Принципы отбора информации масс-медиа для использования в учебно-воспитательном процессе
статья по теме

Ларионова Елена Витальевна

В настоящее  время возможности всемирной сети Интернет огромны. Одна из них доступ к огромному количеству средств массовой информации: газетам, журналам, телевидению, радио. Для использования и включения внешкольной информации в образовательный процесс, необходима избирательность,доступность.В статье определены принципы отбора информации,которая включенная в контекст образования, становится учебной и входит составной частью в содержание обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Современные  школьники являются активными потребителями информации  различных медиа. Время, затрачиваемое на просмотр телевизионных  программ или работу с компьютером, уже приблизилось или превосходит время, которое ребенок проводит в школе. Информация, которую школьники получают  из различных медиа-источников, в отличие от  учебной,  обладает рядом привлекательных  свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания детей и подростков. Большое значение имеет  также то, что воспроизведение данной информации от ученика  не требуется, в отличие от учебной информации, переданной ему учителем или зафиксированной в  учебнике. Всё  это  делает медиа, как источник знаний более привлекательным для учащихся, чем школьные  уроки.

Некоторые исследователи отмечают, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут «новые знания», которые им не «додали» в школе [1].На первое место выходит желание развлечься. Однако  многие  медиа берут на себя обучающие, просветительские, воспитательные функции. Школьники часто являются зрителями таких телевизионных программ или посетителями таких сайтов в Интернете, в которых значительная часть информации связана с предметами, изучаемыми в школе.

Уже в 60-е гг. ХX века  в педагогической науке сформировалось специфическое направление  медиаобразование, призванное  помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры. Цели и задачи медиаобразования  учеными разных стран формулируются по-разному. В широком смысле данное направление изучает взаимодействие «медиа» с процессами обучения и воспитания людей.

Интеграция медиаобразования с традиционными школьными курсами предполагает, прежде всего, включение внешкольной информации в контекст базового  образования. Источниками внешкольной  информации могут быть:

  •  средства массовой  информации на печатной основе;
  • электронные средства передачи информации.

Внешкольная информация может  быть применена в учебных целях, поскольку  она расширяет представления учащихся об окружающем  их мире и процессах, протекающих в нём [2]. Однако можно выделить определенные принципы отбора информации различных медиа для использования на школьных уроках, так как далеко не все оригинальные сообщения масс-медиа пригодны для использования на уроках или во внеурочной деятельности по предмету.

Чтобы выявить принципы  отбора сообщений СМИ и критерии их соответствия этим    принципам, необходимо учитывать свойства информации масс-медиа:

  • - отражая реальности повседневной жизни и реальности искусства, сообщения медиа   дают возможность решения задачи объединения естественнонаучного и гуманитарного знания;
  • -медиа информация в отличие от учебных материалов может использоваться на разных этапах урока с разной целью;
  • -многофункциональность  медиатекстов  представляет прекрасный материал для формирования понимания направленности информационных потоков;
  • -возможность различной  интерпретации обладает огромным дидактическим потенциалом. На таких материалах очень удобно обучать школьников аргументации собственных высказываний, формировать умение слышать оппонента, развивать критическое мышление.

Информация, составляющая сообщения СМИ, в сущности, является внешкольной, но, включенная в контекст образования, она становится учебной и входит составной частью в содержание обучения, в основе которого лежат дидактические принципы [2].

  • Принцип наглядности

Т.С. Назарова  выделяет следующие признаки наглядности:

  • -доступность восприятия (понимания);
  • -достоверность формируемых образов через моделирование или аутентичность;
  • -визуализация основных понятий как возможность показа, демонстрации, презентации объекта или явления, его отдельных сторон, признаков.[3]

Важно, чтобы медиапродукты,  используемые  в учебных целях, соответствовали данным критериям. Кроме того, принцип наглядности выдвигает два жёстких требования, относящихся к отбору сообщений масс-медиа и к процедуре создания средства обучения на их основе:

  • -учёт и творческое использование накопленного опыта создания средств обучения;
  • -тщательная экспериментальная проверка дидактических качеств созданного средства обучения до его массового выпуска и использования в учебных целях.
  • Принцип научности

В традиционной дидактике данный принцип трактуется как соответствие передаваемой школьникам информации современному научному знанию. По отношению к медиаобразованию такое понимание принципа научности выступает «уничтожителем» самой идеи формирования критического мышления. Сформировать критическое мышление на основе только полностью достоверной информации невозможно. Научно недостоверных сообщений средства массовой информации передают значительное количество. Такая информация служит материалом для формирования у школьников умения обнаруживать ошибки и неточности, вносить предложения по их исправлению, воспринимать альтернативные точки зрения, приводить аргументы, трансформировать информацию. Исходя из изложенного понимания принципа научности, можно предложить следующие критерии отбора сообщений СМИ:

  • -информация не противоречит  современным научным представлениям;
  • -в сообщении есть научные неточности и ошибки, которые после дидактической обработки информации не повлекут за собой формирование у учащихся искаженной картины мира;
  • -сообщение представляет собой исторический документ, показывающий пути развития научного знания[2].
  • Принцип  актуальности

В рамках интегрированного  медиаобразования  актуальность можно понимать  как действенность, злободневность, соответствие запросам современности, особую важность  для настоящего времени. Это предполагает немедленное обращение учителя к публикуемым в СМИ информационным сообщениям. Будучи  близкими  ученикам по времени, такие сообщения возбуждают у них интерес. Однако быстрое устаревание информации СМИ  вызывает падение интереса учащихся к событию с увеличением времени, прошедшим между сообщением и включением сообщения в учебно-воспитательный процесс. Отсюда критерии отбора сообщений средств массовой информации можно сформулировать следующим образом:

  • -в сообщении СМИ  отражены события, близкие учащимся по времени и волнующие их;
  • -сообщение представляет собой документальный текст, расширяющий представления учащихся об изучаемом предмете, имеющим историческую ценность или важное воспитательное значение;
  • -сообщение масс-медиа являются классическим текстом, хорошо знакомым всем.
  • Принцип систематичности

В данном контексте нам представляется полезным создание некоторого банка сообщений средств массовой информации, включающего в себя наиболее характерные, повторяющиеся сообщения по различным темам школьных курсов, с возможностью оперативной замены морально устаревшей информации новой, более актуальной. С позиции  принципа  информация может быть использована в учебных целях, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • -не разрушается структура школьного курса;
  • -информация может длительное время  хранится в банке данных;
  • Принцип доступности

Важнейший принцип обучения. При работе с сообщением  средств массовой информации у школьников  могут возникнуть затруднения, связанные, во-первых, с содержанием информации и, во-вторых, со стилем изложения. Поэтому информация, содержащаяся в сообщении масс-медиа, может быть использована в учебных целях, если:

  • -информация превышает  тезаурус  ученика, которым он обладает на момент предъявления сообщения, благодаря чему она воспринимается не как «банальная»;
  • -сообщение полностью соответствует  тезаурусу  школьника, но освещает событие или  факт с новой, возможно неожиданной, стороны;
  • -есть возможность дидактической обработки сообщения, снимающей  тезаурусный барьер(адаптация текста), с сохранением основной информации сообщения и стиля её изложения.

Расширение спектра задач, на решение которых направлено разрабатываемое средство обучения в рамках интегрированного медиаобразования, часто делает недостаточными данные критерии. Поэтому также можно выделить дополнительные принципы отбора  информации масс-медиа.

  • Принцип избыточности

Развитие умений у учащихся вычленять главные мысли в информации, выявлять скрытый смысл, понимать позицию автора, определять цели  коммуникации, соотносить форму, содержание и назначение(аудиторию)сообщения.

  • Принцип комплементарности

Соответствие содержания  медиатекста  содержанию школьного курса (по Л.С. Зазнобиной, точки пересечения внешкольного и учебного информационного потоков) [4].

  • Принцип изоморфизма

Это означает, что средство медиаобразования  должно правильно отражать специфику медиатекстов, обусловленную особенностями того или иного вида медиа.

Таким образом,  требования к   сообщениям  средств массовой информации, на основе которых разрабатываются  средства  медиаобразования,  дополняются принципами избыточности, комплементарности  и изоморфизма, а интеграция  медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным  для каждой учебной дисциплины   медиаобразовательным целеполаганием  и  достижением поставленных  целей  на фактическом  материале той или иной дисциплины.  Следует находить  как можно больше точек  соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков. Обеспечивать их пересекаемость. Затем ставить и решать те медиаобразовательные  задачи, которые позволяет именно этот учебный материал [4].

Литература:

1.Федоров А.В. Молодёжь и медиа: проблемы и перспективы//Вестник Российского гуманитарного научного фонда.№1.2001.

2.Журин А.А. Включение внешкольной информации в контекст базового образования//Перспективы развития общего среднего образования: Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО,1998.

3.Назарова Т.С. , Полат Е.С. Средства обучения: Технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО,1998.0-С.33.

4.Зазнобина Л.С. Технология интеграции медиаобразования  с различными учебными дисциплинами //На пути к 12-летней школе: Сб. научных трудов. М.:ИОСО РАО,2000.-400с.-С.178-182

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Применение ИКТ в учебно - воспитательном процессе обеспечивает повышение качества образовательных услуг и  образоваия, повышение учебной мотивации учащихся.....

Собрание- практикум «Использование возможностей NetSchool для стимулирования новых отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса»

Это родительское собрание проводится с целью помощи родителям в овладении навыками работы с комплексной информационной системой NetSchool. Так же обозначен круг проблем, связанных с использованием ком...

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование системы поиска и отбора информации в школьной библиотеке для удовлетворения информационных потребностей читателей

Одним  из  социальных заказов современного общества является успешность в непрерывном образовании в течение всей жизни и в повседневном межличностном общении для любого гражданина. Этого мож...

использование в учебно воспитательном процессе технологии здоровьесбережения

статья "школа территория здоровья" посвящена основам здоровьесбережения в школе...

Изучение развивающих технологий с последующим использованием в учебно-воспитательном процессе

Развивающие технологии  реализуется во всех сферах педагогической деятельности: учебной, внеурочной, воспитательной.В образовательном процессе необходимо сделать акцент на воспитание учащегося, н...

Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса

Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процессаГигиеническое нормирование объема учебной нагрузки исходит из двух противоположных, на первый взгляд, тенденций: нагрузка не должна бы...