Методическая работа Смирновой М. Резонанс
методическая разработка по теме

РЕЗОНАНСЭТО  ФАКТОР ,ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ  УНИКАЛЬНОСТЬ  ГОЛОСА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya_pdo_smirnovoy_m._rezonans.docx154.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация ПДО Смирновой М.Н.

РЕЗОНАНС (КОНТРОЛЬ ТЕМБРА И ПРОЕКЦИИ)

ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗВУКА (ПРОЕЦИРОВАНИЕ)

Над гортанью расположена система полостей, называемых «надставной трубкой». Ее составляют: глоточная полость, ротовая, носовая и придаточные полости носа. Благодаря резонансу этих полостей меняется тембр звука.

Придаточные полости носа и носовая полость - стабильные по форме и потому имеют неизмененный резонанс. Резонанс же ротовой и глоточный полостей меняется благодаря артикуляционному аппарату, состоящему из языка, губ и мягкого нёба.

РЕЗОНАНС - УСИЛЕНИЕ ИДУЩЕГО ОТ СВЯЗОК ЗВУКА В ПОЛОСТЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НАД ГОРТАНЬЮ.

Хотя голосовые связки с каждой пропеваемой нотой постоянно приспосабливаются к высоте звука и динамике (уровню громкости), мы упрощенно рассматриваем этот процесс с точки зрения физических ощущений, которые испытывает при этом певец.

Грудной голос или грудной резонатор отвечает за нижнюю часть диапазона, за объемность звучания. Резонанс грудной - низкие звуки (пение классического типа).

Головной резонатор отвечает за верхнюю часть диапазона.

Резонанс головной - высокие звуки (дает усиленное, более полетное звучание).

Часть диапазона, в котором смешиваются свойства как грудного так и головного резонаторов, называется средним резонатором или средним голосом. Резонанс полости рта - центральный (пение неусиленным голосом, посылая звук в направлении рта).

РЕЗОНАНС -ЭТО ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ УНИКАЛЬНОСТЬ ГОЛОСА.

Ощущение, которое вы испытываете, не имеют отношения к колебаниям связок - они являются результатом резонансов. Возникнув на связках, звук проходит определенные трансформации. Связанные друг с другом полости, которые лежат кверху от гортани (включая и со-

стояние стенок), усиливают волны одних частот и подавляют волны других частот. Этот процесс называется резонансом.

Проекция - это акустический феномен, возникающий тогда, когда вы, извлекая свой звук, сохраняете эффективный баланс между воздухом и мышцами. Крик же подразумевает выброс воздуха, который может «сорвать» ваш голос.

Резонансная система

Резонансные полости (здесь звук трансформирруется)

Язык

Челюсть

Голосовые связки (здесь звук повышается)

Трахея

 

Побочным продуктом резонанса являются испытываемые певцом физические ощущения. Низкие звуки ощущаются так, как будто они звучат во рту и горле, а иногда и в груди- поэтому и возник термин «ГРУДНОЙ ГОЛОС». Грудное резонирование придает голосу мощь,.силу, компактность.

При пении выше, если петь правильно, голос как бы уходит изо рта и движется все дальше, и дальше за мягкое нёбо, пока наконец певец не почувствует что он исходит из задней части головы- отсюда термин «ГОЛОВНОЙ ГОЛОС». Звук напрвляется в головной резонатор, фиксируется в одной точке, как бы собирается конусом, пучком в эту единственную точку.

Но испытываемые вами физические ощущения не имеют ничего общего с тем что слышит слушатель. Однако, эти ощущения могут помочь управлять вашим собственным голосом.

Физические ощущения певца во время пения

головной голос

(Кажется, что самые высокие звуки выходят из задней части головы)

ГРУДНОЙ ГОЛОС (Кажется, что низкие звуки идут прямо изо рта)

СРЕДНИЙ ГОЛОС (Сочетание головных и грудных ощущений. Это — середина)

Вибрация голосовых связок определяет начальные качества звука, а резонанс формирует его конечные характеристики, благодаря которым ваш голос отличается от множества других голосов. Причина этого отличия кроется в уникальной форме и размере вашей резонансной системы.

Высокая позиция звука

Именно ощущение «головы» придает пению высокую позицию, полетность. «По-настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову», - говорят итальянские мастера пения.

Головное резонирование обеспечивает яркость, полетность голоса, его неутомимость и долговечность.

Умение пользоваться резонаторами, посылать звук в единственную нужную точку, где бы голос концентрировался акустически и художественно чрезвычайно ценно.

Итальянский педагог Барра говорил:

«Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования. Не усилие гортани, не нажим на нее со стороны дыхания, не «кряканье», а мягкая, эластичная подача дыхания должна принести резонирующий звук.»

Он образно иллюстрировал мысль так. Ударял на рояле несколько нот и говорил, показывая на клавиши :

«Голос - это не то, что я ударил на инструменте, а то, что звучит в зале, в помещении; то что обогатилось звучанием пространства, получило отзвук, что продолжительно звучит. Все: упражнения, гаммы, слова и фразы надо петь так, чтобы строить певческий тон, не как удар по клавишам, а как отзвук, как «резонативный тон». Такой звук и есть правильный певческий тон.»

Наиболее резонирующими гласными считаются - И, Е, У.

Регистровая ломка проявляется на гласных - А, 0.

Сонорные согласные используются для правильного достижения посыла звука в головные резонаторы- Л, М, Н, Р.

В работе над близким звучанием помогают губная согласная Б, и языковая Д.

Хорошей настройке верхних резонаторов помогают НЭ, МЭ, РЭ.

«Несвязанный» фальцет, как и «связанный» головной голос позволит ощутить свободу пения в высоком регистре диапазона без всякого напряжения. Но в отличие от головного голоса, фальцет не может соединиться с грудным голосом. Отсюда термин «несвязанный». Фальцет помогает расслабиться верхней части диапазона.

При расслабленной и стабильной гортани ваш резонатор также остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона, в котором вы поете.

Контроль над голосом осуществляется не при помощи управления дыханием, связками или резонатором, а автоматически, при условии, что гортань неподвижна, внешние мышцы расслабленны, а голосовые связки утончаются, а затем укорачиваются при пении верхних нот.

Вялое дыхание, слабый слух, невнимательность, форсирование звука и дыхания, при недостаточном использовании грудного резонатора - звук становится поверхностным и повышенным. При излишне перекрываемом звуке - интонация понижается (также при болезнях, и при утомляемости).

В высоком регистре звуки интонировать труднее, чем в среднем. При движении мелодии вниз, надо подтягивать звуки вверх, а при движении мелодии вверх - «осадить», успокоить певца.

 

При работе использовались материалы Заслуженного работника культуры  А. И. Рудневой г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Исследовательская работа Смирновой Екатерины "О том, как он пришёл к живописи, и о музыкальной составляющей его творчества"

Исследовательская работа Смирновой Екатерины "О том, как он пришёл к живописи, и о музыкальной составляющей его творчества"...

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446

 О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Конкурсная работа Смирнова Тимофея

Конкурсная работа Смирнова Тимофея...