Побуждаем детей к исследовательской деятельности
статья по теме

Чичканова Алена Вячеславна
Познавать, не размышляя, - бесполезно,Размышлять, не познавая, - опасно.

                                                                                                                  Конфуций

Дети дошкольного возраста по природе своей– пытливые исследователи окружающего мира. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.    Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, я имею в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности.

В нашем дошкольном учреждении работа над решением проблемы формирования  исследовательского поведения детей была начата 2006 году. В рамках работы педагогический коллектив овладел методикой организации детских исследований. С последующим внедрением в практику педагогического процесса. Хорошо понимая теоретические положения методики значимость формирования у детей умений исследовательской деятельности, для их психического развития практически используя методики, поставил педагогов перед определёнными трудностями. Используя  данные развивающие методики, предъявляет к педагогам ряд специфических требований. Основными из них являются:

1. Быть способным,  видеть « удивительное в обыденном»,  уметь находить и ставить перед детьми реальные задачи в понятной форме.

2. Уметь увлечь детей  проблемой,  сделать её проблемой самих детей.

3.Уметь выполнять функцию координатора и партнёра в исследовательском поиске.

4.Уметь стимулировать выдвижения детьми собственных направлений исследований. и т.д

 

Самое сложное для педагогов, оказалось, отойти от традиционных преимущественно  репродуктивных, методах обучения. Не сразу научились избегать директивных  указаний  административного давления. Не всегда удавалось быть терпимым к ошибкам детей,  в их найти собственное решение. Так и тянуло, поправить ребёнка, сделать , что то за него. Много сложностей  возникало в процессе развития критического отношения к исследовательским процедурам. И в процессе удержания у детей интереса к проблеме. Однако Последовательное использование технологии доктор педагогических - психологических наук А.И Савенкова позволила педагогам дошкольного учреждения  понять свою роль в исследовательском поведении и внедрить в практику педагогической  работы.

§  В 2008 году я разработала педагогический проект, с творческим названием    «Хочу всё знать». Целью данного проекта было  развитие познавательного интереса детей, воспитание положительно-эмоционального отношения к обучению, формирование исследовательского поведения детей. В первую очередь меня волновал вопрос, если удаться сформировать исследовательское поведение у детей – то будет ли это являться залогом дальнейшего успешного обучения? В рамках данного проекта была проведена подготовительная работа с детьми и их родителями.

§  Работа с родителями:

§  «Организация информационного стенда»

§  Консультация с родителями

§  Индивидуальные беседы

§  Составление памяток : «Как провести тренировочное занятие»

§  « Как провести исследовательское занятие»

§  Беседа с детьми «Методы исследования»

С детьми провела диагностику  исследовательских способностей .

Вся работа в ходе основного этапа была посвящена формированию исследовательского поведения детей, развитию их исследовательских способностей . Особое внимание было уделено поиску  методов и приёмом побуждению детей к исследовательской деятельности. Такими методами стали  использование:

• новизны, необычности объекта

• тайны, сюрприза

• мотива помощи

• познавательный момент (почему так)

• ситуации выбора

Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для самореализации.  В группе создана исследовательская лаборатория уголок, в котором находится разнообразное оборудование:

•         емкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.

      • объекты неживой и живой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок, почва, веточки

      • различные материалы: ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т. д.

Участок детского сада и нашей группы имеющимся на нём объектами живой и не живой природы ,уголок нетронутой природы  и настоящий лесной массив который начинается сразу за оградой дошкольного учреждения представляют ещё массу причин и возможностей для организации детских исследований , в  ходе которых дети выяснили ,что

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое.

*воду можно «превратить» в разноцветные льдинки.

*во фруктах и овощах можно найти воду (фруктовый овощной сок)

*воздух находится и в пустом пакете и в комочке земли.

Анализ итогов реализации проекта  позволила мне увидеть ,что грамотная организация работы в данном направлении представляет большие возможности для формирования у детей исследовательского поведения развития их исследовательских способностей ,что и является залогом их успешного дальнейшего обучения . Так как в процессе этой работы  у детей формируется видеть проблему ,ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятия, квалифицировать,  наблюдать ,проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы ,а даже доказывать и защищать свои идей.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

Исследовательская деятельность детей с ОВЗ

презентация к выступлению на методическом совещании...

Исследовательская деятельность учащихся как способ сопровождения одаренных детей

Роль исследовательской деятельности школьников в развитии способностей учащихся....

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В проекте рассматривается исследовательская компетентность как важная составляющая учебной деятельности современного школьника. Это качество включает в себя такие компоненты, как опыт индивидуальной и...

Экспертное заключение об авторстве и качестве апробированной методической разработки «Программа факультатива для одаренных детей «Основы исследовательской деятельности»

Экспертное заключение об авторстве и качестве апробированной методической разработки «Программа факультатива для одаренных детей «Основы исследовательской деятельности»...

Организация исследовательской деятельности по физике в рамках опытно экспериментальной деятельности региональной инновационной площадки «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профилизации» в МАОУ СОШ №27 г. Балаково

Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательски...