Главные вкладки

    Стратегии смыслового чтения: опыт применения на уроках русского языка и литературы
    статья на тему

    Выступление на педагогических чтениях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_pedagogicheskih_chteniyah.docx35.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогических чтениях

    (слайд 1) Стратегии   смыслового чтения: опыт применения на уроках

    русского языка и литературы

    (Слайд 2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

    (Слайд 3) Поскольку чтение является метапредметным результатом, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:

    (Слайд 4) Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.  

     Для работы с текстом  читатель выбирает свои стратегии. 

    (Слайд 5) Стратегии смыслового чтения - это комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

    (Слайд 6) Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать,  интегрировать и  воспитывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной.

    Стратегии смыслового чтения базируются на приёмах современных образовательных технологий, таких как технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проектной деятельности, модульная технология,  кейс-технология.

    (Слайд 7) Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

    I этап. Работа с текстом до чтения.

     II этап. Работа с текстом во время чтения.

     III этап. Работа с текстом после чтения. 

    (Слайд 8) Предтекстовые  стратегии (приемы) нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным, которые используются мной, относятся стратегии  «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», «Ориентиры предвосхищения», «Лови ошибку».

     Приемы  «Мозговой штурм» и «Ассоциативный куст»  позволяют за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленные задачи. К данным приемам прибегаю для коллективного поиска решения проблемы,  вовлечения в работу как можно большего числа учащихся.  

     (Слайд 9) Например, перед  анализом  стихотворения А.Блока «Незнакомка» одиннадцатиклассникам  было предложено записать свои ассоциации к слову «Незнакомка». Так мы создали «Ассоциативный куст». Ребята назвали такие слова, как встреча, девушка, знакомство, тайна, красивая, загадочная, вуаль, свидание и т.д.

    Затем прочитали текст стихотворения   и посмотрели, адекватна ли информация, данная ими   тому, что мы узнали из текста. Здесь начинается  работа в режиме «Мозгового штурма». В ходе работы    записываю всё, что предлагается детьми. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо  в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Если возникает необходимость прояснить суть какой-либо идеи, можно дать возможность ее автору высказаться после завершения «Мозгового штурма». Роль учителя состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Этот приём    может быть индивидуальным, парным или групповым, всё зависит от типа урока.

    (Слайд 10) На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы « Части речи» использовала   прием  «Ориентиры предвосхищения».

     1.    Учащимся необходимо   прочитать суждения и отметить те, с которыми они согласны (V).

    До чтения текста

    Суждения

    После чтения текста

     

    Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

     

     

            Части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие.        

     

     

            Ученые до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять          

     

     2.    Затем   отметить их ещё раз после прочтения текста параграфа. Если   ответ изменился, объяснить, почему это произошло.

    (Слайд 11) Целью стратегии « Лови ошибку» является  формирование умений  читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников,  на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

      Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

    Далее предлагаю изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

    Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

    Например, учащимся 7 класса при изучении темы «Союз» было предложено задание выявить в тексте допущенные ошибки.

    1.Союз - это самостоятельная часть речи,  которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении. Союзы, состоящие из одного слова, - простые, а состоящие из двух и более слов,- составные. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные, производные и непроизводные.

       (Слайд 12)  К стратегиям текстовой деятельности относятся  приёмы, которые помогают управлять процессом осмысления текста во время чтения. Мною в работе с обучающимися используются следующие:

    1. Стратегия «Чтение в кружок (попеременное чтение)»,  целью которой является проверка понимания читаемого вслух текста. Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.

     2.  Стратегия «Чтение с остановками» применяется при чтении текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения.

        На уроке литературы в 7 классе  при изучении рассказа Платонова «Юшка» говорю учащимся, что мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы, одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

     - Ребята, что такое любовь, милосердие? Можете ли Вы обидеть одноклассника, чужого человека?  Сегодня будем читать рассказ Андрея Платонова «Юшка». Как Вы думаете, кто такой Юшка?

      Далее обучающиеся читают отрывок и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего. Например, имя Ефим почти не звучит, все зовут его Юшкой. Юшка-это прозвище. Когда дают людям прозвища? Что же за прозвище у Ефима? Были ли какие-то основания называть его юродивым? О чем говорят детали портрета? Что такое неостывающие глаза?

     Ребята с удовольствием работают, высказывают свои мнения, учатся мыслить, анализировать, размышлять и синтезировать сказанное.

       Материалом для работы может  служить и лирический текст. Непременное условие для использования данного приёма – найти оптимальный момент в тексте для остановки. При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. В недочитанной части рассказа - неизвестная информация, которая способна серьёзно повлиять на оценку событий. Этот приём требует не только серьёзной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции в результате самостоятельного освоения нового.

     (Слайд 13) Цель стратегии «Дневник двойных записей»: сформировать умение задавать вопросы во   время чтения,   критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

    При изучении рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» предлагаю учащимся разделить тетрадь на две части. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации; в правой – написать        лаконичный      комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

    Моменты, которые меня поразили, удивили

    Комментарий: почему именно этот момент меня удивил?

    Мальчика Витю, героя рассказа, влечет в дом Левонтия, к этому непутевому человеку

    У Левонтия щедрая душа, добр к Вите, совестлив

    Бабушка не пускает внука в дом к Левонтию, туда, где ему хорошо

    Опасается за судьбу внука, дурного влияния. В описании левонтьевского дома много неблагополучия: в семье отсутствует мир

    (Слайд 14) Целью послетекстовых стратегий  является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением,  обсуждением прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом. Из стратегий послетекстовой деятельности ребята с удовольствием работают с приёмами: «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист».

      Цель  стратегии « Тайм-аут»: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

     Например, учащимся 8 класса при изучении темы «Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании» предложено было     прочитать самостоятельно про себя  параграф текста. Дальше ребята работали в парах, затем   задавали друг другу вопросы уточняющего характера, отвечали на них. Если у учащихся не было уверенности в правильности ответа, то  им необходимо было вынести свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

    (Слайд 15) Цель стратегии «Отношения между вопросом и ответом» - обучение пониманию текста.  Провела такую работу по выявлению уровня понимания текста после чтения сказки А.С.Пушкина « О мертвой царевне и семи богатырях». Ученикам 5 класса выдаются листы с заданиями.

    1. Заполните таблицу.

    Фамилия автора

    Название

    Жанр

    Тема

     При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа.

    2. Найдите и подчеркните в тексте предложение, которое подтверждает, что

    1) в этой сказке есть волшебство;

    2) эта сказка бытовая.

    3. Как вы понимаете слова и выражения.

    1) «Сочельник »– 

    2) «Девичник » – _

    3) «Сенная девушка » –

    4. Найдите в тексте слова, которые встречаются в народных сказках. Запишите и подберите синоним. _ ___________   

    5. Восстановите последовательность сказки, расставив номера. 

    6 Какой представляете Царевну?

    7. Какой представляете Царицу? Отметьте ответы и объясните свой выбор.

    □ жестокая  □ добрая   □ молодая

    □   □ властолюбивая

     Ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения, приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста,  - пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения.

    (Слайд 16) Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры.   Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся.

    Возвращаясь к началу своего выступления, где говорилось о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами. 

    ( Слайд 17)

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.

    Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, гру...

    Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

    В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

    Презентация "Метод проблемного диалога и его применение на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС нового поколения"

    Презентация была представлена во время моего вытупления на педагогичческой конференции "Инновационные технологии в образовании"...

    Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

    Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...

    Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках русского языка и литературы

    выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы...

    Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.

    Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...