Программа факультатива "Основы исследовательской деятельности"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Екатеринбурга
Отдел образования Администрации Ленинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5
РАССМОТРЕНО: на заседании кафедры общественно-научных дисциплин протокол №__________ от «___»________ 2014г. Руководитель кафедры А.Ф.Сорокина | СОГЛАСОВАНО: с методическим советом протокол №_________ от «___»_______ 2014г. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______Т.Г. Копылова | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ гимназии № 5 ____________Г.Г.Панькова Приказ №_______ от «___»__________2015г. |
Рабочая программа
«Основы исследовательской деятельности»
(внеурочная деятельность)
5-11 классы
Сорокина Анастасия Фёдоровна
на 2015-2016 учебный год
г. Екатеринбург
2014
Пояснительная записка
Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке учащихся. Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, её экономического, научно-технического и культурного потенциала, ее международного авторитета. В современной школе меняются методы работы педагога, акцент делается на усиление самостоятельной работы обучающихся. Это связано с несколькими причинами: во-первых, учебные занятия, ограниченные временными рамками, не позволяют раскрыть все богатств изучаемых наук, во-вторых, в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать, в-третьих, учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах. Все это определяет необходимость подготовки учащихся к самостоятельной и творческой деятельности, формирования у них компетенций ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Занятия проводятся в форме лекций, поисковых и научных исследований. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Цель программы формирование компетенций ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.
Задачи:
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- развитие навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности у учащихся;
- развитие навыков использования приборов и оборудования;
- формирование умений и навыков для овладения современными методами поиска, обработки и использования информации;
- сформировать умение отстаивать и защищать совю научную позицию.
Занятия могут проводить педагоги в учебном классе, оснащенном соответствующим оборудованием.
Итоги освоения программы подводятся в форме научно-исследовательской работы.
Содержание курса
1. Роль науки в современном мире.
Понятие о науке. Особенности исследований различных научных направлений. Роль науки в условиях современного социально-экономического состояния государств мира.
2. История и философия науки.
Наука в античности. Наука в Средние века: эпоха Великих географических открытий. Наука. В Новое время. Наука в ХХ веке.
3. Выбор темы. Общие принципы построения и примерная структура исследовательской работы. Виды исследовательских работ.
Принципы выбора темы исследования. Определение структуры работы: подходы и принципы. Виды исследовательских работ: реферат, доклад, исследовательская работа, проект.
Практическая работа: выбор темы и вид исследования. Определить его структуру, подходы в исследовании.
4. Приемы работы с источниками информации и литературой. Культура чтения. Другие методы исследования.
Характеристика отдельных литературных источников. Культура чтения: скорость чтения, цели чтения, виды чтения. Библиографический поиск. Интернет-ресурсы.
Практическая работа: отработка приемов работы с источниками информации и литературой.
5. Методика обработки полученной информации. Систематизация и хранение полученной информации.
Методика обработки полученной информации: план, выписка, тезисы, рецензия, аннотация, конспект, конспект-схема. Систематизация и хранение полученной информации.
Практическая работа: составление картотеки по выбранной теме.
6. Как написать введение.
Роль введения и его структура. Обоснование темы, ее актуальность. Цель работы. Формулировка задач. Гипотеза. Источники и литература.
Практическая работа: написание введения по выбранной теме.
7. Основная часть исследовательской работы.
Теоретическая глава. Исследовательская часть.
8. Заключение.
Особенности содержания заключения.
9. Наглядные материалы, их виды и использование.
Роль наглядного материала. Виды наглядные материалов: таблицы, графические схемы, чертежи, диаграммы и гистограммы.
10. Требования к оформлению работы.
Общие требования. Нумерация страниц. Иллюстрации. Таблицы. Формулы и уравнения. Ссылки. Перечисления и примечания. Содержание. Перечень условных обозначений. Оформление списка основных источников и литературы. Приложение. Аннотация.
11. Практическая работа: написание исследовательской работы.
Формы проведения занятий
Обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий.
.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Роль науки в современном мире | 1 | 1 | |
2 | История и философия науки | 1 | 1 | |
3 | Выбор темы. Общие принципы построения и примерная структура исследовательской работы. Виды исследовательских работ | 2 | 1 | 1 |
4 | Приемы работы с источниками информации и литературой. Культура чтения. Другие методы исследования | 4 | 2 | 2 |
5 | Методика обработки полученной информации. Систематизация и хранение полученной информации | 1 | 1 | |
6 | Как написать введение | 2 | 1 | 1 |
7 | Основная часть исследовательской работы | 1 | 1 | |
8 | Заключение | 1 | 1 | |
9 | Наглядные материалы, их виды и использование | 1 | 1 | |
10 | Требования к оформлению работы | 1 | 1 | |
11 | Написание исследовательской работы | 20 | 20 | |
Итого | 35 | 10 | 25 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Роль науки в современном мире | 1 час | ||
2 | История и философия науки | 1 час | ||
3 | Выбор темы. Общие принципы построения и примерная структура исследовательской работы. Виды исследовательских работ | 2 часа | ||
4 | Приемы работы с источниками информации и литературой. Культура чтения. Другие методы исследования | 4 часа | ||
5 | Методика обработки полученной информации. Систематизация и хранение полученной информации | 1 час | ||
6 | Как написать введение | 2 часа | ||
7 | Основная часть исследовательской работы | 1 час | ||
8 | Заключение | 1 час | ||
9 | Наглядные материалы, их виды и использование | 1 час | ||
10 | Требования к оформлению работы | 1 час | ||
11 | Написание исследовательской работы | 20 часов | ||
ВСЕГО: | 35 часов |
Показатели эффективности достижения панируемых результатов
- развитие навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности у учащихся;
- развитие навыков использования приборов и оборудования;
- сформированность умений и навыков для овладения современными методами поиска, обработки и использования информации;
- умение отстаивать и защищать свою научную позицию.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Ресурсное обеспечение программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 2 3 4 | Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу Захарова В.В., Соколов В.С. Как написать и защитить диплом Клюева Е.В. Основы исследовательской деятельности в образовании Шитов С.Б. Основы исследовательской деятельности | 1 шт 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
2. Технические средства обучения | ||
1 | Мультимедийное оборудование | 1 шт. |
3. Экранно-звуковые пособия | ||
1 2 3 | Экран Телевизор Колонки | 1 шт. 1 шт. 2 шт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/06/picture-46532-1520345904.jpg)
Программа "Научно - исследовательская деятельность учащихся по русскому языку"
Пояснительная записка, цели, задачи, основное содержание курса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/23/picture-37370-1616467225.jpg)
Реализация программы проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка
В.А.Плетнева делится богатейшим опытом использования проектной технологии в обучении немецкому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/30/picture-81867.jpg)
Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/30/picture-371406-1448904463.jpg)
Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».
Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/16/picture-634262-1431793384.jpg)
рабочая программа Основы исследовательской деятельности 0805010 Менеджмент (по отраслям) 2013
Рабочая программа по дисциплине Основы исследовательской деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728825-1450805135.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «Основы исследовательской деятельности»
Современная система образования ориентирована на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки школьной про...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728825-1450805135.jpg)
Презентация методической разработки программы «Основы исследовательской деятельности»
Презентация освещает опыт работы педагога по программе "Основы исследовательской деятельности", здесь также представлена научно-исследовательская работа ученицы 11 класса....