ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
рабочая программа (5, 6, 7 класс) по теме

Угрюмова Татьяна Георгиевна

В проекте рассматривается исследовательская компетентность как важная составляющая учебной деятельности современного школьника. Это качество включает в себя такие компоненты, как опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием информационных технологий, готовность к саморазвитию через научно-исследовательскую деятельность, компьютерная грамотность. Автор рассказывает о роли метода проектов в исследовательской деятельности школьника на примере дисциплины «Иностранный язык».

Проект раскрывает вопросы развития творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность. Автор рассказывают об основной задаче педагогов школы научить школьников рационально строить собственную учебно-познавательную деятельность, которая направлена на саморазвитие личности учащегося и способствует возникновению новой системы ценностей, нового отношения к себе и своей деятельности.

Автор представляет программу факультатива для одаренных детей «Основы исследовательской деятельности», где подробно раскрывает темы внеурочных занятий по научному творчеству учащихся. В качестве примера рассматриваются презентации лучших исследовательских работ победителей, выполненных под руководством автора на общешкольную научно-практическую конференцию.

 

   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-исследовательская работа школьников

Слайд 2

1.Самообразование 2.Саморазвитие 3.Самоорганизация 4.Самоанализ 5.Самоконтроль 6.Самооценка 7.Самосовершенствование 8.Самоактулизация

Слайд 3

Самоанализ Саморазвитие Самоорганизация Самообразование Самооценка Самосовершенствование Стремление учащегося к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей Сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности Это представление учащимся своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. Осознание и оценка учащимся собственных действий, психических процессов и состояний Самоконтроль Изучение результата собственной работы, установление причинно-следственных связей и определение путей дальнейшего совершенствования Целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы учащегося Способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превратить собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования Систематическая и добровольно-познавательная деятельность, основанная на внутренней потребности познания и реализуемая в процессе самостоятельной целенаправленной работы с целью углубления и расширения знаний, формирования научного мировоззрения Самоактуализация Пирамида самостей

Слайд 4

Обсуждение результатов исследования Формулирование выводов и оценка полученных результатов Схема научного исследования

Слайд 5

Методы научного исследования Общие – и спользуются во всех науках, на всем протяжении исследования Специальные - изучаются, разрабатываются в конкретных, специальных науках и никогда не бывают произвольными Методы

Слайд 6

Методы эмпирического исследования Общие методы Методы эмпирического и теоретического исследования Методы теоретического исследования

Слайд 7

Методы эмпирического исследования Эксперимент Сравнение Измерение Наблюдение

Слайд 8

Для того, чтобы наблюдение было плодотворным, оно должно удовлетворять основным требованиям: Планомерность Целенаправленность Активность Систематичность Метод наблюдения Наблюдение ( самый элементарный метод) – это активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств конкретного человека

Слайд 9

Методы эмпирического исследования Сравнение (самый распространенный метод) - позволяет установить сходство и различие явлений и предметов действительности. Требования: мы должны сравнивать такие предметы и явления, между которыми существует определенная объективная общность; для познания объектов их сравнение должно происходить по наиболее важным существенным признакам. Измерение - это точное познавательное средство, процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Эксперимент - это частный случай наблюдения, он предполагает вмешательство в естественные условия предметов и явлений. Преимущества эксперимента: В процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в чистом виде. Эксперимент позволяет исследовать свойства объекта в действительности в экстремальных условиях. Эксперимент всегда можно повторить.

Слайд 10

Методы эмпирического и теоретического исследования Методы эмпирического и теоретического исследования Абстрагирование Моделирование Анализ Синтез Индукция Дедукция

Слайд 11

Методы эмпирического и теоретического исследования Моделирование - это изучение определенных явлений, на сравнительно небольших коллективах. Абстрагирование - сущность данного метода состоит в мысленном отвлечении от несуществующих свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких сторон интересующих исследователя данных предметов или явлений. Анализ - это разложение предмета на составные части. Синтез - соединение полученных при анализе частей в единое целое. Индукция - это умозаключение от частного к общему. Дедукция - использование общих положений при изучении отдельных явлений.

Слайд 12

Методы теоретического исследования Методы теоретического исследования Восхождение от абстрактного к конкретному – это всеобщая форма движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении, согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на относительные этапы. На первом этапе: от чувственного к конкретному; На втором этапе: процесс восхождения от абстрактного к конкретному

Слайд 13

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ Title in here Закон тождества Закон исключения третьего Закон противоречия Закон достаточного основания А=А А=В С А=А А=А = неверно

Слайд 14

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ Утверждает, что из двух противоречащих друг другу суждений одно из них ложно, другое – истинно, третьего не дано. Согласно этому закону не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает , другое отрицает то же самое. В научном тексте используются понятия и суждения, а это смысловые единицы. Они должны быть определенными. Согласно этому закону предмет мысли в пределах одного рассуждения должен быть неизменным. Всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Под одно и то же утверждение можно привести бесконечное множество оснований. Однако только некоторые из них будут рассматриваться как достаточные, если данное утверждение истинно, и не одно не будет достаточным, если – ложно. Требует, чтобы всякое суждение было обоснованным. Закон тождества Закон противоречия Закон исключения третьего Закон достаточного основания

Слайд 15

Аргументация – это сугубо логический процесс суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения с помощью других суждений. Существуют два правила доказательства: 1. Тезис доказательства – надо сформулировать ясно и четко, при этом нельзя допускать двусмысленность, нечеткая форма изложения мысли может быть использована против вас. 2. В ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным , то есть должно доказываться одно и тоже положение. На протяжении доказательства, мы должны доказывать одно и тоже. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Слайд 16

Ошибки: Потеря тезиса Полная подмена тезиса Частичная подмена тезиса Требования к аргументам: Истинность Автономность Непротиворечивость Достаточность

Слайд 17

Анализ одной из учебно-исследовательских работ, представленных по окончании курса занятий

Слайд 18

Ненормативная лексика и развитие личности школьника-подростка Петонова Мария, МАОУ «СОШ № 35», г. Улан-Удэ Руководитель – Угрюмова Т.Г., к.п.н.

Слайд 19

Проблема использования ненормативной лексики подростками сегодня актуальная в нашем обществе. Основная цель нашего исследования – выявление и изучение причин социально-психологических особенностей употребления ненормативной лексики подростками. Задачи учебно-исследовательской работы: - определить на основе анализа психолого-педагогической литературы степень разработанности исследуемой темы; выявить причины использования ненормативной лексики школьниками-подростками; разработать ряд практических рекомендаций для школьников-подростков по избавлению от сквернословия. Объектом исследования является процесс социализации личности школьника-подростка. Предмет исследования - ненормативная лексика и развитие личности подростка.

Слайд 20

Гипотеза исследования – использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, здоровье, поведение и успеваемость школьника-подростка и в целом на развитие его личности при таких условиях, как низкий уровень воспитанности и культуры общения; негативное эмоциональное состояние подростка; результат плохого семейного воспитания; использование ненормативной лексики в семье; стремление выглядеть взрослым ; недостаточный уровень работы психологов школы; различные отклонения в психическом развитии подростка. Методы исследования - наблюдение, анализ, анкетирование, интервьюирование, опрос. Практическая значимость - рекомендации для учащихся, родителей, учителей по искоренению сквернословия в подростковой образовательной среде.

Слайд 21

Результаты анкетирования

Слайд 27

Рекомендации по искоренению сквернословия у подростков школьнику-подростку необходимо принять решение не сквернословить, не употреблять бранных слов самим; подросткам необходимо уметь противостоять влиянию окружающей среды, ценить меру своего авторитета; использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний; преодолевать поверхностное отношение к слову; не брать плохой пример со своих сверстников; пресекать сквернословие внутри класса; уметь просить прощение за бранное слово;

Слайд 28

родителям необходимо искоренять сквернословие в семье; учителя должны показывать пример культуры общения; школьному самоуправлению ежедневно проводить мониторинг использования ненормативной лексики школьниками 5-6 классов; ввести весомые штрафные баллы за сквернословие в Положение школы «О конкурсе на лучший класс»; ввести уроки этикета и хороших манер один раз в неделю для учащихся 5-6 классов; организовать в школе для школьников-подростков театральный лекторий «Букеты добрых, мудрых слов» по формированию воспитания культуры речи; ежемесячно проводить «День театра» с выходом в театры города на спектакли по произведениям классиков советской и зарубежной литературы; повысить уровень работы психологов в школе.

Слайд 29

Список использованной литературы Анисимов В. Обойдемся без выражений! Сквернословие как проявление вербальной агрессии //Здоровье детей. – 2009. - №1. – С.13-14. Гаряев П.П. Аспекты волновой трансляции генов. – М., 2011. Михайлин В. Ю. Тропа звериных слов: Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. – М.: НЛО 2008. - С. 331-360. Нефедов А. Управление реальностью. - Минск: «Книжный дом», 2008. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Флинта, 2010. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Агрессивный подросток // Дитя человеческое. - 2008. - № 1. - С. 14-20. Фомиченко А.С., Собкин В.С. Агрессивность школьников глазами учителей // Директор школы. - 2012. - № 5. - С. 84‑90. Эмото Масару. Любовь и вода. - М.: София, 2008. Интернет-ресурсы: http :// www . geizer . ru . http :// www . realisti . ru . http :// www . rian . ru / society .

Слайд 30

Общие критерии оценки УИР соответствие содержания работы теме; глубина и полнота раскрытия темы; адекватность (объективность) переданного содержания рекомендуемых литературных источников; логика изложения изученного материала: грамотность, соблюдение научного стиля описания; техническое оформление; оценочность суждений автора УИР; самостоятельность выполнения УИР, т.е. УИР не является сплошным переписыванием первоисточников либо конспектированием.

Слайд 31

Защита Выступление следует начать с названия темы, изложить цели и задачи. Основное внимание уделить итогам, результатам. Аргументация должна быть убедительной, логичной. В выступлении не допускается категоричные заявления, реплики и суждения. В речи следует избегать многословия, критики, оценки собственных успехов. Не рекомендуется скороговорка, попытка «сказать все». Затем ответить на вопросы – это дополнение к защите. Доклад (8 мин.) необходимо заранее написать дома и отрепетировать, чтобы убедиться правильно ли распределено время. Доклад состоит из трех частей : 1. Введение – актуальность темы, цель, объект, предмет , гипотеза, задачи, методы исследования, практическая значимость. 2. Содержание УИР – практическая работа; язык простой, краткие предложения (они воспринимаются легче и доступнее). 3. Заключение – итог Вашей работы, перспективы продолжения работы по проблеме.

Слайд 32

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Программа факультатива "Основы исследовательской деятельности"

Факультатив разработан в соответствии с требования ФГОС....

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих ли...

Экспертное заключение об авторстве и качестве апробированной методической разработки «Программа факультатива для одаренных детей «Основы исследовательской деятельности»

Экспертное заключение об авторстве и качестве апробированной методической разработки «Программа факультатива для одаренных детей «Основы исследовательской деятельности»...

Программа факультатива для одаренных детей «Юный исследователь»

Рабочая программа факультатива для одаренных детей «Юный исследователь» предназначена для реализации Федеральных государственных требований к минимуму содержания и уровню  подготовки...