Модель ученического самоуправления
материал по теме

Совет Самоуправления

Цель -  формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.

 

Задачи ученического   самоуправления:

·   Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;

·   Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;

·   Определение организационной структуры ученическо­го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;

·   Организация деятельности органов ученического само­управления;

·   Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

·   Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;

·   Подведение итогов работы, анализ ее результатов;

·   Формирование  у  учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного    мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;

·   Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей     социализацию каждого ребёнка;

·   Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;

Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_direktoru_3_2.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель ученического самоуправления.

1.  Позиционный блок

Цель -  формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.

Задачи ученического   самоуправления:

  • Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
  • Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
  • Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
  • Организация деятельности органов ученического самоуправления;
  • Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
  • Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
  • Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
  • Формирование  у  учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного    мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
  • Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей     социализацию каждого ребёнка;
  • Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;
  • Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.

Принципы  построения и развития ученического самоуправления.

  • Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
  • Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
  • Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
  • Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
  • Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
  • Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
  • Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
  • Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

   Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя  и означает, что та область, на которую  оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой  самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными  кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

           Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам  детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

           С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

       

  Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. (Советский энциклопедический словарь. /Гл.ред. А. М. Прохоров.- 4-е изд.-М., 1988.- С.568).

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем  опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

         Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.

Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление - объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является ни кто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата. (Детское движение словарь-справочник. /Гл.ред. Л. В. Алиева.- 2-е изд.-М., 2005.- С.544).

Содержание деятельности органов ученического самоуправления

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

  • Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры,  диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
  • Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность -  организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет,  дней  здоровья;
  • Художественно-эстетическая деятельность  - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;
  • Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
  • Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами. Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.

Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся. Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа. Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические -  в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку. (Детское движение словарь-справочник. /Гл.ред. Л. В. Алиева.- 2-е изд.-М., 2005.- С.544

Помощь педагогов в работе органам самоуправления.

УЧЕБНЫЙ ШТАБ  -  заместители директора школы по УВР

ШТАБ КУЛЬТУРНО - МАССОВОЙ РАБОТЫ педагог - организатор ВР 

ШТАБ СПОРТА  -  руководитель МО физкультуры 

ШТАБ ТРУДА И ПОРЯДКА специалист по ОБ

ШТАБ ПРАВОПОРЯДКА  - социальный педагог

ШЕФСКИЙ ШТАБ  педагог-психолог

ШТАБ ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ председатель МО гуманитарного цикла

         

Структура ученического самоуправления:

.

  Данная модель   самоуправления опирается  на:

  • Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
  • Основные нормативные документы школы, не противореча им;
  • Сохранение и приумножение школьных традиций;
  • Простоту внедрения проекта в жизнь;
  • Вовлечение в процесс самоуправления учащихся.

             Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому ученическое самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации школьников.

Социализация детей и подростков - это процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой на основе определенных знаний о мире, сформированных ориентаций на культурные способности, позволяющих ему активно развиваться. Социализация ребенка в деятельности детских общественных объединениях включает следующие компоненты: мотивационно-деятельностный,  ориентировочно-ценностный, познавательный и рефлексивно-оценочный. Важная роль в процессе социализации принадлежит социальной среде.

        Социальная среда - это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его жизнедеятельности, включающие общественные отношения, социальные институты, социальное сознание и культуру. На мезоуровне это ближайшее его окружение: семья, учебный коллектив, группы, участники детских общественных объединений, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка. Под влиянием деятельности в детских общественных объединениях личность изменяется и в процессе деятельности сама изменяет окружающую среду.

        Результатом социализации подростков в деятельности детских общественных объединений является социальность как интеграция качеств, характеризующих развитие подростка, и выражающаяся в уровне сформированности социального опыта. Социальность проявляется через способность подростка реализовать свой духовно-культурный потенциал в процессе совместной деятельности.

2. Организационный блок

Структура уровней  ученического самоуправления школы.

Система школьного самоуправления имеет  2  уровня.

 Первый уровень -  индивидуальный,  отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие,  классы, выбирающие  из своего числа представителя в органы ученического  самоуправления, и выдвигающие  кандидата в Председатели ученического самоуправления. 

Индивидуальный   уровень – ученик.

Педагогические задачи:

  • Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
  • Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
  • Воспитание ответственности за порученные дела;
  • Обеспечение отношений сотрудничества между  учителями и учащимися.

Второй  уровень - школьное самоуправление.

Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления  - регламентирует и отслеживает  работу органов ученического самоуправления.

 Совет школы – высший орган самоуправления школы.

Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.

Педагогические задачи:

  • Помощь в планировании, организации и последующем анализе общественных мероприятий по различным направлениям деятельности;
  • Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
  • Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
  • Помощь в организации шефской работы;
  • Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
  • Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.

3. Нормативно – правовой блок

Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

  • Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Конвенция  о правах ребёнка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности.
  • Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (с изменениями  от 11.07.2000 г.)
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  • Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121 , статья 122, статья123)
  • Национальный проект «Образование».
  • Устав ГБОУ СОШ №1922.
  • Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.

Российское законодательство прямо указывает на то, что и местное самоуправление и образовательное учреждение строят свою деятельность на единых основаниях.

  • Централизованно устанавливаемые ограничения;  (Ст. 39 закона «Об образовании»).
  • Наличие собственной компетенции;
  • Хозяйственная самостоятельность;
  • Ответственность перед сообществом.

4. Содержательный блок

        Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из семи блоков, называемых штабами. Соотношение  штабов  и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:

Штаб

Ведущий вид деятельности

Содержание

УЧЕБНЫЙ ШТАБ

Познавательная деятельность

предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)

ШТАБ ТРУДА И ПОРЯДКА

ШТАБ ПРАВОПОРЯДКА

Трудовая деятельность

забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных  помещений, организация дежурства

ШТАБ СПОРТА

Спортивно – оздоровительная деятельность

организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья

ШТАБ КУЛЬТУРНО - МАССОВОЙ РАБОТЫ,

ШТАБ ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ

Художественно – эстетическая деятельность

тематические концерты, фестивали, акции,  праздники, конкурсы, выставки, встречи

ШЕФСКИЙ ШТАБ

Шефская деятельность

помощь младшим, забота о старших

   

  Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

                                    5. Технологический блок

Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение гражданской позиции школьников;
  • Повышение заинтересованности в развитии школы;
  • Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
  • Увеличение занятости детей во внеурочное время;
  • Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
  • Активизация творческой деятельности учащихся;
  • Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
  • Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

 Основные формы ученического самоуправления.

  • Заседания Совета  ученического  самоуправления;
  • Участие в работе собрания;
  • Участие в работе ученических и родительских собраний;
  • Проведение благотворительных и иных акций;
  • Проведение социологических опросов;
  • Участие в работе творческих групп;
  • Проведение круглых столов;
  • Организация и проведение досуговых мероприятий;
  • Организация и проведение спортивных соревнований;
  • Другие формы работы.

6.  Управленческий блок

Управление развитием ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.

   Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.

   Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.

  • Сбор информации и её анализ  ( проводится участниками Совета,

председателем и педагогом-организатором ВР);

  • Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)
  • Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и классными руководителями)
  • Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и  зам. директора по УВР);
  • Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором ВР  и Зам. директора по УВР)

Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:

  • «Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);
  • «Отечество»  (гражданско-патриотическое);
  • «Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);
  • «Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное). 
  • «Право и закон» (профилактика  предупреждения преступлений и правонарушений).

По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены в планировании на год.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Для роста активности детского коллектива решающую роль играет  стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами,  вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

Чтобы дети на деле сами  стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права, необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.

Модель ученического самоуправления.

Школьное ученическое самоуправление

2013-2014 учебный год.

Председатель ученичесого совета школы

Баранов Павел, ученик 10 «А» класса.

Штаб

Ведущий вид деятельности

Содержание

УЧЕБНЫЙ ШТАБ

Рашоян А. (7-а),

Гусева К. (7-а),

Казаринова  Я. (7-а),

Захарова О.  (11-а)

Познавательная деятельность

предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)

ШТАБ ТРУДА И ПОРЯДКА,

ШТАБ ПРАВОПОРЯДКА

Безруков (9-а),

Ушаков (5-а),

Лапшин (9-а)

Трудовая деятельность

забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных  помещений, организация дежурства

ШТАБ СПОРТА

Зайцев П.  (8-б),

Руфиев Э. (8-б),

Такулов Д. (11-а)

Спортивно – оздоровительная деятельность

организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья

ШТАБ КУЛЬТУРНО - МАССОВОЙ РАБОТЫ

Фараджзаде У. (11-А),

Митрошин А. (11-А)

ШТАБ ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ

Смирнова А. (8-а),

Евсикова С.  (8-а),

Трофимец Е. ( 8-б),

Грунис В. ( 8-а)

Художественно – эстетическая деятельность

тематические концерты, фестивали, акции,  праздники, конкурсы, выставки, встречи

ШЕФСКИЙ ШТАБ

Блинникова В (10-а),

Мамедова  Р. (9-а),

Ибадова А. (9-а).

Шефская деятельность

помощь младшим, забота о старших

Помощь педагогов в работе органам самоуправления.

УЧЕБНЫЙ ШТАБ  -  Куприенко С.Н.

ШТАБ КУЛЬТУРНО - МАССОВОЙ РАБОТЫ Кавун Т.В.

ШТАБ СПОРТА  -  Федосов Д.С.

ШТАБ ТРУДА И ПОРЯДКА Самошкин Н.Б.

ШТАБ ПРАВОПОРЯДКА  - Рогожкина Т.В.

ШЕФСКИЙ ШТАБ  Бублий Н.М.

ШТАБ ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ Никритина Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Описание модели ученического самоуправления

Пояснительная запискаВ отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых у...

Модель Ученического Самоуправления ГБОУ СОШ № 647

  Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам.  Самоуправление в школе го...

Модель ученического самоуправления

Что такое самоуправление? В чём смысл ученического самоуправления? Кто такой лидер и т.д. можно узнать прочитав данный материал....

презентация "Модель ученического самоуправления"

В презентации представлена модель ученического самоуправления "Лестница к успеху". В 2006 году модель - дипломант 2 Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления....

Модель ученического самоуправления "Школа - которую делаем сами!"

Модель ученического самоуправления "Школа-которую делаем сами!", успешно реализуемая в рамках воспитательной деятельности ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани...

Модель ученического самоуправления детской общественной организации «СЛАВЯНЕ»

В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования. Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потен...