Всегда найди, за что похвалить
статья по теме

Рябова Елизавета Фёдоровна

Статья о жизненных уроках, полученнын мною от матери - Человека, Женщины, Педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

  В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда стоит остановиться, задуматься : правильно ли ты живёшь? Всё ли делаешь как надо? И в такие минуты очень важно определиться с критериями , по которым будешь оценивать всё сказанное и сделанное. Я хочу рассказать о тех простых, но чрезвычайно мудрых уроках жизни, которые мне посчастливилось получить  от моей мамы, которая для меня – идеал Человека, Матери и Учителя. Её нет в этом мире уже 10 лет, но тот Свет, который она подарила своим близким и ученикам, не может померкнуть даже в самых холодных и чёрствых душах.

 Я по сей день не могу понять : откуда у простой сельской девочки, пережившей нищее послевоенное детство без отца, взялось столько сил и мудрости, чтобы в самые страшные и горькие моменты жизни не только не жаловаться на судьбу, но ещё и поддерживать своим жизнелюбием и оптимизмом окружающих. Я с детства и навсегда усвоила главный мамочкин урок. Она очень часто говорила: «Что бы ни делалось – всё к лучшему!» Иногда в это невозможно было поверить, но в итоге – ВСЕГДА срабатывало! Знаете, что здесь самое удивительное? То, что эту фразу убеждённо произносила маленькая хрупкая женщина, 17 лет прикованная к постели болезнью. Не счастливая избалованная богатством дамочка , а инвалид І группы, страдающая постоянными сильнейшими болями (полиартрит), не имеющая силы даже самостоятельно повернуться на другой бок, подтянуть одеяло, удержать ложку…

 А в юности была певуньей и красавицей! Руководила хором в ДК железнодорожников, преподавала в школе 27 лет (сначала - пение, а потом, окончив пединститут,- русский язык и литературу). Помню, как засыпала в детстве под её волшебные истории о Снежной Королеве, Гадком утёнке, а иногда ещё в эту галерею героев попадали то влюблённая Татьяна Ларина, то гордая барышня – крестьянка, то отважный Петруша Гринёв. И всегда мама делала акцент на человеческом благородстве, умении жертвовать собой ради других. Самым ярким персонажем моего детства был самоотверженный Данко, самым отвратительным – себялюбец Ларра . Вполне закономерно, что я, как и мама, стала учителем русского языка и литературы.

  Дети актёров растут «за кулисами», а чада учителей – за дверями школьных кабинетов. Тогда, в начале 70-х, наша школа работала в две смены, уроки заканчивались в 19.30, и мы, детишки учителей и техработниц, играли и общались , сидя на широких подоконниках больших школьных коридоров.

Изредка – вот было счастье!- выпадала возможность мне, 5-летней малявочке,  даже поприсутствовать на самом настоящем уроке!

   Мама научила меня терпению и любви к ученикам. Она никогда не злилась на плохой детский почерк, особенно у детей из средних классов. Умела заметить даже маленькое достижение ребёнка и от души радовалась, хотя я тогда и не видела повода .«Ой, смотри, Серёжа в прошлом диктанте сделал 18 ошибок, а сейчас – только 15!» - почти счастливо восклицала мама, и я знала точно, что завтра она перед всем классом будет хвалить мальчика за это достижение.

    Как классный руководитель мама часто посещала на дому учеников, особенно из неблагополучных семей. Помню, однажды зимой ,по темноте, мы с ней ( а куда ж меня девать- детский сад уже закрылся на ночь) ходили на окраину города  к одному ученику. Я очень удивилась, когда увидела, как мама, войдя в дом, достала из сумки банку моего любимого абрикосового варенья и вручила её чуть испуганному мальчишке. Парень был «ещё тот» - дерзил учителям, прогуливал уроки, плохо учился. Но ни одно его прегрешение не было озвучено его родителям. Наоборот, мать и отец услыхали много хорошего о сыне – с добрый он, и справедливый, и полы в классе лучше всех моет.  Потом мамочка сказала мне замечательную вещь : «Всегда найди, за что можно похвалить человека, особенно ребёнка, и со временем он станет таким, каким ты его видишь». Эти слова я всегда использую в своей работе с детьми.  

   Отдельная тема – мамина любовь и трепетное отношение к больным детям. Она всегда писала тёплые письма ученикам, которые попали в больницу или уехали на лечение в санаторий. Это внимание и забота вернулись ко мне спустя два десятка лет, когда я сама попала в больницу с инсультом. Однажды в палату, где я лежала, вошла незнакомая пожилая  женщина. Она подошла ко мне и сказала : «Вы меня не помните. Я мама Люды С.. Когда моя девочка болела, Вера Ивановна  писала ей письма, это было так приятно. Я узнала от знакомых о Вашей болезни и подумала : ведь Вашей мамы уже нет в живых, кто ж Вам домашней еды принесёт? Я сварила  куриный супчик, поправляйтесь поскорее!» Было ощущение, что мамочка моя с того света позаботилась обо мне!

 В результате болезни мама многие годы была лишена возможности выходить из дома. Но люди к ней приходили всё время! У нас было непреложное правило – каждого гостя обязательно напоить чаем «с чем-нибудь». В то время пенсию приносили почтальоны домой, а в конце 90-х их ещё и заставляли приторговывать разной мелочовкой – консервами, чаем, печеньем, туалетным мылом и т.п. Мама всегда очень активно отоваривалась и каждого гостя пыталась «одарить». Мне всегда рассказывала: «Когда  к моей маме, а твоей бабушке, приходили гости, она говорила, что это – большая милость Божья и нужно обязательно гостя уважить, угостить. Время было голодное, и я удивлялась: что же делать, если угостить-то и нечем? А бабушка твоя отвечала, что хоть воды холодной из колодца можно предложить.» Эту мамину мудрость я тоже взяла в свою «копилку».

  В последние годы жизни мама очень сильно страдала он болей, в одно время мы уже думали, что это конец – наша родненькая неделю лежала не поднимаясь, почти всё время спала, бредила. И вдруг раздался телефонный звонок. Мамины «девочки», четверть века назад окончившие школу, сказали, что через полчаса заедут проведать «Верочку» (так ласково за глаза называли её в школе). И случилось чудо! Мама пришла в себя, я усадила её, одела, причесала. К приезду Виты, Аллы и Ларисы у мамы был вполне «живой», радостный и взволнованный вид. Девчонки привезли огромную охапку роскошных голландских роз на длиннющем стебле, гостинцы. После глотка шампанского мама уже так «расхрабрилась», что вместе со своими повзрослевшмим ученицами пела на румынском и на русском языке песню, которую они когда-то вместе разучили в школе:

Бухарест - пенье ласковое скрипок!

Бухарест – море дружеских улыбок!

Пусть летит от родных московских мест

Мой привет в Бухарест, Бухарест…

  Эта встреча продлила мамину жизнь ещё на 3 года. Пусть тебе будет светло и спокойно в другом мире, мамочка! Твои уроки доброты и человечности не прошли без следа!

Елизавета Рябова- Ус,

Украина,

Днепропетровская обл.,

г.Синельниково,

ул. Исполкомовская, 64-А, кв.11

эл. адрес dom0566323517@gmail.com

 



Предварительный просмотр:

  В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда стоит остановиться, задуматься : правильно ли ты живёшь? Всё ли делаешь как надо? И в такие минуты очень важно определиться с критериями , по которым будешь оценивать всё сказанное и сделанное. Я хочу рассказать о тех простых, но чрезвычайно мудрых уроках жизни, которые мне посчастливилось получить  от моей мамы, которая для меня – идеал Человека, Матери и Учителя. Её нет в этом мире уже 10 лет, но тот Свет, который она подарила своим близким и ученикам, не может померкнуть даже в самых холодных и чёрствых душах.

 Я по сей день не могу понять : откуда у простой сельской девочки, пережившей нищее послевоенное детство без отца, взялось столько сил и мудрости, чтобы в самые страшные и горькие моменты жизни не только не жаловаться на судьбу, но ещё и поддерживать своим жизнелюбием и оптимизмом окружающих. Я с детства и навсегда усвоила главный мамочкин урок. Она очень часто говорила: «Что бы ни делалось – всё к лучшему!» Иногда в это невозможно было поверить, но в итоге – ВСЕГДА срабатывало! Знаете, что здесь самое удивительное? То, что эту фразу убеждённо произносила маленькая хрупкая женщина, 17 лет прикованная к постели болезнью. Не счастливая избалованная богатством дамочка , а инвалид І группы, страдающая постоянными сильнейшими болями (полиартрит), не имеющая силы даже самостоятельно повернуться на другой бок, подтянуть одеяло, удержать ложку…

 А в юности была певуньей и красавицей! Руководила хором в ДК железнодорожников, преподавала в школе 27 лет (сначала - пение, а потом, окончив пединститут,- русский язык и литературу). Помню, как засыпала в детстве под её волшебные истории о Снежной Королеве, Гадком утёнке, а иногда ещё в эту галерею героев попадали то влюблённая Татьяна Ларина, то гордая барышня – крестьянка, то отважный Петруша Гринёв. И всегда мама делала акцент на человеческом благородстве, умении жертвовать собой ради других. Самым ярким персонажем моего детства был самоотверженный Данко, самым отвратительным – себялюбец Ларра . Вполне закономерно, что я, как и мама, стала учителем русского языка и литературы.

  Дети актёров растут «за кулисами», а чада учителей – за дверями школьных кабинетов. Тогда, в начале 70-х, наша школа работала в две смены, уроки заканчивались в 19.30, и мы, детишки учителей и техработниц, играли и общались , сидя на широких подоконниках больших школьных коридоров.

Изредка – вот было счастье!- выпадала возможность мне, 5-летней малявочке,  даже поприсутствовать на самом настоящем уроке!

   Мама научила меня терпению и любви к ученикам. Она никогда не злилась на плохой детский почерк, особенно у детей из средних классов. Умела заметить даже маленькое достижение ребёнка и от души радовалась, хотя я тогда и не видела повода .«Ой, смотри, Серёжа в прошлом диктанте сделал 18 ошибок, а сейчас – только 15!» - почти счастливо восклицала мама, и я знала точно, что завтра она перед всем классом будет хвалить мальчика за это достижение.

    Как классный руководитель мама часто посещала на дому учеников, особенно из неблагополучных семей. Помню, однажды зимой ,по темноте, мы с ней ( а куда ж меня девать- детский сад уже закрылся на ночь) ходили на окраину города  к одному ученику. Я очень удивилась, когда увидела, как мама, войдя в дом, достала из сумки банку моего любимого абрикосового варенья и вручила её чуть испуганному мальчишке. Парень был «ещё тот» - дерзил учителям, прогуливал уроки, плохо учился. Но ни одно его прегрешение не было озвучено его родителям. Наоборот, мать и отец услыхали много хорошего о сыне – с добрый он, и справедливый, и полы в классе лучше всех моет.  Потом мамочка сказала мне замечательную вещь : «Всегда найди, за что можно похвалить человека, особенно ребёнка, и со временем он станет таким, каким ты его видишь». Эти слова я всегда использую в своей работе с детьми.  

   Отдельная тема – мамина любовь и трепетное отношение к больным детям. Она всегда писала тёплые письма ученикам, которые попали в больницу или уехали на лечение в санаторий. Это внимание и забота вернулись ко мне спустя два десятка лет, когда я сама попала в больницу с инсультом. Однажды в палату, где я лежала, вошла незнакомая пожилая  женщина. Она подошла ко мне и сказала : «Вы меня не помните. Я мама Люды С.. Когда моя девочка болела, Вера Ивановна  писала ей письма, это было так приятно. Я узнала от знакомых о Вашей болезни и подумала : ведь Вашей мамы уже нет в живых, кто ж Вам домашней еды принесёт? Я сварила  куриный супчик, поправляйтесь поскорее!» Было ощущение, что мамочка моя с того света позаботилась обо мне!

 В результате болезни мама многие годы была лишена возможности выходить из дома. Но люди к ней приходили всё время! У нас было непреложное правило – каждого гостя обязательно напоить чаем «с чем-нибудь». В то время пенсию приносили почтальоны домой, а в конце 90-х их ещё и заставляли приторговывать разной мелочовкой – консервами, чаем, печеньем, туалетным мылом и т.п. Мама всегда очень активно отоваривалась и каждого гостя пыталась «одарить». Мне всегда рассказывала: «Когда  к моей маме, а твоей бабушке, приходили гости, она говорила, что это – большая милость Божья и нужно обязательно гостя уважить, угостить. Время было голодное, и я удивлялась: что же делать, если угостить-то и нечем? А бабушка твоя отвечала, что хоть воды холодной из колодца можно предложить.» Эту мамину мудрость я тоже взяла в свою «копилку».

  В последние годы жизни мама очень сильно страдала он болей, в одно время мы уже думали, что это конец – наша родненькая неделю лежала не поднимаясь, почти всё время спала, бредила. И вдруг раздался телефонный звонок. Мамины «девочки», четверть века назад окончившие школу, сказали, что через полчаса заедут проведать «Верочку» (так ласково за глаза называли её в школе). И случилось чудо! Мама пришла в себя, я усадила её, одела, причесала. К приезду Виты, Аллы и Ларисы у мамы был вполне «живой», радостный и взволнованный вид. Девчонки привезли огромную охапку роскошных голландских роз на длиннющем стебле, гостинцы. После глотка шампанского мама уже так «расхрабрилась», что вместе со своими повзрослевшмим ученицами пела на румынском и на русском языке песню, которую они когда-то вместе разучили в школе:

Бухарест - пенье ласковое скрипок!

Бухарест – море дружеских улыбок!

Пусть летит от родных московских мест

Мой привет в Бухарест, Бухарест…

  Эта встреча продлила мамину жизнь ещё на 3 года. Пусть тебе будет светло и спокойно в другом мире, мамочка! Твои уроки доброты и человечности не прошли без следа!

Елизавета Рябова- Ус,

Украина,

Днепропетровская обл.,

г.Синельниково,

ул. Исполкомовская, 64-А, кв.11

эл. адрес dom0566323517@gmail.com

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сто способов похвалить ребенка

Информация для родителей и учителей.  Как важно уметь поддержать  ребенка хорошим  словом......

Всегда найди, за что похвалить

Статья о жизненных уроках, полученнын мною от матери - Человека, Женщины, Педагога...

Как похвалить ученика: 10 правил эффективной похвалы

Золотые правила учительской похвалы ...

Как похвалить ученика: 10 правил эффективной похвалы

Похвала – очень действенный и тонкий педагогический инструмент. Молодые учителя не всегда знают, как правильно и эффективно похвалить ученика. Надеемся, что им помогут 10 золотых правил учительской по...

Как похвалить ученика: 10 правил эффективной похвалы

Золотые правила учительской похвалы...

3 класс (четвертый год обучения) Психокоррекционный модуль «Формирование и развитие познавательной сферы» (подгрупповые занятия) 22 учебная неделя. Тема: «Найди общее, найди различия».

Тема: «Найди общее, найди различия».Цель: формирование логического действия абстрагирования: умение отвлечься от второстепенных признаков.Задачи.Образовательные:- развитие пространственных...