Метод проектов в системе формирования успешной личности
статья по теме

Проектность должна пронизывать всю жизнь современной школы, включая управление школой и тип отношений между субъектами образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayon.konferentsiya_30.09.122.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

   «Роль проектного метода в  процессе формировании успешной личности»

 Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. Чтобы не отставать от времени, не говоря уже о том, чтобы опережать его, школьное образование должно качественно измениться.

Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, педагоги  нашей  школы  пришли к выводу, что особое внимание надо  уделять формированию положительной  мотивации учащихся, творческому подходу  в обучении.  Необходимость решать эти задачи подтолкнула нас к детальному изучению, а потом и к активному использованию проектного метода обучения,  в  основе которого лежит креативное мышление и  умение ориентироваться в информационном пространстве.

   Но как активизировать учащихся, стимулируя их природную любознательность?  Как мотивировать  интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом? Как изменить отношения между учителем и учеником?

  Все эти вопросы и предполагают поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.  В  частности, через организацию проектной деятельности.

Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности. В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого продукта  без целостной и детальной проработки. Очень часто проектом называют даже такую самостоятельную работу ученика,  как например,  реферат или доклад. Свой вклад в путаницу с терминами активно вносят наши средства массовой информации, в которых проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а у учеников – о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.

Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект. Если  мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Над проблемой изучения и внедрения метода проектов педагоги нашей школы работают на протяжении последних десяти  лет.  Проектную форму обучения они широко используют как в урочное, так и внеурочное время. Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется уже в начальной школе. При организации проектной деятельности в начальной школе мы учитываем возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Включаем учащихся в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах ребята с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий ограничивается одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходит к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). От однопредметных  - к межпредметным, от личных проектов -  к групповым и общеклассным.

Остановлюсь на наиболее интересных проектах учащихся начальной школы.

Социально-творческий проект «Моя Родина – Россия». Проект развивает социально-активную личность, формирует гражданственность, расширяет правовую культуру человека как избирателя.

А результатом проектов  «Создание азбуки» и «Культурное наследие Древней Руси» стало создание древнерусской рукописной книги, макетов храмов, презентаций. Опыт работы по данному проекту был презентован на всероссийском Горчаковском форуме творческих проектов в октябре 2013 года.

Социально-творческий проект «Моя семья» -  победитель Международного интернет - проекта «Литературное творчество в системе социокультурного развития школьников 10-12 лет». Проект развивает мировоззрение учащихся, их способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания в межличностных отношениях. Полученный опыт представлен в печатном продукте «Волшебный мир чтения».

 В рамках международной программы  «ЭКО-школа / Зеленый флаг» разработан и осуществлен эколого-краеведческий проект «Любимый уголок Царского Села».  Формирование  познавательного интереса у детей к изучению родного города, повышение уровня культуры и нравственности,  развитие  их творческой инициативы – главные задачи данного проекта. Ученики начальной школы из вторсырья (ткань, полиэтилен, кожа и пр.) создали удивительную по красоте книгу с великолепными пейзажами нашего любимого города.

 Таким образом, системные изменения начальной школы, в которые естественным образом вписывается проектная деятельность, дает необходимые результаты для дальнейшего развития этой деятельности в среднем и старшем звене.

Кроме того, проектирование – это еще и социально-значимая, имеющая социальный эффект деятельность, в ходе которой подросток вступает во взаимодействие с миром, с социумом. Социальное проектирование является одним из основных направлений инновационной  работы школы.

     В процессе 2013 – 2014 учебного года в средней и старшей школе было реализовано 14 социальных проектов. Расскажу о самых интересных.

 Пробуждение интереса к национальной культуре своего народа во всем его многообразии вылилось в социально-творческий проект «Русский фольклор», который был реализован в рамках Царскосельского фестиваля русского языка.  Разработано видеопособие «Русское народное творчество» (демонстрационный материал для изучения различных жанров народного творчества). В результате реализации проекта составлен  календарь с описанием всех жанров народного творчества в виде  «оживших»  картинок. Видеопособие может быть использовано учителями музыки, литературы при изучении темы «Русское народное творчество», классными руководителями на тематических классных часах. Проект «Русский фольклор»  представлен на Горчаковском Форуме Творческих Проектов в октябре 2013года.

 По итогам всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию работы по гражданскому и патриотическому воспитанию наша школа в 2012 году награждена Почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации». Немалый вклад в эту весомую награду внес социальный проект «Это нужно живым».  Проект направлен на формирование гражданских и патриотических чувств подростков, привлечение внимания молодежи к забытым страницам Великой Отечественной войны, укрепление связи поколений, воспитание любви к истории своей страны и народа. Ребята совершили  туристический поход в г.Сольцы с целью сбора информации и материалов для создания фильма «Неизвестные страницы истории Великой Отечественной войны». Цель создания фильма - сохранить для истории «живые» воспоминания представителей героического поколения: их эмоции, чувства, боль, страх, горечь утраты и ни с чем несравнимую радость Победы. Состоялась презентация фильма и его размещение в сети Интернет.

Социальные проекты «Волонтерская служба», «Город, в котором я живу» реализуются в сотрудничестве с Царскосельским Домом молодежи и Дворцом детского  творчества юных города Пушкина. Формирование гражданских чувств подростков, поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания  привело к созданию в школе волонтерского отряда, участию в добровольческих акциях «Дари свое тепло», «Чистый город», «Георгиевская ленточка», «Посылка солдату-земляку», «Праздник в детский дом», «Добрый апрель», «Мой город, тебе мою заботу!»

Ну а в завершении -  о самом любимом проекте.  В 2013 году в рамках Царскосельского фестиваля русского языка был реализован социальный проект «Уроки русского». 

В рамках проекта учащиеся школы  собирали слова, в которых царскоселы и гости города чаще всего делали ошибки. Проанализировав их, провели акцию «Говорите, пожалуйста, правильно!», выпустили просветительские листовки и расклеили их  на социальных объектах города.

 Также в рамках этого проекта ребята участвовали в выпуске радиопередач «Уроки русского» на радио «Царское Село», печатали статьи в «Царскосельской газете». Ученики школы обратили внимание на то, что в салонах общественного транспорта нашего города нередко встречаются грубые орфографические ошибки в названиях исторически значимых объектов. В конце срока реализации проекта учащимися школы был проведён социологический опрос и снят видеофильм о  необходимости проведения данного мероприятия. Были  получены не только положительные ответы, но и пожелания о  дальнейшем развитии проекта.

Уважаемые коллеги! Это далеко не весь перечень социально-творческих проектов, реализуемых учениками нашей школы. Каждый проект – это кропотливый труд учителя и учеников, благодаря которому формируются умения и навыки интеллектуального и практического характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к общешкольному родительскому собранию по теме "Единство семьи и школы в выработке требований к учащимся - залог формирования успешной личности"

Семья это - первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребёнка, его п...

Презентация "Формирование успешной личности" выступление на педсовете.

В данной презентации "Формирование успешной личности", я раскрывала цель выбранной программы воспитания. Направления воспитательной деятельности ирезультаты работы....

Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)

Эта исследовательская работа о методе проектов,как одном из способов формирования исследовательской компетенции личности ученика....

Метод проектов как средство формирования всесторонне развитой личности

Метод проектов в образовательной школе реализует личностно-ориентированное, деятельное обучение учащихся. Данный метод осуществляется путем интеграции информационно-коммуникационных технологий с образ...

Статья в жернале "Школа и производство", №7, 2013г., "Метод проектов как средство формирования успешной личности.", часть 1

   Считаю, что как учитель достигла главной цели: сформировала  в детях активную жизненную  позицию, стремление творить не только для личного блага, но и на пользу обществу....

Авторская разработка "Рейтинговая система - средство мониторинга формирования успешной личности"

Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одними из главных проблем современного общества. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с...