Анализ состояния преподавания предмета иностранные языки
методическая разработка на тему

Разработка включает в себя анализ состояния преподавания предмета немецкий язык со 2 по 11 класс, и предмета английский язык в 9-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_prepodavaniya_inostrannogo_yazyka.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ преподавания иностранного языка

за 2013-2014 учебный год

Основной целью обучения иностранному языку было формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке, развитие культуры устной и письменной речи, формирование у школьников уважения к другим народам и культурам.

 Преподавание предмета осуществлялось в соответствии с требованиями  Федерального Государственного Образовательного  стандарта начального образования по иностранным языкам и на основании примерных программ начального, основного общего и среднего (полного) образования.

     Обучение немецкому языку ведется по следующим учебникам:

2-9 класс-  УМК  авторов  “Schritte ” И.Л. Бим и Л.В. Садомовой

             10, 11 класс -  УМК  И.Л. Бим  «Немецкий язык    

 Обучение английскому языку проводится по следующим учебникам:

9-11 классы  - «EnjoyEnglish» УМК авторов М.З. Биболетовой,    

О.А.Денисенко и Н.Н. Трубаневой

   В соответствии с Федеральным государственным стандартом по  иностранному языку обучение было направлено на достижение следующих целей:

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном уровне речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
  • Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  • Воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.

          Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать  иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметныеобщеучебные умения и навыки.

С учетом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык" направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
  • расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
  • развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
  • приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
  • духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
  • развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работать в паре, в группе.

      Обучение иностранному языку в основной школе было направлено на развитие у школьников познавательных способностей, интеллектуальных умений и ценностных ориентаций, системы личностных отношений, способности к самооценке, формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

      Преподавание иностранного языка в школе старшей ступени было направлено на реализацию следующих задач:

    - научить старшеклассников использовать иностранный язык в повседневной жизни как средство самообразования в интересующих их областях знаний;

    - быть способными продолжить образование по иностранному языку после окончания школы в русле их будущей профессии.

С целью определения уровня образовательных достижений учащихся школы, освоения содержания образования по иностранному языку по языковой и речевой компетенции были проведены текущие и итоговые контрольные работы по четырем аспектам:

    - аудирование

    - чтение

    - письмо

    - лексико-грамматическое тестирование.

     Из результатов контрольных работ следует, что в целом все учащиеся достигли базового уровня обученности по иностранному языку.

     Самые высокие результаты – в сформированности навыков чтения. Учащиеся могут понять основное содержание текстов, выделить главную мысль и существенные факты в предложенных текстах, выбрать правильные ответы на предложенные вопросы (71% на «4»  и «5»).

     Анализ заданий по аудированию также показал неплохие результаты. Учащиеся демонстрируют умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов (60% на «4» и «5»).

     Анализ результатов выполнения задания в разделе «Письмо» показал, что учащиеся недостаточно владеют навыками письменной речи, испытывают затруднения при соблюдении принятых в языке правил оформления личных и деловых писем, допускают ошибки на употребление видовременных форм глагола, согласование времен, порядок слов в предложении.

     Анализ результатов лексико-грамматического тестирования показал, что у учащихся недостаточно сформированы навыки владения средствами словообразования. Значительную трудность представляет также употребление видовременных форм глагола.

    В текущем учебном году была проведена промежуточная аттестацияпо немецкому языку во всех классах. Уровень обученности составил 100%. Качество знаний во всех классах разное. Промежуточный контроль показал, что у учащихся высокий уровень работы с аутентичными текстами, хорошо сформировано умение поиска необходимой информации в тестах. Недостаточный уровень владения лексико-грамматическими навыками и умениями. Большинство ошибок было допущено в заданиях такого типа. Из этого следует сделать вывод о необходимости выполнения больше заданий такого типа в дальнейшем.

    В данном учебном году учащихся 5-11 классов участвовали в школьной олимпиаде по английскому и немецкому языку.

Ученица 7 класса Скиба Ирина, ученик 8 класса Насонов Илья, ученик 9 класса Каленов Дмитрий, ученица 10 класса Федорова Екатериназаняли 1 место по школе. Эти же ученики принимали участие в районной олимпиаде по немецкому языку, но не заняли призовые места. Следовательно, необходимо уделять больше внимания работе с одаренными детьми, чтобы добиться более высокого результата.

           Анализ состояния преподавания и качества предметной подготовки свидетельствует о динамике развития школьников в соответствии с поставленными задачами. Повышаются коммуникативные способности учащихся (общение средствами языка), формируется система личностного отношения к иноязычной культуре, повышается общее развитие школьников и расширяется их кругозор. Качество знаний и степень обученности учащихся находятся в основном на стабильно хорошем уровне, в отдельных классах стабильны.

Данные анализа годовых оценок по немецкому языку  (2013-2014 учебный год)

Класс

2-4

5

6

7

8

9

10-11

Качество знаний

42%

62%

33%

62%

55%

50%

75 %

Данные анализа годовых оценок  по английскому языку (2013-2014 учебный год)

Класс

9

10

11

Качество знаний

62 %

77 %

71 %

   

Немецкий язык

Класс

Количество

 часов по

 программе

Выполнено

Количество К/Р

Выполнено

2 класс

68

62

2

2

3 класс

68

61

4

4

4 класс

68

66

4

4

 

5класс

102

91

8

8

 

6 класс

102

90

5

5

 

7 класс

102

91

6

6

 

8 класс

102

91

3

3

9класс

102

88

2

2

10 класс

102

89

5

5

11 класс

102

88

4

4

Английский язык

Класс

Количество

 часов по

 программе

Выполнено

Количество К/Р

Выполнено

9класс

102

76

4

3

10 класс

102

78

4

3

11 класс

102

76

5

4

Исходя из анализа состояния преподавания иностранного языка, в будущем учебном году предстоит работать над такими проблемами, как

-повышения качества знаний в начальном звене

 -   использование ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности;

     - активизация внеклассной работы с учащимися с целью повышения мотивации изучения иностранного языка.

     -  работа с одаренными детьми в рамках кружковой работы.

МаршаковаА.А.

Учитель немецкого языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"

Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...

Основные принципы модульного обучения в процессе преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях.

Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как «Иностранный язык», проблема появляет...

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный  язык»  в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Свидетельство о профмастерстве. Успешно пройдена Независимая диагностика на знание основ преподавания учебного предмета "Иностранный язык" и соответствие профстандарту учителя иностранного языка

Независимая диагностика 2021 на знание основ преподавания учебного предмета "Иностранный язык" и соответствие профстандарту учителя иностранного языка...

Доклад на МО по теме: «Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык»

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.Основными задачами ФГОС являются: создание единого образ...