Адаптационная программа спецкурса "Русский язык как иностранный" для 5-6 классов
рабочая программа (5 класс) по теме

Тюлентаева Елизавета Дмитриевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова. Духовно-нравственное воспитание, воспитательный идеал, цели и задачи воспитания, ценности, программа воспитания и социализации.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования (далее — Стандарта) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе.

В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиями.

Примерная программа воспитания и социализации учащихся разрабатывается на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Она является концептуальной и методической основой для разработки образовательным учреждением собственной программы воспитания и социализации школьников с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов обучающихся и их родителей, регионального сообщества. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый — Закон "Об образовании". В ст. 14, п. 1—2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования:

  • самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
  • укрепление и совершенствование правового государства;
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграция личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • формирование духовно-нравственной личности;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — "человек государственный, слуга царю и отечеству". Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. "Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла" (Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. С. 42). Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Представление о новом воспитательном идеале, который должна была поддерживать отечественная школа, содержала книга "О должностях человека и гражданина", изучавшаяся с 1783 г. во всех учебных заведениях империи. В ней были изложены нравственные и правовые нормы того времени, среди которых забота о благе Отечества была важнейшей.

Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Александра I отменяет чтение книги "О должностях человека и гражданина" в образовательных учреждениях, Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета. Это не меняет государственной образовательной политики, направленной на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.

После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. В дореволюционную эпоху "обожение" власти сдерживалось православием, пониманием ценности человека как творения Божьего и его права на духовное совершенствование. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само претендовало на то, чтобы стать новой вселенской церковью. Власть обожествляет советский строй, превращает вождя в богочеловека, который выводит свой народ из плена капиталистического рабства и ведет его в коммунизм — Землю обетованную. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и беззаветного служения партии и советскому народу (фактически — советскому строю). Важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма.

Конец прошлого и первые годы нынешнего века — особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал — свободная в своем самоопределении и развитии личность.

В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее должна исходить из глубокой приверженности национальным духовным, культурным, историческим традициям, из нашего героического прошлого. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед современниками, памятью предков и жизнью потомков.

Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры.

В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Формирование такой личности — задача простая: она может быть решена в отдельной семье, — и предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом. Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества.

Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни — личности, общества и государства.

В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

  • готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";
  • укрепление нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
  • позитивную нравственную самооценку и самоуважение;
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:

  • сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;
  • готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;
  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;
  • сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
  • приобщение к ценностям и традициям российской семьи;
  • бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;
  • законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

  • укрепление и совершенствование правового государства;
  • повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;
  • укрепление национальной безопасности.

В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит общеобразовательной школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России. Такое пространство еще предстоит создать. На первом этапе оно должно быть организовано в пределах школе и ее ближайшего социального окружения.

Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе "Об образовании" понятия "духовно-нравственное развитие обучающегося". Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является примерным. Образовательное учреждение при разработке собственной программы воспитания и социализации школьников может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания образовательного процесса образовательное учреждение может делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

Систематизация ценностей указывает на содержащиеся в национальной культуре источники нравственности и человечности, но имеет особое педагогическое значение. Каждая из вышеобозначенных групп базовых ценностей педагогически оформляется в целевую программу воспитания и социализации школьников (далее — Целевая программа).

Целевые программы имеют комплексный характер. Каждая разделяется на ряд подпрограмм согласно соответствующей системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой школьником она должна обеспечить. Например, Целевая программа "Гражданственность" включает в себя подпрограммы: "Правовое государство", "Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей", "Закон и правопорядок", "Межэтнический мир", "Свобода совести и вероисповедания". Таким же образом структурируются и иные Целевые программы.

Содержание воспитания в школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Что есть правовое государство? В чем состоит долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей? Почему необходим закон и правопорядок? Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами культурной, гражданской, религиозной жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства, литературы и кино;
  • периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
  • традиционных российских религий;
  • фольклора народов России;
  • истории своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают весь учебный процесс, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством Целевых программ и подпрограмм. Каждая Целевая программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:

  1. 1.урочная деятельность;
  2. 2.внеурочная деятельность (культурные практики);
  3. 3.внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
  4. 4.семейное воспитание;
  5. 5.изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Полнота духовно-нравственного воспитания, развития личности гражданина России достигается во взаимодействие образовательного учреждения с традиционными религиозными организациями и институтами гражданского общества. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития гражданина России.

Образовательное учреждение взаимодействует с традиционными религиозными и иными общественными организациями в целях реализации собственных Целевых программ. Организационной основой такого взаимодействия могут выступать центры духовно-нравственного воспитания (в настоящее время действуют во многих субъекта РФ), учреждения дополнительного образования или иные организации, координирующие работу школ, религиозных и общественных организаций в пределах своей территории. Образовательное учреждение может непосредственно взаимодействовать с религиозными и общественными организациями для более полной реализации своих Целевых программ. Формами такого взаимодействия являются культурные и социальные практики, осуществляемые по направлениям: социальная благотворительность, паломническо-трудническое служение, патриотическое воспитание, туристско-краеведческая работа, экологическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание и др. Религиозные и общественные организации содействую включению обучающихся в общественно-полезную, нравственно-ориентированную деятельность.

Эффективной формой социализации школьников является их добровольное участие в деятельности различных детско-юношеских общественных объединений. Такое участие позволяет обучающимся осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка. Детско-юношеское движение — это форма самореализации детства, что и обусловливает необходимость ее педагогической и организационной поддержки со стороны педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей школьников. Образовательное учреждение в инициативном порядке самостоятельно или совместно с другими образовательными учреждениями, иными организациями может создавать собственные детские разновозрастные общественные движения (сообщества). Участие в уже существующих или/и создание новых детско-юношеских движений (сообществ) открывает дополнительные возможности для реализации Целевых программ во внеурочной и внешкольной деятельности.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Phillip С. Slechty. “Schools for the 21st Century”. San Francisco, 1990.

2.Онищук В.А. “Урок в современной школе”. Москва, “Просвещение”, 1991 г.

3.Арапов М.В., Загвоздкин, В.К. “Вольдорфские школы в России”, 2000г.

4.Иллих И.Н. “Общество, отказавшееся от образования” 1971г.

5.Козлова С.А., Куликова Т.А. “Дошкольная педагогика”. Москва, “Academa” 2000г.

6.Кларин М.В. “Инновации в обучении. Метафоры и модели.” Москва, “Наука”, 1997г.

7.Журналы “Дошкольное воспитание” №№ 5, 12 1997г., № 2 1998г., № 7 2000г.

8.Журналы “Вестник образования” № 9 1998г., № 14 2000г.



Предварительный просмотр:

Принята на заседании                                                  Утверждаю:

ШМО классных руководителей                                  Директор МБОУ «СОШ № 5»

Протокол №  ______                                                     Приказ №  _____

от «_____ »________ 2013 г.                                       от «_____ »________ 2013 г.                              

                                                                                        __________  Т.А.Лукина                                

Программа духовно – нравственного развития школьников

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «

на 2013 – 2017 годы

МБОУ «СОШ № 5»

Паспорт программы

Наименование программы

Программа воспитания школьников  МБОУ

 « СОШ  № 5 ШМО классных руководителей

Исполнители программы

Педагоги и учащиеся   МБОУ  « СОШ  № 5»

Цель программы

  •  Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  •  Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного  поселка, края и страны.

Задачи программы

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Сроки реализации программы

2013– 2017 гг.

Ожидаемые результаты

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
  • Формирование стойкой патриотической позиции.
  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Воспитание потребности в духовном обогащении.
  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.
  • Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
  • Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
  • Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.
  •  Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
  • Формирование положительного имиджа МБОУ             « СОШ  № 5» через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в городе.

Пояснительная записка

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.

Цель: 

  • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи: 

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Основные принципы организации воспитания: 

  • Принцип целостно-смыслового равенства.
    У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов  МБОУ « СОШ  № 5»

Кадровое обеспечение: 

  • педагоги  МБОУ «СОШ № 5»;
  • педагоги дополнительного образования;
  • медицинский работник школы.

Организация программы

   Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.

II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

Структурная модель программы духовно-нравственного

 развития школьников .

Блоки

Воспитательные задачи

Основное содержание

Основные формы

Познание

себя

-Выявление и развитие у учащихся способностей, стремлений к самореализации;

-воспитание ответственности и гражданской позиции;

-приобщение к духовным ценностям.

Приобщение учащихся к творчеству;

-развитие спортивных способностей;

-развитие интеллектуальных способностей.

-беседы;

-деловая игра;

-классные часы;

-кружки;

-секции;

-конкурсы.

Счастье семьи

-Осознание важности семьи в жизни;

Воспитание любви и чуткости к родителям;

-осознание обязанностей в семье.

-Знакомство с профессиями родителей;

-сохранение лучших традиций  в семье;

-изучение родословной.

-экскурсии;

-выставки;

-праздники;

-походы;

-встречи с интересными людьми;

-родительские собрания.

Мои друзья

-Воспитание уважения к ближним;

-осознание себя в коллективе;

-развитие инициативы и активности.

-Выявление актива класса;

-привлечение всех к общественным мероприятиям;

-работа по сплочению коллектива.

-Классные часы;

-праздники;

-диспуты;

-выставки;

-беседы.

Моя школа

-Воспитание любви к школе;

-воспитание и развитие духовных ценностей на примере выпускников школы.

-Работа по благоустройству школы;

-соблюдение традиций школы;

-изучение истории школы;

-участие в школьных мероприятиях.

-различные школьные мероприятия;

-субботники, трудовые десанты,

-экскурсии в школьный музей.

 История моей Родины

-Приобщение детей к насущным заботам поселка, города,  к его экологическим проблемам;

-воспитание гордости и любви к родному поселку, городу, уважение к его истории и жителям.

-Знакомство с историей поселка, города;

-изучение военной и трудовой истории поселка, города;

-посещение значимых предприятий;

-работа по благоустройству поселка.

-Чтение книг об истории  поселка;

-встречи с интересными людьми;

-выставки и экскурсии;

-классные часы;

-субботники.

Уголок России – отчий дом 

-Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.

-Знакомство с историей России, ее культурой;

-изучение культуры других национальностей, населяющих Россию;

-участие в областных,  во Всероссийских конкурсах.

Классные часы;

-экскурсии;

-посещение театров и выставок других национальностей и народов;

-праздники;

-встречи с интересными людьми.


Циклограмма основных мероприятий воспитательной программы

«Я – ученик, человек, гражданин»

«Познание себя».

Вид мероприятий

Название

Цели

Исполнители

1

Классный час

«Как поступить»

«Мои увлечения»

«Что для меня ценно?»

«Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних»  

Отношение к честности и принципиальности на основе школьных ситуаций.

Отслеживание кружковой деятельности учащихся.

Анкета-перспектива планирования воспитательной работы.

Воспитание правовой культуры

Зам. директора по ВР,ст вожатая классные руководители,2-11 кл.

2

Беседа

«Кто я?»

«Золотое правило»

Анкетирование с целью выявления интересов в свободное время.

Отношение подростков к классному коллективу.

  классные руководители

2-11 кл.

3

 Конкурс

Заседание дискуссионного клуба  

 «Лидер 21 века» «Ученик года»

«Этикет для меня»

«Ох уж этот переходный возраст»

 «Как противостоять агрессии и разрешить конфликт».

Развитие интеллектуальных и нравственных способностей и  самоанализа.

Привитие навыков общения и поведения в социуме.

Разрешение психологических проблем путем моделирования конфликтных ситуаций.

Привитие навыков общения и поведения в социуме. Воспитание толерантности.

 Зам. дир. по ВР, ст. вожатая, совет старшекл. Кл. руков. 8-11 кл.

Зам. дир. по ВР, ст. вожатая, совет старшекл.

4

Конкурс творческих работ

Месячник правовых знаний. Проведение обл. референдумов 

Антиникотиновая акция

Конкурс

«Человек будущего»

«Письмо самому себе»

«Мои права и обязанности» 

«Проступок, правонарушение, преступление»

«Всем миром против табака»

«Мисс «Весна» -  

Выявление индивидуальных представлений учащихся о своей роли в обществе.

Воспитание правовой культуры

Воспитание потребности в ЗОЖ

Развитие творчества, активности, воспитание  любви к прекрасному.

Классные руководители,   4-6кл.

Зам. дир. по ВР, ст. вожатая, кл. рук. 1 – 11 кл.

Ст. вожатая, совет старшекл

Ст. вожатая, совет старшекл

«Счастье семьи».

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

1

Классный час

«Я и моя семья»

«Мои обязанности дома»

 «Семья – ключ к счастью»

Анкетирование с целью выяснения отношений в семье.

Привитие навыков труда, бережное отношение к родителям.

Приумножение семейных ценностей.

Классные руководители,5-8кл.

1-4кл.

1-11 кл.

2

Конкурс сочинений

«Мой счастливый день с семьей»

Сохранение и приумножение семейных традиций.

Учителя русск. яз. и литературы

3-11кл.

3

Праздник ко Дню матери

Конкурс на лучшую фотоработу

«Пусть всегда будет мама»

 

«Самая любимая на свете»

Чествование матерей, бережное к ним отношение.

Знание истории семьи, семейных традиций.

Связь семьи со школой, сохранение семейных традиций.

Зам. директора по ВР, Совет старшеклассников,

1-11кл.

4

Выставка

«Семейный альбом»

«Мой папа – солдат»

«Моя родословная»

«Делаем и мастерим с семьей»

Воспитание любви к родителям, гордости за семью.

Воспитание гражданского долга.

Знание семейной истории, связь поколений.

Совместное творчество детей и родителей.

Зам. директора по ВР, старшая вожатая, родители, уч-ся1-11кл.,учителя.

5

Встречи с интересными людьми

«Профессия моих родителей»

Развивать творческие способности, интерес к различным профессиям.

Кл рук., род комитет,5-11кл.

6

Поход

«Ура! Каникулы!»

«Роща золотая»

«В зимнем царстве»

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, экологическое воспитание.

Учителя,1-11кл.

7

Экскурсия

«Здесь работает мой папа (мама)»

Прививать  интерес к труду родителей

Кл. руководители,8-9кл.

8

Родительское собрание

«На чашку чая»

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Выборы родительского комитета.

Подведение итогов года.

Администрация, кл. руководители1-11кл.

«Мои друзья»

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

1

Классный час 

Анкетирование учащихся

«Я+ТЫ= МЫ»

«Этот дружный класс»

«Мальчик с девочкой дружил»

 

«Как  мне живется и работается в классе?»

Распределение поручений с учетом характера и склонностей учащихся.

Воспитание качеств товарищества, взаимопомощи.

Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек.

Отношения в классе между одноклассниками.

Отслеживание  характера взаимоотношений в классном коллективе

 Классные руководители,

2-11кл.

3-5кл.

7-9кл.

4-5кл.

Ст. вожатая, совет старшеклас.

2

Праздники

 

 «Здравствуй, школа!»

«Мои друзья со мной»

КВН, дискотека

Чествование именинников, воспитание коллективизма и сплоченности.

Совет старшеклассников

Кл.рук,1-11кл.

3

Выставка рисунков

«Мой лучший друг»

Воспитывать гуманистическое начало.

Кл.рук., ст вожатая, Совет старшеклассников

4

Диспут

«Друг и враг»

«Ты знаешь – я рядом»

«Экзамен на зрелость»

Представление о нравственных понятиях добра и справедливости.

Умение быть в хороших отношениях со всеми.

Оценка личной общественной активности выпускников.

Ст.вожатая, кл.рук.,

1-4кл.

Психолог,соц. педагог,кл.рук.,5-7кл.

Психолог,9ые,11ый кл.

5

Игра

Конкурс

«Своя игра»

«Законы класса»

«Класс года»

«Мир детей в пространстве мира взрослых»

Определение системы ценностей подростков и соответствия их представлений нравственным нормам.

Кл.рук.,8-11кл.

 

Зам. дир. по ВР, ст. вожатая, кл. рук. 8– 11 кл.

«Моя школа»

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

1

Классный час

«Школьные кружки»

«Они сражались за Родину»

Привлечение учащихся в кружки, секции по интересам.

Встречи с воинами-интернационалистами, воспитание патриотических чувств.

Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования, кл рук.

Зам. директора по ВР,

кл. руководители

2

Праздник-выставка

Конкурс сочинений

Концерт-поздравление ко Дню учителя Осенний бал. 

Конкурс рисунков

День родной школы.

«Сердце отдано школе»

«Рассказ ветерана»

 

«Гордое имя - учитель».   

«Золотая осень»

 «Мой любимый учитель»

«Школьные годы чудесные..»

Навыки поисковой деятельности, умение преподнести материал.

День дублера. 

 Встреча с ветеранами педагогического труда

Конкурсная программа, дискотека

Выставка рисунков

Сохранение школьных традиций, воспитание уважения к старшему поколению.

Совет старшеклассников, руководитель муз уголка

Совет старшеклассников, старшая вожатая

Совет старшеклассников, старшая вожатая

Зам. дпректора по ВР, ст вожатая,кл. рук.,7-11кл.

3

Беседа

«Школьные традиции»

Ознакомление со школьными традициями, связь поколений.

 Старшая вожатая, кл.рук.

4

Экскурсия

«Открыты двери школьного музея»

 «Давайте познакомимся!»

Ознакомление с историей школы.

Экскурсия по библиотеке  

Учитель истории

Библиотекарь

5

Встречи с интересными людьми

Конкурс «Интервью с интересным человеком»

Фотовыставка

«Все работы хороши»»

«Родная школа в лицах»

Сохранение школьных традиций, воспитание уважения к старшему поколению.

Родительский комитет

Совет старшеклассников, кл. рук.

Зам. дпректора по ВР, ст вожатая,кл. рук.,7-11кл.

6

Субботник

  «Наш прекрасный школьный двор»

Любовь к труду, бережное отношение к школьному имуществу.

1-11кл, учителя

«История моей Родины».

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

1

Классный час

«О людях, прославивших наш поселок»

«Почему так названа улица?»

Воспитание патриотических чувств, гражданской позиции.

Навыки поисковой деятельности, ознакомление с историей поселка.

Кл. рук.1-11кл.

Учителя истории,кл.рук.

2

Лекторий

«Мой город»

Чтение и обсуждение книг о  Новотроицке.

Библиотекарь.

3

Экскурсия

Конкурс на лучший отзыв об экскурсии

Конкурс творческих работ «Мой поселок, город»

Операция

«Исторические места поселка, города»

Поисковая работа «Вехи истории»

«Краеведческий музей»

«Предприятия моего поселка, города»

Береги родной край

«Чердак»,

«В бабушкином сундучке»

Воспитание патриотических чувств и любви к прекрасному.

Ознакомление с историей поселка, города.

Ознакомление с профессиями.

Сбор информации об экологических проблемах края

Пополнение фонда музейного уголка

Ст. вожатая,кл.рук.

1-6кл.

Учителя,8-10кл.

Руководитель и совет муз. угол.

4

Субботник

«Посади дерево во дворе»

«Мой поселок»

Воспитание любви и бережного отношения к природе, к труду.

Экологическое воспитание.

Администрация, учителя, 2-11кл.

«Уголок России – отчий дом».

Вид мероприятия

Название

Цели

Исполнители

1

Классный час

Конкурс  инсценирования патриотической песни

Конкурс смотра строя и песни Конкурс  рисунков

Коллаж 

Конкурс  Новотроицкая весна

«Что ты знаешь об истории земли русской?»

«Они прославили Родину»

«Суровые годы войны»

«Я люблю тебя, Родина!»

«Отчизны верные сыны»

 «Славные защитники Отечества» (1 – 4 классы)

 «Я служу России» (5 – 10 классы)

 «Люблю тебя, моя Россия…».

Воспитывать патриотические чувства, нравственные качества на примере героического прошлого.

На примере деятелей культуры разных народов России воспитывать эстетические качества.

Воспитывать чувство долга, патриотизма на примере ветеранов войны.

Воспитывать чувство долга, патриотизма.

 Развитие творческих способностей.

Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств, развитие творческих способностей учащихся

5-7кл., кл.рук.

2-4 кл.,ст. вожатая

5-8кл., учителя

10-11кл., учителя

Учителя физкультуры, кл. рук. 1- 11 кл.

Коллектив педагогов и учащихся

2

Экскурсии в городской музей

Конкурс на лучший отзыв об экскурсии

Всероссийские выставки и музеи других городов.

Знакомство с прошлым  народов разных национальностей.

Воспитывать гражданственность и патриотизм.

На примере творчества деятелей культуры воспитывать любовь к прекрасному.

 Администрация, кл.руководители        3-11кл.

3

  Игра – викторина

«Гражданином быть обязан» 

 

Воспитание активной гражданской позиции, умение отстаивать свою точку зрения.

Кл.рук. 8 -11

 

4

Фестиваль национальной кухни

Месячник   оборонно-спортивной работы и патриотического воспитания

День вывода войск из Афганистана

«Вместе – дружная семья»

«Виват, Россия!»

«Афганистан – незаживающая рана»

Воспитание толерантности, уважения к традициям, обычаям других национальностей.

Воспитание активной гражданской позиции,

 патриотизма, нравственных качеств на примере героического прошлого.

Учитель технологии, ст. вожатая, кл. рук., совет старшекл.

Зам. дир. по ВР, классные руководители

Литература.

  1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006,  №5. С. 4-7.
  2. Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
  3. Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
  4. Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
  5. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
  6. Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
  7. Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
  8. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
  9. Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
  10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
  11. Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
  12. Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
  13. Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29.    



Предварительный просмотр:

Современные подходы к  преподаванию литературы в соответствии с требованиями ФГОС основного  общего образования.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках литературы, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, предполагающие активное сотворчество учителя и обучающегося.

Литература -это один из ведущих гуманитарных учебных предметов содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

Развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного  критически относиться к себе и к окружающему миру.

Одними из главных целей изучения литературы   в рамках ФГОС являются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (в любом другом речевом высказывании) и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Какими должны быть результаты, сформированные при изучении литературы? Таковым является:

Воспитанная  духовно-нравственная   личность, с  чувством  любви      к многонациональному Отечеству, уважительным отношением к русской литературе, к культурам других народов.

Особую роль в этом я отвожу ролевой игре.

Специфика ролевой игры характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и расположенными ролями.

Уроки - ролевые игры я разделяю по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные игры, направленные на имитацию определенного профессионального действия;

2) ситуационные игры, связанные с решением какой-либо узкой, конкретной проблемы - игровой ситуации;

3) условные игры, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т. д.

Отмечу, что, применяемые мною в практике игры, можно классифицировать по количеству участников игры:

· парные;

· групповые;

· общеклассные.

Формы проведения игр могут быть самыми разными: это воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки-суды ,КВН , инсценирование.

На своих уроках я применяю такие формы  урока как: игровые, дискуссионные, оценочные уроки. Инсценировка отдельных эпизодов создаёт на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Более того, урок - игра таит в себе большие возможности для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения, как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нём осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся.

.

Моя задача  на данном уроке - спектакле – постановка вопросов – раздражителей, которые заставляют учеников мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз обратиться к произведению ,подумать о жизни.

Так на уроке русского  языка в 5 классе провожу повторение « Орфограммы в корне слова » в форме КВН. Составляю с ребятами обобщающие таблицы по данной теме, тренирую на практике  написание слов с различными видами орфограмм в корне слова.

  • «Интеллектуальную игру» провожу в форме викторины, закрепляю умения и навыки нахождения в слове приставки, корня  и  их правильного правописания;
  • развиваю логическое мышление,
  • орфографическую зоркость, повторяю изученные ранее орфограммы;
  • закрепляю знания о фразеологизмах
  • прививаю интерес к изучению русского языка.

На  «Празднике сказки» закрепляю и обобщаю полученные знания о литературных и народных сказках. Инсценируя   отдельные эпизоды, ребята понимают величие и красоту сказок.

Игровой стиль – это стиль всего обучения, всего урока, а не одного его какого- то элемента. Это не отдельные «вставные номера», это не отдых или досуг, это стиль работы, смысл которого не столько облегчить учащимся  работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее.

При анализе результатов ролевой игры (рефлексии) определяется степень активности учащихся, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

Необходимо отметить, что рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы. Можно выделить следующие уровни рефлексии:

· эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.);

· исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры);

· качественно-прогнозирующий (что получилось, что нет, почему, варианты решения проблемы);

· по влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку).

Таким образом, понятие «игра» рассматривается как деятельность личности. Выделяю такие структурные элементы игры как деятельности:

1.Целеполагание. Любая деятельность характеризуется целенаправленностью, результативностью и протекает в определённом временном промежутке.

Цель литературного образования учащихся — формирование читательских компетенций и развитие потребности постоянного общения с книгой.

2.Планирование. Умение планировать работу - это составная часть научной организации труда, которая «требует, чтобы вместо «авось» был точный расчет; вместо «кое-как» - четкий план работы; вместо «когда-нибудь» - точные календарные сроки».

Влияние технологии  игры на результаты обучения следующие:

1) увеличение познавательной активности, так как все учащиеся активны во время ролевой игры, нет пассивных;

2) повышение качества успеваемости;

3) расширение содержания самооценки детей за счёт того, что они могут говорить о своей роли;

4) теоретический материал проигрывается через действие; традиционная форма – знания, а нестандартные (игры) – знание через действие;

5) развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию, художественного вкуса и культуры учащихся.

Моя задача,  как учителя литературы,  сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а наоборот, способствовала возникновению активности у учащихся, интереса к учению и к открытию. Активность же учащихся в процессе обучения наиболее ярко и последовательно проявляется в ведущем виде деятельности - игре. Однако, являясь фактически развлечением и отдыхом, игра на уроках призвана организовать процесс обучения, активизировать развитие творческих способностей учащихся, помочь преодолеть трудности в общении, корректировать поведение в разнообразных ситуациях.

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Ш.Амонашвили.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежат слова Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое представлено в виде авторского педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята

.

В чем проявляет себя  творческая личность?

 Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности

 Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.

 Оригинальна, комбинирует различные находки.

 Работа приносит ей удовольствие.

 Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.

 Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.

Цель применения технологии: воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Задачи:

 формирование творческого потенциала личности посредством использования различных видов деятельности в рамках программы «Творческая мастерская».,

 поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

Предполагаемый результат.

1.развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

2.повышение коммуникативной компетентности учащихся;

3.развитие самоуважения и формирование адекватной самооценки;

4.формирование потребности в творческой самореализации личности;

5 формирование уважительного отношения к личности других людей.

Развитие творчества осуществляется посредством игровых форм работы,педагогических проб,интерактивных экспедиций, творческих презентаций, проектной и исследовательской деятельности.

С творческой группой ребят мы начали работать над проектом “Родные россыпи жемчужин» по творчеству В.И.Даля. В итоге работы был создан слайд-фильм “Жизненный путь  В.И.Даля”, собран богатый материал по пословицам и поговоркам, творчеству Эдуарда Асадова.

Созданы презентации и собран материал по литературе 18-19века: интересные факты из жизни  Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского и т.д.

На спецкурсах по русскому языку «Занимательная грамматика», «Русский язык как иностранный» учащиеся  вместе со мной занимаются разными видами деятельности: участвуют в конкурсах чтецов, составляют доклады, выступления, рефераты с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников, работают над проектами, результатом являются мультимедийные презентации.

В этом учебном году на  конкурсе чтецов в рамках декады русского языка и литературы учащиеся 5 и 7 классов заняли первые места в номинации «Мисс артистизм», «Мисс Нежность».

Во внеурочной деятельности применяю технологию развития творческих способностей учащихся. «Литературные гостиные» «Завтра была война», « Профессии прекрасней нет на свете, посвященная Дню учителя, стали традицией в нашей школе, где ребята с удовольствием выступают с выразительным чтением стихотворений,  ставят сценки.                                            .                   Конкурс «Русская изба», проведенный МБОУ  « СОШ№46», «захватил наших , Придумали "Посиделки в русской избе", пели, танцевали, выразительно читали стихи, звучали частушки, пословицы, поговорки, играли на музыкальных инструментах: трещотках, бубнах. Заняли 1 место в номинации «У самовара».

«Во Дворце творчества детей и молодежи» был объявлен конкурс  «Наша Таня громко плачет» в номинации «Поздравительная открытка» занял 1 место Матаев Даниил ,      обучающийся 9Б класса, выполнив фотошоп.                        2 место заняли Оганян Сусанна, Асанова Аида и Абдукайым Алина, нарисовав Поздравительную открытку.

Успеха…, Удачи в творческих поисках!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...

Рабочая программа "Английский язык" В.П. Кузовлев. 2 класс.

Рабочая программа по английскому языку, базовый уровень, для учащихся  2 классов. УМК В.П. Кузовлева "Английский язык". 1 год обучения....

Рабочая программа "Английский язык" В.П. Кузовлев. 3 класс.

Рабочая программа по английскому языку (базовый уровень) для учеников 3 класса. УМК В.П. Кузовлева "Английский язык". 2 год обучения....

Рабочая программа "Английский язык" В.П. Кузовлев. 4 класс.

Рабочая программа по английскому языку (базовый уровень) для учеников 4 класса. УМК В.П. Кузовлева "Английский язык". 3 год обучения....

Рабочая программа "Английский язык" В.П. Кузовлев. 5 класс.

Рабочая программа по английскому языку (базовый уровень) для учеников 5 класса. УМК В.П. Кузовлева "Английский язык". 4 год обучения....

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...