Использование системы поиска и отбора информации в школьной библиотеке для удовлетворения информационных потребностей читателей
методическая разработка по теме

Гостяева Татьяна Викторовна

Одним  из  социальных заказов современного общества является успешность в непрерывном образовании в течение всей жизни и в повседневном межличностном общении для любого гражданина. Этого можно достичь лишь при условии сформированности  информационной грамотности. Я предлагаю работу  «Использование системы поиска и отбора информации в школьной библиотеке  для удовлетворения информационных потребностей читателей». Урок сопровождается электронной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sistemy_poiska_i_obrabotki_informacii.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование системы поиска и отбора информации в школьной библиотеке  

для удовлетворения информационных потребностей читателей.

Цель: расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов;

формирование умений, навыков поиска, оценки и обработки информации для ее дальнейшего использования.

Задачи:

- научить идентифицировать информационные ресурсы

- сформировать умения работы со справочными изданиями, научно-познавательной литературой;

- сформировать умения оценки информационных ресурсов.

-  сформировать умения и навыки использования справочно-библиографического аппарата библиотек как информационно-поискового инструмента

Форма организации занятий: практическое занятие.

Предварительная подготовка: перед занятием необходимо  подобрать максимально возможное количество информационных ресурсов для работы.

Ход занятия

Для успешности поиска необходимой информации важно владеть инструментами информационного поиска. Библиотекарь предлагает учащимся сравнить информацию в различных типах информационных ресурсов  и определить как она подается. Проводится совместный анализ, в ходе которого делается вывод о том, что выбор информационных ресурсов зависит от информационной потребности.  

Анализ информационных ресурсов проводится на основе данных критериев:

критерии анализа

назначение (цель)

информативность

достоверность

объем текста

язык текста

способ подачи материала

развлечение

познание

учение

полнота

наличие конкретных фактов и сведений

наличие справочного аппарата

наличие примеров

ссылки на подтверждение фактов

краткий

подробный

образный

научный

разговорный

стиль речи

оформление

характер иллюстраций

 

Учащиеся должны решить, какие ресурсы могут быть полезными при работе над темой.

Идентификация и оценка  возможных источников информации:

Для получения краткой, но точной характеристики предмета интересующего читателя самым простым и эффективным путем является обращение к словарям, справочникам и энциклопедиям. Здесь можно найти характеристику любой темы или предмета.

I.Справочная литература.

К справочной литературе относятся словари, справочники и энциклопедии.

Справочная литература содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях. Особенность справочной литературы:

  1. алфавитное расположение сведений,
  2. краткость, сжатость изложения,
  3. строгость языка.

Словарь - это издание, содержащее собрание слов, систематизированное в алфавитном, тематическом порядке или по другому признаку с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.

Словари бывают филологические, энциклопедические, терминологические.

словари

филологические

энциклопедические

терминологические

орфографический

толковый

иностранных слов

этимологический

показано  правильное написание слов. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу

объясняет происхождение слов. Содержит краткое толкование значения каждого слова, приведены примеры употребления слова в речи.

включает слова, пришедшие из чужих языков. Словарь толкует значение слова, дает  дополнительные сведения о слове.

рассказывает о происхождении слов, их древнем значении

научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой- либо области

рассматриваются термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений

Филологические словари предлагают сведения об ударении, написании, произношении, происхождении, толковании слов.

В орфографических словарях показано, как правильно писать то или иное слово. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу.

Толковые словари - объясняют происхождение слов. Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование значения каждого слова, приводятся примеры употребления слова в речи.

Словарь иностранных слов включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков. Словарь не только толкует значение того или иного слова, но и дает разные другие сведения об этом слове.

Этимологический словарь рассказывает о происхождении слов, их древнем значении.

В терминологических словарях заключены термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений. К терминологическим словарям можно отнести энциклопедические словари.

Энциклопедические словари - научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой- либо области. Объектом описания энциклопедических словарей являются, главным образом, научные понятия, термины, исторические события, персоналии, географические реалии и т.п.

Пользоваться словарями очень легко. Все слова расположены в алфавитном порядке. Нашли букву, с которой начинается нужное вам слово, и ищите его по алфавиту, помня, какая буква идет за следующей.

Практическое задание: Каждому учащемуся  предлагается  карточка, на которой написано одно слово. Он должен найти это слово в различных словарях, объяснить правописание, значение, происхождение.

Слово энциклопедия означает «круг знаний». Это научное или научно-популярное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний. В них достаточно кратко излагаются сведения обо всем, что известно людям.

Энциклопедии бывают: отраслевые и универсальные.

Информация в энциклопедиях располагается по алфавиту (Большая Российская энциклопедия) или систематически (Школьная энциклопедия, Энциклопедия для детей).

Универсальная энциклопедия содержит наиболее существенную информацию по всем областям знания.

Пример универсальной энциклопедии:

Большая Российская энциклопедия (алфавитное расположение материала, алфавитно-предметный указатель, иллюстрации.

Отраслевые (тематические) энциклопедии предлагают объяснение понятий, явлений, персоналий, связанных с одной наукой или темой.

Примеры отраслевых энциклопедий:

  1. Руссика: школьная энциклопедия по истории в 6 т.;
  2. Всемирная история: в 24 томах. (Все статьи посвящены главным событиям из истории человеческого общества. Принцип расположения статей - тематический. Для облегчения поиска нужного материала в конце энциклопедии расположено содержание.)

Практическое задание: каждому учащемуся дана карточка с именем известного человека. Необходимо найти главные сведения  о его личности и особо значимых достижениях.

II. Электронные информационные ресурсы.

Сегодня стремительное распространение получают электронные ресурсы и документы. Что же это такое? Это электронный  документ, в котором информация закодирована в специальной форме для использования ее с помощью компьютеров. Особенностью электронных ресурсов является использование гипертекста, то есть такой формы организации текстового, графического материала, при которой его смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов между ними. Что это означает? Чем отличается гипертекст от обычного текста?

Обычный текст (такой, как в книжке) расположен в линейной последовательности, т.е. за первой страницей следует вторая, за второй третья и так далее.

Гипертекст имеет нелинейную (произвольную) структуру. Его можно листать не только подряд, а в произвольном порядке. Например, с первой страницы можно перейти сразу на любую другую - тридцать седьмую, пятьдесят девятую или самую последнюю, а оттуда можно вернуться на первую и т.д. Кроме того, в таком тексте могут быть гиперссылки, которые связывают различные понятия и позволяют найти связанную информацию быстро и сразу.

Чем удобны электронные ресурсы? Они предоставляют возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержку аудио, видео и анимации, предлагают интерактивные функции.

Существуют электронные справочные издания, которые называются ресурсами локального доступа. Это мультимедийные диски (CD-ROM, DVD), основу которых составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) и их можно использовать на одном компьютере. Сегодня на мультимедийных дисках есть электронные словари, справочники, энциклопедии.

Например:

Энциклопедия города мира дает возможность посетить в знаменитых городах Европы, Азии и Африки, Австралии и Америки, познакомиться с их достопримечательностями. С помощью удобной системы поиска можно найти нужную статью и сохранить ее в отдельный файл, распечатать. 

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Это самое авторитетное в России мультимедийное энциклопедическое издание - уникальное собрание обширной, достоверной и актуальной информации по всем отраслям знаний.
Большая детская энциклопедия Универсальная информационно-справочная энциклопедия для детей от 6 лет. Компьютерная программа (2004) Уникальное справочное издание для детей - авторитетного британского издательства «Дорлинг Киндерсли». Познавательная программа состоит из обширного энциклопедического материала.

Ресурсы удаленного доступа (on-line) - это те, которые можно найти в Интернете.

Библиотекарь демонстрирует алгоритм поиска информации в справочных ресурсах, комментируя каждый шаг.

Практическое задание: каждый учащийся должен найти в электронных справочных ресурсах заданное ему слово и ответить на вопрос: есть ли какие-то отличия между поиском в бумажных и электронных ресурсах.

После работы над заданием необходимо рассмотреть достоинства и недостатки электронных справочных ресурсов удаленного доступа.

Удобства: быстрый доступ, возможность работать с материалами на своем компьютере.

Недостатки: определенная нестабильность Интернет-ресурсов - сегодня ресурс есть, завтра он исчез; медленное инернет-соединение, затрудняющее работу;  уязвимость электронных носителей информации.

III. Научно-популярная литература.

Научно-популярная литература - это издания, в которых излагаются научные сведения о предметах, явлениях языком доступным для неспециалиста. Такая литература используется при работе над докладом, рефератом, исследовательской работой. Способ работы с информацией: отбор нескольких информационных ресурсов, просмотр и оценка текста с точки зрения  значимости для поставленной конкретной цели.

Просмотр ресурса включает:

  1. знакомство с аннотацией;
  2. знакомство с содержанием или оглавлением;
  3. чтение введения, предисловия или послесловия;
  4. нахождение и беглое чтение нужных страниц;
  5. оценка ресурса (кто автор, насколько он известен объективен; насколько серьезен материал);
  6. отбор подходящих ресурсов для более серьезной изучения.

Практическое задание: Каждый учащийся по жребию получает научно-популярное издание, на которое он должен подготовить аннотацию путем заполнения рабочего листа.

IV.Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки как инструменты поиска информации

Для облегчения поиска и доступа к информации и литературе в каждой библиотеке существует СБА - справочно-библиографический аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, базы данных, справочный фонд.

Учащиеся знают, что для получения краткой, но точной характеристики интересующего их предмета самым простым и эффективным путем является обращение к словарям, справочникам и энциклопедиям, где они могут найти характеристику любой темы, и, возможно, список лите- ратуры по данному вопросу.

При наличии списка литературы можно сразу отправляться к алфавитному каталогу.

Алфавитный каталог отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг. Алфавитный каталог нужен, если необходимо узнать, есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого-то авторга.

Чтобы отыскать книги по определенной теме, следует обратиться к систематическому каталогу, который раскрывает содержание фондов библиотеки по отраслям знаний. Систематический каталог разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знания и имеют индексы - условные цифровые обозначения. Научиться пользоваться систематическим каталогом поможет знание основных разделов, т.к. в систематическом каталоге карточки расставлены по отраслям знания, т.е. по отделам. Познакомившись с перечнем разделов каталога, можно выяснить, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т. д.

Чтобы узнать, в каком отделе искать интересующие нас книги, нужно выяснить индекс отдела. Это поможет сделать алфавштно-предметный указатель (АПУ), представляющий собой массив карточек с перечнем наименований предметов (отраслей знаний, явлений, тем, имен и т.д.), литература о которых расположена в каталоге. На каждой карточке написаны название тем и раздел каталога (например, «Звезды» - 22.6). Карточки в алфавитно-предметном указателе расположены в порядке алфавита наименования предметов.

Если нас интересуют статьи в журналах, газетах, сборниках, шужно обратиться к систематической картотеке статей, которая построена по схеме систематического каталога, то есть отражает статьи по отраслям знаний.

Существует еще один из путей выбора литературы - поиск с помощью библиографических указателей. Библиографические указатели - это аннотированные списки литературы, подобранные по какой-то определенной теме или ряду близких тем. Существуют библиографические указатели как самостоятельные издания, а также как прикнижные (пристатейные) библиографические списки литературы (т.е. списки литературы в книгах или статьях).

Информационно-поисковая система библиотеки, связанная с автоматизацией и информатизацией, включает электронные каталоги, базы данных, доступ к он-лайн- ресурсам.

Электронные каталоги позволяют искать документ по любому признаку: по автору, по названию, по ключевому слову, по предмету в одной базе данных. Разные электронные каталоги имеют свои особенности.

Библиотекарь показывает, как можно пользоваться школьным электронным каталогом, напоминает, как правильно подобрать ключевое слово, которое является важнейшим фактором при предметном поиске в электронных каталогах.

информационный запрос

энциклопедии словари, справочники

справочно-библиографический аппарат

электронные ресурсы

фонд, научно-популярная литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность школьной библиотеки как способ пополнения библиотечного фонда, для удовлетворения информационных потребностей и выполнения запросов читателей

В данной статье подробно рассматриваются виды проектной деятельности школьного библиотекаря в сотрудничестве с педагогами как начальной, так и основной школы....

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ

Школьные библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы....

Принципы отбора информации масс-медиа для использования в учебно-воспитательном процессе

В настоящее  время возможности всемирной сети Интернет огромны. Одна из них доступ к огромному количеству средств массовой информации: газетам, журналам, телевидению, радио. Для использования и в...

Как сделать школьную библиотеку центром притяжения читателей?

Представление мероприятия для обучающихся 2-х классов, способствующего развитию читательского интереса школьников....

Сценарий праздника для младших школьников «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЧИТАТЕЛИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»

Посвящение в читатели школьной библиотеки учащихся 1х классов....

Школьные библиотеки: воспитать Читателя и Патриота

Как привить школьникам уважение к книге и автору? Зачем школьнику быть знакомым с законом об авторском праве? Как обратить внимание учащихся на правовую сторону получения информации из открытых источн...

ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции   совреме...