Рабочая программа 6 класс Виленкин
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему

Маданова Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по математике к учебнику Виленкина, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_dlya_6_g_klassa_6_ch.docx122.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа №47  »

«Утверждено»

Педагогическим советом

протокол  от «27» августа 2013 г.  № 1

Введено приказом от «____» ______ 2013 г. № 352

Директор школы

_____________   Мухамадеев М.Ю.

Рабочая программа

по предмету математика

для 6 Г класса (6 часов в неделю, 210 ч в год)

Составитель: Маданова Татьяна Юрьевна  (учитель математики, 1квалификационная категория)

«Согласовано»

Заместитель  директора  ________Хайруллина Л.Р.    от «___» _______ 2013 г.

                           

«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол от « 15» августа 2013 г. № 1

Руководитель МО    _________      Газетдинова Г.В.

.

                                   

г. Набережные Челны

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

Программа курса математики 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной  Программы общеобразовательных учреждений и образовательной программы МАОУ «Кадетская школа №47» на 2013/2014 учебный год.

Цели обучения

  • систематическое развитие понятия числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами (производить действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями, с положительными и отрицательными  числами, находить модуль любого числа);
  • научиться решать задачи с помощью пропорций,
  • переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
  • определять место точки в системе координат Оху.
  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями, выработать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Задачи курса: продолжить работу над развитием вычислительных навыков; продолжить обучение решению текстовых задач с помощью уравнений. Выработка навыков построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Развивать у учащихся внимание, способность сосредоточиться, настойчивость, точную экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (символические, графические) средства. Формировать навыки умственного труда, планирование своей деятельности, поиск рациональных путей ее выполнения, умение критически оценивать свою деятельность.

Организация учебно-воспитательного процесса. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике.

Определенное внимание уделяется знакомству учащихся в 6 классе с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел (тема «Делимость чисел»). При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило. Одним из важнейших результатов обучения теме «Дроби с разными знаменателями» является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к общему знаменателю. В теме «Отношения и пропорции» необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. Тема «Положительные и отрицательные числа» не только расширяет представления учащихся о числе, но дает новое понятие «модуль числа», которое необходимо для овладения алгоритмом арифметических действий с положительными и отрицательными числами. Учащиеся знакомятся с прямоугольной системой координат в теме «Координаты на плоскости», важной основой изображения перпендикулярных и параллельных прямых.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в течение учебного года через примеры решения простейших  комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения, представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.         

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики  в 6 классе отводится   5 часов в неделю и ещё 1 час добавлен из вариативной части учебного плана с целью  расширения и углубления  содержания математического образования, повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов. В программное содержание включены дополнительные вопросы, способствующие развитию математического кругозора, освоению более продвинутого математического аппарата, математических способностей.

Дополнительные часы используются на решение логических, комбинаторных  и развивающих задач.  Решение развивающих задач способствует развитию познавательного интереса учащихся, формированию интеллектуальных качеств. Логические поисковые и творческие задачи развивают подвижность и гибкость мышления, интуицию, фантазию и воображение. Общее количество часов увеличено до 210 ч, что позволило увеличить количество часов на изучение более трудных тем.

Увеличено количество часов по темам: «Делимость чисел» - 2 ч, «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»- 4 ч;  «Отношение и пропорции»- 3 ч; «Положительные и отрицательные числа» - 3 ч; «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» - 2 ч;  «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» - 3 ч; «Решение уравнений» - 3 ч

По теме «Координаты на плоскости» уменьшилось на 2 часа 

На раздел «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Анализ данных и статистика» всего отводится  10 часов.

Решение логических, развивающих и комбинаторных задач 10 ч.

 Решение развивающих задач способствует развитию познавательного интереса учащихся, формированию интеллектуальных качеств. Логические поисковые и творческие задачи развивают подвижность и гибкость мышления, интуицию, фантазию и воображение.

Преподавание ведется по учебнику по учебнику «Математика 6», авторы. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С.Чесноков,С. И. Шварцбурдг.

   

Стохастическая линия проходит через темы: Комбинаторика. Решение комбинаторных задач. Столбчатые диаграммы. Графики. Сбор и регистрация данных. Формы представления информации. Таблицы и диаграммы. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.  Статистические характеристики. Вычисления на микрокалькуляторе. Задача подсчеты вариантов. Систематический перебор. Кодирование. Алфавитный порядок кодов. Использование таблиц для перебора кодов. Дерево вариантов. Правило произведения. 

В учебном  плане отводится 210 часов для обязательного изучения математике в 6 классе основной школы из расчёта 6 часов в неделю. В ходе прохождения программы учащимися изучается 10 разделов, 15 контрольных и 38 самостоятельных работ в традиционной и тестовой форме.

 Оценка ЗУН учащихся проводится с использованием контрольных работ, тестов, в которых учащиеся должны использовать полученные знания, уметь применить теоретические знания на практике, уметь анализировать, обобщать, выделять главное

Содержание программы учебного курса

  1. Повторение – 3  ч. Делимость чисел - 21 ч

Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Основная цель— завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями..

  1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями -26 ч.

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель— выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.

  1. Умножение и деление обыкновенных дробей -37 ч.

Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби: нахождение части от целого и целого по его части. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Основная цель— выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.

  1. Отношения и пропорции -21 ч.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар. Размеры объектов окружающего мира, длительность процессов в окружающем мире. Представление зависисмости между величинами в виде формул.

Основная цель— сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.

  1. Положительные и отрицательные числа -16 ч.

Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Противоположные числа. Модуль числа и его, геометрический смысл. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Изображение положительных и отрицательных чисел на прямой. Координата точки.

Основная цель— расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.

  1. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел -13 ч.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Основная цель— выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

  1. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел -15 ч.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

Основная цель— выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

  1. Решение уравнений -18 ч.

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

Основная цель— подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

  1. Координаты на плоскости -11 ч.

Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

Основная цель— познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.

  1. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Анализ данных и статистика.  - 9 ч.

Статистические характеристики. Вычисления на микрокалькуляторе. Задача подсчеты вариантов. Систематический перебор. Кодирование. Алфавитный порядок кодов. Использование таблиц для перебора кодов. Дерево вариантов. Правило произведения.

  1. Повторение – 10 ч
  2. Решение логических, развивающих и комбинаторных  задач – 10 ч (часы по теме распределены по всему курсу).

        

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

  • наличие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел; твердых навыков устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение символическим языком алгебры, а также техникой тождественных преобразований простейших буквенных выражений, умение применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
  • овладение приемами решения линейных уравнений; применение полученных умений для решения задач; умение решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;
  • овладение геометрическим языком и умение использовать его для описания предметов окружающего мира, наличие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений и измерений
  • наличие представлений о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах; умение составлять и решать пропорции;
  • наличие представлений о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах; умение применять правило произведения в простейших случаях; наличие представлений о подсчете вероятности

Учащиеся 6 класса должны знать/уметь:

знать: 

  • признаки делимости чисел,
  • правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями,
  • правила умножения и деления обыкновенных дробей,
  • правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби,
  • определение пропорции, прямой и обратно пропорциональной зависимости,
  • правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, умножения и деления положительных и отрицательных чисел,
  • правила решения уравнений, раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых,
  • определение координатной плоскости и прилагающих к ней компонентов.
  • знать понятия случайные, достоверные, невозможные, равновозможные (равновероятные) события; способы решения комбинаторных задач с использованием правила умножения

уметь:

  • по признакам делимости автоматически определять на что делиться число,
  • складывать и вычитать дроби с разными знаменателями,
  • умножать и делить обыкновенные дроби,
  • вычислять неизвестный член пропорции, используя основное свойство пропорции,
  • решать задачи на прямую и обратно пропорциональную зависимость,
  • складывать, вычитать, умножать, делить положительные и отрицательные числа,
  • раскрывать скобки с учётом знака перед ними,
  • решать уравнения, приводить подобные слагаемые,
  • уметь строить координатную плоскость и отмечать на ней точки с координатами, находить (вычислять) координаты точек,
  • уметь работать с графиками.
  • уметь решать различные комбинаторные задачи с использованием правила умножения

Календарно-тематический план

Мадановой Татьяны Юрьевны

                                         учителя математики на 2013/2014 учебный год

             

предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

количество

Автор учебника, год издания

Контрольных  работ

Самостоятельных работ

Тестовых     работ

Математика

6 Г

210

6

15

22

16

Виленкин Н.Я., 2013г

Методическая тема на 2013/2014 учебный год

Городская

Школьная

Учителя

Методическое сопровождение педагога в условиях освоения умений реализации Федеральных  государственных образовательных  стандартов

Повышение качества обученности учащихся через совершенствование форм организации методической  работы и повышения профессионального мастерства учителя

Использование мультимедийных средств на уроках математики для активизации внимания и развития пространственного воображения

Математика 6 класс (6 ч в неделю, всего 210 часов)

№ уроков

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Количество

часов

Календарные

сроки

фактические

сроки

Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы

Знания

Умения

Общие

учебные

умения, навыки и

способы

деятельности

  1. Делимость чисел – 24 ч

Повторение. Действия с десятичными дробями

1

2.09

  • понятие «десятичная дробь», правила арифметических действий с десятичными дробями
  • применять правила арифметических действий при решении задач
  • выслушивать мнение других, не перебивая их; принимать общие решения

Повторение. Уравнения

1

3.09

  • уравнение, корень уравнения
  • применять полученные знания при решении уравнений
  • составлять план последовательности действий

Повторение. Проценты

1

4.09

  • %. как найти % от числа, целое по его %
  • решать задачи на % разного вида
  • различать способ и результат действия

Делители.

1

5.09

  • понятия «делители»
  • определять является ли число делителем данного числа; находить делители чисел
  • устанавливать закономерности

Кратные

1

6.09

  • понятия «кратные»,  понятие «совершенные», «дружественные» числа
  • определять является ли число кратным данного числа; находить «совершенные», «дружественные» числа

планировать и выполнять учебное действие, ясно,  логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 10, на 5

1

7.09

  • делитель; признаки делимости на 10, на 5
  • определять делится ли данное число на 10 , на 5
  • отвечать на вопросы различного характера

Признаки делимости на 2

1

9.09

  • признак делимости на 2
  • использовать признаки делимости на 2, 5, 10 при решении задач
  • осуществлять взаимный контроль

тест

Признаки делимости на 9

1

10.09

  • признак делимости на 9
  • доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков  

Признаки делимости на 3

1

11.09

  • признак делимости на 3 и на 9

применять признаки делимости при решении упражнений

  • классифицировать натуральные числа (четные, нечетные, по остаткам от деления)

Простые числа

1

12.09

  • понятие простого числа

пользоваться таблицей простых чисел, раскладывать число на произведение двух множителей

  • поиск и устранение причин возникших трудностей

Составные числа

1

13.09

  • «простые и составные числа»; понятие «числа близнецы»
  • применять признаки делимости, доказывать, что числа являются составными
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в нестандартной ситуации

с.р.

Алгоритм разложения на простые множители

1

14.09

  • алгоритм разложения числа на простые множители
  • раскладывать числа на простые множители
  • усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера

Административный входной контроль курс математики 5 класса

1

16.09

правила сложения и вычитания обыкновенных и десятичных  дробей; правила умножения и деления десятичных дробей корень уравнения

применять изученные свойства, правила, приемы, способы решения примеров, уравнений, задач  при выполнении заданий различного уровня сложности

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач управлять своим поведением (контроль, самооценка)

тестовая КИМ

Анализ контрольной работы.  Разложение  натурального числа на простые множители

1

17.09

  • алгоритм разложения на простые множители; признаки делимости на 6 и 15
  • определять делители числа а по его разложению на простые множители
  • находить нужные взаимосвязи, выделять условие задачи, соотносить условия задачи с имеющимися знаниями

Простые и составные числа. Разложение на простые множители

1

18

  • алгоритм разложения на простые множители
  • раскладывать числа на простые множители, используя признаки делимости
  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и фронтальной работы

Наибольший общий делитель (НОД).

1

19

  • понятие «наибольший общий делитель»
  • находить НОД методом перебора
  • рассуждать, делать выводы

Алгоритм нахождения НОД.

1

20

  • алгоритм нахождения НОД перебором и разложением на простые множители
  • находить НОД разложением чисел на простые множители
  • точно и грамотно формулировать свои мысли в письменной работе

с.р.

Взаимно простые числа.

1

21

  • понятие взаимно простых чисел
  • определять являются ли числа взаимно простыми
  • ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Нахождение НОД нескольких чисел.

1

23

  • понятие «НОД», алгоритм разложения на простые множители
  • находить НОД нескольких чисел разными способами
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

Наименьшее общее кратное (НОК)

1

24

  • понятие «наименьшее общее кратное»
  • находить наименьшее общее кратное методом перебора
  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно                                        

Алгоритм нахождения НОК

1

25

алгоритм нахождения НОК

  • находить НОК разложением на простые множители

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Нахождение НОК взаимно простых чисел.

1

26

  • взаимно простые числа, алгоритм нахождения НОК
  • находить НОК взаимно простых чисел
  • уметь точно и грамотно выражать свои мысли

с.р.

Нахождение НОД и НОК нескольких чисел

1

27

алгоритм нахождения НОД и НОК с помощью простых множителей

  • находить НОД и НОК разными способами
  • приводить примеры в качестве доказательства приводимых положений

  1. 2

Контрольная работа по теме «Делимость чисел»

1

28.09

  • признаки делимости чисел; алгоритмы нахождения НОД и НОК
  • применять теорию на практике
  • контроль и оценка своих действий

К.р.

Анализ контрольной работы. Задачи на логическое мышление

1

30

знать способы решения задач, приемы решения логических, задач

применять приемы решения задач, уметь решать задачи разными способами

работая по плану, сверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Из истории комбинаторики и ее приложений. Задача Таинственная черепаха.  Комбинаторика в Древней Греции

1

1.10

  • что такое комбинаторика, историю комбинаторики

решать комбинаторные задачи

выделять важную информацию из текста

  1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями- 26 ч

Основное свойство дроби

1

2.10

понятия «числитель»,  «знаменатель»;  основное свойство дроби

читать, записывать дроби; иллюстрировать основное свойство дроби на примерах

грамматически  верно читать записи дробей и выражений, содержащих обыкновенные дроби

Приведение дробей к новому числителю и знаменателю

1

3

алгоритм приведения дробей к новому числителю; знаменателю

приводить дроби к общему знаменателю и общему числителю

составлять план решения;  определять наиболее рациональную последовательность действий

Решение задач с использованием основного свойства дроби

1

4

основное свойство дроби; алгоритм приведения дробей к новому числителю; знаменателю

применять основное свойство дроби в упрощении выражений, решении уравнений и изображении дробного; записывать с помощью букв основное свойство дроби

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном коррекции

Сокращение дробей

1

5

основное свойство дроби, признаки делимости;  понятие «несократимая дробь»

сокращать дроби, применяя основное свойство дроби и признаки делимости

слушать других, принимать точку зрения партнера

Сокращение дробей с использованием разложения на множители

1

7

основное свойство дроби;

распределительный закон умножения; признаки делимости

сокращать дроби; применять признаки делимости; применять распределительный закон

выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий

Представление десятичной дроби в виде несократимой

1

8

понятие «несократимая дробь», признаки делимости; десятичная дробь

представлять десятичную дробь в виде несократимой обыкновенной дроби

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

управлять своим поведением (контроль, самооценка)

С.р

Приведение дробей к общему знаменателю

1

9

алгоритм приведения дробей к общему  знаменателю

приводить дроби к новому знаменателю

работать с текстом учебника

Приведение нескольких дробей к новому знаменателю

1

10

алгоритм приведения дробей к общему  знаменателю

приводить дроби к общему знаменателю

построение логической цепи рассуждений

Алгоритм  приведения дробей к наименьшему общему знаменателю

1

11

алгоритм приведения дробей к НОЗ; НОК

применять алгоритм при нахождении НОЗ

находить нужные взаимосвязи

Приведение нескольких дробей к наименьшему общему знаменателю

1

12

алгоритм приведения дробей к НОЗ; НОК

приводить две, три дроби к НОЗ; НОЧ

самостоятельно оценивать правильность действий и вносить необходимые коррективы в исполнение действий

тест

Сравнение дробей с разными знаменателями

1

14

правило сравнения дробей с разными знаменателями; числителями

сравнивать дроби с одинаковым знаменателем или числителем

 выделять условия задачи, соотносить условия задачи с имеющимися знаниями

Арифметические действия с обыкновенными дробями. Сложение дробей с разными знаменателями

1

15

правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями; правила сложения дробей с разными знаменателями

применять правило сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно

Вычитание дробей с разными знаменателями

1

16

 правила вычитания дробей с одинаковым знаменателем; с разными знаменателями

применять правило вычитания дробей с одинаковыми и  разными  знаменателями

усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

17

правила сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями

складывать и вычитать дроби с разными знаменателями

точно и грамотно формулировать свои мысли в письменной работе

с.р.

Сложение и вычитание десятичных и обыкновенных дробей

1

18

правило сложения обыкновенных и десятичных дробей

применять правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

 выбирать рациональные пути решения текстовых задач

Решение уравнений на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

19

правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; алгоритм решения уравнений

применять правила при решении уравнений

умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).

Обобщение по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

1

21

правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

применять изученные правила, свойства при решении примеров, уравнений, задач

творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» и контрольная работа за 1 четверть

1

22.10

правила сложения, вычитания дробей с разными знаменателями, правило сокращения дробей

применять на практике теоретические сведения

контроль и оценка своих действий

К.р  (тест)

Анализ контрольной работы. Сложение смешанных чисел

1

23

что такое смешанное число

представлять сумму целого и дроби в виде смешанного числа и наоборот

составлять план решения

Правило сложения смешанных чисел

1

24

правило сложения смешанных чисел

упрощать выражения; складывать натуральные числа и смешанные числа

грамматически  верно читать записи выражений, содержащих смешанные числа

Правило вычитания смешанных чисел

1

25

правило сложения смешанных чисел

читать, записывать смешанные числа, вычитать из смешанного числа натуральное

творчески решать практические задачи

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

26

правило сложения  и вычитания смешанных чисел

складывать смешанные числа, вычитать из целого числа смешанное и наоборот

исследование несложных реальных связей и зависимостей

Решение уравнений по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1

28

правило сложения и вычитания смешанных чисел; компоненты уравнения

вычитать смешанное число из целого и наоборот, складывать смешанные числа

самостоятельное выполнение различных творческих работ

тест

Решение задач по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1

29

правило сложения и вычитания смешанных чисел; алгоритм решения задач

применять свойства сложения и вычитания смешанных чисел

определять наиболее рациональную последовательность действий

Обобщение по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1

30

правила сложения и вычитания смешанных чисел, сокращение дробей

читать, записывать смешанные числа, складывать, вычитать, сравнивать смешанные числа

участие в проектной деятельности

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1

31.10

теорию по данной теме

применять на практике теоретические сведения

контроль и оценка своих действий

К. р.

Анализ контрольной работы.  Комбинаторика. Магические квадраты. Решение задач на комбинаторику «8 королев», «Игра в 15»

1

1.11

знать способы решения задач, приемы решения комбинаторных задач;  понятие «магический квадрат»

применять приемы решения задач, уметь решать задачи разными способами; решать магические квадрат

работая по плану, сверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

  1. Умножение и деление обыкновенных дробей – 37 ч

Умножение дроби на натуральное число

1

2

правило умножения дроби на натуральное число

применять правило умножения дроби на натуральное число при решении задач

отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности

Умножение дробей

1

4.11

правило умножения дробей

делить дроби; дробь и натуральное число; смешанные числа

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Умножение смешанного числа на натуральное число

1

11.11

правило умножения смешанного числа на натуральное

умножать разными способами натуральное число на смешанное

комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Умножение смешанных чисел

1

12

правило умножения смешанных чисел

применять правило умножения смешанных чисел при вычислениях

самостоятельно приводить примеры, иллюстрирующие правило

Умножение обыкновенных и десятичных дробей

1

13

обыкновенная дробь, десятичная дробь, правила умножения дробей

применять правила умножения при решении примеров, уравнений, задач

оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния

Решение задач на умножение дробей

1

14

правила умножения дробей

решать текстовые задачи с применением правил умножения дробей

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условия

тест

Нахождение дроби от числа

1

15

основные типы задач на дроби; правило нахождения дроби от числа

находить дробь от числа

проводить несложные исследования, опираясь на числовые эксперименты

Задачи на нахождение дроби от числа

1

16

основные типы задач на дроби; правило нахождения дроби от числа

решать уравнения и задачи на нахождение дроби от числа

находить рациональные приемы вычислений

Нахождение процентов от числа

1

18

что такое %;  правило нахождения процентов от числа

проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел опираясь на числовые эксперименты

исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

Решение задач на нахождение процентов от числа

1

19

что такое %;  правило нахождения процентов от числа

находить % от числа, составлять схемы, уравнения по условию задачи

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Применение распределительного свойства умножения

1

20

распределительное свойство умножения

применять распределительное свойство при решении задач

поиск и устранение причин возникших трудностей.

с.р.

Решение уравнений на применение распределительного свойства умножения.

1

21

уравнение, корень уравнения;  распределительное свойство умножения

применять распределительное свойство при решении уравнений

 владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Решение текстовых задач арифметическим способом.

1

22

способы решения задач

составлять таблицы, схемы, применять правила умножения, нахождения % от числа, дроби от числа при решении задач

анализировать и осмысливать текс задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию

Решение текстовых задач с помощью уравнений

1

23

способы решения задач с помощью уравнений

составлять уравнение по условию задачи;

моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условия

Обобщение по теме «Умножение дробей»

1

25

правила умножения дробей; правило нахождения % от числа, дроби от числа

применять правила при решении уравнений, задач

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Контрольная работа по теме «Умножение дробей»

1

26.11

теорию по теме

обобщить знания и умения по данной теме

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий

К.р.

Анализ контрольной работы. Взаимно обратные числа.

1

27

определение взаимно обратных чисел

правильно находить взаимно обратные числа

проводить несложные исследования

Нахождение числа, обратного данному

1

28

какое число является обратным самому себе, взаимно обратные числа

находить числа, обратные дроби, смешанному числу, натуральному числу

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Решение уравнений по теме «Взаимно обратные числа»

1

29

понятие взаимно обратных чисел; корень уравнения

научиться правильно применять взаимно обратные числа при решении уравнений

анализировать, извлекать из текста нужную информацию для составления математической модели

Деление дробей

1

30.11

компоненты деления, что значит разделить одно число на другое;  правило деления  дробей

называть компоненты деления; делить дробь на дробь

владение монологической и диалогической речью.

Деление дроби на натуральное число.

1

2.12

правило деления дроби на натуральное число;

делить дробь на натуральное число

отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности

с.р.

Деление натурального числа на дробь

1

3

правило деления натурального числа на дробь,

применять правило деления натурального числа на дробь  при решении задач

умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).

Деление смешанных чисел

1

4

правило деления  дробей и смешанных чисел

составить алгоритм деления смешанных чисел, делить смешанные числа

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Решение уравнений  по теме «Деление дробей»

1

5

алгоритм решения уравнений

применять деление дробей при решении уравнений

отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности

Решение задач по теме «Деление дробей»

1

6

алгоритм решения задач на применение деления дробей

решать комбинированные задачи на дроби, применяя ранее изученные способы решения задач

развивать умения обмениваться знаниями с одноклассниками для принятия эффективных совместных решений

Нахождение числа по его дроби

1

7

как найти целое по его дроби

применять правила при решении практических задач

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

тест

Правило нахождения числа по его дроби

1

9

правило  нахождения целого по его дроби

находить число по его дроби

различать способ действия и результат

Нахождение числа по его процентам

1

10

иметь представление о решении задач на части; %

применять теоретические сведения на практике; находить число по заданному значению его %

проводить работу исследовательского характера

Решение задач на нахождение числа по его дроби

1

11

алгоритм решения задач на дроби

решать задачи по схеме с использованием уравнений; решать текстовые задачи арифметическими способами

высказывать суждения и подтверждать их фактами

Решение задач на нахождение числа по его процентам

1

12

законы математики (сочетательный, переместительный, распределительный)

применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений

самостоятельно организовывать учебную деятельность

Решение задач по теме «Нахождение числа по его дроби и процентам»

1

13

основные типы задач на дроби и %

применять правила деления при решении задач на дроби и %

использовать приемы решения трех основных задач на дроби

с.р.

Дробные выражения

1

14

понятие дробного выражения

находить значение дробного выражения

грамматически  верно читать записи выражений, содержащих дроби

Запись частного в виде дробного выражения

1

16

числитель, знаменатель дробного выражения; свойства дробей

представлять частное в виде дроби и наоборот

самостоятельно приводить примеры, иллюстрирующие правило

Нахождение значения дробного выражения

1

17

алгоритм решения примеров с переходом к натуральным числам;  алгоритм решения «многоэтажных дробей»

решать сложные «многоэтажные»  примеры

оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния

Нахождение значения дробного выражения с помощью микрокалькулятора

1

18

как пользоваться микрокалькулятором

выполнять действия с помощью микрокалькулятора

использование для решения познавательных и коммуникативных задач компьютера, калькулятора

тест

Обобщающий урок по теме «Умножение и деление дробей» 

1

19

алгоритм решения задач табличным способом, с помощью рассуждений

применять правила умножения и деления дробей при решении задач; упрощении выражений

поиск и устранение причин возникших трудностей.

Контрольная работа по теме «Деление дробей» и контрольная работа за 2 четверть

1

20.12

теорию по теме

систематизировать знания и умения по данной теме

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условия

тестовая КИМ

Анализ контрольной работы. Решение олимпиадных задач школьного и  муниципального уровня  

1

21

методы решения сложных (олимпиадных) задач

проводить несложные исследования, опираясь на числовые эксперименты

комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Графическое решение комбинаторных задач

1

23

суть графического способа

решать  комбинаторные задачи графическим способом

поиск и устранение причин возникших трудностей.

  1. Отношения и пропорции – 21 ч

25

Отношения. Выражение отношения в процентах

1

24

определение понятий «отношение»,  что такое процентное отношение

составлять отношения; находить процентное отношение величин

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач

Нахождение части одного числа от другого

1

25

определение понятий «отношение»,  что такое процентное отношение

находить часть одного числа от другого

различать способ действия и результат

Решение задач по теме «Отношения»

1

26

определение понятий «отношение»,  что такое процентное отношение

применять теоретические знания при решении задач по теме «Отношения»

проводить работу исследовательского характера пользоваться ранее полученными знаниями в новой ситуации, умение сравнивать

Пропорции.  Чтение, запись пропорций

1

27

определение понятия «пропорция»

определять пропорции; научиться  правильно читать и записывать пропорции

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы

Крайние и средние члены пропорции. Составление пропорций

1

28

«крайние, средние члены пропорции»

читать, записывать и составлять  пропорции

владеть навыками контроля и самоконтроля

с.р.

Основное свойство пропорции

1

30.12

формулировку основного свойства пропорций

 уметь проверять истинность пропорций, используя основное свойство

делать обобщения и выводы

Решение задач на применение основного свойства пропорции.

1

13.01

формулировку основного свойства пропорций

применять основное свойство пропорции при решении задач

формулировать и записывать в символической форме и обосновывать свойства пропорций

Решение уравнений на пропорции

1

14

«крайние, средние члены пропорции»;  формулировку основного свойства пропорций

решать  уравнения, применяя основное свойство пропорции

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Прямо пропорциональные величины

1

15

определение прямой пропорциональности

строить график ПП

осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату

Обратно  пропорциональные величины

1

16

определение обратной пропорциональности

решать задачи на ОП,

формулировать и записывать в символической форме и обосновывать свойства пропорций

с.р

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

1

17

определение прямой и обратной пропорциональности график ОП и ПП

различать прямую и обратную пропорциональности; решать задачи на ПП и ОП

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Обобщение по теме «Отношения и пропорции»

1

18

алгоритм решения задач методом пропорций

решать задачи на проценты методом пропорций

выполнять пропорциональное деление

находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи

Контрольная работа по теме «Отношения и пропорции»

1

20.01

теорию по теме

обобщить знания и умения по данной теме

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий

К.р.

Анализ контрольной работы. Масштаб

1

21

что такое масштаб

находить масштаб, выполнять построение плана местности с помощью заданного масштаба

различать способ действия и результат

Решение задач на нахождение расстояния по расстоянию на карте и масштабу

1

22

понятие масштаба, формулу нахождения расстояния на местности по известному масштабу

находить расстояние на местности по заданному масштабу и длине на карте

делать обобщения и выводы

Решение задач на нахождение длины отрезка на карте

1

23

понятие масштаба, формулу нахождения длины отрезка по известному масштабу

находить длину отрезка на карте по заданному масштабу и расстоянию на местности

владеть навыками контроля и самоконтроля

с.р.

Длина окружности. Число 

1

24

понятие длины окружности; число ; радиус окружности

находить длину окружности, радиус окружности

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Площадь круга

1

25

круг, радиус круга, площадь круга

находить площадь круга, радиус круга

осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату

с.р.

Шар. Сфера. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире

1

27

понятия: шар, сфера

находить на чертежах шар, объяснять, что такое сфера, судить о размерах объектов длительности процессов

формулировать и записывать в символической форме и обосновывать свойства пропорций

Обобщение по теме «Масштаб. Длина окружности. Площадь круга».  Наглядные представления о пространственных телах: конусе, цилиндре. Примеры разверток

1

28

основные понятия: масштаб, длина окружности, площадь круга

находить масштаб, длину окружности, площадь круга; уметь определять на чертежах и по развертке конус, цилиндр,

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Контрольная работа по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга»

1

29.12

теорию по теме

систематизировать знания и умения по данной теме

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условия

К. р.

Анализ контрольной работы.  Решение комбинаторной задачи «Разбиение чисел».  Комбинаторика раскладок и разбиений. Шары и лузы

1

30

способы решения задач

решать комбинаторные задачи

строить рассуждения в форме простых суждений

  1. Положительные и отрицательные числа – 16 ч

1.02

Координатная прямая

1

31.01

  • понятие «координатная прямая»

находить координаты чисел

самостоятельно приводить примеры, иллюстрирующие правило

Изображение чисел точками на координатной прямой

1

1.02

  • понятие «координатная прямая»

по координатам строить точки

планировать свою учебную деятельность

Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Противоположные числа.  

1

3

  • что такое целые числа; противоположные числа
  • различать положительные и отрицательные числа; находить противоположные числа

самостоятельно оценивать свою учебную деятельность

Нахождение чисел, противоположных данным

1

4

  • что такое целые числа, противоположные числа

приводить примеры чисел; находить числа, противоположные данным

применять различные алгоритмы к решению задач

Решение уравнений по теме «Противоположные чиcла»

1

5

понятие «противоположные числа»

решать простейшие уравнения по теме

устанавливать закономерности; рассуждать, делать выводы

с.р.

Модуль (абсолютная величина)  числа.

1

6

  • что такое модуль числа

находить противоположные числа, модуль противоположных чисел

уметь выслушивать мнения других

Геометрический смысл модуля числа.

1

7

  • в чем заключается геометрический смысл модуля числа

вычислять модуль числа, используя геометрический смысл модуля числа

  • уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Нахождение модуля числа

1

8

что такое модуль числа, геометрический смысл модуля числа

находить противоположные числа, модуль противоположных чисел в примерах на вычисление

уметь выслушивать мнения других, выражать свои мысли в соответствии с задачами

Противоположные числа и модуль

1

10

как изображаются противоположные числа на координатной прямой

решать простейшие уравнения с модулем

устанавливать закономерности; рассуждать, делать выводы

с.р

Правила сравнения чисел

1

11

правило сравнения чисел

уметь сравнивать целые числа по правилу

применять различные алгоритмы к решению задач

Сравнение чисел с помощью координатной прямой

1

12

правило сравнения целых чисел

сравнивать числа разными способами

комбинирование известных алгоритмов деятельности в нестандартной ситуации

Сравнение положительных и отрицательных чисел

1

13

правило сравнения положительных и отрицательных чисел

сравнивать числа с одинаковым знаком, с разными знаками

устанавливать закономерности; рассуждать, делать выводы

тест

 Изменение величин

1

14

смысл положительного и отрицательного изменения величин

показывать на координатной прямой перемещение точки

ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Решение задач по теме «Изменение величин»

1

15

смысл положительного и отрицательного изменения величин

применять изученную теорию при решении задач

планировать свою учебную деятельность

Обобщение по теме «Положительные и отрицательные числа

1

17

противоположные числа, ,  модуль, сравнение чисел

применять определения, правила при решении задач

работать с учебником и справочными материалами

Контрольная работа по теме «Положительные и отрицательные числа»

1

18.02

теорию по теме

применять теорию на практике

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условия

К.р.

  1.  Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел – 13 ч

20

Анализ контрольной работы. Сложение чисел с помощью координатной прямой

1

19

  • понимать «что значит прибавить к числу а число b, как изменится число а, если b > 0, b<0

складывать числа с помощью координатной прямой

классифицировать  числа (натуральные, дробные, целые, рациональные)

Нахождение суммы чисел с помощью координатной прямой

1

20

что можно сказать о сумме противоположных чисел; как записать это с помощью букв

строить на координатной прямой сумму дробных чисел

комбинирование известных алгоритмов деятельности в нестандартной ситуации

Правило сложения отрицательных чисел

1

21

  • правила сложения отрицательных чисел

складывать отрицательные числа

  • критически оценивать полученный результат

с.р.

Правило сложения чисел с разными знаками

1

22

  • свойства сложения чисел

применять свойства при решении примеров

  • грамматически верно читать записи выражений, содержащих рациональные числа

Сложение чисел с разными знаками.  Алгебраическая сумма.

1

24

  • правила сложения чисел с разными знаками; что такое алгебраическая сумма

складывать числа с разными знаками; находить алгебраическую сумму

  • проводить несложные исследования, связанные со свойствами рациональных  чисел, опираясь на числовые эксперименты

Нахождение суммы чисел с помощью микрокалькулятора

1

25

как пользоваться микрокалькулятором

вычислять при помощи микрокалькулятора примеры, содержащие рациональные числа

комбинирование известных алгоритмов деятельности в нестандартной ситуации

Правило вычитания чисел с разными знаками

1

26

  • правило вычитания чисел с разными знаками

применять свойства сложения, вычитания при решении задач

  • выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений

Вычитание чисел.

1

27

как вычитать положительные и отрицательные числа

выполнять вычитание чисел с разными знаками, решать уравнения

приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы

тест

Нахождение расстояния между точками. Формула расстояния между точками на координатной прямой

1

28.02

правило вычитания отрицательных чисел, формулу расстояния между точками

находить расстояние между точками по координатной прямой и по формуле

  • уметь точно и грамотно формулировать свои мысли

Решение уравнений на вычитание

1

1.03

алгоритм решения уравнений

решать  уравнения на вычитание с положительными и отрицательными числами числами

  • проводить работу исследовательского характера пользоваться ранее полученными знаниями в новой ситуации

Решение задач и уравнений по теме «Сложение чисел с разными знаками»

1

3

  • свойства вычитания положительных и отрицательных чисел

применять свойства при решении уравнений и задач

  • осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

с.р.

Обобщение по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

1

4

правила сложения и вычитания чисел

складывать и вычитать числа с разными знаками, с одинаковыми знаками

поиск и устранение причин возникших трудностей

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» и контрольная работа за 3 четверть

1

5.03

теорию по теме

применять теорию на практике

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условия

тестовая

КИМ

  1. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел – 15 ч

7

Анализ контрольной работы. Умножение чисел с одинаковым знаком.

1

6

правила умножения чисел с одинаковыми знаками

выполнять умножение чисел

владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

Правило умножения чисел с разными знаками

1

7

правило умножения чисел с разными знаками

выполнять умножение чисел с разными знаками, решать уравнения

предвидеть возможные последствия своих действий

Умножение положительных и отрицательных чисел

1

8

свойства умножения чисел

применять свойства умножения при решении уравнений

уметь устанавливать причинно-следственные связи

Деление отрицательных чисел

1

10

алгоритм деления отрицательных чисел

применять правила деления отрицательных чисел

 самостоятельно организовывать учебную деятельность

тест

Деление чисел с разными знаками

1

11

правила деления чисел с разными знаками

применять правила деления при решении задач, уравнений

участвовать в диалоге

Решение уравнений на деление

1

12

правила деления чисел

применять правила деления при нахождении неизвестного компонента уравнения

умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Решение задач по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

1

13

правила умножения и деления  положительных и отрицательных чисел

применять правила при решении задач и уравнений

отвечать на вопросы различного характера

с.р.

Целые и рациональные числа

1

14

понятие «целое и рациональное число»

определять к какому множеству относятся числа

владение монологической и диалогической речью

Периодические дроби

1

15

дробь, период, периодическая дробь

определять является ли дробь периодической

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Представление обыкновенной дроби в виде десятичной

1

17

обыкновенные и десятичные дроби

переводить обыкновенную дробь в десятичную, в периодическую, находить период

умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Свойства действий с рациональными числами

1

18

свойства рациональных чисел

применять свойства при решении задач

создание письменных высказываний, адекватно передающих прочитанную информацию

тест

Применение переместительного  и  сочетательного свойства при сложении рациональных чисел

1

19

свойства рациональных чисел (переместительное и сочетательное)

применять переместительное и сочетательное свойство при решении задач

умение сравнивать, анализировать, обобщать;  устанавливать закономерности

Применение распределительного свойства умножения рациональных чисел

1

20

распределительное свойство умножения рациональных чисел

применять свойства при решении задач

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками

Обобщение по теме « Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

1

21

правила умножения и деления рациональных чисел

выполнять арифметические действия с рациональными числами

творческое решение учебных и практических задач

Контрольная работа  по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

1

22.03

теорию по теме

применять теорию на практике

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условия

К.р.

  1. Решение уравнений - 18 ч

1.04

Анализ контрольной работы.  Раскрытие скобок

1

24.03

что значит раскрыть скобки

раскрывать скобки, перед которыми стоит знак «+»

  • работать с учебной и справочной литературой

Правило раскрытия скобок

1

1.04

  • правило раскрытия скобок

применять правило при решении примеров

  • самостоятельно приводить примеры, иллюстрирующие правило

Применение свойств сложения при раскрытии скобок

1

2

свойства сложения, правила раскрытия скобок

раскрывать скобки, учитывая свойства сложения

планировать свою учебную деятельность

с.р.

Решение уравнений по теме «Раскрытие скобок»

1

3

уравнение, корень уравнения, правила раскрытия скобок

решать уравнения, применяя правила раскрытия скобок

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности

Коэффициент

1

4

определение  понятия коэффициент

находить коэффициент в выражениях

формировать умения выделять закономерность

Подобные слагаемые

1

5

понятия коэффициент, подобные слагаемые, уравнение

приводить подобные слагаемые

формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе алгоритма решения задачи

Приведение подобных слагаемых

1

7

подобные слагаемые, уравнение

приводить подобные слагаемые в уравнениях

самостоятельно оценивать свою учебную деятельность

тест

Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых

1

8

  • подобные слагаемые, раскрытие скобок

упрощать выражения, содержащие подобные слагаемые

формировать навыки учебного сотрудничества

Применение распределительного свойства умножения при решении уравнений

1

9

распределительное свойство умножения

применять распределительное свойство умножения при решении уравнений

умение различать факт, мнение, доказательство

Решение уравнений

1

10

что такое уравнение, корень уравнения

  • находить компоненты сложных уравнений
  • применять различные алгоритмы к решению уравнений

Решение уравнений переносом слагаемых из одной части в другую

1

11

  • что значит решить уравнение
  • решать простейшие уравнения
  • устанавливать закономерности; рассуждать, делать выводы

С.р

Решение уравнений умножением обеих частей на одно и то же число

1

12

алгоритм решения уравнений приведением к целым числам

решать уравнения с помощью умножения обеих частей на натуральное число

оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности

Решение уравнений с помощью основного свойства пропорции

1

14

  • уравнение, модель задачи, пропорция, основное свойство пропорции (ОСП)

составлять план решения, решать уравнения, используя ОСП

уметь выделять важную  информацию из текста задачи

Решение линейных уравнений

1

15

  • линейные уравнения, корень уравнения

решать линейные уравнения, находить корни уравнения или доказывать, что их нет

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в нестандартной ситуации

тест

Решение задач методом равносильных преобразований.

1

16

  • равносильные преобразования
  • решать задачи методом преобразования выражений
  • поиск и устранение причин возникших трудностей

Решение текстовых задач с помощью уравнений

1

17

  • способы решения текстовых задач
  • решать текстовые задачи разными способами
  • проводить несложные исследования, связанные со свойствами рациональных  чисел, опираясь на числовые эксперименты

Обобщение по теме «Решение уравнений»

1

18

уравнение, корень уравнения, способы решения уравнений

применять различные способы решения уравнений

комбинирование известных алгоритмов деятельности в нестандартной ситуации

Контрольная работа по теме  «Решение уравнений»

1

19.04

теорию по теме

применять теорию на практике

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условия

К.р.

  1. Координаты на плоскости – 11 ч. 

Анализ контрольной работы. Перпендикулярные прямые

1

21

определение перпендикулярных прямых

научиться распознавать перпендикулярные прямые на чертеже

воспринимать учебную информацию на слух

Построение перпендикулярных прямых

1

22

определение перпендикулярных прямых; схема построения перпендикулярных прямых

строить перпендикулярные прямые с помощью угольника

исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике

Параллельные прямые

1

23

определение параллельных прямых

научиться распознавать параллельные прямые на чертежах

умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Построение параллельных прямых

1

24

определение перпендикулярных и параллельных прямых

строить параллельные и перпендикулярные прямые

отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности

с.р.

Координатная плоскость

1

25

определение понятий координатная плоскость и функциональная зависимость величин

чертить координатную плоскость, строить точки по их координатам

критически оценивать полученный результат

Изображение точек на координатной плоскости

1

26

координаты точки, абсцисса, ордината, координатная плоскость

уметь определять координаты точки фигуры на координатной плоскости; выполнять построение различных фигур на координатной плоскости

выполнять задание по плану, по заданным критериям

Столбчатые диаграммы.  Представление данных в виде круговых и столбчатых  диаграмм

1

28

понятие «диаграмма», «столбчатые диаграммы», данные, информация

наглядно представлять текстовую информацию в графическом виде, в виде диаграмм

выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема)  в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Графики

1

29

что такое график функции

строить графики функций по формуле, отвечать на вопросы по графику функции

комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

с.р.

Практическая работа по сбору и представлению данных в виде таблиц,  диаграмм, графиков; анализ данных 

1

30.04

что такое информация, данные;

собирать и обрабатывать информацию, представлять ее в виде таблиц, графиков  и диаграмм

использование практических заданий для  описания результата своей деятельности

Обобщение по теме «Координаты на плоскости»

1

2.05

понятия абсцисса, ордината, координатная плоскость, оси координат

отмечать точки на координатной плоскости; по точкам на координатной плоскости определять координаты точек

корректировать деятельность, вносить изменения в процесс построения

Контрольная работа по теме «Координаты на плоскости»

1

3.05

теоретический материал

применять теорию в практической деятельности

осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата 

К. р

  1. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Анализ данных и статистика.   – 9 ч.

Перебор всевозможных вариантов. Перестановки.

1

5

понятия перестановки,  формула перестановок

решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов, перестановок

действовать по определенному плану, инструкции

Случайные события. Частота и вероятность случайных событий

1

6

случайные события, вероятность случайного события

собирать и обрабатывать информацию, представлять ее в виде таблиц и диаграмм

самостоятельно подбирать теоретические  факты  для решения конкретной задачи

Вероятностная шкала. Вероятность вокруг нас.

1

7

что такое вероятность, вероятностная шкала

находить частоту и вероятность случайных событий

использовать для решения задач различные источники информации

Статистические характеристики. Вычисления на микрокалькуляторе.

1

8

что такое статистические характеристики

находить статистические характеристики, вычислять с помощью калькулятора

корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом трудностей и ошибок

тест

Кодирование. Алфавитный порядок кодов. Использование таблиц для перебора кодов.

1

10

понятие «кодирование», код, алфавит

уметь кодировать и раскодировать информацию

перефразировать мысль

Дерево вариантов.

1

12

что такое код, дерево вариантов

составлять дерево вариантов

исследовать несложные практические ситуации

Правило произведения. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения

1

13

правило произведения и способы решения комбинаторных задач с использованием правила умножения

решать комбинаторные задачи по правилу умножения

самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

тест

Эксперименты со случайными исходами

1

14

понятие эксперимента со случайными исходами

проводить эксперименты с монетой и кнопкой, с игральным кубиком

создавать математические модели

Контрольная работа по теме «Анализ данных и статистика»

1

15.05

теоретический материал

решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов, перестановок; находить вероятность

осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата 

к.р.

  1. Итоговое повторение – 10 ч.   

Анализ контрольной работы.  Повторение. Арифметические действия с рациональными числами.

1

16

правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел

производить все арифметические действия с рациональными числами

выполнять арифметические действия с рациональными числами

Повторение. Решение задач на составление пропорции.

1

17

алгоритмы решения задач на проценты, отношения и пропорции

выполнять преобразования выражений, пропорций

решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий

Повторение. Решение текстовых задач на составление уравнений.

1

19

алгоритм решения  задач с помощью уравнений

решать задачи на проценты, пропорции

находить нужные взаимосвязи, выделять условие задачи

тест

Повторение. Решение уравнений с модулем.

1

20

модуль числа, типы уравнений с модулем

находить модуль числа, решать уравнения с модулем

уметь осуществлять синтез как составление целого из частей

Повторение. Решение задач на %.

1

21

процент, типы задач

решать задачи на %; % рост

уметь точно и грамотно формулировать свои мысли

Повторение. Решение задач на движение.

1

22

алгоритм решения задач на движение

решать задачи на движение

соотносить условия задачи с имеющимися знаниями

Повторение. Решение задач на дроби.

1

23

знать типы задач на дроби и алгоритм их решения

решать основные задачи на дроби

применять приемы решения задач

Итоговая контрольная работа за курс математики 6 класса.

1

24.05

теоретический материал курса 5-6 класса

применять теоретические знания на практике

осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата

тестовая КИМ

Анализ контрольной работы. Повторение: решение задач на совместную работу

1

26

алгоритм решения задач на совместную работу

решать задачи на совместную работу

анализировать, извлекать из текста нужную информацию для составления математической модели

Повторение: построение на координатной плоскости.

1

27

что такое координатная плоскость, координата точки, абсцисса, ордината

строить точки по координатам, определять координаты точки на координатной плоскости

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Решение развивающих задач.

1

28

приемы решения развивающих задач

решать развивающие задачи с разными способами

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы

Решение задач на смекалку.

1

29

способы решения задач на смекалку

решать задачи на смекалку  с применением изученных приемов

находить нужные взаимосвязи, выделять условие задачи

с.р.

Решение  логических задач.

1

30

приемы логических задач

решать задачи на логическое мышление

соотносить условия задачи с имеющимися знаниями

Решение задач конкурса»Кенгуру» 2013-2014 год

1

31

приемы решения развивающих задач, задач на смекалку, логических задач

решать сложные конкурсные  задачи на логическое мышление, развивающие задачи с применением изученных приемов

анализировать, извлекать из текста нужную информацию для составления математической модели

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Критерии оценивания письменных контрольных (самостоятельных)  работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

или

Оценивание выполняемых работ

менее 66% - «2»

66 – 74%    -  «3»

75 – 90%   -   «4»

91 – 100% -   «5»

Критерии оценивания устного ответа по математике

  1. Ответ оценивается отличной отметкой, если ученик;
  •  полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  •  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  •  правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  •  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  •  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  •  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

  1. Ответ оценивается хорошей отметкой, если он удовлетворяет в основном требованиям на отличную отметку, но при этом имеет один из недостатков:
  •  в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  •  допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  •  допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
  1. Удовлетворительная отметка ставится в следующих случаях:
  •  неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
  •  имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, в чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  •  ученик не справился с применением теории в. новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  •  при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
  1. Неудовлетворительная отметка ставится в следующих случаях:
  •  не раскрыто основное содержание учебного материала
  •  обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала:
  •  допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках,  в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знании, не считающихся в программе основными.

Недочетами также считаются:

  • погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения;
  • неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, а в другое время и при других обстоятельствах как недочет.

Кроме того, учитель учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВ

Если тест содержит количество заданий, которое при определении нормы выполненных заданий дает дробное число, то в зачет идет только целая часть.

Число заданий в тесте

Оценка «2»

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

5

менее 3

3

4

5

6

3 и менее

4

5

6

7

4 и менее

5

6

7

8

5 и менее

5

7

8

9

5 и менее

6

7-8

9

10

6 и менее

7

8

9,10

11

6 и менее

7,8

9

10,11

12

7 и менее

8

9.10

11,12

13

8 и менее

9,10

11,12

13

14

9 и менее

10,11

12,13

14

15-16

9 и менее

10

11-13

14-16

18

11 и менее

12-13

14-16

17-18

24

15 и менее

16-18

19-21

22-24

30

19 и менее

20-23

24-27

28-30

Можно скорректировать таблицу с учетом особенностей класса

График проведения контрольных работ по математике

№ п/п

Название контрольной работы

Примерные сроки проведения контрольной работы

Административный входной контроль курс математики 5 класса

16.09

 Контрольная работа по теме «Делимость чисел»

28.09

 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» и контрольная работа за 1 четверть

22.10

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

31.10

Контрольная работа по теме «Умножение дробей»

26.11

Контрольная работа по теме «Деление дробей» и контрольная работа за 2 четверть

20.12

Контрольная работа по теме «Отношения и пропорции»

20.01

Контрольная работа по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга»

29.12

Контрольная работа по теме «Положительные и отрицательные числа»

18.02

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» и контрольная работа за 3 четверть

5.03

Контрольная работа по теме ««Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

22.03

Контрольная работа  по теме  «Решение уравнений»

19.04

Контрольная работа  по теме «Координаты на плоскости»

3.05

Контрольная работа по теме «Анализ данных и статистика»

15.05

Итоговая контрольная работа за курс математики 6 класса

24.05

Вводная контрольная работа, четвертные контрольные работы, итоговая контрольная работа проводятся в виде тестов.

Тематические контрольные работы проводятся в традиционной форме


Литература и средства обучения

Литература для учителя

Литература для ученика

  1. Учебник «Математика 6», Н.Я. Виленкин, М, 2013
  2. Математика. 6кл. Дидактические материалы  к Виленкину, 2013
  3. Тесты по математике. 6кл._Журавлев, Ермаков и др_2013 -128с
  4. Тесты по математике. 6кл. к уч. Виленкина_Рудницкая_2013 -144с
  5. Математика. 5-6кл. Тесты для промежуточной аттестации_п. ред. Лысенко, Ольховой, Кулабухова,2010
  6. Контр. и самост. раб. по математ. 6кл. к Виленкину_Попов М.А_2011 -96с
  7. «20 тестов по математике 5-6 класс», С.С. Минаева, М, Экзамен, 2011г.
  8.  «Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы», Т.Б. Анфимова, М, Илекса, 2011 г.
  9. «Учимся считать быстро:задачи и решения», Г.И. Просветов, М, Альфа-Пресс, 2008 г.
  10.  «Краткий курс логики», А.П. Бойко, М, 2007
  11. «Интелект и творчество», Е.С.Смирнова, М, УЦ «Перспектива», 2007
  12. Электронный учебник «Математика 5-11», издательство Дрофа
  13. Сайт http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  14. Сайт ФИПИ  www.fipi.ru/
  15. Сайт Открытый банк задач ГИА по математике mathgia.ru
  16. www.openclass.ru
  17. http://www.alleng.ru/
  18. https://edu.tatar.ru/
  19. http://mon.tatarstan.ru/
  1. Учебник «Математика 6», Н. Я. Виленкин,         М, 2013
  2. Электронный учебник «Математика 5-11», издательство Дрофа
  3. Сайт http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  4. Сайт ФИПИ  www.fipi.ru/
  5. Сайт Открытый банк задач ГИА по математике mathgia.ru
  6. www.openclass.ru
  7. http://www.alleng.ru/
  8. https://edu.tatar.ru/
  9. http://mon.tatarstan.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа по математике в 8 классе по углублённой программе, автор Н.Я. Виленкин

Программа рассчитана на 8 часов в неделю, есть пояснительная записка, требования к знаниям и умениям обучающихся, календарно-тематическое планирование по алгебре (5часов в неделю и геометрия Атанасян ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин

Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа математика. Виленкин 5 класс

Рабочая программа математика.  Виленкин 5 класс...