбрать какую-либо одну точку зрения, что соответственно требует конкретного доказательства. Таким образом, проблемная ситуация формирует мотивационную сферу личности школьника,  становится стимулирующим звеном, повышает эффективность усвоения учебного материала.

Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед обучающимися духовно-нравственные возможности литературы, что особенно актуально сегодня. Так, большим интересом пользуется тема по роману А.С. Пушкина  «Дубровский» «Виновен ли Кирилла Петрович Троекуров в смерти Дубровского?» . Класс делится на две группы, и готовится дискуссия. Ребята всегда с удовольствием берутся за это задание, с интересом объясняют свою точку зрения.  Здесь, я считаю, особенно важно, что проблемная ситуация учит ребят работать в группе, презентовать точку зрения команды и развивает коммуникативные компетенции.

(слайд)Широко применяемая в  5-6 классах игровая технология: урок-сказка, урок-путешествие, «Умники и умницы», «Счастливый случай», филологический брейн – ринги- делает процесс интересным и занимательным; развивает любознательность, творческий потенциал ребёнка.   Так, в 6 классе при изучении творчества А.С. Пушкина  был проведён урок - путешествие в страну сказок « У Лукоморья».

  (слайд)      Сегодня невозможно представить современный образовательный процесс без использования информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют эффективному усвоению учебного материала, помогают сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, представляют большие возможности ученику для реализации творческих способностей. В своей практике использую  такие информационные технологии, как создание презентации в программе Power Point, электронные учебники «Энциклопедии русской литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык 5 – 11 класс», «Русский язык. Репетитор», электронные словари и справочники, фонохрестоматии, видеоуроки,  фрагменты музыкальных произведений.  

(слайд)Имеются некоторые наработки  проектно-исследовательской деятельности.   Работая над проектом, вместе с учащимися определяем основные этапы работы, шаги при выполнении проекта.  (слайд) Разработаны и реализованы  такие  проекты,  как «Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин Луг», «Классицизм в русской живописи, архитектуре, музыке», «Своеобразие художественной культуры Древнего Мира»», которые  развивают межпредметные умения школьников.

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.  Деятельностный подход лежит в основе всех перечисленных образовательных технологий. И каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий .  

(слайд)Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова? По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы Некрасова Ю.А. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский - 2013 -

Слайд 2

«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббарт

Слайд 3

Образовательные технологии Проектно-исследовательские методы Игровые технологии Технология проблемного обучения Информационно-коммуникационные технологии Технология критического мышления

Слайд 4

Технология критического мышления принимают взвешенные решения оценивают достоверность умеют осмысливать обучающиеся умеют работать с информацией умеют творчески интерпретировать информацию умеют прогнозировать

Слайд 5

Знаю Хочу узнать Узнал Обозначает предмет Какие существительные называются разносклоняемыми? Разносклоняемые существительные – 10 существительных среднего рода на –мя Отвечает на вопрос Кто? Что? существительное мужского рода ПУТЬ Изменяется по числам, падежам, родам. Как образуются разносклоняемые существительные? К существительные на –МЯ в родительном, дательном и предложном падеже ед.ч. Добавляется суффикс –ен- В предложении бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством. Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

Слайд 6

«Кластер» согласные ударные Звуки речи гласные безударные звонкие глухие мягкие твёрдые парные непарные

Слайд 7

знаю ? хочу узнать ! интересно + понятно - непонятно А.С.Пушкин учился в Лицее Императорский Царскосельский Лицей День лицеистов начинался в 6 часов утра с утренних процедур и молитвы. Пушкин навсегда остался верен лицейской дружбе Фехтование чинопочитание Ссылка Пушкина Пушкин считал Лицей своим домом. В Лицее царил культ дружбы. «Инсерт»

Слайд 8

Структура проблемного урока Столкновение с противоречием. Определение учащимися сути противоречия, уточнение и формулировка проблемы. Выдвижение гипотез. Выделение известного из того, что необходимо выяснить, формулировка целей и задач предстоящей работы, ее планирование, распределение обязанностей. Актуализация и систематизация необходимой информации. Осуществление плана, проверка выдвинутых гипотез. Формулировка результата, оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения. Оценка хода и результатов работы для определения личного вклада каждого в общее дело, для выявления интеллектуальных, личностных и других приобретений учащихся.

Слайд 9

Путешествие в мир сказок

Слайд 10

Информационно-коммуникационные технологии составляют презентации к урокам, используя программу Power Point готовят доклады, сообщения, используя программу MS WORD и ресурсы INTERNET составляют таблицы, кроссворды, используя программу MS EXCEL Презентации к урокам «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя» «Глагол как часть речи» «Музыкальное искусство 19 века » Обучающиеся

Слайд 11

Этапы работы над проектом Этапы Задачи 1. Организационный Определение темы и целей проекта 2. Прогностический Анализ проблемы. Выдвижение и обоснование гипотез. Планирование выполнения проекта. 3.Практический Обсуждение методов проверки принятых гипотез. Определение возможных источников информации, поиск необходимой информации. 4.Обобщающий Обобщение результатов проекта. 5. Презентационный Представление результатов проектирования. Итоговая оценка результатов реализации проектов.

Слайд 12

Метод проектов умеют работать в группах взаимодействовать с другими людьми обобщать результаты владеют способами презентации выбирать методы умеют ставить цели и планировать работу Мини-проекты «Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» «Классицизм в изобразительном искусстве, архитектуре и музыке» «Художественная культура Древнего мира» Обучающиеся

Слайд 13

«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках гуманитарного цикла

Выступление на методическом объединении, представляет собой обобщение теоретических подходов к понятию "педагогическая технология" и описание используемых в собственной практике технологий....

"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.

Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Современные образовательные технологии во внеклассной работе по русскому языку и литературе

Современные образовательные технологии во внеклассной работе по русскому языку - из личного опыта преподавателя русского языка и литературы Кувшиновой А.М....

Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников

Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...