Мониторинг учителя
консультация по теме

 

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_uchitelya.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг в образовании

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Понятие “педагогический мониторинг” появилось в среде образования сравнительно недавно.

Педагогический мониторинг – процесс непрерывного научно обоснованного контроля качества образования с целью повышения результативности качества образования. Педагогический мониторинг имеет смысл в том случае, если перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы.

Главная цель при организации и проведении мониторинга - непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося. Педагогический мониторинг обеспечивает учителей информацией, определяет насколько рациональны формы, методы обучения, учитываются ли возрастные особенности школьников. Педагогический процесс эффективен, если учитель опирается не только на информацию об уровне качества образования, но и проводит анализ, на основе которого ищет способы повышения эффективности учебного процесса.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико - прогностической основе, обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Педагогический мониторинг направлен на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого обучаемого, создание таких условий, при которых обучаемый может и хочет хорошо учиться.

Классификация

1.  по используемым для проведения мониторинга средствам:

  • – педагогический,
  • – социологический,
  • – психологический,
  • – медицинский,
  • – экономический,
  • – демографический.

2.   по иерархии систем управления:

  • – школьный,
  • – районный,
  • – областной (региональный),
  • – федеральный (ЕГЭ)

3.  по основаниям экспертизы:

  • Динамический, когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя
  • Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.
  • Комплексный, когда используются несколько оснований для экспертизы.
  • Безосновной, когда для анализа используются результаты, полученные в одном исследовании. Вряд ли такой способ может быть рассмотрен как корректный в рамках мониторинга, но, тем не менее, он существует.

4.   по типу выявляемой эффективности образовательной системы. Данное разделение может показаться достаточно условным, однако оно несет за собой специфичность используемых средств и организации обследований.

  • Социальной сферы
  • Учебной сферы

5.  По областям применения:  в экологии и биологии,   медицине,    экономике и бизнесе, в промышленности и образовании

6.  По способам сбора информации:

  1. первая группа включает те его виды, при которых возможно непосредственное описание объектов без каких-либо измерений;
  2. вторая группа - виды, требующие непосредственного физического измерения параметров объектов;
  3. третья группа - виды мониторинга, в ходе которого измерение параметров объекта проводится с использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов;
  4. четвертая группа включает виды, при которых измерение проводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования, использованием особо оговоренных систем критериев и показателей.

Другими источниками для классификаций могут стать данные о:

  • потенциальных пользователях,
  • способах распространения информации,
  • времени реализации,
  • широте охвата.

Проведение мониторинга можно разделить на три этапа:

1 этап. Подготовка к мониторингу:

постановка цели;

изучение литературы;

разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;

разработка основ и критериев стандартизации;

установка сроков проведения;

2 этап. Практический.

Сбор информации:

наблюдение;

собеседование;

тестирование.

3 этап. Аналитический.

систематизация и анализ полученных данных;

выводы, на основе которых определяется методика обучения и происходит коррекция учебного процесса.

Организация мониторинга

1. Принципы.

  1. Первый - объективность информации; сам процесс должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе информационного обмена между учебными заведениями и органами управления образованием области. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация, предоставляемая учебным заведениям, также должна быть конкретной и полезной для руководства ОУ.
  2. Второй - сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.
  3. Третий - адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.
  4. Четвертый - прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.
  5. Можно добавить пятый принцип - целевого назначения, который предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагируют школы на изменения внешней среды и потребности местного сообщества. Сокращение существенного несоответствия между реальными и востребованными образовательными результатами - ключевая проблема. Активное привлечение общественности в сферу образования, распределение ответственности за результаты образования между заинтересованными субъектами может обеспечить механизм государственно-общественного управления качеством образования. Под механизмом управления качеством образования понимается отчужденные от конкретных носителей и условий технологии взаимодействия школы и потребителей, включая содержательное наполнение описываемых процессов, а также институционально оформленные субъекты этого взаимодействия.

Каждый учитель должен разработать систему мониторинга. Она может включать:

1.Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний по учебным годам.

Учебный год

Учебный год

на конец года        

Успеваемость, %        

Качество знаний, %

КОУ        

Число

второгодников

2.  Сравнительный анализ итогов экзаменов.

3.  Результаты ЕГЭ.

4.  Анализ проверки техники чтения.

5.  Сравнительный анализ уровня знаний каждого учащегося класса по  предмету

6.  Мониторинг качества реализации программы

Предмет_________________класс________Учебный год __________________ Учитель_____________________________

Фамилия имя

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Н - низкая выраженность         В - высокая выраженность

7. Абсолютная и качественная успеваемость и КОУ

В течение учебного года можно проводить мониторинг по следующему плану:

начало учебного года – стартовый контроль по предмету;

за две недели до окончания второй четверти промежуточный контроль;

за две недели до окончания учебного года – итоговый контроль.

Мониторинг составляется по ключевым точкам учебного материала, касающихся разных аспектов  предмета. Необходимо подбирать задания разного типа и уровня сложности, например: I группа – задания с выбором ответа,         II группа – более сложные задания,

время проведения

Абсол. Успев-сть %

Кач. Успев-сть %

 КОУ

19.09.06        

95

43

48

19.12.06        

100

63

54

17.03.07        

100        

75

57

8.  Регистрация результатов наблюдения составляющих образованности учащихся в ходе контрольных мероприятий

Наблюдаемые кач-ва

Фамилии

1

Знает содержание материала а)минимальный уровень б)повышенный

2

Понимает изученный материал

а)        приводит примеры

б)        объясняет сущность понятий

3

Владеет интеллектуальными умениями (анализ, синтез, обобщение,

4

Применяет полученные знания а)на репродуктивном уровне б) на продуктивном уровне

5

Излагает материал логично и аргументированно

6

Обладает точной, выразительной речью

7

Умеет оппонировать

8

Умеет привлекать дополнительную информацию, в том числе из других областей знаний

9

Умеет прогвозировать результаты своей деятельности

10

Высказывает отношение к излагаемому материалу

11

Демонстрирует способность к самооценке

12

Проявляет готовность к пересмотру своих суждений, действий

% выполнения по учащимся

9.  Сводная ведомость контроля и оценки знаний, умений и навыков по теме Эффективным является проведение мониторинга, позволяющего контролировать изучение обязательных знаний и умений учащихся определенных Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Стандарт основного общего образования). Для этого разбиваем темы на блоки, и по каждому блоку составляем сводную ведомость заданий и контроля.

   ПРИМЕР                        Сводная ведомость контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся по теме: “Русь в IX-XIII вв.”        

Ф.И. ученика

Практическое занятие №1.  Работа со словарем, основными понятиями (глоссарное обучение).

Практическое занятие №2.  Работа с книгой

Практическое занятие №3.

Алгоритмическое освоение

(работа с таблицами, схемами).

Практическое занятие №4. Повторное глоссарное обучение.

Практическое занятие №5. Развивающий тренинг (активный семинар, игра).

Тестирование

(контрольный тест)

Сообщение

Карта “Русь в IX – начале XIIв.”

Карта “Раздробленность Руси в XII – п.чт.XIIIв.”

Карта “Борьба против иноземных захватчиков”.

Итоговая оценка за блок.

10.  Система частных (низкоинферентных) оценок работы ученика на занятиях.

Характеристика работы ученика на занятиях

Соответствует в большей степени

Соответствует отчасти

Верно обратное

1.Работает при прохождении каждой темы         

+

0

-

2. Задает много вопросов свидетельствующих об интересе

+

0

-

3. Охотно выполняет дополнительные задания        

+

0

-

4. Часто поднимает руку         

+

0

-

5.  Всегда занят делом

+

0

-

6…

Общая (высокоинферентная) оценка ученика

Хорошая работа на уроке

средняя

плохая работа

(+5 до +3)        

(+2 до -2)        

(-3 до -5)

11 .  Рейтинговая оценка по предмету.

ФИ ученика

Оценка за 1 четв

Средний балл

место

12. Результаты успеваемости в 11-х классах

класс

11 а

11 б

итого

К-во уч-ся

1 полугодие

5

4

3

2

абс.усп.%

кач.усп.%

КОУ%

2 полугодие

5

4

3

2

абс.усп.%

кач.усп.%

КОУ%

На основе данной таблицы выстраивается диаграммы по классам и в целом по параллели:

Диагностика выявляет уровень успешности продвижения детей в ходе изучения нового материала, а также высвечивает проблемы и затруднения, которые возникали в процессе работы школьников.

Результаты мониторинга оформляются в виде графиков, таблиц сводных данных. Полученная информация рассматривается на заседаниях МО, доводится до учеников и родителей. Проанализировав информацию, учитель вырабатывает стратегию корректировки для отстающих учеников и работу с сильными учащимися. Помогает мониторинг и в работе с родителями, т.к. сведения приводимые учителем становятся убедительными, обоснованными.

Разработанная модель не должна быть статичной, она должна быть открыта изменяющимся образовательным запросам учащихся, значит, потребность в ней существует в любом учебном заведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качественный анализ деятельности за учебный год (методический мониторинг учителя)

Представлена форма для заполнения "Качественный анализ деятельности за учебный год (методический мониторинг учителя)", разработанная и модернизированная в нашей школе...

мониторинг учителя предметика

мониторинг учителя предметика...

Мониторинг учителя предметника (история)

Мониторинг по предмету за три года...

Мониторинг учителя предметника (обществознание)

Мониторинг результативности за три года...

Мониторинг учителя технологии

Карта оценки ключевых компетентностей учащихся 5 классаКонтрольная (итоговая) работа по технологии 6 класс (девочки)КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТАШкала измерения образовательных компетенций учаще...

Мониторинг учителя по предмету "Английский язык"

Данные мониторинга включают результаты диагностики по разным направлениям....

мониторинг учителя по русскому языку и литературе .

Данный мониторинг позволяет учителю отследить результативность обучения....