Модель ученического самоуправления детской общественной организации «СЛАВЯНЕ»
материал

Бурмистрова Наталья Владимировна

В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования. Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации личности. Создание в школе детского самоуправления, дает возможность включения фактически всех учащихся в гуманистические отношения, которые реализуются в процессе деятельности.

Данная модель самоуправления действует в МБОУ "Устьянская С(п)ОШ" на протяжение ряда лет и дает хорошие результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_uchenicheskogo_samoupravleniya_slavyane_2016.doc537 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «УСТЬЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БУРЛИНСКОГО РАЙОНА  АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Модель ученического самоуправления

детской общественной организации

«СЛАВЯНЕ»

                                                                     Автор:  Бурмистрова Наталья              
                                                   Владимировна,

                                                        старшая вожатая

                                                                       МОУ «Устьянская СОШ»

 

2016 год.

Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации личности. Воспитание в детях таких качеств, как инициативности, самостоятельности, умения вести за собой, смелости, доброжелательности, креативности, целеустремленности становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях стал, востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность, то есть обладать позицией лидера. Такие качества помогает воспитывать школьная система самоуправления, активно способствующая социализации учащихся.
       
Устьянской сельской школе – 120 лет. Устьянской средней школе – 62 года.

В настоящее время в школе обучается 127 учеников. Из них в начальной школе -  48, в среднем звене - 62 , в старшем звене -  16.

Образовательный процесс осуществляют 23 педагога.

Воспитательный процесс организуют 11 классных руководителей, два воспитателя интерната, старшая вожатая, 11 руководителей кружков и секций.

Проведенный мониторинг выявил следующие противоречия, присущие ученической среде нашей школы:

  • между потребностью школьников в освоении новых социальных ролей и представлениях, подчас искаженных, о  них;
  • между потребностью в общественно-активной деятельности учащихся в различных видах социальной деятельности и отсутствием соответствующих условий ее реализации;
  • между потребностью в самоутверждении и недостаточными знаниями о том, как это можно сделать в изменяющихся условиях.

Возникновение в 1997 году детской общественной организации «Славяне», стало началом разрешения возникших противоречий, так как именно детская организация дала возможность учащимся участвовать в социально-значимой деятельности. Такая деятельность помогает: научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, освоить новые социальные роли, определить правовые и нравственные нормы.

За 18 лет существования «Славяне» стали для учащихся школы с одной стороны – исключительно важной средой самореализации, с другой – важнейшим фактором социализации, с третьей – действительным инструментом защиты прав и интересов детей. Создание в школе детского самоуправления, дает возможность включения фактически всех учащихся в гуманистические отношения, которые реализуются в процессе деятельности. 

Цель школьного самоуправления: 

Формирование саморазвивающейся личности.

Основные задачи самоуправления:

  • Создавать условия, способствующие развитию личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе. 
  • Создать единый коллектив учащихся и учителей на основе сотрудничества.

Основные принципы самоуправления:

  • принцип самостоятельности
  • принцип ответственности
  • принцип гласности
  • принцип коллективности
  • принцип преемственности

Структура самоуправления:

Дружинный сбор – высший руководящий орган, созывается 1 раз в четверть. Сбор полномочен решать все вопросы деятельности организации.

Совет дружины – руководит деятельностью организации в течение всего учебного года, между сборами. Совет возглавляет воевода.

Малый совет дружины – руководит работой в начальных классах, подчиняется общему сбору.

Отряды – созданы в каждом классе, во главе отряда стоит посадник.

Функции органов ученического самоуправления регулируются Уставом.

Совет дружины состоит из 11 советников, представителей от отрядов, работающих в 6 секторах:

  • по воспитательной работе
  • по учебе
  • по дисциплине
  • по хозчасти
  • по культуре
  • пресс-центр

Для организации школьных мероприятий при секторах формируются советы дела  (временно действующие организаторы).

Схема ученического самоуправления   в  школе:

Схема ученического самоуправления  в отряде:

 Самоуправление в отрядах необходимый компонент в общешкольной системе самоуправления. С помощью классного самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника, современному воспитанию личности.

                     

Организационная структура управления:

Только взаимосвязь, взаимоподдержка помогает жизнь в школе сделать интересной. Учащиеся не только ведомые, но и союзники, участники управления школьным коллективом.

Обязанности членов Совета дружины:

Воевода – совместно с вожатой направляет работу членов Совета дружины, посадников на организацию дел в отрядах и дружине в соответствии с планом работы и решениями сбора.

Советники:

По учебе – следит за успеваемостью в отрядах, организует рейды по проверке соблюдения режима дня, следит за посещаемостью уроков, заполнением дневников, сохранностью учебной литературы.

По дисциплине – следит за дисциплиной в школе во время перемен, в столовой, в общественных местах.

По культуре – организует, готовит, проводит мероприятия в школе, отрядах; заботится о досуге во внеурочное время.

По хозяйственной части – следит за сохранностью школьного имущества, организует самообслуживание, изготавливает необходимый инвентарь, следит за санитарным состоянием школы, классов, внешним видом учащихся.

Пресс-центр – выпускает стенгазеты в школе, следит за оформлением отрядных уголков.

В процессе развития ученического самоуправления проявляются тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается его уровень самостоятельности и ответственности как высший показатель его личного роста. Кроме того, степень участия в самоуправлении определяется уровнем личных достижений школьников.

Школьники разных уровней личностных достижений включаются в самоуправление разных уровней (отряд, дружина, управляющий совет).

1 уровень – индивидуальный.

Каждый ученик школы имеет право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как школьного, так и классного.

2 уровень –  уровень первичного коллектива.

         Все учащиеся школы являются членами классного коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Все члены классного коллектива, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься.

Актив класса отвечает:

  • за дела внутри класса,
  • за участие в общешкольных делах;
  • готовит информацию и предложения в вышестоящие  органы самоуправления.

Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание класса. На общем классном собрании:

  • планируется работа классного коллектива
  • подводится итог работы за определенный промежуток времени;
  • выбирается представитель класса в Совет дружины - советник.

На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с классным руководителем, который представляет интересы педагогического коллектива и классным родительским комитетом. Для решения наиболее важных вопросов собирается собрание учащихся, родителей и учителей-предметников, работающих в данном классе.

3 уровень – уровень детской общественной организации  образовательного учреждения.

Главным законодательным органом детской организации является дружинный сбор, работой между сборами руководит Большой Совет дружины, в который входят представители 5 – 11 классов, также группа наиболее активных старшеклассников, выдвинутых отрядами в кандидаты на воеводу и не прошедших голосование.

Для координации работы отрядов начальных классов создан Малый Совет дружины, который  работает под руководством воеводы и общего дружинного сбора. Функций у него меньше, все они соответствуют возрастным возможностям ребят 2-4 классов. Малый Совет дружины помогает выявить лидеров уже в начальной школе. Готовит их к участию в общественной жизни организации.

На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно со старшей вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, которые входят в состав  Управляющего Совета и представителями попечительского совета.

  1. уровень – уровень коллектива образовательного учреждения.

Общее руководство Учреждением осуществляет  Управляющий совет общеобразовательного учреждения, который является коллегиальным органом самоуправления, осуществляющим в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции общеобразовательного учреждения. Совет состоит из избираемых членов, представляющих: родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования; работников общеобразовательного учреждения, в том числе  руководителя общеобразовательного учреждения; обучающихся (на третьей ступени общего образования);  учредителя; кооптированных членов.

Управляющий Совета Учреждения: утверждает концепцию развития Учреждения, разработанные долгосрочные образовательные программы; утверждает локальные акты Учреждения; утверждает правила для учащихся; утверждает положения о структурных подразделениях; утверждает бюджет Учреждения (смету доходов и расходов); утверждает структуру Учреждения по представлению директора; принимает решения по другим важнейшим вопросам жизни школы, не отнесенным к компетенции директора.

В нашей школе выбор актива регулируется «Уставом» Управляющего Совета школы, «Уставом» детской общественной организации, Положением о выборах в дружине, Положением о выборах в отряде.

Нормативно – правовая база.

В число нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят:

  1. Всеобщая декларация прав человека
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Конституция Российской Федерации
  4. Закон РФ «Об образовании»
  5. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  6. Устав образовательного учреждения с конкретными положениями о структуре и полномочиях органов самоуправления.
  7. Положение об Управляющем совете школы.
  8. Программа детской общественной организации «Славяне»
  9. Устав детской общественной организации «Славяне».
  10. Положение о выборах в детской общественной организации «Славяне».

ДОПОЛНЕНИЕ К МОДЕЛИ

 ученического самоуправления

детской общественной организации

«СЛАВЯНЕ»

от.25.09.2017

В год 20-летия ДО «Славяне» стала пилотной площадкой внедрения  Росссийского движения школьников в Бурлинском районе Алтайского края.

Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.

Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

В связи с новыми направлениями работы в ДО «Славяне» изменилась схема ученического самоуправления, добавился Штаб РДШ. Руководит Штабом Лидер РДШ, избранный общим сбором воевода ДО «Славяне». Лидеры направлений избираются из числа активистов на Совете дружины ДО «Славяне».

Схема ученического самоуправления   в  школе:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Описание модели ученического самоуправления

Пояснительная запискаВ отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых у...

Программа детской общественной организации «СЛАВЯНЕ»

Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. Стратегия развития детского и молодежного общественного движения, повышения социальной активности учащейс...

Детская общественная организация школьного ученического самоуправления "Наш дом"

Здесь вы найдете план работы, учетную карточку и Положение...

Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе

Выступление  старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления  Детской Школьной Организации «Исток» в  развитии  интерес...

Детская общественная организация «Одиссея разума» как вариант инновационной модели российского детского движения.

В данном материале представлены тезисы доклада, посвященного созданию детской организации в современных условия образовательного учреждения....

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...