Рабочая программа по математике 5 класс. (Виленкин Н.Я. Жохов В.И. и др)
рабочая программа по математике (5 класс)

Омарова Гульнара Кавыевна

Материал содержит пояснительную записку, содержание курса, календарно -тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(Математика 5 класс)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Государственной программой по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации (Москва, «Просвещение», 2009 г.), программой планирование учебного материала Математика 5 – 6 классы / авт.-сост. В.И.Жохов (Москва. «Мнемозина», 2010г.) обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы (Москва, «Просвещение», 2009 г., «Мнемозина», 2010г.).

Математика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Целями изучения курса математики является:

  • систематическое развитие понятия числа;
  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
  • переводить практические задачи на язык математики;
  • подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии

Задачи изучения математики:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;
  • преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
  •  формирование у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов  дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на изучение математики по 5 часов в неделю, всего 170 часов в учебном году. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, экспресс-контроля, тестов, графических и математических диктантов, само и взаимоконтроля; итоговая аттестация – контрольная и итоговая тестовая работа.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание учебного материала

Количество часов

Количество контрольных работ

Глава 1

Натуральные числа.

Натуральные числа и шкалы.

15

1

Сложение и вычитание натуральных чисел.

21

2

Умножение и деление натуральных чисел.

27

2

Площади и объёмы.

12

1

Глава 2

 Дробные числа.

Обыкновенные дроби.

23

2

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

13

1

Умножение и деление десятичных дробей.

26

2

Инструменты для вычислений и измерений

17

2

Повторение

16

1

Итого

170

14


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 класс

1. Натуральные числа и шкалы (15ч)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная  цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21ч)

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

3. Умножение и деление натуральных чисел (27ч)

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

4. Площади и объёмы (12ч)

Вычисление по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Основная цель – расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

5. Обыкновенные дроби (23ч)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13ч)

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

7. Умножение и деление десятичных дробей (26ч)

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель – выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

8. Инструменты для вычислений и измерений (17ч)

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграммы. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Основная цель  - сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

9. Повторение, решение задач (16ч)


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

I триместр

5 уроков в неделю, 50 уроков в триместр (25+25)

Номер урока (к-во часов)

Название темы урока

п/п

Сроки

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечания, диагностика

§1. Натуральные числа и шкалы (15 часов)

 Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.

1-3

(3ч)

Обозначение натуральных чисел.

п.1

Иметь представление:

- о натуральных числах;

- десятичной системе счисления

- римской нумерации

- уметь читать и записывать натуральные числа

М.Д. № 1, 2

Тест № 1

4-6

(3ч)

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

п.2

Уметь:

-изображать и обозначать отрезки;

-измерять их длину и строить отрезки заданной длины с помощью линейки;

- уметь изображать и обозначать треугольники и многоугольники;

- вычислять их периметры, зная длины сторон;

- различать точки, принадлежащие данным фигурам, и точки, не принадлежащие им

М.Д. № 3, 4

Тест № 2, 3

7,8

(2ч)

Плоскость. Прямая. Луч.

п.3

Иметь представление о плоскости.

Уметь:

- изображать и обозначать прямую, луч, дополнительные лучи;

- распознавать их по готовому чертежу;

- описывать их взаимное расположение по готовому чертежу

М.Д. № 5

Тест № 4

9-11

(3ч)

Шкалы и координаты

п.4

Иметь представление о шкалах

Уметь:

- изображать координатный луч;

- находить координаты точек, изображенных на луче;

- изображать точки с заданными координатами

М.Д. № 6, 7

Тест № 5

Практическая работа.

12-14

(3ч)

Меньше или больше.

п.5

Уметь:

- сравнивать натуральные числа;

-записывать результат сравнения, используя знаки сравнения

М. Д. № 8

Тест № 6

15

(1ч)

Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы»

Уметь:

- строить отрезки и измерять их длину с помощью линейки;

- строить отрезок заданной длины;

- изображать прямую, луч,  отрезок, учитывая их взаимное расположение;

- изображать точки на числовом луче с заданными координатами;

- уметь сравнивать натуральные числа

§2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час)

Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Задачи – уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

16-20

(5ч)

Анализ контрольной работы. Сложение натуральных чисел и их свойства

п.6

Знать свойства сложения.

Уметь:

- выполнять устно сложение двузначных чисел;

- сложение многозначных чисел

М.Д. № 9, 10

Тест № 7

21-24

(4ч)

Вычитание натуральных чисел

п.7

Знать свойства вычитания.

Уметь:

- выполнять устно вычитание двузначных чисел;

- вычитание многозначных чисел

М.Д. № 11, 12, 13

Тест № 8

С. Р.

25

(1ч)

Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных числе»

Уметь:

- складывать и вычитать многозначные числа в пределах миллиона;

- определять, на сколько одно число  меньше или больше другого;

- находить величину по ее частям;

- применять свойства сложения и вычитания при нахождении значения выражения;

- находить длину стороны треугольника, зная его периметр и длины других сторон

Доклад «Возникновение математики в древности»

26-28

(3ч)

Анализ контрольной работы. Числовые и буквенные выражения

п.8

Иметь представление о числовых и буквенных выражениях.

Уметь:

- составлять буквенные выражения по условиям задач;

- осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки;

- вычислять значения буквенных выражений, зная значение буквы

М.Д. № 14, 15

С. Р.

29-31

(3ч)

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

п.9

Знать буквенную запись свойств сложения и вычитания

Уметь упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания 

М. Д. № 16*

С. Р.

32-35

(4ч)

Уравнение.

п.10

Уметь:

- проверять, является ли данное число корнем уравнения;

- решать уравнения, зная правила нахождения компонентов действий сложения и вычитания

М. Д. № 17, 18*

Тест № 9

С. Р.

36

(1ч)

Контрольная работа №3 «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»

Уметь:

- находить значения выражения, определив порядок действий;

- находить значение буквенного выражения, используя свойства вычитания;

- решать уравнения;

- решить текстовую задачу с помощью уравнения;

- уметь составить буквенное выражение по условию задачи и вычислить его

§3. Умножение и деление натуральных чисел (27 часов)

Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

Задачи – целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

37-41

(5ч)

Анализ контрольной работы. Умножение натуральных чисел и их свойства

п.11

Знать:

- смысл умножения одного числа на другое;

- свойства умножения

Уметь:

- умножать многозначные числа;

- применять свойства умножения при нахождении значения выражения и упрощения буквенных выражений

М. Д. 19, 20, 21

Тест № 10

С. Р.

42-48

(7ч)

Деление.

п.12

Знать:

- смысл действия деления;

- свойства деления.

Уметь:

- делить многозначные числа уголком;

- находить неизвестные компоненты действий деления и умножения

М. Д. № 22, 23

С. Р.

49-50

(2ч)

Деление с остатком

п.13

Знать компоненты действия деления с остатком

Уметь:

- выполнять деление с остатком;

-находить делимое по неполному частному, делителю и остатку

М. Д. № 24*, 25, 26

С. Р.

II триместр

5 уроков в неделю, 55 уроков в триместр (25+30)

Номер урока (к-во часов)

Название темы урока

п/п

Сроки

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечания, диагностика

51

(1ч)

Деление с остатком

(Продолжение)

п.13

Знать компоненты действия деления с остатком

Уметь:

- выполнять деление с остатком;

-находить делимое по неполному частному, делителю и остатку

Тест № 11

52

(1ч)

Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел»

Уметь:

- делить и умножать натуральные числа в пределах класса тысяч;

- решать текстовые задачи, в которых данная величина в несколько раз больше (меньше) искомой;

- применять свойства деления и умножения, связанные с 0 и 1;

-выполнять деление с остатком

53-57

(5ч)

Упрощение выражений

п.14

Знать распределительное свойство умножения

Уметь:

- упрощать выражения, зная распределительное  и сочетательное свойства умножения;

- решать уравнения, предварительно упростив его с помощью свойств  умножения

М. Д. № 27, 28, 29*

С. Р.

58-60

(3ч)

Порядок выполнения действий

п.15

Уметь:

- определять порядок действий в выражении;

- находить значение выражения

М. Д. № 30

Тест № 12

61-62

(2ч)

Степень числа. Квадрат и куб числа.

п.16

Уметь:

- представлять произведение чисел в виде степени и наоборот;

- находить значение квадрата и куба числа

М. Д. № 31

Тест № 13

С. Р.

63

(1ч)

Контрольная работа №5 «Упрощение выражений»

Уметь:

- упрощать выражения, применяя распределительное свойство умножения;

- находить значение выражения, содержащего действия первой и второй ступени;

 - решить задачу с помощью уравнения или методом уравнивания

- находить значение выражения, содержащего квадрат и куб числа;

- решить задачу с помощью уравнения, используя распределительное свойство

§4. Площади и объемы (12  часов)

Цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

64,65

(2ч)

Формулы

п.17

Иметь представление о формулах

Уметь:

- находить значение величины, используя данную формулу;

- составлять формулу по условию задачи;

- выражать из формул одну переменную через остальные 

М. Д. № 32

Тест № 14

66,67

(2ч)

Площадь. Формула площади прямоугольника

п.18

Знать формулы площади прямоугольника и квадрата

Уметь вычислять площади прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника

М. Д. № 33

Тест № 15

68-70

(3ч)

Единицы измерения площадей

п.19

Знать единицы измерения площадей.

Уметь выражать более крупные единицы площади через более мелкие и наоборот

М. Д. № 34, 35

Тест № 16

С. Р.

71

(1ч)

Прямоугольный параллелепипед

п.20

Иметь представление о прямоугольном параллелепипеде

Знать его элементы.

Уметь:

- изображать прямоугольный параллелепипед;

- находить площадь его поверхности

М. Д. № 36

72-74

(3ч)

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

п.21

Знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда

Уметь вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, зная их измерения, и решать обратную задачу

М. Д. № 37, 38, 39

Тест № 17

С. Р.

75

(1ч)

Контрольная работа №6 «Площади и объемы»

Уметь:

- находить значение величины по формуле;

- выражать из формулы одну переменную через остальные;

- вычислять площадь прямоугольника и выражать ее в более крупных единицах;

- находить объем прямоугольного параллелепипеда4

- уметь выполнять действия с десятичными дробями;

- уметь находить объем фигур, представляющих комбинацию прямоугольных параллелепипедов

§5. Обыкновенные дроби (23  часов)

Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.

76,77

(2ч)

Окружность и круг

п.22

Уметь:

- упрощать выражения, применяя распределительное свойство умножения;

- находить значение выражения, содержащего действия первой и второй ступени;

 - решить задачу с помощью уравнения или методом уравнивания

- находить значение выражения, содержащего квадрат и куб числа;

- решить задачу с помощью уравнения, используя распределительное свойство

М. Д. № 40

Тест № 18

78-81

(4ч)

Доли. Обыкновенные дроби

п.23

Уметь:

- упрощать выражения, применяя распределительное свойство умножения;

- находить значение выражения, содержащего действия первой и второй ступени;

 - решить задачу с помощью уравнения или методом уравнивания

- находить значение выражения, содержащего квадрат и куб числа;

- решить задачу с помощью уравнения, используя распределительное свойство

М. Д. № 41, 42, 43

82-84

(3ч)

Сравнение дробей

п.24

Уметь:

- сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями;

- изображать их на числовом луче

М. Д. № 44

Тест № 19

85,86

(2ч)

Правильные и неправильные дроби

п.25

Знать определения правильной и неправильной дробей.

Уметь:

- распознавать правильные и неправильные дроби;

- отмечать их на координатном луче

М. Д. № 45

Тест № 20

87

(1ч)

Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби»

Уметь:

- распознавать правильные и неправильные дроби;

- сравнивать дроби;

- находить дробь от числа;

- находить значение выражения, содержащего скобки и действия двух ступеней;

- находить число по значению его дроби;

- изображать окружность с заданными центром и радиусом 

88-90

(3ч)

Анализ контрольной работы.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

п.26

Знать правила сложения и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Уметь складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

М. Д. № 46, 47

Тест № 21

91-92

(2ч)

Деление и дроби

п.27

Уметь:

- представлять частное в виде дроби и наоборот;

- записывать натуральное число в виде дроби с заданным знаменателем

М. Д. № 48

93-94

(2ч)

Смешанные числа

п.28

Иметь представление о смешанных числах.

Уметь:

- представлять смешанное число в виде суммы целой и дробной частей;

- представлять смешанное число в виде неправильной дроби;

- выделять целую часть из неправильной дроби

М. Д. № 49, 50

Тест № 22

95-97

(3ч)

Сложение и вычитание смешанных чисел

п.29

Знать правила сложения и вычитания смешанных чисел

Уметь складывать и вычитать смешанные числа

М. Д. № 51

Тест № 23

98

(1ч)

Контрольная работа №8 «Сложение  и вычитание смешанных чисел»

Уметь:

- складывать и вычитать обыкновенные дроби и смешанные числа;

- применять сложение и вычитание смешанных чисел при решении текстовых задач;

- находить значение выражения, содержащего смешанные числа;

- применять вычитание дроби из натурального числа в нестандартной ситуации

§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов)

Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

99,100

(2ч)

Десятичная запись дробных чисел.

п.30

Иметь представление о десятичных дробях.

Уметь:

- записывать дроби, знаменатель которых единица с несколькими нулями, в виде десятичных;

- записывать десятичные дроби в виде обыкновенных

М. Д. № 52, 53

101-103

(3ч)

Сравнение десятичных дробей

п.31

Уметь:

 - уравнивать количество знаков в дробной части числа;

- сравнивать десятичные дроби, используя правило сравнения натуральных чисел

М. Д. № 54, 55

Тест № 24

104, 105

(2ч)

Сложение и вычитание десятичных дробей

п.32

Знать правила сложения и вычитания десятичных дробей

Уметь:

- складывать и вычитать десятичные дроби;

- представлять десятичную дробь в виде суммы разрядных слагаемых;

- сравнивать десятичные дроби по разрядам

М. Д. № 56, 57

С. Р.

III триместр

5 уроков в неделю, 65 уроков в триместр (30+35)

Номер урока (к-во часов)

Название темы урока

п/п

Сроки

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечания, диагностика

106-108

(3 ч)

Сложение и вычитание десятичных дробей

п.32

Знать правила сложения и вычитания десятичных дробей

Уметь:

- складывать и вычитать десятичные дроби;

- представлять десятичную дробь в виде суммы разрядных слагаемых;

- сравнивать десятичные дроби по разрядам

М. Д. № 58

Тест № 25

С. Р.

109,110

(2ч)

Приближенные значения чисел. Округление чисел.

п.33

Иметь представление о приближении числа с недостатком и с избытком

Знать правило округления чисел

Уметь:

- округлять десятичные дроби;

- находить приближения чисел с недостатком и с избытком

М. Д. № 59, 60*

С.Р.

111

(1ч)

Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Уметь:

- сравнивать десятичные дроби;

- складывать и вычитать десятичные дроби;

- решать задачи на движение по реке, используя правила сложения и вычитания десятичных дробей;

- округлять десятичные дроби

§7. Умножение и деление десятичных дробей (26 часов)

Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

112-114

(3ч)

Анализ контрольной работы.

Умножение и деление десятичных дробей

п.34

Знать правило умножения десятичных дробей:

- на натуральное число;

- на 10, 100, 1000 и т.д.

Уметь:

- умножать десятичную дробь на натуральное число;

- на 10, 100, 1000 и т.д.

М. Д. № 61

 

115-119

(5ч)

Деление десятичных дробей на натуральные числа

п.35

Знать правило деления десятичных дробей на натуральное число.

Уметь:

- делить десятичную дробь на натуральное число;

- на 10, 100. 1000 и т.д.;

- обращать обыкновенную дробь в десятичную

М. Д. № 62, 63

С. Р.

120

(1ч)

Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»

Уметь:

- умножать и делить десятичную дробь на натуральное число;

- используя правила умножения и деления десятичной дроби на натуральное число, находить значения выражения;

- решать текстовые задачи, уравнения;

- уметь применять правило деления десятичной дроби на натуральное число в нестандартной ситуации

121-125

(5ч)

Умножение десятичных дробей

п.36

Знать правило умножения десятичных дробей.

Уметь:

- умножать числа на 0,1;0,01;0,001 и т.д.

- перемножать две десятичные дроби

М. Д. № 64, 65

С. Р.

126-132

(7ч)

Деление на десятичную дробь

п.37

Знать правило деления на десятичную дробь.

Уметь:

- делить число на десятичную дробь;

- на 0,1;0,01;0,001 и т.д.

М. Д. № 66, 67

Тест № 26  С. Р.

133-136

(4ч)

Среднее арифметическое

п.38

Знать определение:

- среднего арифметического нескольких чисел;

- средней скорости движения

Уметь:

- находить среднее арифметическое нескольких чисел;

- определять среднюю скорость движения

М. Д. № 68*

С. Р.

137

(1ч)

Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей»

Уметь:

- находить произведение и частное десятичных дробей;

- находить значение выражения, содержащее умножение и деление на десятичную дробь;

- находить среднее арифметическое величин в процессе решения текстовой задачи;

- решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях;

- определить, как изменяется число при умножении или делении на десятичную дробь, меньшую единицы

§8. Инструменты для измерений (17 часов)

Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.

138,139

(2ч)

Микрокалькулятор

п.39

Уметь выполнять арифметические действия с помощью микрокалькулятора

С. Р.

140-144

(5ч)

Проценты

п.40

Знать определение процента.

Уметь:

- записывать десятичные дроби в виде процентов и наоборот;

- находить несколько процентов от величины;

-величину по ее проценту

М. Д. № 69, 70 71, 72*

Тест № 27

145

(1ч)

Контрольная работа №12 «Проценты»

Уметь:

- находить несколько процентов от числа;

- представлять десятичную дробь в виде процентов и наоборот;

- находить число по его проценту;

-выражать часть величины в процентах

146-148

(3ч)

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник

п.41

Иметь представление об углах.

Уметь:

- изображать и обозначать углы;

- сравнивать их;

- изображать и распознавать прямые углы с помощью чертежного треугольника

С. Р.

149-151

(3ч)

Измерение углов. Транспортир.

п.42

Знать определения острого и прямого углов.

Иметь представление о биссектрисе угла.

Уметь:

- распознавать острые и тупые углы с помощью чертежного треугольника;

- изображать углы заданной величины с помощью транспортира;

- измерять углы с помощью транспортира

М. Д. № 73

Тест № 28

С. Р.

152,153

(2ч)

Круговые диаграммы

п.43

Иметь представление о круговых диаграммах.

Уметь сроить круговые диаграммы, изображающие распределение отдельных составных частей какой-либо величины

М. Д. № 74

С. Р.

154

(1ч)

Контрольная работа №13 «Измерение углов»

Уметь:

- измерять углы с помощью транспортира;

- строить углы заданной величины;

-решать текстовые задачи на вычисление углов;

-уметь определять градусную меру угла в нестандартной ситуации 

Повторение (16 часов)

155

(1ч)

Повторение. Арифметические действия с натуральными числами

Иметь представление о натуральных числах, об обыкновенных и десятичных дробях.

Знать свойства арифметических действий.

Уметь выполнять арифметические действия с указанными числами

156

(1ч)

Повторение. Упрощение выражений

Уметь составлять буквенные выражения по условию задачи, упрощать и находить их значение.

157

(1ч)

Повторение. Решение задач на встречное движение.

Знать формулы пути.

Уметь решать задачи на встречное движение.

158

(1ч)

Повторение. Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Иметь представление  об обыкновенных дробях.

Уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями

159

(1ч)

Повторение. Уравнения

Знать определении уравнения, корня уравнения.

Уметь решать уравнения, используя компоненты арифметических действий.

Уметь решать задачи с помощью уравнений   

160

(1ч)

Повторение. Сложение и вычитание смешанных чисел

Иметь представление о смешанных числах.

Уметь выполнять арифметические действия со смешанными числами.

161

(1ч)

Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей

Иметь представление о десятичных дробях.

Знать свойства арифметических действий.

Уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями.

М. Д. № 75, 76

162

(1ч)

Повторение. Умножение и деление десятичных дробей

Иметь представление о десятичных дробях.

Знать свойства арифметических действий.

Уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями.

М. Д. № 77

163

(1ч)

Повторение. Проценты. Задачи на проценты.

Знать определения: процента, угла.

Уметь распознавать острые, прямые и тупые углы, строить и измерять их с помощью транспортира

Уметь находить процент от числа и число по его процентам   

М. Д. № 78

164

(1ч)

Контрольная работа № 14 по теме “Итоговая работа за курс 5 класса”

Уметь:

- выполнять арифметические действия с изученными числами при нахождении значений выражений и при решении текстовых задач;

- решать текстовые задачи на нахождение нескольких процентов от числа;

- решать задачи с помощью уравнений;

- строит углы заданной градусной меры, решать текстовые задачи на вычисление части угла

165 (1ч)

Задачи на движение по воде

Уметь решать задачи на движение по воде

С. Р.

166

(1ч)

Задачи на движение в противоположные стороны

Уметь решать задачи на движение в противоположные стороны

167

(1ч)

Решение задач на движение вдогонку

Уметь решать задачи на движение вдогонку

С. Р.

168

(1ч)

Урок-смотр знаний учащихся за весь учебный курс

169-170 (2ч)

Резерв


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения курса математики учащиеся должны

Знать и понимать:

  • как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
  • уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;

Уметь:

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Критерии оценки знаний и умений учащихся

        Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой.
  2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
  3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
  4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
  5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно),             3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
  6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

О ведении и проверке тетради по математике.

1.        Количество тетрадей.

Для выполнения всех видов классных и домашних работ рекомендуется иметь следующее количество тетрадей:

  • 5-6 классы по две тетради;
  • 7-11 классы по одной тетради на каждый предмет,
  • для контрольных работ вводятся специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам на дом только для работы над ошибками.

2.        Оформление записей в тетради:

  • поля шириной 2-2,5см;
  • на полях проставляется дата выполнения записей, можно указать и номер урока;
  • записывается вид работы: домашняя или классная;
  • желательно подчеркиванием или более крупным шрифтом выделить название темы урока;
  • при выполнении отдельных заданий получаемые результаты и выводы тоже выделяются;
  • вся работа, в том числе и отдельные преобразования и вычисления, выполняются в тетради, записи ведутся набело;
  • все записи делаются чернилами или шариковыми ручками синего или фиолетового цвета, чертежи выполняются карандашом, при необходимости можно использовать и цветные карандаши;
  • буквы и цифры нужно писать четко, правильного начертания, среднего размера, каждому знаку действий, а также знакам равенства, неравенства и скобке отводить столько же места, сколько и цифре, числитель и знаменатель дроби пишутся в половинном размере.

3.        Требования к проверке тетрадей.

А) Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие работы, проверяются учителями:

  • в 5 классе и в I полугодии 6 класса в начале изучения новых тем программы ежедневно у всех учащихся, а в остальных случаях выборочно, главным образом у слабоуспевающих учащихся. Во всех случаях каждую тетрадь следует проверять не реже 1 раза в неделю;
  • во II полугодия 6 класса и в 7-11 классах учитель ежедневно проверяет тетради только слабоуспевающих учеников, а у остальных периодически просматривает не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц им проверялись тетради всех учащихся;
  • работа над ошибками, как правило, выполняется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие работы;
  • контрольные работы в 5-9  классах учитель проверяет и возвращает учащимся к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) - через один урок; контрольные работы в 10-11 классах следует проверять не более 5 дней;
  • в проверяемых работах учитель отмечает и исправляет все допущенные учащимися ошибки, руководствуясь следующим:
  • при проверке тетрадей и контрольных работ, учащихся 5-6 классов учитель зачеркивает ошибку и надписывает вверху правильный результат;
  • при проверке тетрадей и контрольных работ, учащихся 7-11 классов учитель только подчеркивает (или отмечает на полях) допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик.

Б) За все проверенные контрольные работы, в том числе и кратковременные, учитель выставляет оценки и заносит их в журнал, кроме того, оцениваются все классные и домашние обучающие работы. Но оценка в журнал выставляется только за наиболее значимые из них (по усмотрению учителя).

4.        Количество контрольных и проверочных работ.

  • Итоговые контрольные работы проводятся

а) после изучения крупных программных тем,

б) в конце ученой четверти или полугодия. Время проведения определяется общешкольным графиком, чтобы избежать перегрузки учащихся.

  • Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, их количество и содержание определяется учителем с учетом особенностей учащихся каждого класса и степени сложности изучаемого материала.

Основным видом классных и домашних работ являются обучающие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 5 класс, Виленкин Н,Я. Жохов, В.И., 6 часов в неделю

Рабочая программа "Математика 5", 6 часов в неделю, всего 204 часа. Рабочая программа содержить контрольные работы....

Рабочая программа по математике (Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. ) в 6 классе

Рабочая  программа составлена на основе примерной учебной программы авторов Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурд «Математика 6 класс», где учитывается соответствие федера...

Рабочая программа 6 класс Виленкин

Рабочая программа по математике к учебнику Виленкина, 6 класс...

Рабочая программа, 5 класс, Виленкин

Пояснительная записка, содержание учебного материала, КИМ, кал. - тем. планирование...

Рабочая программа. 6 класс. Виленкин.

Рабочая программа. 6 класс. Виленкин....

Рабочая программа 6 класс (Виленкин)

В помощь учителям, работающим по этому учебнику...

рабочая программа 5 класс виленкин

рабочая программа 5 класс виленкин...